Контроль за расслаблением, самоконтроль
Процесс расслабления, состояние расслабленности вашего организма должны все время находиться под контролем сознания. Так как контроль – это волевое вмешательство в деятельность тела, то его следует проводить мягко, ненавязчиво, чтобы не вызвать нарушения функциональной деятельности нервной системы:
а) Проверка кистей рук и стоп ног. Надавите слегка на кисть или стопу занимающегося или мягко толкните их. Если почувствуете легкое сопротивление – расслабление неполное.
б) Проверка расслабления конечностей. Попробуйте повернуть или согнуть руку, ногу занимающегося, при сопротивлении – расслабление неполное, попробуйте поднять и резко опустить ногу или руку – при полном расслаблении они должны упасть как «неживые».
в) Проверка расслабления лица, головы, тела. Лицо должно быть абсолютно спокойным, как «лик Будды, восседающего на цветке лотоса». Голова должна перекатываться с боку на бок, не оказывая никакого сопротивления усилиям контролирующего. Можно и самому поднять руку, ногу, повернуть голову и дать им возможность свободно вернуться в прежнее положение, при этом следить, насколько легко рука, нога, или даже туловище примет первоначальное состояние.
Ты – внутренняя истина,Ты – суть, оставшаяся в тайне, в глубине: землей Тебя считают на челне, но с берега Ты – челн, плывущий в путь.
Р.М. Рильке
И последнее: перед каждым занятием на расслабление и после него потянуться, напрячь поочередно все мышцы тела, проконтролировать работу всех членов и органов тела.
Полное расслабление – это первый шаг к чистоте духа и здоровью тела.
Концентрация.
На пути самосовершенствования необходимо решить одну сложную задачу: овладеть собственным сознанием, сделать его своим союзником.
Редкие люди обладают достаточной природной самодисциплиной для достижения подобного состояния. В большинстве же случаев сознание или безвольный раб, или тиранствующий господин. Не имея должной ориентации, мы позволяем всем жизненным невзгодам и раздражителям как бы наваливаться на нас.
Йоги еще очень давно обрели метод, при помощи которого решалась эта проблема. Если их физические тренировки учат тому, что способствует выявлению потенциальных возможностей тела, то их ментальные дисциплины дают советы, как наиболее продуктивно действовать на эмоциональном и интеллектуальном уровне.
Такая возможность существует при обретении способности глубокой концентрации. Патанджали учит: «Концентрация представляет собой препятствие для возникновения модификаций мыслительного принципа». Это означает, что с началом процесса концентрации прекращается видоизменение мыслимых образов в сознании, полученных при соприкосновении с окружающей реальностью. Возникновение этого «препятствия» есть сверхчувственный вид усилия, представляющий собой причину уничтожения этих видоизменений.
Расслабленный и сконцентрированный.
Цель концентрации – овладение способностью контроля над сознанием. Но для этого сначала необходимо научиться очищать его от бесполезного багажа. Сознание современного, цивилизованного человека, как и тело, необходимо разгрузить. Поэтому как наши тела могут стать крепкими и очищенными при практике определенных дыхательных и физических упражнений, так и сознание можно научиться очищать от ненужного, мелочного, расширяя его до космических пределов и заполняя светом существенного.
Сначала научитесь задерживать ваше внимание на конкретном объекте или образе, не отвлекаясь более ни на что. Это не так‑то просто: постарайтесь думать об одной единственной вещи в течение тридцати секунд и увидите, что получится. Оставленное само по себе сознание стремится переходить с одного предмета на другой, позволяет бесконечно всплывать различным образам и ассоциациям, поэтому удержание его от подобных скачков представляет собой трудную задачу.
Разные школы йоги рекомендуют различные начальные усилия, но почти все они советуют концентрироваться на какой‑либо части тела. Так, например, Раджа‑йога советует концентрироваться на трикуте – месте нахождения сознания, которое расположено или в макушечной области, или между глаз. Другие школы рекомендуют фокусировать внимание на кончике носа, на пупке или на точке, расположенной у копчика. Для начала устройтесь поудобнее в одной из облюбованных вами асан и зафиксируйте взгляд на предмете, расположенном прямо на линии вашего видения. Затем закройте глаза и постарайтесь держать ясный образ предмета в пространстве между глаз. Скоро образ предмета начнет таять, тогда откройте глаза и снова запечатлите его, а затем повторите все сначала. Конечно же, на первых порах возникнут значительные трудности в сознательном удержании четкого изображения предмета. Не только сам предмет будет исчезать, но и поток других образов будет всплывать, заслоняя его. Другими неблагоприятными факторами будут звуки, ощущения, воспоминания. Тут необходимо строго отнестись к самому себе, и усилия оправдаются, так как если вы будете упорны, то со временем все легче и легче станете справляться с внутренними и внешними факторами, мешающими концентрации, и с практикой вы полностью перестанете обращать на них внимание в течение необходимого вам времени.
Тратак на Трикуте. (Концентрация внимания на третьем глазе).
Нет надобности, конечно же, долго объяснять, что должным образом концентрироваться можно только будучи в состоянии полного спокойствия, то есть сознание должно быть полностью очищено от раздражения, тревог, возбуждения, не следует и позволять этим или другим каким‑либо эмоциям завладеть вашим сознанием. Постарайтесь в эти минуты не думать о повседневности и не пускать в сознание ни единой мысли о ней. Пусть на это короткое время сознание отдохнет от жизненных проблем.
Необходимо также установить регулярность в практике концентрации в удобное для нас время каждый день. Например, занимайтесь сразу же после релаксации и упражнений на контракцию утром, перед началом вашего обычного дня. Вечером или перед сном также можно практиковать концентрацию. Каждое время суток имеет свои преимущества: если вы занимаетесь утром – вы начинаете день с ясной головой, вечерние занятия снимают напряжение дня. Концентрация перед сном дает особую пользу. Все более совершенствуясь в обретении контроля над сознанием, вы по времени сможете как бы уводить мысли в сон или в направлении задач и планов следующего дня, имея их объектом концентрации. В действительности будет происходить следующее: во время сна ваше подсознание продолжает функционировать, и утром вы просыпаетесь с решениями на волновавшие вас с вечера вопросы и осознанием того, как сделать то, что необходимо сделать. Не следует пытаться начинать концентрацию перед сном, если вы чувствуете умственное переутомление. Но если вы все‑таки решились на это, то уделите значительное время полной релаксации (расслаблению).
Никогда, устали ли вы или нет, не пытайтесь достигнуть полной концентрации с помощью насильного «изгнания» нежелательных мыслей. Вместо этого постарайтесь как бы подменить их нужными вам. Например, если объектом концентрации является пламя свечи, а в ваше сознание проникает образ светильника, этот образ, конкретизируясь, превращается в вашу настольную лампу на заваленном работой письменном столе, не шарахайтесь от видения, а просто постарайтесь стереть, растворить его в воображении. Пусть оно остается, но основное внимание держите на образе пламени свечи. Продолжайте так до тех пор, пока ваши мысли, принимая предложенное им же, потекут по выбранному вами руслу. Знайте, что делать вышеописанное необходимо без отождествления с самими мыслями: пребывайте в роли постороннего наблюдателя, как будто то, что происходит в вашем сознании, – сценическое представление. Всегда чувствуйте разницу между вами и объектом ваших мыслей.
Это даже слишком просто –
оттого и не понятно.
Шел огонь искать болван,
Прихватив фонарь зажженный.
Знай он суть огня, то мог бы
Рис сварить намного раньше.
Мумон
Вот таким образом вы можете внести необходимый вклад в ваше благополучие, здоровье, спокойствие ума, внутреннюю уравновешенность – во все, что является основой улучшения отношений людей. Несколько минут ежедневно, посвященных глубокой концентрации, – скромное начало, но со временем и при известном упорстве вы обретете власть над мыслями и эмоциями, станете хозяином собственного сознания.
Медитация.
Следующей ступенью самосовершенствования с использованием приемов концентрации является медитация. Йога учит, что через медитацию человек познает себя в правильной и полной мере как нечто целостное, отделенное от проявлений окружающей жизни, но не в высокомерии и индивидуализме западного понятия, ведущего порой к эгоцентризму и замкнутости в себе, а в чистом, беспристрастном качестве, делающем его действительно личностью, сознательно невосприимчивой к внешним влияниям.
Надо сказать, что медитация – это менее строгий метод, нежели концентрация. В медитации, вместо строгой зафиксированности на определенном объекте, вы даете свободу мыслям в избранном образе или теме. Конечно, чтобы избежать бесцельного блуждания мыслей или возникающих непроизвольно свободных ассоциаций, йоги обычно начинают с фокусирования внимания на чем‑либо особенном, чаще на чакрах.
Медитация ведет к умению контролировать мысли и эмоции, к обретению спокойствия и сдержанности нервных побуждений и, в буквальном смысле, к выявлению того, что определяет лучшие качества человеческой натуры, а также к умению стойко переносить неприятности.
Существует две разновидности медитации.