Основы аюрведической генетики и эмбриологии
Еще в незапамятные времена аюрведическими мудрецами были разработаны концепции основ генетики и принципов внутриутробного развития зародыша, построенные на доктрине о биджах – первоклетках. Биджами в Аюрведе называются мельчайшие частички человеческого тела, присутствующие в семени отца и менструальной крови матери. Во время слияния родительских бидж в лоне матери благодаря движению Вата доша, жару Питта доша и питающей и соединяющей способности Капха доша, происходит зачатие ребенка, тело которого будет строиться исходя из качеств родителей, отраженных в биджах, точно также, как лицо человека отражается в зеркале спокойного водоема. Исходя из этой теории возникает вполне закономерный вопрос, почему у гениальных родителей рождаются посредственные дети или неблагополучные дети зачастую появляются у хороших родителей, или наоборот? Дело в том, что в биджу закладываются отражение облика родителей, а не их ментальных способностей.
Помимо информации, заложенной в бидже, на внешний вид будущего человека влияют и качества его души. Чарака пишет (Ч.С.4.2.31-36.): «Душа, вместе с четырьмя тонкими энергиями со скоростью ума переселяется из одного тела в другое согласно законам кармы. Это не может быть увидено без божественного зрения. Душа – вездесуща, она обретает любые тела, выполняет все действия, принимает все формы. Она – источник сознания, пребывает над органами чувств, объединяет и соединяет их воедино. Тело зародыша формируется из шестнадцати тонких энергий – материнской пищи, души, яйцеклетки и семени (каждая из четырех основных делится еще на четыре). Из них, четыре связаны с душой и душа, в свою очередь, зависит от них. Энергии, полученные от матери и отца, проявляются как семя и яйцеклетка. Энергии, их кормящие, проистекают из пищи (матери). Четыре энергии, полученные от прошлых деяний, обнимают душу и проникают с ней в плод, ведь душа переселяется непосредственно из одного тела в другое. Согласно прошлым деяниям, форма является результатом формы, а сознание – сознания. Некоторые отличия от родительской формы проистекают от того, что душа связана с Раджасом и Тамасом, равно как и с последствиями своих прошлых деяний».
В формировании зародыша принимают участие несколько факторов. Все части его тела формируются из первоэлементов (Земли, Воды, Огня, Воздуха и Эфира), однако, генетически, некоторые образуются по типу матери, некоторые – по отцовскому типу, некоторые зависят от качеств ребенка, а некоторые – от гуны, влияющей на него.
Звуки тела, уши, легкие части тела, мелкие, отличающиеся друг от друга, ротовая полость, энергетические каналы, носоглотка, грудная клетка и живот возникают из Эфира. Шероховатость, органы тактильной чувствительности, сухость, таинственность, образование и разрушение тканей, дыхание, физическая активность проистекают от Воздуха. Комплекция, глаза, свет, желчь, пищеварительная активность, процессы обмена веществ, тепло, увеличение мышечной массы, развитие идут от Огня. Чувство вкуса, язык, охлаждение, смачивание, влажность, проницаемые мембраны, прение, слизь, жир, кровь, плоть, семя – из Воды. Запах, нос, тяжесть, стабильность, плотность, волосы, кости идут из Земли. Именно поэтому-то и говорят, что человек – часть вселенной. Каждый из первоэлементов, находящихся в теле человека, связан со всеми аналогичными первоэлементами, находящимися в границах этого мира, неразрывными, невидимыми связями. Каждым из этих пяти первоэлементов управляет тот или иной управляющий – дух[152]. Через них осуществляется контроль над функциями человеческого организма, они способствуют протеканию процессов обмена веществ и энергии, деятельности ума и разума живого существа.
Кровь, плоть, пупок, сердце, печень, селезенка, почки, мочевой пузырь, толстая кишка, желудок, прямая кишка, кишечник в целом, кожа, жир и костный мозг копируются с материнского организма. Волосы головы и тела, усы, борода, ногти, зубы, кости, сосуды, связки и семя – с отцовского. Принято считать, что мальчик будет более счастлив и удачлив в жизни, если он похож на мать, а девочка – на отца. Продолжительность жизни, самоосознание, ум, органы чувств, Прана, кишечные газы, память и способность к запоминанию, психическая активность, сознание, интеллект, знания, способность к критическому анализу, эмоциональность, импульсивность, будущие события и органы, по которым их можно предсказать, голос, комплекция, специфика обмена веществ, богатство или нищета, желания и их отсутствие, эго, настойчивость, способность к изменениям, духовность и место рождения зависят от ребенка. Отсутствие болезней, прогресс, удовлетворенность, контроль чувств, приятный тембр голоса, облик, качество сперматозоидов или яйцеклеток, интеллект, отсутствие лени и жадности, большое количество Оджаса, долголетие, сила энергетики, доблесть, постоянство счастья зависят от милости Удачи. Рост и развитие тела, здоровье, болезни, сила, глубина дыхания, преданность, питание, пищеварение, энтузиазм зависят от качества хилуса матери. Три психических категории личности – благость, страсть или невежество идут от влияния соответствующей гуны. Преданность, чистота, религиозность, память, интуиция, разумность, рассудительность, способность к обучению, искренность, доброта, честность, милосердие, умеренность, сострадание, терпение и другие хорошие качества идут от влияния чистой гуны благости. Все остальные, негативные, качества проистекают от загрязненных гун страсти и невежества.
Внутренние органы зародыша формируются последовательно. Из крови образуется сердце, из сердца – печень, из печени – селезенка, из селезенки – легкие.
На первых девяти лунных месяцах формирования зародыша на него оказывает влияние одна из девяти планет, а на десятом они влияют все вместе. Если ребенок родился раньше срока, то та или иная планета может не до конца проявиться в его астральном поле и будет оказывать слабое или в некоторой степени вредоносное влияние.
Описание каждого месяца беременности можно посмотреть в таблице (см. таблицу 13).