Методические указания к изучению электронограмм
6.2.1. Поверхность многорядного реснитчатого эпителия(сканирующая электронограмма).
Сканирующая электронограмма дает объемное изображение исследуемого объекта. На ней представлены реснички мерцательных эпителиоцитов(1)и апикальная часть бокаловидных клеток, содержащая слизь (2) в виде гранул. Данный эпителий выстилает воздухоносные пути дыхательной системы органов.
Схемы и таблицы.
Классификация экзокринных желез
Расположение по отношению к эпителиальному пласту, из которого они развились | Экзоэпителиальные | Эндоэпителиальные (бокаловидная клетка) | |||
По количеству клеток | Многоклеточные | Одноклеточные (бокаловидная клетка) | |||
По строению выводных протоков | _ | ||||
По количеству концевых отделов, открывающихся в один выводной проток | |||||
По форме концевых отделов | |||||
По характеру секрета | |||||
По типу секреции (по способу выведения секрета из клетки) |
Морфофункциональная характеристика покровных эпителиев
Название эпителия | Однослойные эпителии | Многослойные эпителии | ||||||||
Однорядные | Многорядные | Плоские | Переходный | |||||||
плоские | кубические | Призматический (цилиндричес-кий) каёмчатый | Призматичес-кий (цилиндричес-кий) реснитчатый | Неороговеваю-щий | Ороговеваю-щий | |||||
Мезо-телий | Эндоте-лий | |||||||||
Локализация в организме | ||||||||||
Источник развития | Эктодерма (прехордальная пластинка) | Мезодерма | ||||||||
Специальные органеллы (+ или - ) | тонофибриллы | |||||||||
реснички | ||||||||||
микроворсинки | ||||||||||
Наличие бокаловидных клеток (+ или - ) | ||||||||||
Контрольно- обучающие и профессиональные задачи
7.1.По каким морфологическим и топографическим признакам можно идентифицировать эпителиальные ткани?
7.2. Чем отличается многослойный плоский неороговевающий эпителий от многослойного переходного эпителия?
7.3. Почему многослойный переходный эпителий назван “переходным”?
7.4. Ротовая полость покрыта многослойным плоским частично ороговевающим эпителием, а тонкий кишечник - однослойным цилиндрическим каемчатым эпителием. Чем это можно объяснить, исходя из выполняемых ими функций?
7.5. Отслойка эпителия от базальной мембраны ведет его к гибели. Почему?
7.6. В эксперименте у зародыша нарушен морфогенез энтодермы. На развитие эпителия какой системы и какого её отдела это скажется?
Тестовые задания для самоконтроля.
8.1. Эпителий, все клетки которого контактируют с базальной мембраной, называется
1) однорядным;
2) многорядным;
3) однослойным;
4) многослойным;
5) плоским.
8.2. Эпителий органов среднего отдела пищеварительного канала развивается из
1) эктодермы;
2) энтодермы;
3) мезодермы;
4) мезенхимы;
5) нервной трубки.
8.3. Под базальной мембраной эпителия располагается ткань
1) эпителиальная;
2) мышечная;
3) нервная;
4) соединительная;
5) любая.
8.4. В составе многорядного мерцательного эпителия имеются все клетки, кроме
1) реснитчатых;
2) бокаловидных;
3) вставочных;
4) шиповатых;
5) эндокринных.
8.5. Эндотелий по морфологии является эпителием
1) однослойным плоским;
2) однослойным кубическим;
3) однослойным призматическим;
4) многорядным;
5) многослойным.
Тема занятия №7: Кровь.
2.Мотивация. Кровь является одной из разновидностей соединительных тканей (тканей внутренней среды), которые объединяются в единую группу по происхождению (развиваются из мезенхимы), по принципам строения, проявляющимися преобладанием межклеточного вещества над клеточными элементами, по выполнению преимущественно опорной или трофической функции. Отличаясь высокой скоростью самообновления, она является наиболее динамичной частью внутренней среды организма. Исследование химического и клеточного состава крови, ее физических и иммунных свойств, количественных показателей имеет большое значение для характеристики состояния организма, что необходимо знать врачу любой специальности.
Приведем несколько примеров клинического значения оценки количественных показателей крови:
- возникающее при массивном кровотечении резкое снижение количества эритроцитов ведет к снижению дыхательной функции крови;
- лейкоцитоз (повышенное количество лейкоцитов) отмечается, например, в гемограмме больных с острыми гнойными заболеваниями;
- тромбоцитопения (недостаточное количество тромбоцитов в крови) может замедлить процесс свертывания крови и увеличить время кровотечения;
- эозинофилия (увеличение количества эоэинофилов в крови) отмечается, например, при аллергических состояниях (бронхиальная астма и др.), глистной инвазии.
Цели занятия.
3.1. Общая цель.
В результате изучения теоретического материала и гистологических препаратов, студент должен ориентироваться на микроскопическом уровне в форменных элементах крови, отличать друг от друга разные формы лейкоцитов и интерпретировать их количественные изменения, сравнивая со стандартными показателями.
3.2. Конкретные цели.
Знать: Уметь:
3.2.1. Общую характеристику крови как разновидности соединительных тканей 3.2.2. Функции крови 3.2.3. Показатели гемограммы – количество эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов в одном литре крови 3.2.4.Показатели лейкоцитарной формулы – процентного соотношения разных видов лейкоцитов 3.2.5. Особенности гемограммы и лейкоцитарной формулы у детей. 3.2.6.Морфологические признаки и функции каждого форменного элемента крови крови 3.2.7. Морфологические признаки и функции всех зернистых и незернистых лейкоцитов | 3.2.8.Различать на мазках форменные элементы крови 3.2.9. Различать на мазках крови все виды лейкоцитов 3.2.10.Осуществлять подсчет лейкоцитов с последующим составлением лейкоцитарной формулы и анализировать его результаты |
4.Необходимый уровень знаний:
4.1. Из материалов других дисциплин:
а) из биологии - общие данные о крови.
4.2.Из предшествующих занятий по гистологии:
- из раздела «Гистотехника»: принципы окрашивания препаратов (понятия оксифилии, базофилии, нейтрофилии);
- из «Цитологии»: структура и функции органелл, фагоцитоз;
- из «Эмбриологи»: производные мезенхимы;
- из «Общей гистологии»: определение понятия «ткань», классификация тканей: учебник - гл.1,4,5.
5.Новый материал:
5.1.Кровь: учебник гистологии - гл.8. Конспекты лекций.