Рука славы и некромантия
Истинный последователь классических рецептов Черной Книги в своих действиях не сможет обойтись без легендарной Руки Славы, которую можно изготовить двумя способами. Первый способ – типичный пример средневековой некромантии, которую трудно осуществить в настоящее время, но достаточно просто делали в те времена, когда публичные казни преступников были обычным явлением. Рука Славы – это рука повешенного преступника, завернутая в кусок савана. Подобную вещь можно было легко получить, например, в Tuburn (место казни в средневековом Лондоне). Такую Руку отжимали и помещали на пятнадцать дней в раствор селитры, соли и черного перца, смешанных в равной пропорции. Потом ее сушили на солнце или над костром из папоротника и вербы. После такой процедуры Рука превращалась в нечто бесформенное и ужасное. Этому творению мастер придавал форму свечи и пропитывал воском и кунжутом, привезенными из Лапландии. Где бы ни зажигали этот ужасный светильник, он вводил в оцепенение всех присутствующих, лишая их способности сопротивляться действиям колдуна. А в это время владелец Руки мог делать все, что желал. В те времена считалось, что противодействовать влиянию Руки Славы можно, если предварительно намазать порог дома мазью, состоящей из желчи черного петуха и крови совы.
Для современного мага больший интерес представляет другой, менее кровожадный рецепт изготовления Руки Славы, в виде маленького монстра, способного вдвое увеличить любой капитал. Согласно этому рецепту, сначала надо вырвать несколько волос из гривы взмыленной кобылы. Затем необходимо завязать эти волосы узлом, приговаривая: «Dragne, Dragne, Dragne…» Потом надо отправиться на рынок и купить не торгуясь новый глиняный горшок с крышкой. После покупки горшка необходимо быстро вернуться домой и наполнить горшок ключевой водой, не доливая до края двух дюймов. Потом надо бросить в воду завязанные узлом волосы кобылы, накрыть горшок крышкой и спрятать в надежное место на девять дней. Считается, что в течение этого времени опасно открывать крышку, – лучше не знать, что там происходит. По истечении девяти дней надо унести горшок в уединенное место и ночью открыть его. Из горшка высунется голова маленького монстра. Необходимо ему сказать: «Я принимаю договор!» Затем, не касаясь тела монстра, надо пересадить его в сухую коробку и кормить каждую ночь шелухой пшеницы. В коробку с монстром можно положить некоторую сумму денег. Потом поставить коробку рядом со своей кроватью и лечь спать. Проснувшись, можно обнаружить, что сумма удвоилась. Если оставить первоначальную сумму денег в коробке, то можно устроить домашний волшебный банк, ежедневно удваивающий первоначально вложенный капитал.
В дополнение к описанным выше рецептам можно добавить еще один простой способ сделать чудо своими руками. Для начала необходимо взять землю со свежей могилы, мозг петуха, миндальное масло и чистый воск. Смешать компоненты в равных пропорциях. Потом эту смесь надо тщательно просушить. После этого надо обернуть полученный состав куском пергамента и в ближайшую полночь поджечь. Если все сделано правильно, то при горении можно увидеть «нечто потрясающее», что невозможно описать словами. Однако средневековые авторы предостерегают, что этот и другие опыты в области некромантии должны выполнять только те, кто ничего не боится.
ГИПНОЗ И СЕКРЕТНЫЕ ПРИЕМЫ СПЕЦСЛУЖБ
Гипноз происходит от греческого слова «hypnos», означающего «сон». Хотя гипноз и телепатия хорошо известны, но точного определения этих явлений пока не существует. Обычно гипнотическим состоянием считается некое «полусознание», которое находится между сном и бодрствованием. В этом состоянии все физические функции заторможены, но психические процессы остаются активными. Британская Медицинская академия дает следующее определение: «Гипноз – это переходное состояние, в котором сознание пациента изменено так, что в нем могут самопроизвольно возникать различные явления изменения памяти, повышение внушаемости, ответы и мысли, незнакомые в обычном состоянии». Телепатия – это передача мысли на расстояние или бессловесное внушение каких-либо представлений, влияющих на чувства, суждения и волевые решения. Телепатию можно рассматривать как часный случай гипноза, где внушение может осуществляться в скрытой форме. Несмотря на то что современные гипнотизеры предпочитают называть себя «врачами», следует учитывать, что гипноз – это магия, в чем можно легко убедиться, изучив историю этого искусства.
ИСТОРИЯ «МАГНЕТИЗМА»
ВДревнем Египте гипноз применялся для лечения болезней. В папирусе Эберса, возраст которого более трех тысяч лет, описана процедура, которую выполняли жрецы-целители. В начале лечебного сеанса перед глазами пациента держали блестящий металлический диск для того, чтобы его глаза устали и он погрузился в гипнотический сон. Потом к больному месту пациента прикладывали ладони и произносили фразу-заклинание, посредством которой телепатически внушали, чтобы боль ушла. После этого наступал глубокий сон, во время которого происходило исцеление. Считалось, что во сне происходит общение с богами. Поэтому лечение и сон осуществляли в храмах. Наиболее известны храм Сераписа в Канопусе и храм Изиды.
Шумеры знали три степени гипнотического состояния: легкая, средняя и глубокая. В школе жрецов города Эреха с незапамятных времен хранился рукописный документ, который многими поколениями переписывался заново. Сохранившиеся фрагменты доказывают, что шумерские жрецы лечили больных примерно так, как это делалось в Египте.
Индия не была в стороне от оздоровительных мероприятий с применением гипноза. В кодексе законов Ману три уровня гипнотического состояния называются «сон наяву», «сон со сновидениями» и «сон полного блаженства». Кроме того, гипноз, телепатия и самовнушение являются составными частями высшей ступени йоги.
В Древней Греции была разработана специальная процедура подготовки к гипнозу и храмовому сну. Больные, пришедшие в храм, на протяжении определенного времени придерживались строгой диеты. Потом следовали благовонные ванны и ритуальные омовения. После этого жрец рассказывал об успешных случаях лечения, настраивая больных на предстоящее событие. Затем пациенты допускались к лечебному сну, во время которого жрецы нашептывали специальные заклинания. После пробуждения жрецы истолковывали сны выздоравливающих больных, строго наказывая им следовать советам богов. Если попадались больные, которые не поддавались гипнозу и не могли уснуть, то ими занимался медиум, который устанавливал телепатический «контакт с богами», вводя себя и пациента в особый транс. Состояние транса достигалось разными путями. Например, в храме Апполона в Дельфах транс достигался путем ритуального сожжения наркотических растений. В некоторых храмах использовали опьяняющие напитки или специальные упражнения.
В Европе гипноз в форме храмового сна сохранялся до середины пятого века. Затем наследие жрецов прибрали к рукам христианские монахи, которые старались укрепить позиции своей религии путем «чудесных исцелений» с помощью молитв, святой воды и наложения рук. Лечебное рукоприкладство было любимым занятием пап и королей. В Новом Завете сказано: «Наложат на болящих руки свои, и станет им легче…» Известный врач Парацельс (Теофраст фон Гогенгейм, 1493–1541) объяснял эффективность подобного лечения действием «внутреннего врача», который есть у каждого человека. Помогая другим, священнослужители не забывали и о себе. С одиннадцатого века монахи стали применять самогипноз. Например, члены ордена Гезихастов на горе Афон вводили себя в гипнотический транс, устремив глаза на собственный низ живота. Монахи в Каринтии заставляли себя часами смотреть на блестящий хрустальный шар, в результате чего наступал глубокий сон. Для достижения духовного экстаза православные монахи практиковали специальные дыхательные упражнения (исихазм) во время непрерывного чтения молитв и псалмов.
Начиная с шестнадцатого века инквизиция запретила практически все научные исследования, включая гипнотические опыты. Взамен предлагались церковные мероприятия, экзорсизмы и усердное чтение молитв. Однако, несмотря на строгие запреты, сами священнослужители не прекратили «дьявольские эксперименты». Под прикрытием монастырских стен они делали то, что другим было запрещено: в 1646 году римский иезуит Афанасий Кирхер (1606–1680) в своей книге «Необычайный Опыт» (Experimentum Mirabile) написал о том, как им был заколдован петух. Другой иезуит Максимилиан Хель (1720–1792) изобрел сеансы «магнетического лечения». Он придавал магнитам форму больных органов, подвешивая их над соответствующими частями тел пациентов. В результате этой нехитрой процедуры Хелль добился потрясающих результатов, вылечив около 80 % больных.
Позднее, изучив церковную медицину, Франц Антон Месмер (1734–1815) пришел к выводу, что успех лечения достигается не за счет применения какого-либо волшебного предмета, а по причине излучения внутреннего флюида, который он назвал «живым магнитом» (Magnestismus Animalis). Лечебный флюид он вызывал специальными движениями рук снизу вверх, которые позднее были названы «месмеровскими пассами». В 1775 году он изложил 27 принципов своей теории в письмах, которые разослал во все крупные научные учреждения. Это событие считается началом теоретического обоснования современного гипноза. Однако, как и следовало ожидать, Месмера обвинили в шарлатанстве, и он вынужден был бежать из Вены в Париж. На новом месте Месмер имел шумный успех среди французской знати. В 1784 году король приказал французской Академии наук создать комиссию для проверки нового учения. В результате «проверки» ученые того времени не смогли найти какое-либо научное объяснение гипнотическим опытам, и «мессмеризм» был запрещен как бесполезный.
Дальнейшее развитие теории гипноза связано с именем аббата Фариа (1755–1819), который долгие годы изучал в Индии восточную медицину. Обосновавшись в 1813 году в Париже, аббат начал свою практику гипнотизера. Его метод состоял в том, что он просто подходил к пациенту и, пристально глядя в глаза, громко кричал «Dormez!» (Спать). Самое удивительное, что более 50 % пациентов тут же засыпали. В последующее время этот метод «гипноза испуга» усовершествовал профессор Шарко в клинике Сальпетриер.
Весьма поучительна история гипнотизера-врача Джеймса Брэйда (1795–1860). В 1841 году в Манчестере он присутствовал на сеансе швейцарского «магнетизера» Лафонтена. Увиденное показалось Брэйду настолько неправдоподобным, что он решил самостоятельно изучить предмет для того, чтобы получить веские аргументы для разоблачения «мошенничества». Брейд начал проводить опыты над женой, приятелем и слугами. Он заставлял их фиксировать взгляд на блестящем футляре для хирургических инструментов или на стеклянной призме, которую держал на расстоянии примерно 20 см от переносицы. Каково же было удивление Брэйда, когда выяснилось, что в течение нескольких минут человек погружается в гипнотический сон! В 1843 году вышла книга Брэйда «Нейрогипнология, или Рациональные основы нервного сна в связи с животным магнетизмом» (Neurohypnology or the rational of nevous sleep in relation with animal magnetism). В этой книге впервые прозвучал термин «гипноз».
Начало интенсивного медицинского применения гипноза связано с именем профессора Ипполита Бернхайма (1843–1919), который практиковал в клинике университета Нанси. Одним из последователей «нансийской школы» был Зигмунд Фрейд, впоследствие разработавший собственную теорию психоанализа. Другим исследователем, оставившим заметный след в науке, был Эмиль Куэ (1857–1926). Он утверждал, что любое гипнотическое состояние является лишь самовнушением, которое гипнотизер вызывает своими действиями. Куэ был убежден, что возможность излечения заложена в каждом, а гипноз только помогает ее пробудить. Своих пациентов он заставлял утром и вечером по двадцать раз повторять фразу: «С каждым днем мне становится лучше во всех отношениях!» Тем временем в Париже Жан Мартен Шарко (1825–1893), практиковавший в психиатрической клинике Сальпетриер, основал «парижскую школу» для лечения умственно неполноценных. Применяя метод гипнотического испуга, он взрывал пироксилин, использовал вспышки ацетиленовой лампы, громко бил в гонг. Испуганные душевнобольные целыми группами засыпали, впадая в транс. Именно Шарко заявил, что «исцеляет вера, а не лекарство».
Немалое внимание гипнозу уделил в своих опытах физиолог Иван Петрович Павлов (1849–1936). Экспериментируя с собаками, Павлов установил, что любой мозг можно натренировать так, что он будет или слишком восприимчив каким-либо внешним раздражителям (включая гипнотическое внушение), или, наоборот, потеряет свою врожденную чувствительность. Природные инстинкты, передающиеся по наследству, он назвал «безусловными рефлексами», а психические свойства, приобретенные в процессе жизни, – «условными рефлексами». Согласно теории Павлова человек может либо развить свои скрытые таланты, либо деградировать, лишившись того, что было заложено с рождения. Это наилучшим образом подтверждает основной принцип магии, заключающийся в возможности безграничного совершенствования личности, вплоть до развития скрытых врожденных сверхъестественных способностей.