Среднеазиатская овчарка. Начиная с 20-х годов, все время существовали попытки перевести разведение породы на
Начиная с 20-х годов, все время существовали попытки перевести разведение породы на культурную основу. В декабре 1928 года в Ашхабаде организовалась секция служебного собаководства. Как следует из статьи «Туркменистан», помещенной в журнале «Собаководство и дрессировка» (1928, № 11—12, с 19), предполагалось открытие общественного питомника для разведения немецких овчарок, доберманов и собак местных пород: степняка и киргизской овчарки. Секция ставила себе целью изучить возможности применения для военной цели степняка и киргизской овчарки, используемой в то время для охраны пастбищ. Был проведен учет собак и выявлено в Ашхабаде: немецких овчарок — 6, доберманов — 64, киргизских овчарок — 40 и степняка до 300 экземпляров.
Под степняком, видимо, и понимается местный массовый тип среднеазиатской овчарки. Интересно, что уже в то время он четко отделялся от киргизской.
А в статье Минина «О служебном собаководстве в Туркменской республике», опубликованной в журнале «Собаководство» (1931, № 10—11), говорится, что история собаководства в Туркменской республике начинается с марта 1930 года, когда военное ведомство выдвинуло задачу о необходимости культивировать служебную и сторожевую собаку. Отмечается, что туркменская овчарка интересна по своим качествам, что Туркменгосторг в 1930 году возил шесть туркменских овчарок в Германию на Лейпцигскую выставку и получил предложение от германских собаководческих фирм на несколько десятков собак с оплатой по цене за каждую по 1000 рублей валютой.
Учитывая важность пастушьих собак для овцеводческих хозяйств, в 30-х годах проводился ряд мероприятий по изучению поголовья собак в разных регионах и улучшению племенного разведения. С 1934 года планировалось введение твердого породного районирования для исключения возможностей метизации собак разных пород.
Трудность, организации племенного разведения заключалась в самой специфике хозяйств. Отары и хозяйства разбросаны на значительных расстояниях, а в каждой отаре используется 2—3 собаки. Для улучшения организации разведения собак Наркомзем организовывал племрассадники, которые объединяли всех собак колхозных животноводческих ферм, совхозов и единоличников в 2—3 смежных административных районах и вели с ними контрольную и селекционную работу. Все собаки: племрассадников находились в гуртах или отарах, а в питомниках содержались лишь пустующие и щенные суки и щенки до 3 месяцев. В 3-месячном возрасте щенки раздавались в отары и гурты.
Наркомзем отказался от строительства питомников с содержанием собак в клетках, так как подобный опыт в питомнике Аскания-Нова не оправдал себя: собаки были розданы в совхозы, но оказались не пригодными для работы.
Вероятно, именно условия изоляции и более внимательное отношение к собаководству позволили каракулеводческому совхозу «Самсоново» Чарджоуской области Туркменистана, организованному в 1932 году, достичь высоких результатов в разведении среднеазиатской овчарки. На 1 января 1955 года совхоз имел 190 среднеазиатских овчарок, в том числе 38 сук. Собаки совхоза «Самсоново» были экспонатами и чемпионами Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1939—1941 и 1954—1956 годов. В совхозе культивировали линию крупного племенного кобеля Самсона, ныне утерянную из-за отсутствия племенных записей. Такая же судьба постигла и вторую линию чемпиона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1940 года черно-пегого Орлана.
Потомков этих собак, формально не имеющих доказательств своего происхождения, легко было угадать при первом же осмотре. На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1954 года демонстрировались очень характерные для линии Самсона крупные, однотипные породные кобели Барс, Гокче, Торгез, Карач и другие.
Прекрасных кобелей — производителей экспонировали на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и другие совхозы Туркмении. Но в те годы использование среднеазиатской овчарки не выходило за пределы основных районов распространения, порода была мало известна ведомствам и любителям.
На территории Казахстана с 1961 по 1963 год работала большая экспедиция по изучению приотарных собак. Возглавлял экспедицию кандидат сельскохозяйственных наук Ю.К. Пильщиков. В состав экспедиции входили сотрудники лаборатории собаководства Всесоюзного научно-исследовательского института овцеводства и козоводства (ВНИИ ОК), эксперты казахстанских клубов служебного собаководства, зооветспециалисты.
Экспедицией было обследовано 18 425 собак породы среднеазиатская овчарка, причем собак относили к породе визуально по фенотипу. Животные оценивались по экстерьеру и качеству работы — защите отар от хищников и посторонних лиц. Лучшие собаки подвергались измерению по десяти основным промерам, взвешивались и фотографировались.
Исследования приотарных собак Казахстана показали, что чабаны используют крупных собак азиатского происхождения только как сторожевых. Характеризуя типы собак, Ю.Н. Пильщиков указал, что собаки различаются по длине шерсти, по форме головы (у многих тип головы кавказской овчарки), по высоконогости, по типу сложения (более сухие в степной части, более сырые в горах).
Удельный вес среднеазиатских овчарок составляет в Казахстане 22 процента от общего числа обследованных собак. На севере республики их почти нет. Качество собак за последние годы ухудшилось.
Уменьшилось количество пастбищ, сократилась численность волков, появилась потребность в маленькой собаке-пастухе, помогающей проводить стада среди распаханных полей, подгонять отставших животных и т. д. С 1957 года в Советский Союз из-за границы стали ввозить мелких пастушьих собак: пули, пуми. Все это еще более ухудшило положение среднеазиатской овчарки, постепенно вытесняя ее.
Об этих же процессах говорила и И.В. Конон, побывавшая в Туркмении в 1980. году. Кроме того, она обратила внимание на несоответствие громадного большинства собак грубому типу конституции, узаконенному стандартом породы. Большинство собак относятся к крепкому типу, а некоторые даже приближаются к сухому.
Наконец, бедственному положению среднеазиатской овчарки была посвящена специальная конференция, состоявшаяся в столице Туркмении Ашхабаде в апреле 1990 года. На конференции обсуждались вопросы упорядочения племенной работы, стандарта породы. По содержанию программы и ее насыщенности информацией конференция превзошла многие аналогичные, ранее состоявшиеся. К сожалению, приехало мало представителей клубов ДОСААФ, ведомств, совсем не было делегатов от соседних республик Средней Азии.
Конференция проводилась по инициативе штатных сотрудников питомника Уголовного розыска МВД Туркменской ССР. Большой вклад в работу конференции внесли энтузиасты разведения туркменского алабая Гельды Курбанович Кяризов и Нурягдыев Амансахат.
Имя Гельды Кяризова известно в стране. Несколько лет тому назад он выступал в защиту ахалтекинской лошади и участвовал в пробеге на ахалтекинских лошадях от Ашхабада до Москвы. Теперь он поднимает вопрос о защите и спасении туркменского алабая.
Сообщения, сделанные участниками конференции, показали, что разведение туркменского алабая ведется изолированно, по областям, методами народной селекции без племенных книг, лишь энтузиастами породы. Каждая область гордится своими собаками, в результате — собаки разнотипные.
Разведение ведется по линиям, и хотя официальной регистрации пометов не производится, туркмены хорошо знают происхождение своих собак. Наиболее ценными за последние два десятилетия считаются линии Белого Екемена и Черного Екемена. Так как клички собакам местное население дает по приметам, то можно сделать вывод об окраске этих собак, и что каждый из них был единственным в помете (Екемен — «один я»).
Белый Екемен был крупным кобелем, высотой в холке около 75 см, костистым, пропорционально сложенным, с массивной крупной головой и объемной мордой. Его потомки легко узнаваемы: все они отличались крепостью сложения, массивным костяком, соразмерностью всех статей, уравновешенным поведением. Рост, кобелей обычно составлял 73—75 см. Они имели длинные головы обтекаемой формы, хорошо заполненные под глазами, с широкой переносицей и плавным переходом ото лба к морде. За счет этого череп и морда воспринимались зрительно как единое целое. Жаль, но к настоящему времени потомков этой линии практически не сохранилось.
Черный Екемен (владелец Кяризов) родился в середине 70-х годов, был выше среднего роста, менее массивного сложения, чем Белый Екемен, с несколько легковатой мордой. Рассказы о нем до сих пор живут в туркменском народе, так как он до конца жизни успешно участвовал в собачьих боях — традиционном зрелище туркмен.
Линия Черного Екемена нашла свое продолжение через сына Эрлена и внука Рыжего Елбарса. Нам показали сына Черного Екемена — пятилетнего Хана, массивного сложения, но некрупного кобеля 64 см роста, пятнистого окраса, белого с черными пятнами. К сожалению, у Хана слабые задние конечности. Посмотрели мы и некоторых потомков Рыжего Елбарса-Гоймота, Бабура и других, дочь Гоймота Кару-Гулок, заинбридированную IV–III на Черного Екемена. Все эти собаки имеют прекрасный экстерьер. Особенно выделяется совершенством сложения Гоймот, В возрасте 8 лет он прекрасно сохранил свои, формы. Очень породный, рыже-пегого окраса, крепкого телосложения, с компактным туловищем и прекрасной по линиям и пропорциям головой. В разведении широко используется инбридинг. Так, Ессер получен в инбридинге на Эрлена I–II.
Нам довелось увидеть прекрасную суку Нокот, что означает «пятно на голове». Сама сука белого окраса и только на теменной части черепа у нее маленькое темного цвета пятно. Прекрасного типа сложения, с массивным костяком, с очень характерным строением грудной клетки и прекрасных пропорций и линий головой, с плоским лбом, и объемной широкой мордой, со слабо обозначенным переходом ото лба к морде. При крепости сложения и массивности костяка в ней нет признаков грубости и сырости. По отцу Нокот принадлежит к линии Белого Екемена, а по линии матери несет крови Черного Екемена.
Организаторы показали участникам конференции около 50 собак, в том числе и специально собранных из отар разных районов, как утверждали организаторы, не самых лучших. Собаки различались типом сложения, но большинство оставили очень хорошее впечатление уровнем экстерьера. Налицо, что экстерьеру собак уделяется большое внимание, что диктуется требованиями успешного применения собак в работе. И хотя собаки разных районов отличаются типом сложения, все они отвечают требованиям такого анатомического строения грудной клетки, которое обеспечивает хорошую дыхательную систему.
По словам чабанов, в отарах встречаются и очень крупные собаки высотой в холке около 1 м.
Приводим промеры трех сук, двух — из отар разных районов и суки Нокот, о которой речь шла выше, выполненные Л.В. Морозовой.
Начальник питомника Уголовного розыска МВД Туркмении Л.И. Кузнецова сообщила на конференции некоторые отличительные признаки собак отдельных районов республики.
По ее мнению, лучшее, наиболее чистое поголовье туркменского алабая сосредоточено в отарах районов, граничащих с Ираном.
Хорошее поголовье в районе Каахка, где собаки выделяются пропорциональностью сложения, массивными, обтекаемой формы головами с плавными переходами ото лба к морде.
В районе Кушки собаки с крепким костяком, но с более компактными, короткими головами.
В районе Геок-Тепе у собак головы более резких линий.
В районе Нахура собаки отличаются более крупным ростом, у сук первая течка поздняя, в возрасте от одного до полутора лет.
В районе Чаршанга, наиболее удаленном, расположенном на границе с Узбекистаном, собаки более сухие и высоконогие, чаще встречаются черно-пегий и тигровый окрасы.
В Чурджунском районе собаки очень однотипные, но создается впечатление, что поголовье там вырождается, это проявляется в уменьшении роста, искривлении предплечий.
Туркмены-чабаны рассказывают, что раньше в основном окрас у собак был черно-пегий и рыжий, а теперь разно образный. Собак, злобных по отношению к человеку, уничтожают из-за опасения бешенства. Выбраковывают чабаны и ленивых собак, а также лающих и воющих по ночам, чтобы не пугали овец. «Алабай идет на волка молча, а в драке давит», — говорят туркмены.
Здесь же уместно привести и собственные впечатления авторов от осмотра собак, вывезенных из Таджикистана, на Всесоюзной выставке собак отечественных пород 1988 года и межобластной выставке в Ростове-на-Дону 1990 года.
Чаще всего это были собаки темного окраса с густым шерстным покровом, с более сухими головами. Задние конечности часто имеют характерное сухое строение, в движении рысью в большей мере наблюдается толчок, туловища задними конечностями вверх, сама рысь более легкая. У собак Таджикистана более крупные резцы. Любители-собаководы высказывают мнение, что на собак Таджикистана большее влияние оказали собаки Памира, а на собак Туркмении — юго-западной Азии.
По-видимому, не совсем верно деление среднеазиатской овчарки на горные и степные типы. Ведь отары по мере поедания корма поднимаются в горы, а затем спускаются с них. Собаки часть сезона находятся в степях, а часть сезона — в горах.
В последние годы в Средней Азии вновь развилось массовое увлечение собачьими боями. Поэтому много собак вывозится из Туркмении в Узбекистан и Таджикистан и за пределы республик Средней Азии.
Для участников конференции был организован показ таких боев для собак разных возрастных групп. Бои собак проводятся по правилам, официально никем не утвержденным, но имеющим многовековую традицию. Эти правила соблюдаются владельцами участвующих собак.
Первое условие для участия в боях — честность хозяина: он не должен применять тонизирующих средств, смазывать чем-либо собаку, собака должна быть здоровой. Основные бои проводятся среди собак старше 2 лет, от 1,5 до 2 лет собаки борются со сверстниками. Проводятся бои и среди щенков, но до смены зубов их не нагружают. Собаки борются раз в месяц, но не чаще чем раз в 20 дней. Соревнования проводятся с октября-ноября до 9 мая. В жаркое время года боев не организуют: плохо заживают раны. Дерутся только кобели. Суки дерутся один раз в жизни в возрасте примерно 6 месяцев. При этом определяется их поведение, которое учитывается в дальнейшем. Собаки последовательно проходят отборочные соревнования, к Новому году определяется претендент на звание чемпиона, который в финале дерется с чемпионом предыдущего года. Как и сами соревнования, звание чемпиона носит неофициальный характер, но собаки, получившие это звание, очень уважаемы в народе.
Судьей обычно бывает человек, которому собравшиеся доверяют. Драка может быть прекращена на любом этапе, если собака показала покорность. Хвост собаки — это ее флаг, и по тому, как она его держит, определяют продолжение раунда. Если же собака поджала хвост, она проиграла. Судья может предложить владельцам дерущихся собак согласиться на ничью, бой прекращается, если оба дают на это согласие. Во время боя владельцы, они же тренеры собак, находятся в непосредственной близости от дерущихся животных, и все время подбадривают их определенными возгласами. По окончании раунда владельцы, болеющие за своих собак, выглядят сильно утомленными.
Дерутся собаки, привезенные из отар, после прохождения акклиматизации, приблизительно через месяц. Побеждают наиболее подготовленные животные, обладающие не только физической силой, но и качествами бойца. Очень существенным фактором становится экстерьер, то анатомическое строение, которое позволяет лучше реализовать силы, обеспечивает хорошее дыхание, весьма важное для борьбы.