Изучение краткосрочной механической памяти
Объем краткосрочной памяти зависит от процесса последовательного восприятия отдельных элементов вербальной информации. Сначала ребенок воспринимает первый элемент данной совокупности, потом — другой, за ним — третий и т. д. Пока воспринимается определенный элемент, все предыдущие сохраняются в краткосрочной памяти.
Ребенку предлагается ряд элементов, чем длиннее данный ряд, тем больше времени затрачивает он на выполнение задания, что лимитирует возможность запоминания и воспроизведения всех элементов в строго определенной последовательности.
Прогностическая ценность данного задания заключается в высокой корреляции с усвоением учебного материала по чтению и средней связи — с письмом и математикой.
Для определения объема краткосрочной памяти ребенку дается задание: «Сейчас я буду называть тебе по очереди несколько цифр. Попытайся запомнить эти цифры и повторить их в том же порядке. Внимательно слушай и старайся запомнить». После этого
зачитывают ряды цифр, каждый из которых имеет на 1 цифру больше, чем предыдущий. Наименьший ряд содержит 4 цифры, наибольший — 9 (каждый основной ряд имеет свой дубль с аналогичным набором цифр).
Таблица основных и дубль-рядов, которые используются в данном задании, имеет следующий вид:
Основные ряды | Дубль-ряды |
< 741 | |
Дг 6032 | |
?;,;.. 84691 | |
• 527681 | |
-294351708 |
Интервал времени между предлагаемыми двумя цифрами одного ряда должен составлять приблизительно 1 с. Зачитав предложенный ряд цифр, ребенка просят повторить его. Если ребенок не может повторить все цифры в том же порядке, экспериментатор зачитывает дубль-ряд. Если" ребенок не воспроизводит и этот ряд, то задание прекращается.
За результат этого задания (показатель кратковременной памяти) принимается максимальное количество цифр, воспроизведенных с использованием дубль-ряда. Так, если наибольший воспроизведенный ребенком ряд 1406, то выставляется 4 балла, если ряд 067285 — 6. Низкий уровень краткосрочной памяти соответствует оценке 2, средний — 3-4, высокий — 5 и выше.
В Определить уровень развития памяти ребенка можно с помощью теста, основанного на запоминании и повторении фраз. Этот тест лучше всего проводить непосредственно вслед за повторением чисел. Например, если ребенок безошибочно повторил 4 числа, то ему можно сразу предложить повторить фразу из 12 слогов. В случае успеха дается еще более длинная фраза и так до тех пор, пока ребенок не начнет пропускать, изменять или переставлять слова. Если первоначально данная фраза не воспроизводится ребенком с полной точностью, ему нужно предложить повторить фразу с меньшим количеством слогов, пока не получится вполне точного воспроизведения.
Фразы для повторения
6 слогов: Дети, ложитесь спать. Дети, пошли гулять. Маша любит куклу.
7 слогов: Часы висят на стене. Чашка стоит на столе.
8 слогов: Лошадь бежит по дороге. В лесу птицы поют песню.
9 слогов: Кошка побежала за мышкой. Зимой на улице холодно.
10 слогов: Посмотрите в окошко на детей. Бедная собачка замерзает.
11 слогов: Летом солнышко греет очень сильно. Книга и карандаш лежат на столе.
12 слогов: Курочка повела своих деток гулять. Уточка быстро плавает по озеру.
13 слогов: Поросята любят валяться в грязной куче. Сердитый мороз нарумянил де. тям щеки.
14 слогов: Вечером мама рассказывает детям сказки. Дети пошли в лес за грибами и ягодами.
15 слогов: Пчела летит на душистый цветок за сладким медом. Страшная буря разрушила избушку рыбака.
16 слогов: Лиса залезла в курятник и утащила петуха. Первый чистенький снежок падает на мерзлую землю.
17 слогов: Мама ходила в лес и принесла нам много грибов. Ранней весной прилетела птичка и стала вить гнездышко.
18 слогов: Миша любит сказку про серого волка и хитрую лису. Бабушка и Таня ходили после обеда погулять в лес.
19 слогов: Летом после дождя дети очень любят бегать по теплой воде. Во время дождя все птички в лесу перестают петь свои песни.
20 слогов: Мама подарила Кате книгу с очень красивыми рисунками. Сегодня утром дети очень хорошо убрали свою комнату.
21 слог: Мальчики ходили в лес гулять и поймали там маленького зайчика. Маша выучила стихи, положила книгу в сумку и пошла гулять.
22 слога: Маленькие котята целыми днями возятся и играют другсдругом. После лета наступает осень, и с каждым днем становится холоднее.
Если ребенок воспроизвел более 14—15 слогов, то он обладает хорошей кратковременной памятью.