Как самостоятельно оценить физическое развитие ребенка?

Для определения нормального роста детей от 1 года до 7 лет

Мальчики:75 см+ n*7

Девочки: 75 +( n*7-1)

Для определения нормального веса детей от 1 года до 7 лет

10,5 + 2n

*n-число лет

* конечно, как и любые среднестатистические показатели, эти формулы дают лишь приблизительное представление о норме, и потому небольшое отклонение от полученных показателей не должно тревожить родителей.

В середине XX века в течение не­скольких десятилетий в большинстве стран мира имели место процессы вы­раженного ускорения роста и разви­тия (акселерация), более ранней сме­ны молочных зубов, ускорения поло­вого созревания, достижения макси­мальных показателей роста в более молодом возрасте и т.п.

В 1980-х годах появились первые сообщения о затухании акселерации. Предполагается, что в начале XXI века будет отмечаться дальнейшая стабилизация темпов роста и развития детей.

Однако при всех этих общих тен­денциях остается неизменной закономерность: неправильный режим дня, нерациональное питание сказываются в первую очередь на весе ре­бенка. Дети, которые все вечера про­сиживают у телевизора, мало гуляют, не занимаются спортом, — развиваются хуже, у них нередко обнаруживаются признаки ожирения. Очень вредно отражается на растущем организме и дефицит сна. У детей, которые систематически недосыпают, может замедлиться прибавка массы и длины тела.

Нервно-психическое развитие

Первый год

К концу первого года жизни ребенок может самостоятельно ходить или делать несколько шагов без помощи взрослых. Он свободно изменяет положение тела (наклоняется, садится и т.д.), берет двумя руками крупные предметы, а указательным и большим пальцами – мелкие. Это движение, так называемое «пинцетное» очень важно, оно понадобится ребенку при письме. Малыш занимается с игрушками, показывает части тела на себе, узнает знакомые лица, пытается сам есть ложкой.

Второй год

Полуторагодовалый малыш воспро­изводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, нанизывает кольца на стержень, скла­дывает башню из кубиков и т.п. Он мо­жет различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка).

Родители должны регулярно выса­живать ребенка на горшок — каждый раз перед сном и после сна, перед едой, перед прогулкой и после нее. За успех можно похвалить, но делать строгий выговор за мокрые штанишки, настойчиво удерживать на горшке, требуя результата и гневаясь за его отсутствие, не следует. Это вызывает у ребенка негативную реакцию и может способствовать развитию упрямства.

На втором году жизни у ребенка за­метно меняется характер. Его поведе­ние и взаимоотношения со взрослыми становятся несколько иными. Он начи­нает проявлять повышенный интерес к окружающим предметам, старается заглянуть во все уголки квартиры, за­лезть в ящики стола или в шкаф. Хоро­шо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.

В 1 год 9 месяцев ребенок переша­гивает через несколько небольших предметов, лежащих на полу, толкает мяч ногой, поднимается по лестнице. Отвечает на вопросы при рассматри­вании сюжетных картинок. Использует короткие простые предложения, в его словаре около 20 слов. Предпринима­ет самостоятельные попытки одеваться и раздеваться.

В два года ребенок бросает мяч из-за головы, подпрыгива­ет на месте, перешагивает че­рез препятствия, чередуя шаг, может проходить 23 шага на цыпочках без поддержки или стоять на одной ноге 2 секунды. Малыш понимает определяю­щие предлоги (на, под, рядом, сзади); состав­ляет короткие «расска­зы» по предложенной картинке или знакомых событиях. Подбирает контрастные цвета, различные по величине предметы. Говорит предложениями из 2-3 слов, называет предметы на простых картинках, может использовать свое имя, когда говорит о себе, yпотребляет прилагательные и местоимения. При этом происходит совершенствование речи — произношения, построения, осмысления.

Ребенок умеет самостоятельно есть, расстегивает большие пуговицы, моет и вытирает руки, охотно играет в простые игры, с помощью взрослого чис­тит зубы.

Двухлетний ребенок строит несложные конструкции из кубиков (ворота, скамейки, дома). Он может производить ряд последовательных действий подготавливая тем самым переход к сюжетной игре.

На этом этапе возрастного развития нужно стремиться обогатить предметный мир ребенка новыми интересными игрушками.

Третий год

В 2,5 года ребенок может совершать довольно сложные действия: нанизывает бусины, рисует линию. Называет своих друзей по имени. У него появляется понятная речь и вопросы «кто?», «где?», «куда?», он может выразить свои чувства словами. Аккуратно ест, надевает и снимает майку или рубашку, в течение дня просится на горшок.

Третий год жизни ребенка многие детские психологи выделяют особо. Этот год довершает период раннего детства и имеет свои особенности. В этом возрасте несколько замедляется интенсивность физического развития, столь характерная для двух первых лет жизни. Малыш становится более пропорциональным и стройным, Длительность непрерывного бодрствования увеличивается до 6-6,5 часов, ночной сон продолжается 10-11 часов, днем же ребенок спит только один раз в течение 1,5-2,5 часов. Ребенок уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20-30 ми­нут. Словарный запас в этом возрасте существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Речь ребенка по своей форме уже начинает приближаться к речи взрослого. Он уже знает свойства и специфическое назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе и не только различает, но и называет форму, размер предметов, ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях. Трехлетние дети много двигаются, становятся непоседами.

Во втором полугодии третьего года жизни ребенок может сосредоточенно заниматься с игрушками, увлеченно рассматривать книжки, картинки. Играя, он не только отображает те или иные действия, но и начинает изображать кого-либо (папу, сестру), то есть выполнять роли. Появление ролевой игры — новая ступень в развитии малыша, доказательство того, что у него накоплен некоторый опыт ориентирова­ния в окружающей действительности, спо­собность общаться.

Третий год — период интенсивного раз­вития самостоятельности и творческой деятельности. Совершенствуются навыки са­мообслуживания (самостоятельное одева­ние, раздевание, складывание одежды, уборка игрушек и т.п.), появляются попыт­ки изобразительной и конструктивной дея­тельности. Ребенок начинает подмечать красивое, смешное, ярче проявляет сожа­ление, застенчивость, обиду. Третий год жизни характеризуется возросшими воз­можностями в познании окружающей об­становки, новыми отношениями с миром вещей и людей, которые стали доступны ребенку, благодаря овладению ходьбой и речью. Из слышащего он постепенно пре­вращается в слушающего, понимающего мысли, высказанные взрослыми.

Однако самое большое приобретение ребенка третьего года жизни — это осозна­ние себя как личности. Развиваясь, малыш не только овладевает разнообразными действиями, учится видеть мир, мыслить, он еще и усваивает социальные нормы поведения, — понимает, «что такое хорошо и что такое плохо», привыкает подчинять свои желания необходимости. Ребенок ра­дуется своим поступкам, если они полез­ны, одобряются родителями, и, наоборот, испытывает смущение и стыд, если посту­пает плохо. У него появляется желание со­трудничать со взрослыми, он стремится оказывать им помощь в бытовых делах (уборке, мытье посуды, приготовлении пи­щи и т.п.).

К концу третьего года ребенок свобод­но ездит на трехколесном велосипеде, ри­сует круги, складывает из кубиков квад­рат, различает предметы по весу (легкие, тяжелые), начинает употреблять сложные предложения, задает вопросы «почему», «когда», может объяснить два противопо­ложных ощущения (холодно, жарко и др. и находит к двум словам противополож­ные значения (большой — маленький, низ­кий — высокий и т.п.). Полностью одевает­ся, хотя еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.

В этом возрасте ребенку особенно нужны увлекательные занятия и интересные игры.

Четвертый год

В дошкольном возрасте увеличивается самостоятель­ность ребенка, расширяется круг его контактов. В 4 года малыш запоминает короткие стихи, задает простые вопро­сы и отвечает на них, может группировать предметы по классам (мебель, одежда, жи­вотные и т.п.). Он уже умеет прыгать на одной ноге вперед и сохранять равновесие, иг­рать с другими детьми, не ссо­рясь и соблюдая правила.

Пятый год

Ребенок четко выговаривает все слова, умеет составить рассказ, правильно отвечает на простые вопросы, быстро и охотно запоминает стихи, соответствующие его возрасту, может считать до 10, одевается и раздевается без посторонней помощи.

Шестой-седьмой год

Дошкольник уже обла­дает хорошо развитыми двигательными навыками. Например, он может быст­ро и аккуратно закраши­вать на листе бумаги не­большой круг, копировать печатные буквы и цифры.

В этом возрасте ребе­нок способен концентри­ровать внимание, умеет составлять по картинке рассказ с развитием сю­жета, отразив в нем собы­тия прошлого, настоящего и будущего.

Это — лишь ориентировочные показатели, ребенок может и опережать, и отставать от них. Но существенное отставание в развитии является обязательным поводом для обращения к педиатру. Родители должны вместе с врачом пытаться найти причину нарушения развития и что-то изменить в режиме дня, воспитании, а может быть, и заняться лечением ребенка, если это необходимо.

О возможных проблемах

Если у ребенка энурез

У части детей при подготовке к школе существует серьезная проблема — ребе­нок не контролирует мочеиспускание. Это патологическое состояние у детей старше 5-летнего возраста известно с незапамятных времен.

Существует немало причин энуреза, среди которых:

§ различные инфекции, пере­несенные ребенком

§ пороки развития и нарушение функции мочеполовой сис­темы

§ незрелость или патология нервной системы

§ психологические стрессы

§ нев­розы и иные нарушения психики.

В зави­симости от того, когда проявляется эну­рез, его принято делить на дневной и ночной. Принято также выделять первич­ный или вторичный энурез (в первом случае недержание мочи отмечается постоянно, а во втором — имеется так на­зываемый «светлый» промежуток). В лю­бом случае, при всех известных разно­видностях энуреза серьезно страдает контроль за функцией мочевого пузыря.

Не следует дожидаться, пока ребенок «перерастет» проблему (этого может никогда не произойти), необходимо своевременно позаботиться об адекват­ном лечении энуреза.

Хотя разработкой методов лечения энуреза медики занимаются уже не одно десятилетие, ни одно из известных на сегодняшний день средств не гарантирует стопроцентного излечения от этого патологического состояния.

Леворукость

В современном обществе насчиты­вается 7-12% левшей и отмечается устойчивая тенденция к возрастанию их числа. Выявлена интересная зако­номерность: если женщина рожает в более позднем возрасте, то выше ве­роятность того, что ее ребенок будет левшой. Леворукость может быть вро­жденной (иногда наследственной) и приобретенной — из-за нарушения функции правой руки. Различают яв­ную и скрытую леворукость, когда че­ловек, будучи от рождения леворуким, путем тренировки приучается пользо­ваться преимущественно правой ру­кой.

Для леворуких детей характерны признаки «зеркального» мышления: при письме они переворачивают спра­ва налево отдельные буквы и слоги, перенося их из конца в начало слова, и «упорно» читают слова справа нале­во. У левшей, как правило, прекрасно развита зрительная память.

То, какая рука будет доминирующей, окончательно определяется к 5 годам, а до этого возраста необхо­димо, внимательно наблюдая за лево­руким ребенком, выработать тактику его моторного (двигательного) воспитания.

На ранних стадиях развития ребенка обе руки действуют вместе, и только к полутора годам одна рука становится более активной по сравнению с другой. Учитывая, что наша жизнь протекает в «праворуком» мире, родители должны помогать ребенку в играх равномерно развивать тонкие движения пальцев обеих их рук и подвигать его на то, чтобы он все делал двумя руками.

Совершенно недопустимо насильственно переучивать левшу в правшу, поскольку это обычно приводит к выраженным невротическим расстройствам.

Однако существуют и вполне приемлемые способы такого переучивания Так, для торможения движений левой руки можно организовать различные игры, проводя их в спокойной, добро­желательной атмосфере, избегая из­лишней категоричности и сильного на­жима на ребенка. В подобных играх, а их можно придумать очень много, резкое преобладание функций одной руки рекомендуется тормозить без развития нежелательных невротических явлений.

Плавание, гимнастика, спортивные игры и другие виды спорта способствуй ют более совершенному развитию всех двигательных функций растущего организма.

В семье должна сохраняться спокойная, доброжелательная атмосфера. Нельзя обсуждать ребенка в его присутствии, фиксировать внимание на этой особенности.

Если, несмотря на осторожные попытки научить ребенка пользоваться преимущественно правой рукой, он остается упорным левшой, то от переучивания необходимо отказаться. Оно принесет только вред.

Для развития левши необходимо создать все условия, чтобы ему было удобно жить в нашем «праворуком» мире. И обязательно следует предупредить в детском саду, в школе, что он левша.

Рабочее место леворукого ребенка должно быть организовано таким образом чтобы свет падал с правой стороны.

Ребенку-левше, имеющему признаки «зеркального» мышления, при подготовке к школе, учебных занятиях в детском саду и т.п. предлагается писать буквы и слова по заранее приготовленным трафаретам. Левая сторона листа помечается цветным карандашом: ребенку объясняют, что именно здесь начинается строка. Не следует предъявлять завышенных требований к почерку леворуких детей (допустимы вертикальное написание или их наклон влево).

При обучении такому ребенку предлагают самому избрать тот способ письма, который ему более удобен и позволяет справляться с учебными заданиями.

Нарушение речи

Нарушения речи — группа врожден­ных и приобретенных расстройств, в основе которых лежат изменения нор­мального темпа и ритма речи, задерж­ка ее развития, а также дефекты звукопроизношения.

Причинами врожденных расстройств речи могут быть:

§ глухота или тугоухость,

§ частичный или полный паралич мышц, принимающих участие в произнесении звуков,

§ поражение головного мозга,

§ умственная отсталость,

§ анатомические дефекты языка, мягкого нёба, челюстей, гортани и др.

Приобретенные расстройства речи – обычно последствия травм и различных заболеваний.

Очень важным подготовительным этапом развития речи являются мелкие движения пальцев рук, совершенствование координации и управления движениями. Эти навыки можно развивать во время игр с детьми и физических упражнений.

Одной из самых распространенных форм нарушения речи являются труд­ности с произношением звука «р». Основные причины: короткая уздеч­ка языка или слишком широкое нёбо, сниженный тонус мышц языка. Но на­до учитывать, что дети начинают про­износить звук «р» гораздо позже, чем другие звуки. Поэтому до 4 лет не на­до спешить ставить этот звук, скорее всего, он появится сам. Родители должны лишь чаще показывать ребен­ку, как правильно произносить этот звук.

С этой целью можно ежедневно использовать следующие упражнения:

§ удерживать широкий язык на нижней губе 10-15 секунд — упражнение «лопаточка»;

§ поднимать широкий язык и облизывать верхнюю губу движе­нием сверху вниз — упражнение «вкусное варенье»;

§ удерживать широкий язык за верхними зубами;

§ цокать, прищелкивая языком, то быстро, то медленно — упражнение «лошадки».

Отсутствие «р» может быть обусло­влено также слабостью выдоха и не­достаточной вибрацией языка. Для исправления этого недостатка надо де­лать с ребенком дыхательную гимнастику: дуть на кусочки ватки, бумаж­ные полоски, надувать шарики, резиновые игрушки. Затем с помощью спе­циальных упражнений переходят к постановке звука «р», закрепляя его пос­ледовательно в слогах, словах и предложениях.

Особое место среди нарушений речи занимает заикание. В детстве в той или иной мере заикаются около 25% людей. Заикание, или нарушение плав­ной речи, сопровождающееся повтора­ми или задержкой звуков, может уси­ливаться в разное время года, суток; оно зависит от самочувствия и настроения ребенка. Заикание чаще встречается у мальчиков, у жителей городов, у скрытых или переученных левшей, а также у детей, которые перенесли ро­довую травму, рано и быстро начали говорить.

Лечение заикания – процесс длительный, он требует такта, внимания, заботы со стороны окружающих.

Профилактика расстройств речи сводится к раннему выявлению причин, лежащих в их основе, и правиль­ному речевому воспитанию. С ребен­ком надо много разговаривать, показывать ему яркие картинки, объяснять, что на них нарисовано, чаще задавать вопросы, мягко, но настойчиво доби­ваться, чтобы он ответил. Общаясь с малышом, только начинающим гово­рить, надо избегать длинных фраз, вы­делять главные слова и произносить их громко и отчетливо. Очень хорошие результаты в речевом развитии ребенка дают «традиционные» беседы с младенцем.

Есть несколько простых советов для родителей:

§ Энергично оздоравливайте ребенка, предупреждайте его переутомле­ние, организуйте для него постоянный режим дня. Ребенок должен полно­ценно отдыхать, много времени проводить на свежем воздухе.

§ Исключите все психотравмирующие ситуации, в том числе проявления нервозности не только в общении с ребенком, но и между окружающими его взрослыми.

§ Запомните ситуации, в которых малыш напрягается, волнуется, а его речь становится запинающейся, отрывистой, и постарайтесь их избегать.

Родители должны хорошо усвоить простое правило: малыш будет говорить так, как говорят вокруг него. От взрослых зависит, станет ли их ребенок говорить ясно и красиво или примитивно и грубо. В семье следует обращать внимание на все формы языкового общения; надо избавиться от мелькающих в речи слов-паразитов, ненужных повторов, незаконченных фраз, грубых словечек и т.п.

Следует также обратить внимание на то, как с ребенком обращается няня или гувернантка. Нередко неверные обороты речи могут исходить от них. Кроме того, неадекватное отношение няни к ребенку, грубость, применение физической силы могут стать причиной тяжелой психической травмы малыша.

Родители должны помнить: при появлении у малыша дефектов речи необходимо проконсультироваться с логопедом и педиатром. Возможно, специалист назначит особые занятия или посоветует определить малыша в логопедический детский сад.

Билет 20
Массаж и гимнастика нужны каждому здоровому ребенку, начиная с 1-1,5 мес. жизни. Регулярные массаж и гимнастика способствуют своевременному развитию движений, совершенствованию таких умений, как ползание, сидение, ходьба.

В детской поликлинике мама может обучиться методике проведения массажа и гимнастики и потом проводить их ребенку дома. В некоторых поликлиниках организуются кабинеты массажа и гимнастики, где эти занятия проводит медицинская сестра. В основном в такие кабинеты направляются дети с отклонениями в состоянии здоровья.

В течение первого года жизни детям назначают 5 комплексов массажа и гимнастики с учетом возрастных физиологических особенностей ребенка: №1 - от 1,5 до 3 мес., №2 - от 3 до 4 мес., №3 - от 4 до 6 мес., №4 - от 6 до 9 мес. и №5 - от 9 мес. до 1 года. Кроме того, врач-педиатр, назначающий комплексы массажа и гимнастики, ориентируется на степень развития опорнодвигательного аппарата ребенка, его индивидуальность, состояние нервной системы.

Детям до 2,5-3 мес. в основном назначается общий поглаживающий массаж, способствующий снятию напряжения и расслаблению мышц. Из движений используются только активные, основанные на наличии врожденных рефлексов, когда при раздражении кожно-мышечно-нервного аппарата у ребенка возникают самостоятельные движения. Например, «потанцовывание» - рефлекторное выпрямление ног и отталкивание от опоры при раздражении стоп, разгибание позвоночника и ног в положении лежа на животе на весу («положение пловца»).

В возрасте 3-4 мес. в комплекс гимнастических упражнений вводятся пассивные движения для рук, которые выполняет взрослый (например, скрещивание рук на груди и разведение их в стороны). Кроме поглаживающего массажа, проводятся еще растирание и разминание, а также упражнения рефлекторного характера.

Детям от 4 до 6 мес. добавляются пассивные движения для ног - сгибание и разгибание («велосипедист»). Вводятся активные упражнения, выполняемые с помощью взрослых: присаживание при поддержке за руки, перешагивание при поддержке под мышки и др.

После 6 мес. вводятся упражнения в ползании, укрепляющие мышцы туловища, ног, плечевого пояса. Когда ребенок овладевает умением подолгу держать предметы в руках, рекомендуются упражнения с кольцами (сгибание и разгибание рук, присаживание, сгибание и разгибание туловища).

У детей в возрасте 9-12 мес. отмечается значительное развитие активных, согласованных движений, начало самостоятельного стояния и ходьбы. Поэтому в комплекс физических упражнений включают упражнения, выполняемые в вертикальном положении. Некоторые физические упражнения ребенок уже может выполнять по «команде» взрослого. Таким образом, занятия гимнастикой способствуют одновременно и развитию речи. Занимаясь с ребенком, шире используйте простейшие предметы (кольца, палочки), яркие и звучащие игрушки, которые вызывают у него положительный эмоциональный тонус, активное поведение во время занятий, побуждают его к ответной речевой реакции. Если ребенок беспокоен, плачет, занятие надо прекратить.

Массаж и гимнастику с детьми первого года жизни проводят в хорошо проветренной комнате (температура воздуха должна быть не выше 20-22°С) перед кормлением ребенка. Длительность каждого занятия не должна превышать 5-6 мин. для детей до 3 мес. и 8-10 мин. для детей от 3 до 12 мес.

Билет 21
Физическое развитие

Рост и развитие ребенка – главные показатели его здоровья. Интенсивность процессов роста и развития составляет основную особенность детского возраста. Чем младше ребенок, тем интенсивнее протекают эти процессы.

В первые годы жизни развитие идет особенно быстрыми темпами. За счет ускоренного роста рук и ног изменяются пропорции тела и осанка. У дошкольников в результате развития мелких мышц кисти и пальцев совершенствуется точность движений. Интенсивно растут кости черепа, кистей и стоп. На четвертом году жизни в основном завершается развитие органов чувств, совершенствуется деятельность центральной нервной системы.

К концу дошкольного периода емкость легких увеличивается в 3 раза. Рост дыхательных путей приводит к удлинению шеи и гортани, дыхательные мышцы становятся более длинными и широкими.

Сердце у детей дошкольного возраста развивается параллельно изменению длины тела, происходит постепенное увеличение его мышцы и интенсивное развитие сосудистого русла.

Кости скелета растут последовательно, чередуя фазы роста в длину и толщину (в поперечнике). У хорошо развитых детей ширина плеч составляет приблизительно ¼ длины тела.

Темпы роста детей имеют половую специфичность. Мальчики растут быст­рее девочек. Исключением является лишь короткий период второго «вытяги­вания» (11-12 лет), который наступает у девочек раньше.

Влияние наследственности сказыва­ется на длине тела ребенка после двух лет жизни. Обычно выделяют два пери­ода, когда связь между ростом родите­лей и детей прослеживается наиболее отчетливо — от 2 до 9 лет и от 13 до 18 лет. Наследственные факторы опре­деляют темп и возможный предел рос­та ребенка при оптимальных условиях окружающей среды.

На скорость роста и окончательные размеры тела ребенка большее влияние оказывает рост отца, а вес тела в значительной степени определяется весом тела матери.

Кроме того, на скорость роста ре­бенка огромное влияние оказывают внешние условия. Прежде всего, это питание, обеспеченность витаминами, двигательный режим, эмоциональные нагрузки, острые и хронические забо­левания. Если неблагоприятные факторы выражены сильно, «запрограм­мированная» скорость роста замедля­ется.

Многие хронические заболевания детского возраста не имеют определенной ранней симптоматики, поэтому нарушение физического развития иногда является одним из первых признаков неблагополучия и служит показанием для углубленного обследования ребенка.

Наши рекомендации