Явления привидений и открытие ими будущего


К

ак у древних, так и средневековых писателей находим бесчис-

ленное множество рассказов о привидениях. Мы признаем за

несомненное, что большая часть этих рассказов — дело лжи,

обмана, вымысла, что все эти привидения обман зрения и слуха,

если не дело вымысла. Все привидения мы разделяем на два рода,

или категории. К первой относим все те, которые являлись только

тем или другим лицам, и только их одних обманывали или уведом-

ляли о будущем. Эти привидения не что иное, как обман зрения,

слуха или создание расстроенного воображения. Ко второй относим

те, которые беспокоили целые дома, в которых они постоянно жи-

ли, и в которых их можно было постоянно видеть и слышать. Эти

привидения или вымысел, или проделки негодяев, шарлатанов.

Нельзя при этом не заметить, что все эти рассказы передаются боль-

шей частью суеверными людьми с дополнениями и прикрасами с их

стороны, такими, которые сами получили эти рассказы из десятых

рук, когда дело настоящее искажено, переврано так, что трудно

поэтому решить, что истинно и что ложно в рассказе. Понятно, что

нужно быть на месте и во время самого происшествия, чтобы по-

верить рассказу о происшествии. После этого читателю нечего удив-

ляться, если на некоторые рассказы мы будем делать недостаточ-

ные объяснения. Как бы то впрочем ни было, мы приведем здесь

целый ряд рассказов, из которых многие будут отвергнуты самим

читателем, как нелепые.

Плиний младший в письме к другу своему Суре говорит, что он

очень склонен верить в привидения, и приводит для этого основа-

ние из истории. Квинт Курций Руф, прибыв в свите римского кве-

стора в Африку, под вечер, гуляя по террасе, увидел женщину не-

обыкновенной величины и красоты. Она назвала себя африканкой,

и сказала ему, что он некогда придет в Африку в качестве прокон-

сула. Это привидение возбудило в нем большие надежды. Возвра-

тившись в Рим, он посредством происков добился того, что получил

сперва квесторство, а потом преторство. После этого он назначен




был консулом в Африку, где и умер после славной победы.

Это происшествие рассказывается у Тацита, у которого, вероятно,

заимствовал Плиний, в котором оно возбудило веру в привидения.

Убитый в своем собственном дворце, Калигула после такой нес-

частной смерти был похоронен в своем собственном саду. Сестры,

возвратившись из заточения, с торжественной церемонией сожгли

тело брата и пепел его похоронили с приличными почестями. Пе-

редавали за несомненное, что до совершения этой церемонии, стра-




жей дворца и сада царского пугали привидения и страшный шум.

Когда Юлий Цезарь 1 пришел в Италию и хотел переходить Руби-

кон, явился пред ним необыкновенного роста человек и начал сви-

стать. Когда вокруг незнакомца собралось много народа послушать

незнакомца, он у одного из окружавших схватил трубу, начал тру-

бить и побежал через ручей. Тогда Цезарь вскричал (к своему войску):

«Так вперед же! когда знамения самих богов и неправда наших

врагов призывают нас».

Когда в Антиохии было страшное землетрясение, разрушившее

почти весь город, император Траян ушел из города вследствие быв-

шего видения, внушившего ему уйти в окно 2 . Философ Симонид был

также предупрежден видением о разрушении своего дома, и как толь-

ко он ушел, дом тотчас разрушился 3 .

Император Юлиан Отступник рассказывал своим друзьям такое

происшествие: в то время, когда в Париже его войско настаивало на

том, чтобы он принял императорскую власть, однажды ночью ему

явилась женщина, которая имела такой точно вид, в каком обыкно-

венно изображали бога, покровителя царей. Явившись, она сказала

ему, что она будет жить с ним, но только недолго. Он же расска-

зывал потом, что однажды (это было незадолго до его смерти во

время похода, когда он что-то писал в своей палатке), явился ему

опять прежний дух и потом с грустным, мрачным видом исчез. Пе-

ред смертью Константина Великого тому же Юлиану являлся свет-

лый призрак и несколько раз сказал по-гречески следующие слова:

«Когда Юпитер будет на месте Водолея и Сатурн на 25 градусе Де-

вы, Константин умрет печальной смертью».

∆ ∆ ∆



Sueton. In Jul. Caesar

Dio. Cassius., Lib. LXVIII.

Diogen. Laert. in Simon. Valer. Maxim., Lib. XXIII. Явления привидений и открытие ими будущего - student2.ru



ГЛАВА VIII

Наши рекомендации