Народы, Греки и Римляне?
Г
редниками между богом и людьми. Они всегда считались
добрыми как по природе, так и по тем свойствам нравст-
венным, какие гении необходимо обнаруживали при своих отно-
шениях к миру вообще и к людям в частности. Добрые гении наб-
людали за нормальным течением явлений природы, охраняли зако-
ны природы и стихии, времена года, жизнь земли и пр. Напр. Шень,
или гении Китайцев, заведовали временами года, стихиями и пр.
Каждая вещь, по мнению Персов, имела своего феруера, или гения.
Словом, весь мир подлежал наблюдению гениев, которые заботи-
лись о его благе. Но особенному смотрению, особенному промыш-
лению гениев предоставлен был человек; они особенно заботятся о
его благоденствии; они слишком внимательны и спешат на помощь,
как думают Шаманы, ко всем просящим. С самого рождения, как ду-
мают Персы, Египтяне и другие, назначается человеку гений-хра-
нитель, который охраняет жизнь человека до гробовой доски. Да-
лее, гении заботились о развитии человека, о его благополучном здо-
ровье и проч. Как бы, впрочем, и в чем бы ни выражались добро-
детели гениев, во всяком случае, это были добрые гении, которые
пеклись о благе мира и человека.
Как противоположность добрым гениям, религиозное сознание
древних создало другого рода гениев — злых, которые разрушали
или, по крайней мере, стремились разрушить все то, что охраняли
добрые гении. Разрушительные действия, беспорядки в природе,
зловредные явления, заразительный воздух, вредоносное поветрие,
моровые язвы, разнообразные болезни, голод и проч., растление
нравственности, пороки и пр. — все это действия злых духов, или
злых гениев.
Вот тот вид, то обнаружение, в котором раскрывалась и выра-
жалась нравственная деятельность гениев добрых и злых. Что же
касается того, в каком образе гении являлись лично, то это зависело
от того, как смотрели древние на природу гениев. Одни представ-
ляли их в образе птиц, другие в виде животных и т. д. Словом, это
зависело от того, как смотрели древние на сущность или природу
божественного. Религиозное сознание древних облекало своих ге-
ниев в такие формы, какие лучше всего соответствовали природе
гениев. Представители религии природы не отличали духовных сил
от вещественных, духа от материи, те и другие силы в их представ-
лении смешивались. И потому, как ни стараются прикрыть это за-
конодатели или составители религиозной догматики древних, духи
или гении все-таки не более, как силы природы. Как ни тонки и неу-
ловимы духи, по мнению Кхун-цзы, или Конфуция, но они являют-
ся только в телесных формах существ по тому самому, что сущность
духов действительна; она может выражаться не иначе, как под фор-
мой какого-либо существа, не более. Все религиозное миросозерца-
ние Китайцев показывает, что их духи или гении суть силы при-
роды. Небо и земля — начала всего сущего, по мнению Китайцев; а
после этого и духи или гении — силы природы, выражающие свои
свойства и действия в явлениях природы. Все феруеры Персов суть
божественные мысли или формы и не только заключаются во всех
вещах, как их сущность, но сохраняют и поддерживают как роды и
виды существ, так и каждое существо порознь. Феруеры суть перво-
образы всех возможных существ. Таким образом, феруеры или ге-
нии Персов те же, что и у Китайцев, силы природы. Различие толь-
ко в том, что феруеры не только механическое соединение движе-
ния и покоя, но и божественная идея, воплотившаяся в материи и
разнообразно ее движущая. Далее, у Персов борьба добра со злом не
что иное, как борьба формы с материей. Но эта борьба объясняется
чисто физически, т. е. силой и веществом. Частные дерванды, или
злые гении — это семь комет, которые противопоставлены Ари-
маном семи Амшаспандам. Далее известно, что Ариман, желая всту-
пить в борьбу с Ормуздом, поднялся на небо, но, пораженный ос-
лепительным блеском света, он спрыгнул с неба на землю в виде
змия. Символ же Аримана постоянный — это тьма; а Ормузда—свет.
Других образов для представления Ормузда и подчиненных феруе-
ров, Аримана и его сообщников Персидское религиозное сознание
не успело создать. Это досталось на долю Египтян и Индийцев, Гре-
ков и Римлян.
Египтяне изображали своих богов в самых разнообразных видах
различных животных. Амун-Кнеф, добрый перводух, изображаем
был в виде змия, обвившего мировой шар. Мент, — творец всего, в
виде козла, которому приписывали величайшую рождательную си-
лу. Дух вообще и высшие божества, как существа духовные, изобра-
жались в виде копчика или ястреба и т. д. Божества второго и тре-
тьего поколения, которых считали виновниками устроения и благо-
состояния общества человеческого, представлялись в образе челове-
ческом.
Божества и духи Индийцев изображаются в образе человека, но
обладают при этом особенной силой и изображаются в колоссаль-
ном виде так, что земные предметы кажутся пред ними малыми и
ничтожными. Впрочем, некоторые боги по своим в мир видимый
явлениям исключаются из этого правила. Так, Вишну десять раз
являлся на землю и каждый раз принимал различные виды. В пер-
вый раз явился в виде рыбы; во второй в виде черепахи; в третий в
виде дикого вепря и т. д. Вообще же боги и духи являются в образе
человека с различными предикатами, которые возвышают богов над
людьми, и в этом случае представления Индийцев о божествах, при
всей их фантастичности, сходятся с понятиями Греков и Римлян о
богах 1 .
Ямвлих, ученик Порфирия 2 , упоминает о многих древних сочи-
нениях относительно гениев и их явлений. Читая этого писателя,
удивляешься тем знаниям, какие приобретены им о природе и явле-
ниях гениев. Он так наглядно описывает эти явления, так ясно пред-
ставляет психологическое состояние человека при этих явлениях,
что кажется, будто Ямвлих сам находился в постоянных дружеских
сношениях с гениями. Он утверждает, что явления богов возбуж-
дают в человеке радость; явления демонов и героев приводят че-
ловека в ужас; души людей, бывших при жизни начальниками,
когда являются по смерти, производят болезненное впечатление
испуга; явления душ обыкновенных менее неприятны, чем явления
героев. Таким образом, по мнению Ямвлиха, состояние духа челове-
ческого, при явлениях богов, спокойно и тихо; при явлениях де-
монов человек приходит в замешательство, при явлениях героев и
начальников в волнение.
Когда являлись боги, тогда небо, солнце и луна как бы уничто-
жались от блеска света, их сопровождавшего, продолжает Ямвлих;
явления же демонов и героев сопровождались весьма слабым све-
том. Явления богов поразительно блестящи, явления демонов соп-
ровождаются почти тьмою; но еще мрачнее явления героев. На-
чальники, занимавшие в этом мире блестящие места, являлись по
смерти окруженные светом; а начальники, заведовавшие грубыми
вещами, являлись во мраке. Являвшиеся души похожи были на тень.
Ямвлих в своем описании этих явлений вдается в такие подробно-
сти, что если верить им, то невольно подумаешь, что между ним,
богами, демонами и отшедшими душами существовала тесная, внут-
ренняя, постоянная связь. Но дело в том, что все рассказываемое
Ямвлихом не иное что, как произведение его воображения. Кто
сколько-нибудь знаком с философскими тенденциями Ямвлиха, тому
эти сказки о явлениях гениев не покажутся странными. Это был
мечтатель, и потому его рассказам нельзя верить. «Общая черта всех
неоплатонических философов (Ямвлих — неоплатоник), говорит
Швеглер, есть наклонность к мечтательности, теософия, теургия.
Большая часть из них занималась магией, а наиболее знаменитые
хвалились тем, что имели божественные откровения и явления, что
прозирали будущность и совершали чудеса» 3 . Очевидно после это-
то, что верить словам Ямвлиха мы не имеем никакого основания.
Сведения о гениях восточных народов заимствованы из сочинений: 1. Die Religions-Sys-
teme der heidnischen Volker des Orients, P. Stuhr; 2. Китай и его нравы, Иакинфа; 3. Религия и
философия Древнего Востока Новицкого и др.
Jamblic., Lib. II, cap. 3 & 5.
История древней философии Швеглера, перевод с немецкого. М., 1864 г. Стр. 156.
84
Его слова заслуживают внимания и то не вполне только в том, что
они характеризуют отчасти веру народа в явления богов.
Вид, в каком являлись боги и гении — человеческий, только с раз-
личными характеристическими особенностями. Юпитер-громовер-
жец, повелитель вселенной, бог богов, представляется всегда могу-
чим, сильным. Янус, бог старого и нового годов, с двумя лицами (од-
но спереди, другое сзади). Венера — девицей изумительной красо-
ты и т. д. Гении, кроме того, что изображались в виде детей и юно-
шей, представлялись иногда в виде змей.
После этих слов нечего более распространяться о неоплатонизме.
Гений Сократа только опровергает и не подтверждает их мнение.
Гений Сократа — это инстинктивное стремление разгадать истину,
инстинктивное чувство истинного, по которому человек только га-
дает об истине, смутно, неопределенно предчувствует истину. Этот
факт мог в большей или меньшей мере испытать на себе каждый,
особенно в юношеском возрасте. Мы считаем одно явление лож-
ным, другое истинным, одно хорошим, другое дурным, а между тем
не можем отыскать в уме причины нашего решения, потому ли, что
новое представление слишком ново, потому и непонятно, потому
ли, что мы не настолько развиты, чтобы найти причину для данного
представления. К этому-то гению, или инстинктивному чувствова-
нию истинного и доброго, Сократ и обращался, обсуждал этот внут-
ренний голос истинного и доброго, уяснял новое понятие и находил
причины утверждения понятия. Это совет ума, как некоторые го-
ворят, с самим собою. Этим только и можно объяснить недостатки в
философствовании и жизни Сократа. Напротив, если допустить, что
ему являлся гений, то будет понятно, каким образом Сократ оши-
бался так же в философии и жизни, как и другие умные люди. Да
Сократ и сам не говорит, что ему гений являлся и что он видел этого
гения. А выражение неоплатоников то, что Сократ видел гения ду-
ховными очами, ничего не доказывает. Неоплатоники говорят, что
им были божественные откровения и явления, но кто же поверит
им?
«Странно, говорит г. Хотинский, что подобные вздоры (т. е. рас-
сказы о духах, их нравах и пр., заимствованные у Порфирия и Ямв-
лиха и др.) имеют в себе много привлекательного не только для
праздного любопытства необразованной толпы, но и для человека,
специально преданного изучению наук. Когда я рылся в пыли фо-
лиантов парижской императорской библиотеки, то по целым дням
не мог оторваться от варварских страниц какого-нибудь Альберта
Великого, Красного Дракона, Энхиридиона папы Льва III, или Ред-
жинальда Скотта. Но едва ли не любопытнее прочих известная
«Черная книга чародеев», приписываемая доктору Фаусту; эта кни-
га озаглавляется так: «Mirakel, Kunst und Wunder-Buch, oder der
Schwarze Rabe, auch der dreifache Höllenzwang benannt». В этом Чер-
ном Вороне записаны все формулы вызывания духов, адрес-кален-
дарь темных сил и расписание, кто из демонов какого нрава, как и
где проводит время. Даже малейшие привычки подземных жителей
описаны в Черном Вороне, как будто составитель его долгое время
жил в самой короткой связи с Люцифером и его адскими сотовари-
щами. Мало того: вы можете найти свидетельства, что адский вла-
детель зимою 1626 года проживал в Милане под именем герцога
Мамона и тратил там страшную кучу денег. Ученый доктор Лоти-
хиус лично был знаком с ним и часто являлся к нему на обеды и
вечера. Потом нечистый посетил в 1669 г. Швецию, где захворал от
сильной простуды, его вылечили кровопусканиями; но уверяют, что
здоровье его совершенно поправится разве по прошествии только
тысячелетий» 1 .
Может ли быть что-нибудь нелепее этой галиматьи, а между тем
очень многие и очень умные люди верили, что все рассказы Чер-
ного Ворона несомненно верны, потому что тогда такова была об-
щая настроенность. Великий реформатор, учение которого поколе-
бало многие средневековые предрассудки, Лютер, сам искренне
убежден был, что ему являлся демон, в которого он бросил свою
чернильницу. Дело было в Виттенберге, где и до сих пор показывают
чернильное пятно и считают невежами тех, которые осмеливаются
сомневаться в достоверности факта, что и случилось с г. Хотинским,
по его словам.
Меланхтон, друг и товарищ Лютера на реформаторском попри-
ще, от природы холодный и очень серьезный мыслитель, уступав-
ший Лютеру только в энергичности и горячести, говорит 2 , что он не
раз видел привидения и несколько раз с ними беседовал; а Иероним
Кардан уверяет 3 , что его отец Фассий видел демонов всегда, когда
только хотел этого. Если же такие дельные головы, как Лютер и
Меланхтон, так жестоко заблуждались, то о предрассудках и суеве-
риях большинства толпы и говорить нечего.
Рассказы о темных предметах, соч. М. Хотинского. СПб., 1861. Стр. 436-441.
Lib. de anima.
Hieron. Cardan. I, 8 De variet rerum, c. 34.
ГЛАВА IV