Народы, Греки и Римляне?


Г

редниками между богом и людьми. Они всегда считались

добрыми как по природе, так и по тем свойствам нравст-

венным, какие гении необходимо обнаруживали при своих отно-

шениях к миру вообще и к людям в частности. Добрые гении наб-

людали за нормальным течением явлений природы, охраняли зако-

ны природы и стихии, времена года, жизнь земли и пр. Напр. Шень,

или гении Китайцев, заведовали временами года, стихиями и пр.

Каждая вещь, по мнению Персов, имела своего феруера, или гения.

Словом, весь мир подлежал наблюдению гениев, которые заботи-

лись о его благе. Но особенному смотрению, особенному промыш-

лению гениев предоставлен был человек; они особенно заботятся о

его благоденствии; они слишком внимательны и спешат на помощь,

как думают Шаманы, ко всем просящим. С самого рождения, как ду-

мают Персы, Египтяне и другие, назначается человеку гений-хра-

нитель, который охраняет жизнь человека до гробовой доски. Да-

лее, гении заботились о развитии человека, о его благополучном здо-

ровье и проч. Как бы, впрочем, и в чем бы ни выражались добро-

детели гениев, во всяком случае, это были добрые гении, которые

пеклись о благе мира и человека.

Как противоположность добрым гениям, религиозное сознание

древних создало другого рода гениев — злых, которые разрушали

или, по крайней мере, стремились разрушить все то, что охраняли

добрые гении. Разрушительные действия, беспорядки в природе,

зловредные явления, заразительный воздух, вредоносное поветрие,

моровые язвы, разнообразные болезни, голод и проч., растление

нравственности, пороки и пр. — все это действия злых духов, или

злых гениев.

Вот тот вид, то обнаружение, в котором раскрывалась и выра-

жалась нравственная деятельность гениев добрых и злых. Что же

касается того, в каком образе гении являлись лично, то это зависело

от того, как смотрели древние на природу гениев. Одни представ-

ляли их в образе птиц, другие в виде животных и т. д. Словом, это

зависело от того, как смотрели древние на сущность или природу




божественного. Религиозное сознание древних облекало своих ге-

ниев в такие формы, какие лучше всего соответствовали природе

гениев. Представители религии природы не отличали духовных сил

от вещественных, духа от материи, те и другие силы в их представ-

лении смешивались. И потому, как ни стараются прикрыть это за-




конодатели или составители религиозной догматики древних, духи

или гении все-таки не более, как силы природы. Как ни тонки и неу-

ловимы духи, по мнению Кхун-цзы, или Конфуция, но они являют-

ся только в телесных формах существ по тому самому, что сущность

духов действительна; она может выражаться не иначе, как под фор-

мой какого-либо существа, не более. Все религиозное миросозерца-

ние Китайцев показывает, что их духи или гении суть силы при-

роды. Небо и земля — начала всего сущего, по мнению Китайцев; а

после этого и духи или гении — силы природы, выражающие свои

свойства и действия в явлениях природы. Все феруеры Персов суть

божественные мысли или формы и не только заключаются во всех

вещах, как их сущность, но сохраняют и поддерживают как роды и

виды существ, так и каждое существо порознь. Феруеры суть перво-

образы всех возможных существ. Таким образом, феруеры или ге-

нии Персов те же, что и у Китайцев, силы природы. Различие толь-

ко в том, что феруеры не только механическое соединение движе-

ния и покоя, но и божественная идея, воплотившаяся в материи и

разнообразно ее движущая. Далее, у Персов борьба добра со злом не

что иное, как борьба формы с материей. Но эта борьба объясняется

чисто физически, т. е. силой и веществом. Частные дерванды, или

злые гении — это семь комет, которые противопоставлены Ари-

маном семи Амшаспандам. Далее известно, что Ариман, желая всту-

пить в борьбу с Ормуздом, поднялся на небо, но, пораженный ос-

лепительным блеском света, он спрыгнул с неба на землю в виде

змия. Символ же Аримана постоянный — это тьма; а Ормузда—свет.

Других образов для представления Ормузда и подчиненных феруе-

ров, Аримана и его сообщников Персидское религиозное сознание

не успело создать. Это досталось на долю Египтян и Индийцев, Гре-

ков и Римлян.

Египтяне изображали своих богов в самых разнообразных видах

различных животных. Амун-Кнеф, добрый перводух, изображаем

был в виде змия, обвившего мировой шар. Мент, — творец всего, в

виде козла, которому приписывали величайшую рождательную си-

лу. Дух вообще и высшие божества, как существа духовные, изобра-

жались в виде копчика или ястреба и т. д. Божества второго и тре-

тьего поколения, которых считали виновниками устроения и благо-

состояния общества человеческого, представлялись в образе челове-

ческом.

Божества и духи Индийцев изображаются в образе человека, но

обладают при этом особенной силой и изображаются в колоссаль-

ном виде так, что земные предметы кажутся пред ними малыми и

ничтожными. Впрочем, некоторые боги по своим в мир видимый

явлениям исключаются из этого правила. Так, Вишну десять раз

являлся на землю и каждый раз принимал различные виды. В пер-

вый раз явился в виде рыбы; во второй в виде черепахи; в третий в

виде дикого вепря и т. д. Вообще же боги и духи являются в образе




человека с различными предикатами, которые возвышают богов над

людьми, и в этом случае представления Индийцев о божествах, при

всей их фантастичности, сходятся с понятиями Греков и Римлян о

богах 1 .

Ямвлих, ученик Порфирия 2 , упоминает о многих древних сочи-

нениях относительно гениев и их явлений. Читая этого писателя,

удивляешься тем знаниям, какие приобретены им о природе и явле-

ниях гениев. Он так наглядно описывает эти явления, так ясно пред-

ставляет психологическое состояние человека при этих явлениях,

что кажется, будто Ямвлих сам находился в постоянных дружеских

сношениях с гениями. Он утверждает, что явления богов возбуж-

дают в человеке радость; явления демонов и героев приводят че-

ловека в ужас; души людей, бывших при жизни начальниками,

когда являются по смерти, производят болезненное впечатление

испуга; явления душ обыкновенных менее неприятны, чем явления

героев. Таким образом, по мнению Ямвлиха, состояние духа челове-

ческого, при явлениях богов, спокойно и тихо; при явлениях де-

монов человек приходит в замешательство, при явлениях героев и

начальников в волнение.

Когда являлись боги, тогда небо, солнце и луна как бы уничто-

жались от блеска света, их сопровождавшего, продолжает Ямвлих;

явления же демонов и героев сопровождались весьма слабым све-

том. Явления богов поразительно блестящи, явления демонов соп-

ровождаются почти тьмою; но еще мрачнее явления героев. На-

чальники, занимавшие в этом мире блестящие места, являлись по

смерти окруженные светом; а начальники, заведовавшие грубыми

вещами, являлись во мраке. Являвшиеся души похожи были на тень.

Ямвлих в своем описании этих явлений вдается в такие подробно-

сти, что если верить им, то невольно подумаешь, что между ним,

богами, демонами и отшедшими душами существовала тесная, внут-

ренняя, постоянная связь. Но дело в том, что все рассказываемое

Ямвлихом не иное что, как произведение его воображения. Кто

сколько-нибудь знаком с философскими тенденциями Ямвлиха, тому

эти сказки о явлениях гениев не покажутся странными. Это был

мечтатель, и потому его рассказам нельзя верить. «Общая черта всех

неоплатонических философов (Ямвлих — неоплатоник), говорит

Швеглер, есть наклонность к мечтательности, теософия, теургия.

Большая часть из них занималась магией, а наиболее знаменитые

хвалились тем, что имели божественные откровения и явления, что

прозирали будущность и совершали чудеса» 3 . Очевидно после это-

то, что верить словам Ямвлиха мы не имеем никакого основания.



Сведения о гениях восточных народов заимствованы из сочинений: 1. Die Religions-Sys-

teme der heidnischen Volker des Orients, P. Stuhr; 2. Китай и его нравы, Иакинфа; 3. Религия и

философия Древнего Востока Новицкого и др.



Jamblic., Lib. II, cap. 3 & 5.

История древней философии Швеглера, перевод с немецкого. М., 1864 г. Стр. 156.

84 Народы, Греки и Римляне? - student2.ru



Его слова заслуживают внимания и то не вполне только в том, что

они характеризуют отчасти веру народа в явления богов.

Вид, в каком являлись боги и гении — человеческий, только с раз-

личными характеристическими особенностями. Юпитер-громовер-

жец, повелитель вселенной, бог богов, представляется всегда могу-

чим, сильным. Янус, бог старого и нового годов, с двумя лицами (од-

но спереди, другое сзади). Венера — девицей изумительной красо-

ты и т. д. Гении, кроме того, что изображались в виде детей и юно-

шей, представлялись иногда в виде змей.

После этих слов нечего более распространяться о неоплатонизме.

Гений Сократа только опровергает и не подтверждает их мнение.

Гений Сократа — это инстинктивное стремление разгадать истину,

инстинктивное чувство истинного, по которому человек только га-

дает об истине, смутно, неопределенно предчувствует истину. Этот

факт мог в большей или меньшей мере испытать на себе каждый,

особенно в юношеском возрасте. Мы считаем одно явление лож-

ным, другое истинным, одно хорошим, другое дурным, а между тем

не можем отыскать в уме причины нашего решения, потому ли, что

новое представление слишком ново, потому и непонятно, потому

ли, что мы не настолько развиты, чтобы найти причину для данного

представления. К этому-то гению, или инстинктивному чувствова-

нию истинного и доброго, Сократ и обращался, обсуждал этот внут-

ренний голос истинного и доброго, уяснял новое понятие и находил

причины утверждения понятия. Это совет ума, как некоторые го-

ворят, с самим собою. Этим только и можно объяснить недостатки в

философствовании и жизни Сократа. Напротив, если допустить, что

ему являлся гений, то будет понятно, каким образом Сократ оши-

бался так же в философии и жизни, как и другие умные люди. Да

Сократ и сам не говорит, что ему гений являлся и что он видел этого

гения. А выражение неоплатоников то, что Сократ видел гения ду-

ховными очами, ничего не доказывает. Неоплатоники говорят, что

им были божественные откровения и явления, но кто же поверит

им?

«Странно, говорит г. Хотинский, что подобные вздоры (т. е. рас-

сказы о духах, их нравах и пр., заимствованные у Порфирия и Ямв-

лиха и др.) имеют в себе много привлекательного не только для

праздного любопытства необразованной толпы, но и для человека,

специально преданного изучению наук. Когда я рылся в пыли фо-

лиантов парижской императорской библиотеки, то по целым дням

не мог оторваться от варварских страниц какого-нибудь Альберта

Великого, Красного Дракона, Энхиридиона папы Льва III, или Ред-

жинальда Скотта. Но едва ли не любопытнее прочих известная

«Черная книга чародеев», приписываемая доктору Фаусту; эта кни-

га озаглавляется так: «Mirakel, Kunst und Wunder-Buch, oder der

Schwarze Rabe, auch der dreifache Höllenzwang benannt». В этом Чер-

ном Вороне записаны все формулы вызывания духов, адрес-кален-




дарь темных сил и расписание, кто из демонов какого нрава, как и

где проводит время. Даже малейшие привычки подземных жителей

описаны в Черном Вороне, как будто составитель его долгое время

жил в самой короткой связи с Люцифером и его адскими сотовари-

щами. Мало того: вы можете найти свидетельства, что адский вла-

детель зимою 1626 года проживал в Милане под именем герцога

Мамона и тратил там страшную кучу денег. Ученый доктор Лоти-

хиус лично был знаком с ним и часто являлся к нему на обеды и

вечера. Потом нечистый посетил в 1669 г. Швецию, где захворал от

сильной простуды, его вылечили кровопусканиями; но уверяют, что

здоровье его совершенно поправится разве по прошествии только

тысячелетий» 1 .

Может ли быть что-нибудь нелепее этой галиматьи, а между тем

очень многие и очень умные люди верили, что все рассказы Чер-

ного Ворона несомненно верны, потому что тогда такова была об-

щая настроенность. Великий реформатор, учение которого поколе-

бало многие средневековые предрассудки, Лютер, сам искренне

убежден был, что ему являлся демон, в которого он бросил свою

чернильницу. Дело было в Виттенберге, где и до сих пор показывают

чернильное пятно и считают невежами тех, которые осмеливаются

сомневаться в достоверности факта, что и случилось с г. Хотинским,

по его словам.

Меланхтон, друг и товарищ Лютера на реформаторском попри-

ще, от природы холодный и очень серьезный мыслитель, уступав-

ший Лютеру только в энергичности и горячести, говорит 2 , что он не

раз видел привидения и несколько раз с ними беседовал; а Иероним

Кардан уверяет 3 , что его отец Фассий видел демонов всегда, когда

только хотел этого. Если же такие дельные головы, как Лютер и

Меланхтон, так жестоко заблуждались, то о предрассудках и суеве-

риях большинства толпы и говорить нечего.



Рассказы о темных предметах, соч. М. Хотинского. СПб., 1861. Стр. 436-441.

Lib. de anima.

Hieron. Cardan. I, 8 De variet rerum, c. 34. Народы, Греки и Римляне? - student2.ru



ГЛАВА IV

Наши рекомендации