Методика изучения коллективных отношений
.Успешная адаптация ребенка к школе также во многом зависит от готовности участвовать в общественно полезных делах коллектива, желания помогать окружающим, делиться с ними своими достижениями и неудачами. Для изучения коллективных отношений используется методика изучения коллективных отношений, которая состоит из рассказов-коллизий. В них описываются различные ситуации из повседневной жизни детей. Особенно большой интерес у детей вызывают рассказы из жизни школьников.
Рассказы-коллизии провоцируют определенное проявление коллективизма:
■ ответственное отношение к задачам коллектива;
■ готовность к выполнению общественных поручений;
" товарищескую взаимопомощь, заботу о коллективе;
■ доброжелательное отношение к успехам своих друзей;
■ отзывчивость, сострадание, доброту.
В рассказах-коллизиях сюжет обрывается в тот момент, когда герой оказывается перед выбором: поступить в интересах коллектив.а товарищей или в своих личных интересах. Прослушав очередной сюжет, ребенок должен закончить его, сказав, как, по его мнению, поступит герой. Эмоциональная заинтересованность ребенка в судьбе героя приводит к тому, что он идентифицирует данного героя с собой и приписывает ему свои отношения.
Рассказ 1. Учительница попросила Сережу после уроков навестить своего друга Мишу. Он уже неделю болеет ангиной.
— Конечно, Нина Петровна, — сказал Сережа, — я сегодня же к нему схожу.
Когда после уроков Сережа пришел домой, мама напомнила, что они идут к тете Вере надень рождения.
— Да, — вспомнил Сережа, — мы же давно собирались к тете Вере. Там будет мой
любимый шоколадный торт А как же Миша? Ведь я обещал Нине Петровне его навестить.
И Сережа решил...
Рассказ 2.Однажды учительница Анна Ивановна сказала, что сегодня все ученики будут выполнять важное задание: она будет диктовать буквы, а все должны их писать. Саша очень старался, и ему казалось, что он написал букву «А» хорошо. Но когда он заглянул в тетрадь своей соседки Лены, то увидел, что у нее написано значительно лучше. «Значит, ее опять будет хвалить Анна Ивановна, а меня нет», — подумал Саша.
— Теперь напишите большое «3», — сказала Анна Ивановна. Вдруг Саша видит, что
Лена уже второе «3» пишет не так, как надо, а наоборот. Буква смотрит в другую сторону,
и у нее большое «Е» получается.
Саша решил...
Результаты оцениваются по 5-балльной шкале от 0 до 5 включительно. Общая оценка выставляется по количеству предложенных данным учеником концовок, отражающих черты коллективизма героя. Например, если на 5 рассказов-коллизий ребенок дал 5 ответов, отражающих коллективистскую направленность героя, ему ставят 5 баллов. Если же ученик не дал ни одного подобного ответа, он получает 0 баллов. Полученные оценки учитель может проанализировать по трем типам качеств: коллективистские, индивидуалистические и компромиссные.
Коллективистские качества свидетельствуют о том, что ребенок руководствуется общественными мотивами. Его отношение к отдельным людям и коллективу основано на дружеской взаимопомощи, сознательном и добровольном подчинении личных интересов общественным, на уважении мнения коллектива и ответственности перед ним за свои поступки. Например: «Сережа решил проведать больного друга»; «Саша решил помочь Лене написать правильно, чтобы ее похвалили».
Индивидуалистические качества характеризуются преобладанием мотивов, связанных с получением личного удовольствия. Ребенок, противопоставляя себя коллективу, сознательно принимает решение действовать в своих интересах, подчиняя, таким образом, общественные интересы личным. Например: «Саша обрадовался, что у него будет лучше и учительница его похвалит». Ребенок вполне может осознавать коллизию, представленную в рассказе, понимать, какой в данной ситуации необходимо сделать выбор, но принять другое решение, объяснимое только его эгоистическими намерениями: «Саша решил сказать Лене, что она неправильно пишет. А я бы не говорил».
Компромиссные качества демонстрируют столкновение разных по силе коллективистских и индивидуалистических мотивов. Ребенок уже осознает важность требований коллектива, однако ему трудно преодолеть свои личные желания, в результате он не может отдать предпочтение тому или иному решению и пытается их совместить. Пример: «Нужно, чтобы мама позвонила тете Вере, чтоб она сама к нам
рришла с тортом, а Сережа в это время быстро навестит своего друга Мишу и вернется домой пить чай с тортом».
Таким образом, можно выявить три группы детей:
1. дети с развитым чувством коллективизма;
2. дети, у которых ярко выражена индивидуалистическая направленность;
3. дети, развитие личности которых характеризуется наличием разнонаправленных мотивационных тенденций: коллективистской и индивидуалистической одновременно. .;'■• '
Результаты по изучению коллективных отношений могут служить для воспитателей и родителей важным ориентиром при формировании нравственных качеств учащихся.