Белкового состава слюны
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра биохимии
А. И. ГРИЦУК, В. Т. СВЕРГУН,
А. Н. КОВАЛЬ
БИОХИМИЯ
РОТОВОЙ ЖИДКОСТИ
Учебно-методическое пособие
Для студентов 2 курса медицинских вузов
Медико-диагностического и лечебного факультетов
Е издание, переработанное и дополненное
Гомель
ГомГМУ
УДК 577.1:616.316-008.8(072)
ББК 52.57
Г 85
Рецензенты:
кандидат медицинских наук, доцент,
заведующий кафедрой патологической физиологии
Гомельского государственного медицинского университета
Т. С. Угольник;
кандидат биологических наук,
доцент кафедры нормальной физиологии
Гомельского государственного медицинского университета
Э. М. Заико
Грицук, А. И.
Г 85 Биохимия ротовой жидкости: учеб.-метод. пособие для студентов
2 курса медицинских вузов медико-диагностического и лечебного факультетов / А. И. Грицук, В. Т. Свергун, А. Н. Коваль. — 2-е изд., перераб. и доп. — Гомель: учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2011. — 40 с.
ISBN 978-985-506-365-1
В учебно-методическом пособии отражены химический состав и особенности секреции слюны, а также принципы лабораторной диагностики. Предназначено для студентов 2 курса медико-диагностического и лечебного факультетов.
Первое издание вышло в 2008 году. Второе издание переработано и дополнено.
Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» 28 июня 2011 г., протокол № 7.
УДК 577.1:616.316-008.8(072)
ББК 52.57
ISBN 978-985-506-365-1 Ó Учреждение образования
«Гомельский государственный
медицинский университет», 2008
Ó Учреждение образования
«Гомельский государственный
медицинский университет», 2011
МЕХАНИЗМ СЕКРЕЦИИ СЛЮНЫ.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ
БЕЛКОВОГО СОСТАВА СЛЮНЫ
Слюна (saliva) как предмет лабораторной диагностики является альтернативой анализу крови. Простота взятия, возможность частого забора проб слюны и, главное, полная безопасность для пациента. Последнее обстоятельство представляется важным, ввиду роста случаев наркомании, инфицирования через кровь ВИЧ и другими опасными инфекциями.
Saliva представляет интерес для изучения фармакокинетики лекарственных препаратов, наркотиков, влияния физической и умственной нагрузок на эндокринную систему.
Номенклатура слюны.
Смешанная слюна— биологическая жидкость, формирующаяся в ротовой полости в результате смешивания выделений всех слюнных желез:
· слюны околоушных желез;
· слюны подчелюстных желез;
· слюны подъязычных желез;
· слюны малых слюнных желез.
Околоушные и малые железы боковых поверхностей языка содержат большое количество серозных клеток и секретируют жидкую слюну с высокой концентрацией хлоридов натрия, калия и высокой активностью амилазы. Слюна поднижнечелюстных желез богата органическими веществами, содержит муцин, амилазу, но в меньшем количестве, чем слюна околоушных желез. Слюна подъязычной железы (смешанная) еще более богата муцином, имеет выраженную щелочную реакцию и высокую фосфатазную активность.
Секрет слизистых желез, расположенных в корне языка и неба, особенно вязкий, ввиду высокой концентрации муцина.
Из ацинусов желез секрет поступает в систему укрупняющихся протоков, собирающихся в выводной проток, выносящий несколько измененную здесь (в количестве и составе) слюну в полость рта. Вне приема пищи у человека слюна выделяется для увлажнения полости рта в среднем со скоростью 0,24 мл/мин, при жевании — со скоростью 3–3,5 мл/мин в зависимости от вида пищи.
Количество слюны, выделяющееся за сутки, зависит от особенностей питания. За сутки у взрослого человека выделяется около 1500–2000 мл слюны. Она содержит 99,0–99,5 % воды и только 0,5–1 % сухого остатка. Смешанная слюна имеет плотность 1,001–1,017, вязкость — 1,10–1,32 пуаза. Состав слюны зависит от скорости ее секреции и вида стимуляции саливации. Смешанная слюна имеет рН 5,8–7,4. рН слюны околоушных желез ниже (5,8) чем поднижнечелюстных (6,39). С увеличением скорости секреции рН повышается до 7,8. Количество слюны, выделяющееся за сутки, зависит от особенностей пищи.
Нестимулированной слюной называется слюна, которая формируется при отсутствии внешних, активирующих ее образование, факторов. Скорость ее секреции в среднем 0,3 мл/мин, и зависит от суточных и сезонных колебаний. Пик нестимулированной секреции — середина дня, а в ночное время секреция снижается до 0,1 мл/мин.
Стимулированная слюна выделяется под действием внешних, искусственных механических и (или) химических факторов. Скорость ее секреции колеблется в пределах 0,8–7 мл/мин.
Слюнные железы человека представлены парными крупными и непарными мелкими железами. К 1-й группе относят: околоушные (gl. arotis), подчелюстные (gl. submaxillares) и подъязычные железы (gl.sublingule). Ко 2-й группе относят: мелкие железки, расположенные на слизистой оболочке губ, языка, десен, неба, щек, миндалин и носоглотки.
Большие слюнные гланды развиваются у человеческого эмриона с 6–8-й недели из оральной экдотермы. Затем происходит развитие малых слюнных желез. В течение этого формирования симпатическая нервная система регулирует дифференцирование, а парасимптическая — общий рост желез (Silver).
Нервная регуляция больших слюнных желез. Большие слюнные железы иннервируются симпатическими и парасимпатическими нервами.
Парасимпатическая регуляция подчелюстных и подъязычных желез начинается от нейронов верхнего слюноотделительного ядра в стволе головного мозга и транслируется в постганглионарные волокна подчелюстных и подъязычных нервных узлов, расположенных в теле каждой из соответствующих желез. Нижнее слюноотделительное ядро продолговатого мозга передает регуляторные импульсы к околоушным железам.
Симпатическая иннервация больших слюнных желез инициируется нейронами в боковых рогах спинного мозга на уровне ThII-ThVI.
Большинство малых слюнных желез получают парасимпатическую иннервацию от язычного нерва (Lingual nerve), исключая железки неба, парасимпатические волокна которых исходят из небных нервов (Palatine nerves), питаемых узлом Sphenopalatine g.
Считается, что в регуляции работы слюнных желез большую роль играет парасимпатическая иннервация, так как каждая их клетка богато оплетена парасимпатическими волокнами. Предполагается, что несколько парасимпатических волокон конвергирует на одну клетку. Раздражение парасимпатических волокон ведет к образованию в синапсах ацетилхолина, который возбуждает работу железистых клеток.
Симпатические волокна стимулируют образование адренергических нейрорегуляторов — адреналина и норадреналина. При симпатической секреции количество выделяемой слюны значительно меньше, чем при раздражении парасимпатических нервов. Заключительным этапом в нервной регуляции формирования слюны является ассоциация нейротрансмиттерных молекул — ацетилхолина и норадреналина из симпатических окончаний нервных волокон с белками (мускариновым, холинергическим и альфа- и бета-адренергическими рецепторами) плазматической мембраны секреторных клеток. Последние содержат GTF (гуанидинтрифосфат), связывающие мессенджеры, которые передают регуляторные сигналы на определенные ферментативные системы. Ферменты контролируют протекание реакций синтеза и секреции различных веществ в секреторных клетках слюнных желез. Отдельные звенья этих внутриклеточных сигнальных путей изучены недостаточно.
Стимуляция симпатического ствола на шее, не оказывая влияния на околоушную железу, вызывает секрецию в подчелюстной железе.
Гуморальная регуляция. Функциональная взаимосвязь слюнных желез с основными эдокринными железами установлена в экспериментальных и клинических исследованиях. Это показано в отношении гормонов гипофиза, поджелудочной железы, надпочечников, половых желез, гастроинтестинальных гормонов. Одной из причин такой связи является наличие в слюне многих гормонов. Синтез и секреция многих белковых компонентов слюны находится под контролем различных веществ крови.
Литературные данные указывают не только на содержание в слюне половых гормонов и гормонов щитовидной железы, но и на присутствие факторов роста нервов, эпидермиса, ренина, тонина. До сих пор остается малоизученным вопрос о регуляции функций слюнных желез через гемато-саливарный барьер.