Лечение голодом и плодами
(Изд. Рига, 1991.Тираж 30 000 экз).
Книга доктора Арнольда Эрета очень актуальна и в наши дни. В ней дается ряд простых, но вместе с тем очень нужных советов по оздоровлению человеческого организма. Авторская "теория слизи" нашла поддержку и в современной медицине. Автор – сторонник перехода человека на фруктовую, т. е. "бесслизистую", диету, которая эффективна при лечении не только тучности, но и хронических заболевании почек, желудочно-кишечного тракта, легких, кожи.
Книга предназначена для широкого круга читателей, которые интересуются вопросами поддержания своего здоровья и сохранения долголетия.
Ответственный за выпуск канд. мед. наук. Ю. В. ШИРИН
Печатается по:
Арнольд Эрет. ЛЕЧЕНИЕ ГОЛОДОМ И ПЛОДАМИ. Москва, 1914.
© Ю. В. Ширин (Предисловие), 1991
Оглавление
Предисловие (Ширин Ю. II.)
Предисловие (Эрет А.)
Введение
I. Главная причина всех болезней
II. Как устранить и предупредить главную причину всех болезней
III. Главная причина преждевременной старости, выпадения и поседения волос; средство сохранения молодости и красоты
IV. Смерть
Предисловие
Арнольд Эрет – врач-диетолог, уроженец Локарно. Его труды в области применения различных диет при лечении различных заболевании печатались во Франции, США.
Предлагаемая читателю книга доктора А. Эрета "Лечение голодом и плодами" содержит ряд простых, реальных и вместе с тем нужных современному человеку советов.
Теория "слизи" (слизь – основная причина многих заболеваний), эмпирически обоснованная автором, с одной стороны согласуется с тибетской медициной, которая три причины, "три корня" болезней человеческого организма, – болезни "газа", "желчи" и "слизи" – рассматривает в сложной взаимозависимости. В высказываниях восточных врачей звучит такое предупреждение: "Если хочешь сохранить здоровье – держи канал желудка в пустоте", т. е. "ешь мало, и это малое ешь вовремя".
С другой стороны, эта эмпирическая теория нашла поддержку у современных врачей. Так, врач Г. С. Шаталова рекомендует использовать малокалорийную диету (до 500–800 ккал в сутки) для лечения хронических заболеваний, отстаивает возможность применения ее для пожилых людей и даже во время длительных тренировок перехода людей через пустыню, которые проделали предварительную работу по очищению своего организма от шлаков и после продолжительной подготовки в течение года почувствовали, что смогут преодолеть большие нагрузки. Ленинградский профессор В. М. Дильман в результате длительных исследований обосновал наличие в организме человека внутренних механизмов, с помощью которых можно замедлить процесс старения. Одним из этих механизмов является переход человека на дневной рацион питания, т. е. рацион, который предусматривает прием пищи преимущественно в утреннее и дневное время. Причем рекомендуется включать в этот рацион большое количество фруктов и овощей, что оказывает благоприятное влияние на весь организм.
В книге вы найдете советы по оздоровлению своего организма. Это, во-первых, проведение разгрузочных дней и постов (по 36 часов 1–2 раза в неделю); это, во-вторых, отказ от мучных изделий, картофеля, мяса, сыра и других продуктов питания, которые способствуют накоплению "слизи", и, наконец, это советы по сокращению в 1,5–2 раза объема пищи, тщательному ее пережевыванию, что очень важно для "включения" всех ферментов в работу пищеварительного тракта с последующим переходом человека на фруктовую, т. е. "бесслизистую", диету. Эти простые, казалось бы, советы помогут вам избавиться от многих хронических болезней, которые вы сможете победить под руководством лечащего врача.
"Бесслизистая" диета эффективна при лечении не только тучности, но и хронических заболеваний почек, желудочно-кишечного тракта, легких, кожи. И даже строгое вегетарианство не убережет и не избавит организм человека от "слизи". Этим автор как бы подчеркивает бессмысленность споров между вегетарианцами и невегетарианцами. Ведь причиной многих болезней, по его мнению, порой является также "… незнание, грех, совершаемый нами бессознательно; однако за него мы невинны, несем кару и будем нести, так как в природе, так же, как и по принципу гражданского права, незнание не освобождает нас от наказания".
Итак, за работу, друзья, по поддержанию и сохранению собственного здоровья и долголетия с помощью предлагаемых автором советов и естественных (натуропатических) средств.
Книга доктора Арнольда Эрета "Лечение голодом и плодами" печатается по изданию 1914 г. (Москва). В связи с этим в нее внесены минимальные исправления, касающиеся орфографии и пунктуации с тем, чтобы привести их в соответствие с нормами современного русского языка.
Рига, 1990 г.
Ю. В. ШИРИН, канд. мед. Наук
Предисловие
Часть этой работы появилась в печати в 1910 г. в журналах "Здоровье" ("Gesunheit", Zürich) и в № 17 и 18 "Искусство жизни" ("Lebenskunst", Verlag К. Lentze, Leipzig, Körnerplatz, 6). Эти статьи возбудили такой интерес и вызвали такой спрос, что я счел необходимым опубликовать их теперь в более пространном и дополненном виде.
Пусть эта работа принесет пользу тем, кто ищет правды, от кого бы она не исходила, и пусть подбодрит тех, кого озабочивает постепенное увядание юности и преждевременное наступление старости.
Первое издание этой книги разошлось без остатка в течение года. Пусть же правда, сочувственно принятая обществом в первом издании, также успешно прокладывает новые пути и во втором, содержание которого осталось без перемен, за исключением нескольких небольших дополнений.
Локарно, осень 1912.
АРНОЛЬД ЭРЕТ
Введение
Мы живем во время, о котором можно сказать, что каждый о всяком вопросе бытия имеет свое особое мнение. Не только ученые вообще, но даже и естествоиспытатели не сходятся во взглядах между собой. Они стараются все больше наставить вопросов, все и вся подвергают все большему сомнению, так что скоро сам человек обратится в вопросительный знак. Маутнер говорит: все современные вопросы решаются таким же количеством "да", как и "нет". За всем, что доказано, следует опровержение. Эта софистика вторглась даже в науку. Но ничто так не доходит до абсурда, ничто так не противоречиво в людских и научных мнениях, как понимание сущности болезни. Я не могу больше молчать о своем опыте. Но делиться им я буду с теми, кто хочет слушать правду, с теми, кто испытает ее на себе и кто не будет спрашивать – кто возвещает ее и не противоречит ли она мнению большинства. Уже раньше в "Vegetarische Warte" я писал о том, как я и мой первый ученик нарочно отправились в малярийную местность Италии, где и стали ждать появления у нас лихорадки. Мы нарочно спали на воздухе в местах, зараженных малярией, и делали самые утомительные путешествия. Всем колониальным управлениям Европы и Америки я предлагал ознакомить каждого с моим методом достижения абсолютной невосприимчивости к лихорадке. Теперь же я утверждаю, что я невосприимчив и к холере даже при питании незрелыми фруктами, и невосприимчивость эту приобретет всякий, кто начнет жить по моему учению.
Существует две категории больных людей. Одни желают как можно скорее поправиться. При постоянном переходе от "работы" к увеселениям у них нет времени хворать. Поэтому они сейчас же бросаются к пилюлям и микстурам, сыворотке и туберкулину, к йоду, ртути, препаратам Эрлиха и, действительно, достигают на некоторое время "улучшения". Но тем самым основательное излечение становится все более невозможным, а потому и развязка наступает скорее. С этим, однако, люди считаются, и впредь не требуют большего. Современная медицина просто отвечает запросам времени. Она старается на скорую руку сделать человека здоровым; это, так сказать, "медицинское чудотворение", и у нас нет никакого основания оспаривать её заслуги с этой точки зрения. Она вполне отвечает своему назначению и удовлетворяет спрос, конечно, более, чем когда-либо раньше.
Другие больные, – их называют часто "глупыми, отсталыми", на самом деле внимательные к себе, прямые и жизнеспособные люди, – хотят устранить причины болезней, которым часто не придают большого значения, хотят зло вырвать с корнем. Кто желает вступить на этот путь и сделаться снова совершенно здоровым, тот должен с энергией и твердостью взяться за дело и быть готовым на жертвы. Он сам тут 6yдет для себя и ответственным врачом и советником, ему надо будет лишь указать направление и путь. Это я и имею в виду сделать в настоящем труде.
Между этими двумя крайностями стоит естественный метод лечения, который, однако, часто играет плачевную роль. Он хотя и преследует цель излечения людей, но она не достигается, так как главная причина болезни – "хорошо поесть" не устраняется. На самом же деле быть излеченным естественным способом можно лишь, если жить согласно правилу, которое природа предписывает животному царству: поститься и не есть ничего "искусственного", т.е. вареного, другими словами питаться исключительно фруктами и растительностью. Не следует, однако, скрывать, что отдельные средства естественного лечения, как, например, разумное применение воздуха и воды (ванны), могут содействовать успеху поста.
Как нужно поститься, какие кушанья следует избегать, об этом речь впереди, – индивидуальность каждого должна приниматься во внимание.
Если медицина пренебрегает открытием профана, то она сама себя осуждает. Разве настоящие науки – естественные и технические – печалились о том, что их изобретатели были профанами? Ведь смеялись и насмехались над Франклином, Гальвани, над Эдисоном и Цепеллином, а потом признали и преклонились перед гением "профана". Медицинская школа, между прочим, часто говорит своим слушателям о перевороте, сделанном Присницем, замалчивает, однако, что Присниц был профаном.
Я не занимаю ни определенно враждебной позиции в области естественного метода лечения, не иду по течению современного шарлатанства. Нужно, однако, показать, как часто безграничное шарлатанство идет под флагом "природа". Моя же позиция и доказательства здесь – совершенно исключительные.
I. Главная причина всех болезней
"Вы истинный благодетель человечества!
Я буду счастлив, если все люди станут жить
по вашим, единственно верным принципам!"
Генрих Кноте.
королевский придворный певец
До последнего времени в медицине прочно был установлен взгляд, что болезни проникают в человеческий организм извне, имея своим основанием причину внешнюю, и, благодаря неизбежному и неотвратимому закону, отравляют существование человека, причиняют ему боль, и, в конце концов, он умирает. Даже современная медицина еще не освободилась от этого ложного понятия.
Бактериология, самое позднее приобретение человечества радуется каждой вновь открываемой бацилле, как новому деятелю в массе существ, которые для того и предназначены, чтобы подвергать опасности человеческую жизнь.
С философской точки зрения это понятие отличается от средневекового суеверия и идолопоклонничества только звуками названия. Раньше это существо определенно называлось "злым духом", а теперь оно, – причиняющее все недуги, – есть микроскопически видимый организм, существование которого доказано па опыте.
Правда, тут дело запутано еще предрасположением организма к заболеваниям. Но, что разуметь под этим, нам никто не сказал. Все опыты над животными с их симптоматическими реакциями не доказывают ничего определенного, потому что они обнаруживаются при впрыскивании какого-нибудь вещества в кровеносные сосуды, но никогда не обнаруживаются при принятии этого вещества через рот для прохождения в пищеварительный канал.
Когда думают, что болезни наступают вследствие наследственности или заражения извне, то в этом есть доля правды, но не в том, конечно, смысле, что возбудителем болезни является враждебный жизни дух (демон) или какой-нибудь микроорганизм (бацилла). На самом деле все болезни без исключения, так же, как и наследственные, – несмотря на отсутствие некоторых гигиенических условий – происходят исключительно от нечистой, "неестественной" пищи и от каждого грамма излишнего питания.
Прежде всего, я утверждаю, что при всех болезнях без исключения организм стремится выделить из себя слизь (конечно, каждый здоровый организм должен содержать известное количество слизи, например, лимфу) и в дальнейшей стадии гной (разложившаяся кровь). Каждый специалист согласится со мной, что это присуще всем катаральным явлениям, начиная с невинного насморка вплоть до воспаления легких и чахотки, также и при падучей болезни (при припадках – пена у рта, т.е. слизь). Где же это слизистое выделение незаметно, например, при ушных, глазных, кожных, желудочных и сердечных страданиях, ревматизме, подагре и т.д., даже при всех душевных болезнях, все же главной причиной зла является слизь. Она, не будучи выделена из организма естественным путем, через органы выделения проникает в кровь. На том же месте, где кровеносные сосуды суживаются вследствие охлаждения (простуды), она вызывает жар, воспаление, боль или лихорадку.
Пусть дадут больному какую-нибудь "неслизистую" пищу, например, фрукты, или только воду, или только лимонад. Тогда вся пищеварительная энергия обрушивается на накопленные с детства, много раз затвердевавшие, слизистые массы, равно как и на все отсюда возникающие "болезненные зародыши". И каков же результат? С несомненной точностью в моче и экскрементах обнаружится слизь. Ее я и считаю общею, главною и основною причиною всех болезней. Если болезнь находится уже в более развитой стадии, – так что где-нибудь, в самых глубоких частях организма, оказывается болезненный очаг, т.е. разложившаяся клеточная ткань, – то будет выделяться также и гной. Как только приток слизи путем "искусственного питания" (жирное мясо, хлеб, картофель, мучные блюда, рис, молоко и т.д.) прекратится, поток крови захватывает слизь и даже гной, находящиеся в организме, и выделяет их наружу с помощью мочи, у сильно зараженных даже через все имеющиеся к услугам отверстия и слизистую оболочку.
Если картофель, хлебную муку, рис или соответствующее им мясо, долго кипятить, то получится студенистая слизь, или клейстер, которым пользуется переплетчик и столяр. Это слизистое вещество скоро делается кислым, переходит в гниение, дает почву для развития грибков, плесени и бацилл. При пищеварении, которое химически представляет собою ту же варку, сжигание, эта слизь, этот клейстер станет также отделяться, так как кровь может пользоваться только переваренным, полученным из крахмала, виноградным сахаром. Как продукт, лишний для обмена веществ, этот клейстер, или слизь, уже вначале начинает выделяться без остатка. Нужно все-таки объяснить, что в течение жизни кишечник и желудок мало-помалу так заклеиваются и покрываются слизью, что клейстер растительного и клей животного происхождения переходят в гниение, закупоривают кровеносные сосуды, и, в конце концов, застоявшаяся кровь должна разлагаться. Если довольно густо сварить винную ягоду, финики пли виноград, то получается тоже каша. Однако она не переходит в гниение, никогда не отделяет слизи и ее никто не назовет этим именем, но лишь сиропом. Фруктовый сахар, этот важнейший продукт для крови, по консистенции клеек, однако, будучи высшей формой горючего материала, он перерабатывается организмом без остатка – без слизи. Этот сахар оставляет по себе только следы целлюлозы, которая, не будучи клейкой, тотчас выделяется, не загнивая. Сгущенный сахар, ввиду его способности оказывать противодействие гниению, даже специально применяется для сохранения кушаний.
Каждый здоровый и больной человек вынужден удалять с языка нехорошо пахнущую слизь, как скоро он начинает ограничивать питание или поститься. То же самое происходит и на слизистой оболочке желудка, точной копией которой в этом случае является язык. Эта слизь показывается при первом испражнении после поста.
Как и следовало ожидать, в научном лагере по поводу слизистой теории поднялся шум, как это впрочем, всегда и бывает, если открытие делает профан. Я постараюсь еще яснее повторить то, чего я не утверждал.
Я не говорил, что слизь всегда и только является причиною всех болезней, но я утверждаю, что она – главная причина всех болезней. Это значит, что может быть много и других причин заболеваний. Я не оспариваю этого, но, тем не менее, слизь всегда в каждом случае болезни налицо. Она обнаруживается еще с детства в здоровом, по-видимому, организме. Слизь есть главное вещество в сумме всех болезнетворных веществ, каковыми являются мочевая кислота, яды обмена веществ, углекислота и т.д. Все эти продукты обмена веществ животного и растительного происхождения, вследствие их липкого свойства, приклеиваются к оболочкам желудка и кишечника, накопляются, и мало-помалу их засоряют. Благодаря кровообращению (белые кровяные тельца) во всей "трубчатой системе", особенно в больших кровеносных сосудах – легких, сердце, почках и т. д. – они вызывают засорение также и этих органов. Кто не желает согласиться с тем, что внутренние стенки пищеварительного канала длиною приблизительно в 10 метров должны со временем засориться, несмотря даже на самое лучшее пищеварение, с тем все равно ничего не поделаешь. Ведь, что я утверждаю, то доказано путем опыт на каждом человеке, а не является плодом досужей фантазии "профана".
Я рекомендую врачам и исследователям проверить мои утверждения на опыте. Опыт, – вопрос к природе, – основа всякой точной науки. Он покажет правду безошибочно, все равно я или кто-либо другой ее утверждает. Кроме того, я рекомендую также проделать изложенные в дальнейшем опыты, которые я проверил на самом себе. Прибегнувшие к опытам получат от природы, т.е. от своего организма, тот же самый ответ, что получил и я, – именно, что только чистый, здоровый, бесслизистый организм способен действительно оказывать сопротивление болезни до известной степени. После почти двухлетней строгой фруктовой диеты с перемежающимися постами я достиг такой степени здоровья, о которой в настоящее время люди не имеют вообще никакого представления. Это здоровье позволило мне произвести следующие опыты, которые я подробно изложил в своей работе "49-дневный опыт поста" Veg. Warte 190 9/10).
Я делал разрез ножом в нижней части руки; кровь не текла, потому что она сейчас же сгущалась; рана закрывалась без воспаления, без боли, без слизи и гноя. В три дня она заживала, и струп отпадал. Позднее, при вегетарианском режиме, при питании кушаньями, образующими слизь (крахмальное питание), но без яиц и молока кровь уже немного сочилась из раны, которая болела и слегка гноилась, незначительное воспаление, и полное излечение наступало только после более продолжительного времени. Еще позднее такое же поранение при мясной пище и небольшом количестве алкоголя: более продолжительное кровотечение, кровь светлая, красная и жидкая, воспаление, боль; нагноение длится несколько дней. Лишь после двухдневного поста рана заживает.
Прусскому военному министерству я предлагал, конечно, безуспешно, повторить этот опыт. Почему, в самом деле, раны у японцев в русско-японскую войну заживали гораздо быстрее и лучше, чем у русских, питающихся мясом и пьющих водку? Удивительно, что в течение двух тысяч лет никто не задумывался, почему вскрытие артерии и даже кружка яда не могли умертвить Сенеку, после того как перед тем он отверг в пище мясо и голодал в темнице. Сенека, вероятно, раньше питался исключительно фруктами и водой.
Основанием всякой болезни является закупорка слизью мельчайших кровеносных сосудов (капилляров). Если фильтр засорен, никто не начнет починки городского водопровода и очистки труб от загрязненной воды прежде, чем приток воды не будет прекращен. Всякий немедленно вспомнит о главной машине, которая приводит в движение все водоснабжение, и остановит, прежде всего, её.
"Я – Господь, твой исцелитель", на современном языке надо понимать так: исцеляет, очищает, лучше всего освобождает от слизи, и притом безошибочно точно, только природа, и лишь тогда, если прекращается приток слизистой пищи или, по крайней мере, наиболее слизистой. Каждая "физиологическая машина", будет ли это человек или животное, немедленно очищается сама собою, растворяя безостановочно слизь, как только приток пищи, по крайней мере, наиболее обильной слизью, прекратится. Также у самых здоровых по внешности людей Европы эта слизь появляется в моче, и в соответствующих стаканах ее можно видеть по охлаждении простым глазом! Кто станет отрицать этот очевидный факт, игнорировать или даже оспаривать, – потому ли, что он кажется ему неправильным или недостаточно научным, – тот сам виноват, если не может найти главной причины всякой болезни, и прежде всех от того пострадает он сам.
Теперь я открою последнюю тайну чахотки. Кто-нибудь, быть может, думает, что туберкулезный больной годами выделяет эту массу слизи прямо из своих легких? Если кормить таких больных только "слизью" (каша, молоко и жирное мясо), то выделению слизи не будет конца, пока легкие сами не начнут распадаться и не появятся, наконец, и "бациллы", – смерть в таком случае неминуема. Вопрос о бациллах решается, таким образом, просто: все возрастающее засорение слизью кровеносных сосудов ведет к разложению, загниванию этих слизистых продуктов и неудобоваримых пищевых остатков. Они по частям гниют в живом теле (гнойные нарывы, рак, туберкулез, сифилис, волчанка и т.д.). Теперь знают, что мясо, сыр и все органические вещества при процессе разложения благоприятствуют появлению и размножению бацилл. Однако зародыши бацилл становятся заметными только в более высокой стадии болезни; они являются не причиною, а продуктом болезни. Выделения бацилл, их токсин действуют, как яды, а потому распад, например, легкого, идет при них быстрее. Если даже признать, что бациллы проникают в организм человека извне, заражая его, то все же только слизь служит им почвою, в которой они могут развиваться, обостряя предрасположение организма к заболеваниям.
Как уже сказано, я целых два года питался исключительно фруктами, т.е. бесслизистою пищею. Я перестал нуждаться в носовом платке, и теперь этот продукт культуры бывает мне редко необходим. Разве вы видали когда-нибудь, чтобы на свободе живущее животное сморкалось или плевало?
Молодой медик считает мой взгляд ошибочным, он полагает, что в носу здорового животного или человека слизь все же должна отделяться. Значит, по его мнению, бесслизистый нос – это болезненное явление. А я думаю, что уважаемый медик недостаточно внимательно осматривал нос животного, живущего на свободе (а не домашнего). Там абсолютно не содержится слизи, но только известная влажность, осадок водяных паров холодного воздуха с некоторым количеством: пыли. Если медик считает мой бесслизистый нос за болезненное его состояние, то я скажу ему, что это состояние носа происходит от прекрасного здоровья, так как я живу совершенно без слизи. Поэтому бесслизистое состояние носа никоим образом не может быть объясняемо болезненным симптомом. То же самое явление я наблюдал на моих пациентах во время бесслизистой диеты, как раз, когда их здоровье находилось в самом лучшем состоянии.
Хроническое воспаление почек, которым я основательно проболел и которое было признано врачами смертельным, исчезло, как не бывало, здоровье и трудоспособность сильно изменились к лучшему; даже в юности, в ее самые здоровые годы, я не чувствовал себя так хорошо.
Ко мне принесли европейца 31 года, лежавшего при смерти, а 8 лет спустя он участвовал в беге, продолжавшемся 2 ¼ часа, и находился на ногах 58 часов.
Многочисленными опытами мне удалось доказать эту "теорию слизи", и мы теперь в первый раз можем точно установить единственное понятие, объясняющее причину всех болезней. Если "метод естественного лечениям уже допускает заболевания крови, а доктор Ламан в особенности подчеркивает "диетическое" очищение крови от примесей, составляющих основную причину всех болезней, то приемы, применяемые при самом лечении, оказываются все же обыкновенно недостаточными. Хотя больным и предписывается питательный режим без мяса или с очень незначительной дозой его, но все же дается хлеб, каша, молоко, масло, яйца, сыр и мучные блюда, всегда богатые крахмалом и вызывающие обильное образование слизи. Тут и кроется объяснение, почему большинство вегетарианцев, несмотря на их хваленое меню, все-таки нездоровы. Я сам несколько лет много ел слизистой пищи. Если большая часть вегетарианцев не перейдет вскоре на только естественную пищу, т. е. на фруктовую диету, или, по крайней мере, не сократит количество поглощаемой пищи, то вегетарианству в его настоящем виде грозит опасность утратить свое значение, не потому, что принцип "не есть мяса" сам по себе плох, а потому, что польза для здоровья при существующем вегетарианском питании весьма незначительна. Небольшое число лиц, исключительно питающихся фруктами, всегда получает первое место на состязаниях в ходьбе и т.д.; медицина же объяснение этому успеху ищет в чем-то другом. Представители вегетарианского движения все еще хотят доказать, что человек нуждается только в вареных кушаньях; это происходит потому, что они сами и все экспериментаторы в этой области имеют совершенно неправильное представление о фруктовой диете как лечебном средстве. Конек вегетарианской пропаганды заключается в приведении доказательства, что человек не мясоед и что потому питание мясом неестественно. Правы противники, говоря, что мясо, во всяком случае, не меньше естественно, чем капуста, хлеб, молоко, сыр и т.д. Профессор Бунге уже более чем десять лет тому назад упрекнул вегетарианцев в непоследовательности. И он был прав.
В вегетарианском научном лагере под влиянием ложного учения о белке содержимое белка и питательных веществ в вегетарианских кушаньях сравняли с мясом и забыли при этом самый важный пункт в учении о здоровье, который гласит: "Чем больше вы кормите больного, тем больший вред вы ему причиняете" (Гиппократ, выдающийся диетист, величайший врач и целитель). Я говорю здесь, вообще не о питании в смысле вегетарианской пропаганды, но только о реальном исцелении. Бесслизистая диета, как спасительная система, в смысле воздержания от пищи, умеренного питания и выделения – вполне согласна с учением Гиппократа.
Теоретически точно доказано, что человек когда-то питался исключительно фруктами и биологически верно, что он и теперь еще может так жить. Здравому человеческому разуму, пожалуй, и трудно сразу представить себе, чтобы человек мог жить, питаясь только фруктами, не сделавшись в то же время охотником? Я утверждаю, однако, что "да", и притом человек будет обладать абсолютным здоровьем, красотой и невероятной силой, без болезней и страданий. Только фрукты, единственная "бесслизистая" пища, – естественны для человека. Все, что приготовила человеческая рука или мнимо улучшила, есть зло. Доказательства относительно фруктов научно подтверждены опытами; в яблоке или, например, в банане содержится всё, что человеку нужно. Вероятно, под тропиками еще живут старики, удивляющие своей трудоспособностью, которые в своей жизни ничего другого, кроме бананов, не ели. Человек так совершенен, что может жить только одним фруктом, по крайней мере, более или менее продолжительное время. Того же, однако, нельзя сказать про кокосовый орех (кабакон). По крайней мере, известный апостол кокосовых орехов Энгельгардт так и не мог вылечиться от тропической болезни при питании только кокосами. От одних фруктов сначала заболевают, т. е. очищают свой организм; процесс очищения лучше производить дома, а не в тропиках. Никто не поверил бы мне, что из 14 месяцев – 126 дней, из них 49 целиком, можно жить без пищи. Я, однако, так жил, и все-таки это убеждает немногих. Я утверждаю, что только фрукты являются самым естественным "целебным средством". Верен ли мой расчет, в этом люди убедятся на опыте во время следующей европейской эпидемии. Что, в самом деле, убеждает людей? Если кто-нибудь сказал бы в прошлом столетии, что можно телефонировать из Берлина в Париж, то вызвал бы смех кругом себя, потому что чего-либо подобного тогда ещё не существовало. Так же точно не верят и естественной пище, ибо почти никто кругом так не питается. При этом еще одни боятся, как бы не упали цены на искусственные продукты, другие – что пошатнется физиология питания, и врачи окажутся лишними. А между тем лечение постом и фруктами как раз и требует внимательного врачебного надзора и совета, следовательно, требует больше врачей, хотя даст и меньше пациентов. Но люди предпочитают платить больше, чтобы только выздороветь.
Почти все попытки поста терпят неудачу вследствие незнания того, что с принятием неслизистой пищи старая слизь будет обильно выделяться, пока организм человека совершенно от нее не очистится и не выздоровеет. Вот почему человек, считающий себя даже вполне здоровым, уже в средней стадии очищения организма от слизи приобретает более высокую степень здоровья. Вот – та скала, о которую не раз разбивалось до сих пор учение вегетарианцев, за исключением немногих из них, потому что они пренебрегали истиной. В "Vegetarische Warte" на основании опытов и фактов я показал значение своей системы, и 49-дневной голодовкой с предшествуемой ей фруктовой диетой опроверг на деле величайшее возражение, делаемое недоеданию. Мое самочувствие только улучшилось благодаря радикальному выделению слизи, несмотря на некоторые негигиенические условия, сопровождавшие мой пост. В культурной среде общества оказалось много приверженцев моего режима, что видно из множества полученных мною писем. Массовые же сторонники вегетарианства продолжают и до сих пор питаться пищей, дающей слизь, и желудки их ничем не отличаются от желудков мюнхенцев, злоупотребляющих пивом. Это есть результат ежедневного переполнения "слизистою пищею" самого различного свойства. Мясо, алкоголь, кофе, табак, словом, все то, против чего восстают вегетарианцы, может быть употребляемо изредка в умеренном количестве сравнительно без вреда. Это подтверждается самой жизнью: сотни людей достигли преклонного возраста, употребляя в небольшом количестве и алкоголь и табак...
Вся суть здесь в том, чтобы мало есть! Профессор Сильвестр Грахам говорит, что пьяница может состариться, обжора же никогда.
Чтобы предупредить недоразумения, могущие возникнуть со стороны представителей воздержания и вегетарианства, я должен здесь привести еще несколько доводов. Мясо никоим образом не есть средство питающее, но лишь возбуждающее; оно гниет и разлагается в кишечнике; но процесс разложения возникает сперва не в желудке, а сейчас же после убоя; последнее доказал проф. доктор С. Грахам. Я со своей стороны добавлю, что эти яды гниения действуют на человека возбуждающе, и потому дают иллюзию питательного средства. Или кто-нибудь может мне химико-физиологически доказать, что перешедшая в разложение белковая молекула восстанавливается в желудке и, например, в человеческом мускуле празднует свое возрождение? Как алкоголь, так и мясо сулит вначале силу и энергию, пока весь организм не заражается ими, и процесс разрушения не наступает. То же самое происходит и с другими возбуждающими средствами.
Основное зло всех невегетарианских диетических систем было и остается – чрезмерное питание мясом, влекущее за собою и все другие беды, например, потребность к алкоголю. Кто ест почти исключительно фрукты, у того само собой пропадает жажда к вину и пиву; в то же время у питающегося мясом всегда есть к ним тяготение, так как мясо, вообще, вызывает сильную жажду. Алкоголь, как доказано, служит известным противоядием мясу; житель большого города, любящий вкусно поесть, сидящий только почти на мясе, по необходимости должен пить вино, кофе и курить сигареты, чтобы тяжелое отравление мясом хоть несколько временно ослабить. После званого обеда, на другой день, человек духовно и физически чувствует себя гораздо свежее только в том случае, если потребление ядовитых возбуждающих веществ было умеренно.
Я объявляю мясу и алкоголю войну насмерть! Только фруктами и умеренным питанием можно основательно избавиться от этих больших бед. Но если кто никак не может оставить мяса и алкоголя, – потребляя их, однако, в самом незначительном количестве, – то это, во всяком случае, лучше, чем есть много вегетарианских блюд. Американец Флетчер наглядно доказал это. Тайну его успеха можно легко понять на моих опытах, доказывающих, что человек лишь тогда чувствует себя наиболее трудоспособным, выносливым и здоровым, если он возможно меньше ест. Разве самые старые люди – обычно не самые бедные? Разве выдающиеся люди, прославившие себя в области открытий и изобретений, происходили не из бедных классов общества? Значит, все они скудно питались. И, наконец, пророки, основатели религий и величайшие люди, разве не были аскетами? Или кто-нибудь в том видит успех культуры, чтобы жить в фешенебельной части города и по 3 раза в день вкусно есть, а социальный прогресс в том, что каждый рабочий будет 5 раз в день есть, а по вечерам сидеть за стаканом пива? Все эти, так называемые, званые обеды, шикарные закуски считаются в наше время не только приличными и невинными, но даже нравственными и эстетичными. На самом же деле они не только безнравственны, но и вредны, так как значительно ускоряют приход болезней и дряхлости. Если и больной может выздороветь посредством голодания, тс само собой ясно, что здоровому организму требуется мало пищи, чтобы быть крепким и выносливым.