Практическая работа №1-2 (4 часа)
Содержание СРС по курсу «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
№ п/п | Тема для СРС | Задания | Количество часов, отводимых на выполнение заданий | Учебно-методическое обеспечение |
1. | Рост и развитие организма | Перечислите критерии возрастной периодизации. Охарактеризуйте основные периоды роста и развития ребенка. Сенситивные периоды развития ребенка. | Рекомендуемая литература и интернет-ссылки | |
2. | Классификация тканей | Зарисуйте основные виды тканей человека. Дайте характеристику органному и системному уровням организации. | Рекомендуемая литература и интернет | |
3. | Нервная система ее развитие и строение | Опишите структурно-функциональную организацию коры больших полушарий. Изобразите схематично рефлекторную дугу и обозначьте ее элементы. Изучите по муляжам и составьте опорную таблицу по структуре нервной системы | Рекомендуемая литература и интернет | |
4. | Сенсорные системы и их значение для развития человека | Дайте характеристику зрительным функциям и их возрастным особенностям. Зарисуйте элементы отделов органа слуха. Дайте характеристику слуховому анализатору. Перечислите гигиенические рекомендации по профилактике зрительных и слуховых нарушений у детей. | Рекомендуемая литература и интернет | |
5. | Железы внутренней секреции | Составьте опорную таблицу по действию основных гормонов на развитие ребенка. Охарактеризуйте строение и топографию надпочечников, тимуса, половых желез. | Рекомендуемая литература и интернет | |
6. | Опорно-двигательный аппарат. | Охарактеризуйте возрастные особенности хим. состава костей. Назовите и охарактеризуйте основные отделы скелета человека. Зарисуйте строение скелетных мышц. Раскройте понятие о мышечном тонусе и его регуляции. Составить рекомендации по профилактике функциональных нарушений осанки. | Рекомендуемая литература и интернет | |
7. | Пищеварительная система и ее функции | Дайте характеристику строению зубов, этапам их смены. Составьте рекомендации по профилактике кариеса у детей. Составьте опорную таблицу по характеристике пищеварительных ферментов. | Рекомендуемая литература и интернет | |
8. | Сущность метаболизма в организме человека | Раскройте понятие основных сторон обмена веществ. Дайте характеристику влияния витаминов А, группы В, С, D, Е, РР, К. | Рекомендуемая литература и интернет | |
9. | Терморегуляция | Опишите механизмы терморегуляции на разных возрастных этапах. Зарисуйте схему строения нефрона и опишите механизм его работы. | Рекомендуемая литература и интернет | |
10. | Возрастные особенности лимфатической системы | Охарактеризуйте структурные компоненты лимфатической системы, ее возрастные особенности. Охарактеризуйте основные виды иммунитета. | Рекомендуемая литература и интернет | |
11. | Возрастные особенности систем крови и кровообращения | Изобразите основные отделы сердца и обозначьте проводящую систему сердца. Дайте характеристику показателям работы сердечнососудистой системы в разных возрастных группах. Опишите группы крови по резус-фактору. Иммунный конфликт матери и плода. | Рекомендуемая литература и интернет | |
12. | Анатомия и физиология дыхательной системы | Значение носового дыхания для развития детей. Сформулируйте основные профилактические меры по предупреждению заболеваний верхних дыхательных путей. Изобразите строение ацинуса и дайте характеристику его работы. | Рекомендуемая литература и интернет | |
13. | Строение кожи ребенка. Возрастные особенности ее функций. | Зарисовать строение основных слоев кожи и дать характеристику их функций. Сформулируйте основные правила закаливающих процедур. | Рекомендуемая литература и интернет | |
14. | Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. | Охарактеризуйте основные этапы диагностики развития ребенка. Критерии готовности ребенка к систематическому обучению. Проанализируйте современное состояние здоровья в разных возрастных группах, выделите основные тенденции. | Рекомендуемая литература и интернет | |
Итого часов: |
Основная литература:
1. Каменская В.Г., Мельникова И.Е. Возрастная анатомия, физиология и гигиена Учебник для вузов, бакалавриат. С.-Пб.: изд. Питер, 2013.-280 с.
2. Назарова, Е.П. Возрастная анатомия, физиология и гигиена / Е.П. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Академия, 2013. – 253 с.
3. Пивоваров ЮЛ. Гигиена Учебник ВПО: В 2т, - М.: ИЦ Академия, 2013. - 1072 с.
4. Пономарева Н.А., Тютюнникова Е.Б., Арушанян Ж.А. Методические рекомендации к лабораторным работам по дисциплине Возрастная анатомия и физиология. Армавир: АФГОУ ККИДППО, 2010. 72с.
5. Сивочалова О.В. Здоровый человек и его окружение: Уч. / 2-е изд - М.: ИЦ Академия, 2013. - 448 с.
6. Тютюнникова Е.Б., Пономарева Н.А., Арушанян Ж.А. Возрастная анатомия и физиология (практикум для студ. пед.вузов). (3-е издание) Армавир: РИЦ АГПУ, 2011.
Дополнительная литература:
- Алейникова Т.В. и др. Физиология центральной нервной системы: Учебное пособие /Т.В.Алейникова, В.Н.Думбай, Г.А.Кураев, Г.Л.Фельдман. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
- Атлас «Нервная система человека (строение и нарушения)» /Под ред. Астапова В.М., Минадзе Ю.В.- М.: 2001. 98с.
3. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студентов дефектол. фак. высших пед. учебных заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – М.: Высшая школа, 1991.
- Батуев А.С. Физиология ВНД и сенсорных систем. 3-третье издание испр. и дополненный М.: Высшая школа, 2001
- Батуев А.С., Куликов Г.А. Введение в физиологию сенсорных систем. - М.: 1983
- Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: (Физиология развития ребёнка): Учебное пособие для студентов высш. Пед. Учебных заведений / Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
8. Блум Ф., Лейзерсон А., Ховстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М., Мир, 1988.
- Данилова Н.Н. Крылова А.Л. Физиология ВНД. М.: Высшая школа, 1997. 280с.
- Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребёнка. – М.,2000.
- Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М.: Высшая школа, 1985
12. Иваницкий, М. Ф. Анатомия человека: учеб. для вузов физ. культуры/ М. Ф. Иваницкий. – М.: изд. Олимпия, 2008. – 624 с.
- Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. - М.: Просвещение, 1989
- Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии. Пособие для студ.мед. и биол. спец.вузов /Под ред. Агаджаняна Н.А.), 2000.
- Кураев Т.А. Физиология ЦНС Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
- Курепина, М. М. Анатомия человека: учеб. / М. М. Курепина, А. П. Ожигова. – М.: изд. ВЛАДОС, 2003. - 384 с.
- Маркосян А.А. Физиология. М.: Медицина, 1969
- Матюшонок М.Т., Турик Г.Г., Крюкова А.А. Физиология детей и подростков. Гигиена. - Минск, Высшая школа, 1990
- Мурский Л.И. Физиологические основы обучения и воспитания. - Владимир, 1972
- Общий курс физиологии человека и животных. Под редакцией Ноздрачёва А.Д. М.: 1991
- Основы физиологии человека. Под редакцией академика РАМИ Б.И.Ткаченко Санкт-Петербург 1994
- Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учебное пособие для студентов пед. вузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
23. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология человека: учеб./ М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина. – М.: изд. Академия, 2008.
24. Сапин, М. Р. Анатомия человека: учеб./ М. Р. Сапин,Г. Л. Билич. – М: Оникс 21 век, 2006. - 512 с.
- Спок Б. Ребенок и уход за ним. Л.: Политехник, 1992
- Ткаченко Б.И. Основы физиологии человека - С.П.: 1994
- Фомин Н.А. Физиология человека. - М.: Просвещение, 1995
- Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.: Просвещение, 1990
- Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. - М.: просвещение, АО «Учебная литература», 1995
- Чайченко С.М., Харченко П.Д. Физиология ВНД, - Киев, Высшая школа, 1981.
- Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов /В.В. Шульговский . – 2-е изд., испр. и доп. – М.: изд. Аспект Пресс,2005.
Практическая работа №1-2 (4 часа)