Явления привидений и открытие ими будущего
К
ак у древних, так и средневековых писателей находим бесчис-
ленное множество рассказов о привидениях. Мы признаем за
несомненное, что большая часть этих рассказов — дело лжи,
обмана, вымысла, что все эти привидения обман зрения и слуха,
если не дело вымысла. Все привидения мы разделяем на два рода,
или категории. К первой относим все те, которые являлись только
тем или другим лицам, и только их одних обманывали или уведом-
ляли о будущем. Эти привидения не что иное, как обман зрения,
слуха или создание расстроенного воображения. Ко второй относим
те, которые беспокоили целые дома, в которых они постоянно жи-
ли, и в которых их можно было постоянно видеть и слышать. Эти
привидения или вымысел, или проделки негодяев, шарлатанов.
Нельзя при этом не заметить, что все эти рассказы передаются боль-
шей частью суеверными людьми с дополнениями и прикрасами с их
стороны, такими, которые сами получили эти рассказы из десятых
рук, когда дело настоящее искажено, переврано так, что трудно
поэтому решить, что истинно и что ложно в рассказе. Понятно, что
нужно быть на месте и во время самого происшествия, чтобы по-
верить рассказу о происшествии. После этого читателю нечего удив-
ляться, если на некоторые рассказы мы будем делать недостаточ-
ные объяснения. Как бы то впрочем ни было, мы приведем здесь
целый ряд рассказов, из которых многие будут отвергнуты самим
читателем, как нелепые.
Плиний младший в письме к другу своему Суре говорит, что он
очень склонен верить в привидения, и приводит для этого основа-
ние из истории. Квинт Курций Руф, прибыв в свите римского кве-
стора в Африку, под вечер, гуляя по террасе, увидел женщину не-
обыкновенной величины и красоты. Она назвала себя африканкой,
и сказала ему, что он некогда придет в Африку в качестве прокон-
сула. Это привидение возбудило в нем большие надежды. Возвра-
тившись в Рим, он посредством происков добился того, что получил
сперва квесторство, а потом преторство. После этого он назначен
был консулом в Африку, где и умер после славной победы.
Это происшествие рассказывается у Тацита, у которого, вероятно,
заимствовал Плиний, в котором оно возбудило веру в привидения.
Убитый в своем собственном дворце, Калигула после такой нес-
частной смерти был похоронен в своем собственном саду. Сестры,
возвратившись из заточения, с торжественной церемонией сожгли
тело брата и пепел его похоронили с приличными почестями. Пе-
редавали за несомненное, что до совершения этой церемонии, стра-
жей дворца и сада царского пугали привидения и страшный шум.
Когда Юлий Цезарь 1 пришел в Италию и хотел переходить Руби-
кон, явился пред ним необыкновенного роста человек и начал сви-
стать. Когда вокруг незнакомца собралось много народа послушать
незнакомца, он у одного из окружавших схватил трубу, начал тру-
бить и побежал через ручей. Тогда Цезарь вскричал (к своему войску):
«Так вперед же! когда знамения самих богов и неправда наших
врагов призывают нас».
Когда в Антиохии было страшное землетрясение, разрушившее
почти весь город, император Траян ушел из города вследствие быв-
шего видения, внушившего ему уйти в окно 2 . Философ Симонид был
также предупрежден видением о разрушении своего дома, и как толь-
ко он ушел, дом тотчас разрушился 3 .
Император Юлиан Отступник рассказывал своим друзьям такое
происшествие: в то время, когда в Париже его войско настаивало на
том, чтобы он принял императорскую власть, однажды ночью ему
явилась женщина, которая имела такой точно вид, в каком обыкно-
венно изображали бога, покровителя царей. Явившись, она сказала
ему, что она будет жить с ним, но только недолго. Он же расска-
зывал потом, что однажды (это было незадолго до его смерти во
время похода, когда он что-то писал в своей палатке), явился ему
опять прежний дух и потом с грустным, мрачным видом исчез. Пе-
ред смертью Константина Великого тому же Юлиану являлся свет-
лый призрак и несколько раз сказал по-гречески следующие слова:
«Когда Юпитер будет на месте Водолея и Сатурн на 25 градусе Де-
вы, Константин умрет печальной смертью».
∆ ∆ ∆
Sueton. In Jul. Caesar
Dio. Cassius., Lib. LXVIII.
Diogen. Laert. in Simon. Valer. Maxim., Lib. XXIII.
ГЛАВА VIII