Образование условных рефлексов
РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Взаимодействие ребенка с окружающим миром обеспечивается функцией нервной системы. Эта функция проявляется прежде всего в движениях организма, являющихся обычно ответом на какие-то раздражения, либо действующие извне, либо идущие от самого организма младенца. Первые движения возникают у плода на третьем месяце внутриутробной жизни. Сначала появляются движения головы, затем рук, туловища и ног. Движения зрелого плода, возникающие в ответ на раздражения любого участка тела или на неудобное положение матери, бывают сильными, длительными и диффузными.
К моменту рождения у младенца есть несколько безусловных рефлексов. Через них осуществляются первые связи ребенка с внешним миром. Они возникают прежде всего в ответ на раздражения кожи и слизистых оболочек. Такие механизмы свидетельствуют об относительной морфологической и функциональной готовности некоторых мозговых структур.
Незрелость корковых клеток выражается в резком преобладании возбудительных процессов над тормозными. Каждое раздражение, достигая мозга, широко иррадиирует по коре, захватывая множество нервных полей, целых корковых структур и центров. Поэтому любой раздражитель вызывает чрезвычайно разлитую и недифференцированную реакцию. Например, новорожденный отвечает сосательными движениями не только на прикосновение любым предметом к его губам или к языку, но и к щеке или ко лбу. Однако уже на 11-й день сосательные движения возникают лишь как реакция на прикосновение к губам. Такое сужение поля приема раздражений свидетельствует о быстро развивающейся дифференцировке как поступающих сигналов, так и ответов на них.
Новорожденный все время производит множество беспорядочных движений: дергает руками и ногами, морщит лоб, его глаза вращаются совершенно несогласованно, косят, лицо складывается в гримасы. Развитие рефлекторной деятельности проявляется прежде всего в том, что ответные движения младенца приобретают все более определенный, дифференцированный характер. «До тех пор, пока возбуждение не коснулось механизма,— пишет И. М. Сеченов,— все его отделы находятся в одинаковых условиях питания и заряжаемости энергией; но лишь только оно пробежало по известному отделу нервной системы, равенство это надолго уничтожено — деятельные пути надолго остаются более возбудимыми, чем остальные, и разница между ними становится тем резче, чем чаще повторялось возбуждение в той же форме».
Специальное изучение рефлекторной деятельности маленьких детей впервые проведено учеником и сотрудником И. П. Павлова Н. И. Красногорским в 1905 г.2. Он утверждает, что особое свойство клеток коры мозга ребенка — легко фиксировать и удерживать установленные связи на многие годы — одна из наиболее характерных особенностей, определяющих качество работы больших полушарий мозга ребенка. Эта пластичность обеспечивает ранние сроки и легкость выработки условных рефлексов у младенца.
Сразу после рождения у ребенка можно обнаружить следующие безусловные рефлексы:
1. 3 р-а ч к о в ы й. Через пять минут после рождения зрачок глаза младенца суживается в ответ на действие яркого света.
2. Пищевой. Прикосновение к губам и даже к другим частям лица новорожденного вызывает сосательные движения, которые впоследствии совершенствуются и дифференцируются.
3. Рефлекс Бабинского. В ответ на раздражение подошвы тупой спичкой младенец растопыривает пальчики ноги.
4. Рефлекс «р о б и н з о н о в с к и й». Прикосновение к ладони младенца вызывает рефлекторное схватывание палочки, карандаша, пальца. Это схватывание является настолько цепким, что ребенка можно поднять и он выдержит вес своего тела на одной руке. На втором месяце этот рефлекс исчезает, и в дальнейшем при произвольном схватывании у ребенка уже нет такой цепкости.
5. Ориентировочный рефлекс. Этот рефлекс имеет огромнейшее значение для всего процесса психического развития ребенка. В первичной форме этот рефлекс выражен в направлении взора на яркий или блестящий предмет. Затем такую же ориентировочную реакцию вызывает новое для ребенка, необычное явление. При этом установление взора дополняется по-воротом головы ребенка, сосредоточением, длительность и стойкость которого заметно возрастают. В конце первого года жизни ориентировочный рефлекс включает и пробовательные, шарящие, ощупывающие движения рук, постепенно приобретающие характер подлинно исследовательской деятельности.
6. Оборонительный рефлекс. Если держать младенца в вертикальном положении и резко приблизить к его лицу ладонь, он откинет голову назад и зажмурит глаза. Если сильно дернуть за пеленку, на которой лежит новорожденный, он резко взмахивает руками и ногами.
На различные внутренние раздражения ребенок отвечает криком.
Образование условных рефлексов
Все исследователи, изучавшие высшую нервную деятельность ребенка, указывают на очень ранние сроки образования первых" условных рефлексов (В. М. Бехтерев, А. Г. Иванов-Смоленский, Н. И. Красногорский, И. П. Неманова, Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, Н. И. Касаткин, М. М. Кольцова, И. А. Аршав-ский и др.).
Полученные данные говорят о том, что быстрота и сроки образования условных рефлексов с разных сенсорных систем зависят прежде всего от того, с какого возраста начата работа по формированию у младенца нервных связей. Большие варианты в сроках, на которые указывают разные авторы, связаны с использованием разных методик, с применением различных положительных и отрицательных подкреплений. Наиболее эффективно пищевое подкрепление. Огромное значение для образования пищевого рефлекса имеет срок начала кормления молоком матери. Если мать начала кормить новорожденного грудью через 20—30 минут после его рождения, то условный рефлекс (на прикосновение к коже лица, на положение тела) вырабатывается в первые сутки после двух-трех подкреплений. На второй день жизни ребенка он выступает отчетливо и держится стойко. Когда мать прикладывала новорожденного к груди только через 16—20 часов после его появления на свет, такие, же условные рефлексы образовались лишь на 10—12-й день жизни после многократных повторений (И. А. Аршавский).
Все условные рефлексы, выработанные на первом месяце жизни младенца, чрезвычайно хрупки, неустойчивы, легко угасают.
В естественных условиях развития условные рефлексы у ребенка вырабатываются медленнее, чем в условиях их искусственного образования (Н. И. Касаткин).
В естественно протекающем процессе развития раньше всего, т. е. к концу первого месяца, вырабатывается условный рефлекс с вестибулярного аппарата, т. е. на положение тела в пространстве. На привычную позу — под грудью матери — ребенок отвечает поворотом головы к ней и сосательными движениями. Такие же движения младенец производит, оказавшись в той же позе на руках любого человека. Рано вырабатывается и рефлекс на время. Ребенок приучается просыпаться через трехчасовые промежутки, если именно этот срок подкрепляется -кормлением. Со второго месяца жизни ребенка возможно образование рефлексов слуховых, затем зрительных и позже кожно-тактильных (И. П. Неманова, Н. И. Касаткин). На втором месяце вырабатывается сведение осей обоих глаз (конвергенция), фиксирующих предмет. Согласованный поворот головы и глаз, а затем и туловища в сторону яркого раздражителя, воспринимаемого зрительно, или в сторону слышимого звука вырабатывается на третьем месяце. Это говорит о раннем образовании зрительно- и слухо-двигательных реакций, требующих локализации предмета в пространстве.
Ранние рефлексы младенца вырабатываются обычно на комплексный раздражитель. Только тогда, когда одновременно действуют положение тела, вид знакомой чашечки и голос матери, у трехмесячного младенца возникают рефлекторные сосательные движения губами. Каждый из этих компонентов, действуя порознь, реакции не вызывает (М. М.'Кольцова).
После 2 месяцев, когда наиболее интенсивно идет формирование клеточного строения коры, рост и миелинизация нервных проводящих путей, изменяется и образование условных рефлексов, что свидетельствует о совершенствовании всей высшей нервной деятельности ребенка. Эти изменения выражаются в следующем:
1. Увеличивается количество раздражит е-л е и, на которые ребенок реагирует. Если птичка, севшая на окно, была недействующим раздражителем для трех-, четырехмесячного младенца, то уже для годовалого и тем более старшего ребенка она становится интересной и вызывает к себе его ' внимание, попытку схватить, рассмотреть.
2. Становится оптимальной возбудимость коры и нижележащих слоев, необходимая для образования простейших нервных связей. У здоровых младенцев такое состояние коры возникает на втором месяце, когда становится возможным образование первых условных рефлексов. Быстрота их возникновения и стойкость непосредственно зависят от состояния здоровья младенца. Малейшее расстройство пищеварения, утомление вызывают резкое нарушение уже образовавшихся условных рефлексов.
3. С возрастом ребенка нарастает тренируем ость к о р ы. Образование временных связей ускоряется. У Младенца нервная связь на пищевое подкрепление образуется обычно после 3—4 сочетаний (у животного не менее чем после 30). Хотя количество необходимых предъявлений очень колеблется в зависимости от характера условного раздражителя и используемого подкрепления, однако с возрастом образование нервных связей ускоряется. Наиболее резко увеличивается бы-, строта образования нервных связей у детей после полутора-двух лет в связи с овладением ходьбой и развитием речи. Нарастающая самостоятельность ребенка обеспечивает все более бы-, струю и результативную приспособительную деятельность.
4. Образующиеся нервные связи становятся все более стойкими и прочными благодаря развитию всех видов тормозных процессов. Вместе с тем при отсутствии их подкрепления угасание происходит быстрее, что является свидетельством нарастания силы процессов внутреннего торможения (О. П. Капустник, В. К. Фадеева, Р. Пэн и др.).
5. С развитием ребенка возрастает подвижность его нервных процессов, что сказывается прежде всего/ в быстром и легком восстановлении угасших нервных связей. Достаточно (после небольшого перерыва) 2—3 раза вновь подкрепить действие условного раздражителя (например, звучание звонка) подачей пищи, чтобы у трех-, четырехмесячного ребенка вызвать прежнюю условную реакцию на забытый сигнал.
Подвижность нервных процессов обнаруживается и в повышении легкости перестройки выработанных рефлексов. Замена выработанных положительных реакций (например, на звонок) отрицательными, которыми ребенок отвечал на другой раздражитель (зуммер), требует высокой подвижности его нервных процессов.
Опыты А. Г. Иванова-Смоленского, Л. И. Уманского, В. Э. Чудновского говорят о значительной роли в этом переключении индивидуально-типологических особенностей ребенка, которые с возрастом выступают все более и более отчетливо.
6. Заметно нарастают сила и роль тормозных процессов. Все виды торможения связаны с функционированием коры '. Поскольку у младенца кора еще не оформлена, процесс возбуждения оказывается намного сильнее тормозного. Это преобладание возбуждения над торможением сохраняется на протяжении всего раннего и дошкольного детства, хотя проявляется различно на разных ступенях развития ребенка. Любой раздражитель может вызвать у младенцев процесс возбуждения, который иногда переходит в тормозной. Наиболее отчетливо у младенца выступает широко разлитое естественное торможение — сон. При пониженной возбудимости коры, в состоянии утомления ребенок быстро засыпает. Иррадиацию тормозного
процесса можно наблюдать и у более старших детей в условиях их бодрствования. Это обнаруживается в их поведении: ребенок упрямится, отказывается отвечать или поздороваться с кем-либо. Так же как и возбуждение, тормозной процесс вначале имеет тенденцию широко распространяться (явление иррадиации) по коре, и лишь постепенно происходит его концентрация.
Одним из показателей развития высшей нервной деятельности является возможность образования условных тормозных реакций. В конце первого года жизни (иногда позже) ребенок научается тормозить естественное раздражен ние, идущее от мочевого пузыря. В начале второго года форми» руется тормозная реакция на предостерегающий жест матери, на ее Мимику и, наконец, на слово «нельзя».
Огромнейшее значение для всего дальнейшего развития ребенка имеет формирование все более тонкого дифференцированного торможения. Этот процесс является основой всякого различения, выбора, анализа, сравнения. Уже в первые 6 месяцев жизни у младенца можно обнаружить все виды торможения, в том числе и дифференцировочное. Как и при выработке условных рефлексов, тормозные реакции образуются быстрее или медленнее, сохраняются длительно или быстро угасают в зависимости от того, когда начата выработка тормозного рефлекса, при каких условиях он формировался и каковы особенности нервной деятельности ребенка. Так, для различения двух запахов одному ребенку понадобилось 315 повторений, когда выработка такой дифференцировки была начата с 40-го дня его жизни. Стойкая и разная реакция на каждый запах-сигнал была получена у этого ребенка только через 55 дней. У другого ребенка выработка такой же реакции была начата со 108-го дня его жизни; различение обоих запахов было достигнуто уже на 8-й день, после 33 повторений. Установленные исследователями сроки варьируются в зависимости от разных причин.
Порядок появления условных рефлексов не является постоянным. Он изменяется в зависимости от использованной методики, выбранных раздражителей и подкреплений и от некоторых других объективных и субъективных факторов.
К концу первого года способность к дифференцировке раздражений резко возрастает. Ребенок различает лица и голоса людей, сходные речевые звукосочетания («ба-ба», «па-па», «дядя», «де-да»), положение своего тела в пространстве, отчетливо предпочитает по вкусу одну пищу другой.
Пятилетний малыш умеет отличить бруснику от «волчьей ягоды», одну съест, а от другой отвернется. Звонок у входной Двери заставляет его бежать навстречу отцу, в то время как звонок будильника вызывает только поворот головы туда, где стоят часы.
Значительно возрастает роль дифференцировочного торможения у преддошкольника, когда он начинает осваивать речь, которая требует от него очень тонкого фонематического анализа. На новую ступень звукоразличения поднимаются дошкольник и младший школьник с освоением грамматического строя и письменной речи. Вычленение гласных и согласных, глухих и звонких звуков, обозначение каждого звука соответствующим буквенным знаком требуют большой тонкости и точности дифференцировочного торможения, которое необходимо и для совершенствования моторики ребенка, для освоения письма, рисования, трудовых действий.
Развитие, и совершенствование процесса торможения важно для формирования всей психической деятельности ребенка. Лишь на основе совершенствующихся взаимоотношений возбудительных и тормозных процессов осуществляется все более точеное и тонкое взаимодействие человека со средой.
7. С развитием ребенка усложняется структура его рефлекторной деятельности. Сначала у младенца вырабатываются крайне немногочисленные условные рефлексы первого порядка. У малышей большинство первичных условных рефлексов вырабатывается при пищевом подкреплении. С развитей ребенка новые условные рефлексы образуются уже при подкреплении их прочными, ранее образовавшимися условными раздражителями.
Единичные, разрозненно действующие раздражители, каждый из которых вызывает свою ответную реакцию, складываются в сложные комплексы, на которые ребенок отвечает и более сложными действиями.
Условные рефлексы второго, третьего и т. д. порядка обеспечивают все более быструю и гибкую ориентировку ребенка в окружающем мире. Уже у дошкольника вырабатываются условные рефлексы шестого порядка. У школьников они достигают еще более сложной структуры.
8. Заметно изменяется формирование динамических стереотипов. Когда на нервную систему ребенка воздействуют одни и те же раздражители, в одних и тех же условиях, рефлекс осуществляется все с меньшим и меньшим нервным трудом. У маленьких детей полутора — трех лет динамические стереотипы образуются сравнительно легко. Малыш быстро привыкает засыпать в определенное время и в определенном положении (лежа на правом боку). Так же легко вырабатываются у него и отрицательные привычки: засыпать лишь тогда, когда его покачивают или когда рассказывают сказки. Переделка таких стереотипов представляет для маленьких детей значительный нервный труд.
Образование стереотипов у детей более старшего возраста происходит медленнее, но они более стойки, и вместе с тем их перестройка осуществляется легче. Впрочем, длительность образования стереотипов,и трудность их переделки непосредственно зависят от типологических особенностей ребенка. Чем выше степень инертности нервной системы или чем более сильна ее возбудимость, тем труднее переделывать выработанный стереотип.
Однако динамичность, т. е. приспособление к постоянно колеблющейся среде, требует подвижности выработанных стереотипов у всех детей. Без этого ребенок постоянно попадал бы в труднейшие положения. Всякая привычка, выработанный навык, сложившаяся манера поведения, разговора, стиль учебной деятельности имеют своей физиологической основой выработанный динамический стереотип.
9. В развитии высшей нервной деятельности ребенка все большее значение приобретают рефлексы, образующиеся на словесные сигналы. И. П. Павлов отмечал, что слово — это сигнал, «допускающий обобщение и отвлечение, что и составляет наше высшее, специально человеческое ... мышление».
Освоение ребенком слова как сигнала второй сигнальной системы происходит при сочетании слова с действием непосредственного, чувственно воспринимаемого раздражителя, т. е. только тогда, когда «за каждым словом человек будет разуметь действительность» (И. П. Павлов). Выработав у семи-, девятилетнего ребенка условный рефлекс — поворот головы на звучание звонка, О. П. Капустник затем получила ту же реакцию на слово «звонок», которым она сопровождала действие непосредственного раздражителя.
При этом явлении, названном А. Г. Ивановым-Смоленским элективной иррадиацией, слово как бы втягивается в образующуюся у ребенка нервную связь.
Многочисленные исследования образования условных рефлексов на слово как раздражитель показали, что эти нервные речевые связи имеют некоторые особенности.
а) У годовалых детей рефлекс на действие непосредственного раздражителя вырабатывается в 8—12 раз быстрее, чем на слово, обозначающее данный раздражитель. Однако по мере того как слово все чаще включается во взаимодействие ребенка с окружающей человеческой средой, словесные сигналы становятся все более действенными и, начиная со второй половины второго года жизни ребенка, образование нервных связей на словесный сигнал становится все более быстрым. У дошкольни ков рефлексы на словесные раздражения (речевые рефлексы) образуются обычно быстрее, чем рефлексы на непосредственное раздражение.
б) Нервные связи, образовавшиеся на действие слова (вто-росигнальные), оказываются очень устойчивыми. Они не угасают так быстро, как связи первосигнальные. Но, даже угаснув при отсутствии систематического «практикования» и регулярных действенных подкреплений, эти словесные связи легко восстанавливаются.
в) Образование и упрочение условных связей и включение специальных речевых сигналов обеспечивают возникновение у ребенка «опережающей» реакции. Она выражается в быстрой реакции, как бы уже заготовленной прежними встречами с аналогичными явлениями.
Если ответное действие в прошлом опыте ребенка было достаточно эффективно подкреплено, т. е. дало ожидаемый результат, оно сохраняется в форме «следа». Этот «след» легко оживляется, вызывая со стороны человека готовность совершить соответствующее действие еще до того, как оно вызывается специальным раздражением.
На этой «обратной афферентации» (П. К Анохин) построено всякое предвосхищение, затем предвидение и, наконец, планирование действий.
С развитием ребенка такое предвидение оказывается возможным и в новых условиях его действования, принимая уже у дошкольника вид настоящего умственного предвосхищения совершаемого действия.
г) Расширение сферы речевого общения ребенка с окружающими открывает ему возможность осваивать совершенно новые виды деятельности и общения: слушание, беседы, вопросы, рассуждения, споры.
Чтение требует оперирования речевыми связями, условными знаками, символическими обозначениями различной сложности, различного уровня интеграции (обобщения). Посредством этих символических сигналов человек получает ту информацию, переработка которой обеспечивает ему возможность усвоения общечеловеческого опыта.
Дальнейшее совершенствование высшей нервной деятельности определяется изменениями главным образом двух основных процессов — возбуждения и торможения и установлением характерных для зрелого человека отношений уравновешивания между ними.
С развитием ребенка значение словесных сигналов и речевых реакций быстро возрастает. Этот тип взаимоотношений ребенка со средой отчетливо выступает уже у двух-, трехлетних детей, качественно изменяя все виды их познавательной и практической деятельности.
Итак:
1. Нервная деятельность ребенка обеспечивается ранним анатомическим, морфологическим и функциональным созреванием всего нервного аппарата (в особенности коры больших полушарий). Оно начинается в первые месяцы внутриутробной жизни зародыша, а наиболее интенсивно происходит в течение раннего и дошкольного периодов детства.
2. Основным условием развития нервной системы является ее функционирование, т. е. рефлекторная деятельность. В процессе рефлекторной деятельности оформляется мозг, растут его клетки и проводящие пути, создаются все большие возможности для новых многочисленных и разнообразнейших соединений.
- 3. Развитие рефлекторной деятельности есть формирование двух основных механизмов — замыкательного и анализаторного. Для совершенствования анализаторного процесса особенно существенное значение имеет развитие тормозных процессов, в частности условного и дифференцировочного торможения.
4. Новорожденный ребенок обладает лишь несколькими врожденными безусловными рефлексами. Развитие его нервной деятельности сказывается в том, что быстро образуются некоторые условные рефлексы. С возрастом ребенка изменяется количество и сложность образующихся рефлекторных связей, их прочность и структура. Все большую роль начинают играть связи речевые, т. е. восприятие словесных сигналов и речевая форма ответных реакций.
5. Осваивая слово как сигнал второй сигнальной системы, ребенок получает богатейшие возможности для новых, все более совершенных форм приспособления к среде. Осваивая богатейший опыт старших поколений, ребенок приобретает возможность категориального восприятия, избирательного и осмысленного запоминания и обобщенного- мышления.