Ш. Работа по теме урока
1.Работа по учебнику (с. 136).
2.Рассказ учителя об июне.
ВСЕ КРАСКИ ЛЕТА
Июнь - это самые длинные дни и самые короткие ночи, это — тепло и свет. И самые яркие, буйные краски. Буйно растут и цветут деревья и кусты. И травы, дарящие полянам, лугам, лесным опушкам неповторимые цветочные орнаменты. Вглядишься в это пёстрое разнотравье и удивишься: словно искусный мастер-художник подбирал формы и цвет и так всё расположил на поляне, что до самой осени останется она нарядной. Отцветут одни растения; придут им на смену другие. Правда, к середине и к концу лета станет беднее цветочный ковёр, но краски его никогда не поблекнут.
В этом живом травяном ковре есть растения высокие и низкие, крупные и мелкие. Но вот удивительно - ни одно из них не остаётся незамеченным!
У старого пня распустились белые звёздочки земляники. Пройдёт время, и здесь, на солнцепёке, будут самые крупные земляничины. Чуть дальше величественно покачиваются крупные чашечки колокольчика персиколистного. Среди всех колокольчиков его, пожалуй, можно назвать самым красивым. Ромашки, гвоздики, одуванчики с жёлтыми цветками-солнышками и уже с белыми пушистыми шарами, голубые незабудки... Да можно ли все их перечислить!
Нетрудно отыскать среди июньского разнотравья и первоцветы. Например, медуницу. И сочевичник весенний.
Сочевичник весенний, или чину ведённюю, найти несложно. По строению её цветки напоминают всем хорошо известные цветки гороха. Цветки сочеврчника собраны в кисть - молодые имеют малиново-лиловую окраску, а старые уже успели стать синеватыми (вспомним медуницу: и у неё цветки тёмно-розовые и васильковые, тоже бывают молодыми и старыми).
Быстро отцветёт это растение, и на месте ярких цветков появятся маленькие зелёные бобы. Зелёным и неприметным будет стоять сочевичник до осени. Но на смену чине весенней придут её сестры: чина луговая и чина лесная. И появятся на лесных опушках новые краски: сочная ярко-жёлтая — чины луговой и бело-розовая — чины лесной.
Оба эти растения не только красивы: первое - ценный корм для скота (правда, животные его едят охотно только вместе с другими травами), второе можно выращивать как вьющееся декоративное растение в саду.
И в июне, и в другие летние месяцы ребят ждёт много увлекательных лесных прогулок. Учитесь примечать, какие растения приходят на смену друг другу, как обновляется цветочный ковёр полян и опушек. (По Т. Горовой)
3.Работа по учебнику (с. 137).
ПТИЦЫ В ИЮНЕ
Наступили самые длинные июньские дни.
Было уже за восемь часов вечера. Солнце склонялось к горизонту. Но все ещё заливались над полями жаворонки, а серые славки выскакивали на освещенные косыми лучами вершинки луговых кустов и начинали свою торопливую весёлую болтовню. Но всё больше тянуло вечерней прохладой. И вот с края болотца, поросшего низкими кустиками ивы и ещё не успевшей зацвести густой таволгой, раздался резкий крик коростеля. Пожалуй, всем, кто бывал за городом тёплыми летними вечерами, знакомо громкое и отрывистое «дерганье» этой птицы. Однако мало кому удавалось увидеть коростеля - так искусно прячется он в высокой траве. Чтобы показать его своим спутникам, я осторожно подошёл как можно ближе к поющей птице и, лишь только раздался её очередной крик, резко бросился в том направлении. Дергач, так ещё называют этих птиц, не выдержал и взлетел из-под самых моих ног. Он низко пролетел над травами, опустив ноги и быстро взмахивая рыжими крыльями, и сел на пшеничном поле.
Но вот солнце, последний раз показав раскалённый свой краешек, исчезло за дальними полями. И лишь только оно скрылось за горизонтом, смолк запоздалый жаворонок, а в хлебном поле закри закричал перепел. Стало еще темнее. Все птицы ненадолго замолчали, и только издали доносился хор лягушек. А когда над лугами одна за другой начали зажигаться яркие звёзды, дергачи снова завели свои песни.
Коростели возвращаются с африканских зимовок в самом начале мая, и со второй декады мая уже можно услышать их крик. Но птица не спешит обзаводиться потомством. Лишь когда зелёные волны наступающего лета захлестнут луга, коростели приступают к гнездованию. Выбрав ямку возле влажной луговой низинки, самка выстилает её толстым слоем сухой травы.
Закончив кладку, самка приступает к насиживанию. Она сидит так плотно на гнезде, что на неё можно случайно наступить. Но, к счастью, в это время мало кто бывает в /лугах. Насиживающую самку почти невозможно заметить, и первое время гнездо коростеля мало подвергается опасности. Но насиживание у коростелей продолжается долго - три недели, и часто еще не успеют вывестись птенцы, начинается пора сенокоса. Вот в это-то время люди, бывает, и губят коростелиные гнёзда. При этом нередко под косой гибнет и самка.
Если насиживание прошло благополучно, птенцы, как и подобает птенцам выводкового типа, долго не задерживаются в родном гнезде. Через несколько часов самка уводит их в травяные джунгли. А спустя несколько дней птенцы расстаются с матерью и приступают к самостоятельной жизни. Юркие, покрытые чёрным пухом, цыплята так ловко шныряют и прячутся среди травы, что заметить их очень труд^к Но и заметив, скорее примешь коростелёнка за шмыгнувшую мышь, чем за птицу.
Если бы летняя тропа привела нас не в луга, где мы наслаждались перекличкой коростелей и перепелиным боем, а на край зарастающего пруда или к тихой речной заводи, то, возможно, мы услышали бы голоса родственников коростеля - болотных курочек, которые ещё меньше знакомы нам. Бывает, вдруг у самой дороги из затопленной и поросшей рогозом и аиром канавы раздастся резкий свист: «фить-фить». Но сколько бы вы ни лазали, по колено в воде, вряд ли удастся увидеть свистуна-невидимку. Он замолкает при вашем приближении и вновь начинает кричать, едва отойдёте. Это погоныш. Если вам очень захочется на него посмотреть, приходите на рассвете на берег заросшего затона, где густые заросли пахучего аира и стрелолиста чередуются с участками тёмного вязкого ила. Коли у вас хватит выдержки посидеть тихо, то, едва ночная тьма начнет расступаться перед жидким рассветом, из болотных трав, ловко передвигаясь между стеблями, выйдет на открытое место небольшая тёмная птица. Чуть сгорбившись и подергивая кургузым приподнятым хвостом, она проворно начнёт бегать по затопленным листьям и вязкому илу. Длинные тонкие пальцы её зеленоватых лапок не дают вязнуть и проваливаться птице на плавающей ветоши. Чуть пошевельнётесь, погоныш бросится в крепи, но вскоре опять покажется. Иногда он подбегает к самым ногам наблюдателя. И тогда видно, как ловко хватает он со стеблей блестящих жучков-радужниц или другую мелкую живность.
Тут же можно увидеть, как из-за травяного островка выплывет на плёс матово-чёрная лысуха с белой бляшкой на лбу и с тихим хныканьем, чуть кланяясь, начнёт кружить по воде, что-то склёвывая с поверхности. Иногда удаётся увидеть и камышницу. Похожая на лысуху, она чуть меньше её и стройнее. Да клюв у камышницы не светлый, а красный. Эти птицы ещё более связаны с водой, чем коростели и погоныши. И гнёзда свои из сухих стеблей камыша они устраивают на кочках или небольших островках среди воды или около самого берега.
Если их не тревожить, они могут поселиться на пруду у самого дома, и тогда вы сможете наблюдать за их тихой скрытной жизнью изо дня в день. (По В. Гудкову.)
4. Пояснения к выполнению летних заданий по учебнику на с. 136-139.
Учитель выдаёт карту заданий каждому учащемуся, читает и комментирует вопросы.
Отметь в своём календаре-дневнике наблюдений:
1) Прилёт ласточек.
2) Цветение калужницы.
3) Появление первых листьев на берёзах.
4) Появление майских жуков.
5) Цветение нарциссов.
6) Посев льна, сахарной свёклы.
7) Начало цветения берёзы бородавчатой и тополя душистого.
8) Цветение тюльпанов.
9) Прилёт серых мухоловок.
10) Начало цветения абрикоса.
11) Начало цветения черемухи.
12) Начало цветения красной смородины и крыжовника.
13) Начало цветения бузины красной.
14) Первый крик иволги.
15) Посадка картофеля.
16) Цветение купальницы и ландыша майского.
17) Начало цветения вишни и чёрной смородины.
18) Цветение дуба летнего.
19) Начало цветения сирени.
20) Начало цветения яблони.
21) Цветение красного клевера.
22) Посев кукурузы.
5. Составление кроссворда с ключевым словом «Солнце».
6. Игра «Путаница».
Описание. Раскладывают на ровном месте несколько разных предметов: ветку ели, ветку сосны, еловую шишку и шишку от сосны, веточки с различными ягодами и сами ягоды, грибы, цветы.
Из числа учащихся выбирается (назначается) водящий.
Учитель предлагает водящему ученику посмотреть на все эти предметы и назвать их, затем водящий уходит, учитель перекладывает предметы: к ветке сосны - еловую шишку, к ёлке — сосновую, к зелени брусники - ягоду земляники, к берёзе - жёлудь и, наоборот, к ножке мухомора — шляпку подберёзовика и т. п. Водящий должен назвать ошибки и разложить всё по порядку: «распутать путаницу».
IV. Итог урока.
1.Обобщение по теме.
Учитель. Проверим, наблюдательны ли вы. Ответьте на вопросы:
—Какой хищный зверь падок до малины?
—Что ест стрекоза?
—Какие звери летают?
—Что случается с пчелой после того, как она ужалит?
—Птенцы какой птицы не знают своей матери?
—Как узнать о приближении дождя, наблюдая муравейник?
—Эти приметы характеризуют явления природы одного из времён года. Какого? Послушайте и проверьте свои ответы.
Ученики читают стихотворение:
ЛЕТО
Если в небе ходят грозы, Если травы расцвели, Если рано утром росы Гнут былинки до земли, Если в рощах над калиной Вплоть до ночи гул пчелиный, Если солнышком согрета Вся вода в реке до дна, -Значит, это уже лето! Значит, кончилась весна!
Е. Трутнева
2. Выполнение задания: вспомните испишите названия летних цветов.
Учитель. Какие из них можно назвать «гордыми!? «грустными»? «весёлыми»? Нарисуйте любимый летний цветок.
Встречайте лето! Радуйтесь тёплым, солнечным денькам, звонкому птичьему гомону, вдыхайте аромат цветущих садов, наслаждайтесь счастливой порой - детством! Хорошего и здорового вам отдыха, ребята, интересных и полезных наблюдений и встреч с окружающим миром. Запасайтесь впрок витаминами - епщге больше фруктов, овощей, ягод, занимайтесь спортом, закаляйтесь, укрепляйте здоровье. Только не забывайте обо всех правилах разумного и безопасного поведения, где бы вы ни находились: дома, на природе, на водоемах, на улице. Буду ждать вас 1 сентября подросшими, загорелыми, сильными и умными.
Дети все вместе исполняют песню «Мир похож на цветной луг» (под фонограмму) на слова М. Пляцковского, музыку В. Шаинского.