Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
Приборы для проведения функциональных исследований: электрокардиограф, рефлексометр, неврологические молоточки, периметр, компьютер, компьютерная программа «психофизиология ВНД», активациометр.
Методические указания студентам
Задания для самостоятельной работы по темам, на которые не предусмотрены аудиторные часы
Разделы и темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы |
Очное отделение | |
Частная физиология центральной нервной системы | Выполнить рисунки отделов нервной системы: восходящие и нисходящие пути спинного мозга и ствола; рефлекторные дуги проприоцептивных рефлексов. Показать на рисунках уровень перерезки спинного мозга, вызывающий остановку дыхания |
Рефлекторная деятельность нервной системы | Разобрать отличия условного и безусловного рефлексов, показать значение условнорефлекторной деятельности, как формы обучения |
Системный принцип регуляции организма | Составить задачи, иллюстрирующие значение разных блоков функциональной системы |
Латерализация и межполушарная асимметрия | Определить по двигательным и сенсорным тестам степень латерализации полушарий |
Заочное отделение | |
Общая и частная физиология нервной системы. Системный принцип регуляции организма | Составить словарь физиологических терминов |
Методические рекомендации для преподавателя
Для выполнения самостоятельных работ студентами преподаватель предоставляет методики и проводит консультацию как ими пользоваться. Студентам следует напоминать к какому занятию необходимо выполнить ту или иную самостоятельную работу. При проведении аудиторного занятия или семинара студенты должны иллюстрировать свои ответы примерами из самостоятельной работы.
II. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ
Вопросы к экзамену на дневном отделении
1. Методы изучения деятельности мозга человека. Мозг как субстрат психической деятельности. Поступление и переработка информации в нервной системе.
2. Общий план строения и назначение нервной системы. Эмбриогенез нервной ткани.
3. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной ткани. Виды нейронов, их расположение. Значение элементов нейрона.
4. Виды клеток глии, их назначение, происхождение.
5. Оболочки головного и спинного мозга. Желудочки мозга. Значение спинномозговой жидкости.
6. Сосуды головного и спинного мозга. Вилизиев круг, венозные синусы. Понятие гематоэнцефалического барьера.
7. История исследования возбудимых тканей. Биоэлектрические явления. Виды раздражителей, их действие на ткани. Возбудимость и возбуждение, меры возбудимости, признаки возбуждения.
8. Заряды мембран возбудимых тканей, их изменения как основа возбуждения.
9. Изменения возбудимости при возбуждении. Рефрактерность и лабильность.
10. Виды нервных волокон, их строение, функции, понятие двигательных и чувствительных нервных волокон. Организация нервов и нервных путей.
11. Нерв как совокупность нервных волокон, виды нервных волокон и способы передачи возбуждения по ним. Законы проведения возбуждения и их значение в целостном организме.
12. Виды и значение синаптических контактов. Строение и принципы работы синапса. Развитие возбуждающих и тормозных постсинаптических потенциалов. Интеграция синаптических процессов на нейроне, ее значение.
13. Взаимодействие возбуждения и торможения в нервной системе. Виды возбуждающих и тормозных нейронных сетей.
14. Торможение как активный физиологический процесс. Опыт сеченовского торможения. Соотношение возбудительных и тормозных процессов у детей разного возраста.
15. Понятие рефлекса, история развития рефлекторной теории. Свойства и классификация рефлексов,. Элементы рефлекторной дуги, их назначение, особенности передачи сигналов в разных участках рефлекторной дуги.
16. Физиологическое понятие нервного центра, его основные свойства. Принципы взаимодействия нервных центров.
17. Концепция функциональных систем (П.К.Анохин): общие подходы к теории функциональных систем, выделение системообразующего фактора, его биологическая значимость.
18. Компоненты и значение блока афферентного синтеза функциональной системы.
19. Значение акцептора результата действия и обратной афферентации функциональной системы для эффективного ее протекания и завершения.
20. Строение и функции спинного мозга Спинальный шок.
21. Рефлекторная и проводниковая функции продолговатого мозга и моста
22. Функции моста, роль кортико-мосто-мозжечковых связей. Комплекс вестибулярных ядер, их значение.
23. Функции среднего мозга: ориентировочные рефлексы среднего мозга, центры регуляции вегетативных и соматических процессов.
24. Ретикулярная формация ствола (РФ), восходящие и нисходящие влияния РФ, ее функциональные особенности.
25. Функции мозжечка, роль мозжечка в организации движений
26. Функциональное разделение ядер таламуса, их участие в специфических, неспецифических и ассоциативных реакциях нервной системы.
27. Гипоталамо-гипофизарная система: связи гипоталамуса с передней и задней долями гипофиза, нейросекреты разных ядер гипоталамуса, их влияние на аденогипофиз и нейрогипофиз.
28. Выработка и значение нейрогормонов - окситоцина и антидиуретического гормона.
29. Физиология вегетативной нервной системы (ВНС). Симпатический и парасимпатический отделы, особенности их организации, функционирования. Симпатические и парасимпатические медиаторы.
30. Физиология двигательных систем. Нервно-мышечные контакты, понятие двигательной единицы, мышечные сокращения и проприоцептивные рефлексы. Мотонейроны спинного мозга как нейроны “конечного пути”.
31. Первичные, вторичные и третичные поля новой коры. Колоночный и модульный принцип организации внутрикорковых взаимодействий.
32. Неокортекс. Функции проекционной и ассоциативной коры. Электрическая активность неокортекса. Вызванные ответы.
33. Понятие анализатора, его структура. Значение и виды анализаторов.
34. Общие свойства и закономерности деятельности рецепторных структур: чувствительность, рецепторный потенциал, адаптация.
35. Специфические и неспецифические соматосенсорные системы: пути и принципы переработки информации.
36. Структура и функции проводникового и центрального отделов сенсорной системы.
37. Отделы зрительного анализатора. Построение изображения на сетчатке. Нарушения рефракции.
38. Обработка сигналов в проводниковом и центральном отделах зрительной системы. Бинокулярное зрение.
39. Строение и функции слухового анализатора. Восприятие звука. Понятие амплитудного максимума, микрофонного и суммационного потенциалов.
40. Строение и функции проводникового и центрального отделов слухового анализатора.
41. Строение и функции вестибулярного анализатора.
42. Кожный анализатор. Теории кожной чувствительности (М.Фрей, Г.Гед, Д.Нейф).
43. Особенности безусловных и условных рефлексов. Классификация рефлексов по биологическому значению.
44. Поведение и формы обучения. Характеристика основных форм обучения.
45. Виды памяти. Роль памяти в обучении. Возможные механизмы памяти и забывания.
46. Условный рефлекс как одна из форм обучения. Правила образования условного рефлекса. Возможные механизмы замыкания условного рефлекса.
47. Виды торможения условных рефлексов. Значение торможения в процессах ВНД.
48. Понятие доминанты, ее свойства, значение, роль в процессах ВНД.
49. Функциональная система как модель структуры поведенческого акта. Значение теории функциональных систем в обосновании процессов ВНД.
50. Потребности и мотивации. Общие свойства мотиваций, их нейрофизиология и нейрохимия. Роль в ВНД.
51. Физиологические основы эмоций. Теории эмоций. Эмоциональное состояние и эмоциональное выражение. Роль эмоций в ВНД.
52. Физиологические основы внимания. Значение внимания в ВНД.
53. Виды биоритмов. Их значение в жизнедеятельности организма. Синхронизация и десинхронизация циркадианных ритмов.
54. Теории сна. Значение сна в жизнедеятельности организма. Физиология и нейрофизиология сна. Физиологические изменения во время сна.
55. Двигательные системы. Иерархия двигательных систем, Управление движением.
56. Функциональная асимметрия полушарий мозга, ее значение в процессах ВНД.
57. Структура и взаимоотношения речевых центров. Развитие речи, связь речи с мышлением.
58. Первая и вторая сигнальные системы действительности. Их влияние на процессы ВНД.
59. Нейродинамическая конституция. Свойства нервной системы, их измерение.
60. Соотношение нейродинамических и психодинамических свойств у человека. Структура темперамента.
61. Типы нервной деятельности детей и подростков. Особенности соотношения возбуждения и торможения в разные периоды роста и развития.
62. Влияния на ВНД внешних и внутренних факторов. Срывы ВНД.
Вопросы к экзамену на заочном отделении
1. Методы изучения деятельности мозга человека. Мозг как субстрат психической деятельности. Поступление и переработка информации в нервной системе.
2. Общий план строения и назначение нервной системы. Эмбриогенез нервной ткани.
3. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной ткани. Виды нейронов, их расположение. Значение элементов нейрона
4. История исследования возбудимых тканей. Биоэлектрические явления. Виды раздражителей, их действие на ткани. Возбудимость и возбуждение, меры возбудимости, признаки возбуждения.
5. Заряды мембран возбудимых тканей, их изменения как основа возбуждения.
6. Изменения возбудимости при возбуждении. Рефрактерность и лабильность.
7. Виды нервных волокон, их строение, функции, понятие двигательных и чувствительных нервных волокон. Организация нервов и нервных путей.
8. Нерв как совокупность нервных волокон, виды нервных волокон и способы передачи возбуждения по ним. Законы проведения возбуждения и их значение в целостном организме.
9. Виды и значение синаптических контактов. Строение и принципы работы синапса. Развитие возбуждающих и тормозных постсинаптических потенциалов. Интеграция синаптических процессов на нейроне, ее значение.
10. Взаимодействие возбуждения и торможения в нервной системе. Виды возбуждающих и тормозных нейронных сетей.
11. Торможение как активный физиологический процесс. Опыт сеченовского торможения. Соотношение возбудительных и тормозных процессов у детей разного возраста.
12. Понятие рефлекса, история развития рефлекторной теории. Свойства и классификация рефлексов,. Элементы рефлекторной дуги, их назначение, особенности передачи сигналов в разных участках рефлекторной дуги.
13. Физиологическое понятие нервного центра, его основные свойства. Принципы взаимодействия нервных центров.
14. Концепция функциональных систем (П.К.Анохин):общие подходы к теории функциональных систем, выделение системообразующего фактора, его биологическая значимость.
15. Компоненты и значение блока афферентного синтеза функциональной системы.
16. Значение акцептора результата действия и обратной афферентации функциональной системы для эффективного ее протекания и завершения.
17. Строение и функции спинного мозга Спинальный шок.
18. Рефлекторная и проводниковая функции продолговатого мозга и моста
19. Функции моста, роль кортико-мосто-мозжечковых связей. Комплекс вестибулярных ядер, их значение.
20. Функции среднего мозга: ориентировочные рефлексы среднего мозга, центры регуляции вегетативных и соматических процессов.
21. Ретикулярная формация ствола (РФ), восходящие и нисходящие влияния РФ, ее функциональные особенности.
22. Функции мозжечка, роль мозжечка в организации движений
23. Функциональное разделение ядер таламуса, их участие в специфических, неспецифических и ассоциативных реакциях нервной системы.
24. Гипоталамо-гипофизарная система: связи гипоталамуса с передней и задней долями гипофиза, нейросекреты разных ядер гипоталамуса, их влияние на аденогипофиз и нейрогипофиз.
25. Физиология вегетативной нервной системы (ВНС). Симпатический и парасимпатический отделы, особенности их организации, функционирования. Симпатические и парасимпатические медиаторы.
26. Физиология двигательных систем. Нервно-мышечные контакты, понятие двигательной единицы, мышечные сокращения и проприоцептивные рефлексы. Мотонейроны спинного мозга как нейроны “конечного пути”.
27. Неокортекс. Функции проекционной и ассоциативной коры. Электрическая активность неокортекса. Вызванные ответы.
28. Понятие анализатора, его структура. Значение и виды анализаторов.
29. Общие свойства и закономерности деятельности рецепторных структур: чувствительность, рецепторный потенциал, адаптация.
30. Специфические и неспецифические соматосенсорные системы: пути и принципы переработки информации.
31. Структура и функции проводникового и центрального отделов сенсорной системы.
32. Отделы зрительного анализатора. Построение изображения на сетчатке. Нарушения рефракции.
33. Строение и функции слухового анализатора. Восприятие звука. Понятие амплитудного максимума, микрофонного и суммационного потенциалов.
34. Строение и функции проводникового и центрального отделов слухового анализатора.
35. Строение и функции вестибулярного анализатора.
36. Кожный анализатор. Теории кожной чувствительности (М.Фрей, Г.Гед, Д.Нейф).
37. Особенности безусловных и условных рефлексов. Классификация рефлексов по биологическому значению.
38. Поведение и формы обучения. Характеристика основных форм обучения.
39. Виды памяти. Роль памяти в обучении. Возможные механизмы памяти и забывания.
40. Условный рефлекс как одна из форм обучения. Правила образования условного рефлекса. Возможные механизмы замыкания условного рефлекса.
41. Виды торможения условных рефлексов. Значение торможения в процессах ВНД.
42. Понятие доминанты, ее свойства, значение, роль в процессах ВНД.
43. Функциональная система как модель структуры поведенческого акта. Значение теории функциональных систем в обосновании процессов ВНД.
44. Потребности и мотивации. Общие свойства мотиваций, их нейрофизиология и нейрохимия. Роль в ВНД.
45. Физиологические основы эмоций. Теории эмоций. Эмоциональное состояние и эмоциональное выражение. Роль эмоций в ВНД.
46. Физиологические основы внимания. Значение внимания в ВНД.
47. Виды биоритмов. Их значение в жизнедеятельности организма. Синхронизация и десинхронизация циркадианных ритмов.
48. Двигательные системы. Иерархия двигательных систем, Управление движением.
49. Функциональная асимметрия полушарий мозга, ее значение в процессах ВНД.
50. Структура и взаимоотношения речевых центров. Развитие речи, связь речи с мышлением.
51. Первая и вторая сигнальные системы действительности. Их влияние на процессы ВНД.
52. Нейродинамическая конституция. Свойства нервной системы, их измерение.
53. Соотношение нейродинамических и психодинамических свойств у человека. Структура темперамента.
54. Типы нервной деятельности детей и подростков. Особенности соотношения возбуждения и торможения в разные периоды роста и развития.