Особенности нервной системы
ВОЗРАСТНАЯ
АНАТОМИЯ,
ФИЗИОЛОГИЯ
И ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА
Рекомендовано Региональным центром Сибирского федерального округа по развитию преподавания безопасности жизнедеятельности в качестве учебного пособия для студентов педагогических специальностей высших и средних учебных заведений
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
^7 СИБИРСКОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО © НОВОСИБИРСК • 2009
УДК 613.9(075.8) ББК 51.283.8я73-1+57.31я73-1 Л88
ОГЛАВЛЕНИЕ
Лысова Н. Ф.
Л88 Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена [Текст]: Учеб.
пособие / Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л. Завьялова, В. М. Ширшова. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. — 398 с. — (Университетская серия).
ISBN 978-5-379-00459-0
В учебном пособии рассматриваются закономерности индивидуального развития детей и подростков, гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе, вопросы биоритмологии, перечислены базовые методики диагностирования физиологического уровня развития ребенка. Основное внимание уделено строению и функционированию нервной системы, психофизиологическим особенностям организма в различные периоды онтогенеза. В конце книги приводится список основных терминов и даны тестовые задания.
Содержание пособия соответствует новому Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по всем педагогическим специальностям.
Для студентов всех факультетов педагогических вузов. Может быть полезно студентам медицинских учебных заведений, а также учителям общеобразовательных учреждений.
УДК 613.9 (075.8) ББК 51.283.8я73-1+57.31я73-1
Лысова Н. Ф-, Айзман Р. И., Завьялова Я. Л., Ширшова В. М.. Сибирское университетское издательство,2009
ISBN 978-5-379-00459-0
ВВЕДЕНИЕ......................................................... '.:.............................................................. 7
Глава 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕЗА............................................................. 9
1.1.Целостность и фазность (этапность) онтогенеза......................................................... 10
1.2. Гетеросенситивность........................... Г^;;................................................................... 16
1.3. Непрерывность и неравномерность роста и развития................................................. 17
1.4. Гетерохронность роста и развития.................. ..*......................................................... 18
1.5. Биологическая надежность.......................... .:.iC.......................................................... 21
1.6. Адаптивность................................................. :..'........................................................... 22
1.7. Увеличение жесткости (стабильности) гомеостатических констант ......................... 23
Контрольные вопросы........................................................................................................ 24
Глава 2. РАЗВИТИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА............................. 25
2.1. Строение и функции костной системы человека......................................................... 26
2.2. Строение и функции мышечной системы человека.................................................... 33
2.3. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей................................................. 39
Контрольные вопросы........................................................................................................ 42
Глава 3. АНАТОМОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.
РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ................................................. 43
3.1. Общий план строения нервной системы..................................................................... 43
3.2. Нервная ткань и ее свойства........................................................................................ 45
3.3. Анатомо-физиологические особенности развития ЦНС............................................. 50
3.3.1. Спинной мозг ..................................................................................................... 50
3.3.2. Головной мозг .............. ,................................................................................... 52
Контрольные вопросы........................................................................................................ 61
Глава 4. РЕФЛЕКТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА.
НИЗШАЯ И ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ................................................. 62
4.1. Рефлекс как основная форма деятельности нервной системы.
Принципы рефлекторной деятельности...................................................................... 62
4.2. Возбуждение и торможение. Координация нервных процессов................................ 67
4.3. Безусловные и условные рефлексы как основа нервной деятельности ..
4.3.1. Низшая нервная деятельность........................... ; ..........................
4.3.2. Высшая нервная деятельность...........................................................
4.4. Торможение в коре больших полушарий головного мозга.......................
4.4.1. Безусловное торможение.................................... ...........
4.4.2. Условнорефлекторное торможение...................................................
4.5. Динамический стереотип..............................................................................
4.6. Сигнальные системы действительности. Развитие речи............................
4.6.1. Развитие речи у детей.........................................................................
4.7. Межполушарная асимметрия мозга............................................................
4.8. Развитие высшей нервной деятельности в онтогенезе...............................
4.9. Нарушения высшей нервной деятельности................................................
Контрольные вопросы........................................................................................
Глава 5. РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА................
5.1. Общие принципы строения сенсорных систем...........................................
5.2. Свойства анализаторов.................................................................................
5.3. Виды сенсорных систем, их возрастные особенности................................
5.3.1. Кожно-мышечная сенсорная система (соматосенсорная система).
5.3.2. Вкусовая сенсорная система...............................................................
5.3.3. Обонятельная сенсорная система.......................................................
5.3.4. Вестибулярная сенсорная система......................................................
5.3.5. Зрительная сенсорная система............................................................
5.3.6. Слуховая сенсорная система............. '.................................................
5.4. Двигательный анализатор. Развитие произвольных движений.................
Контрольные вопросы........... :...........................................................................
Глава 6. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..........................................................
6.1. Эмоции..........................................................................................................
6.2. Память...........................................................................................................
6.3. Внимание ......................................................................................................
Контрольные вопросы........................................................................................
Глава 7. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА.................................
7.1. Понятие об эндокринной системе................................................................
7.2. Развитие эндокринной системы в онтогенезе.............................................
7.3. Влияние функциональных изменений
эндокринной системы подростков на ВНД.................................................
Контрольные вопросы........................................................................................
Глава 8. РАЗВИТИЕ ВИСЦЕРАЛЬНЫХ СИСТЕМ
НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ......................................................
8.1. Развитие сердечно-сосудистой системы......................................................
8.1.1. Онтогенетические особенности кровообращения у человека.........
70 8.2. Возрастные анатомо-физиологические особенности
71 функциональной системы дыхания......................................................................... 183
74 8.2.I. Морфофункциональные преобразования
79 дыхательных путей и легких.......................................................................... 185
80 8.2.2. Частота, глубина, ритм и типы дыхания........................................................ 187
81 8.2.3. Особенности поступления кислорода у детей........................................ :..... 188
84 8.3. Возрастные анатомо-физиологические особенности
85 пищеварительной системы.......................... **,;......................................................... 190
88 8.3.1. Морфофункциональные преобразования в полости рта.............................. 192
92 8.3.2. Морфофункциональные преобразования пищевода и желудка.................. 194
93 8.3.3. Морфофункциональные преобразования кишечника.................................. 196
01 8.3.4. Особенности всасывания у детей.................................................. ,.............. 200
ЮЗ 8.4. Возрастные анатомо-физиологические особенности выделения.......................... 200
8.4.1. Развитие потовых и сальных желез............................................................... 201
104 8.4.2. Морфофункциональное развитие^ почек..................................................... 202
Ю4 8.5. Возрастные физиологические особенности .обмена веществ и энергии.
108 Терморегуляция..................................... '..... ..].:......................................................... 205
НО 8.5.1. Обмен белков................................................................................................. 205
111 8.5.2. Обмен углеводов............................... ..-Г.......................................................... 207
ИЗ 8.5.3. Обмен жиров ...................................... '............................................................ 208
Н4 8.5.4. Обмен воды..................................................................................................... 209
Н4 8.5.5. Обмен минеральных веществ......................................................................... 210
1 ir 8.5.6. Нормы и режим питания детей...................................................................... 212
125 8.5.7. Обмен энергии................................................................................................ 213
13о 8.5.8. Особенности терморегуляции у детей.......................................................... 214
138 Контрольные вопросы.................................................................................................... 217
Глава 9. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ
139 (КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ) ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА............................. 218
139 9.1.Морфологические конституциональные особенности.......................................... 219
147 9.2. Психологические конституциональные особенности............................................ 226
155 9-3- Типы высшей нервной деятельности...................................................................... 231
160 Контрольные вопросы.................................................................................................... 236
161 Глава 10. КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА
161 УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ..................... 237
163 ЮЛ. Подходы к определению готовности детей к обучению...................................... 237
10.2. Комплексная оценка готовности детей к обучению в школе............................. 238
173 Ю.З. Критерии и методики определения готовности детей
174 к обучению в школе................................................................................................ 240
10.3.1. Медицинские критерии....................... ,....................................................... 240
10.3.2. Психолого-педагогические критерии ........................................................ 243
175 , Ю.3.3. Методики углубленного изучения
]7i- психофизиологических предпосылок к учебной деятельности................ 250
]7„ Контрольные вопросы..................................................................................................... 273
Глава 11. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ ОРГАНИЗМА..................................
11.1. Общая характеристика биоритмов..................................................................
11.2. Циркадианная организация функций человека.................... ;........................
11.3. Биоритмологическая организация функций организма ................................
11.4. Десинхронозы...................................................................................................
11.5. Рациональная организация режима дня школьников....................................
Контрольные вопросы.............................................................................................
Глава 12. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА..........
12.1. Понятие об утомлении.....................................................................................
12.2. Работоспособность детей и подростков..........................................................
12.3. Гигиена учебного процесса..............................................................................
12.4. Освещение учебных помещений.....................................................................
12.5. Школьная мебель и ее использование............................................................
12.6. Гигиенические требования к школьным принадлежностям.........................
Контрольные вопросы.............................................................................................
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ................................................................................... .....
ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................
Приложение 1. ПРОЯВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ
Приложение 2. ДИАГНОСТИКА ОВЛАДЕНИЯ ДЕЙСТВИЯМИ
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ.......................................................
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ....................................................
v
274 ВВЕДЕНИЕ
274 276 279 282 284 285 .
286 .:?>
286 Для успешной организации учебно-воспдтательного процесса необходимо знать
287 анатомо-физиологические особенности детского организма, поэтому курс «Воз-294 растная анатомия и физиология» является обязательной дисциплиной для сту-303 дентов педагогических вузов всех специальностей, а курс «Возрастная физиоло-305 гия и психофизиология» — для специальности «Профессиональное обучение».
Цель учебного пособия «Возрастная анатомия, физиология и школьная гиги-ЗЮ ена» _ формирование целостного научного-представления об организме ребенка как о многоуровневой динамичной биосоциальной системе, развивающейся в тесной взаимосвязи с внешней средой. -'.
334 Основными задачами учебного пособия являются:
■ формирование представлений о закономерностях роста и развития детского 338 ■ организма;
■ изучение возрастных особенностей функционирования сенсорных, мотор-, ._ ных и висцеральных систем организма детей и подростков;
■ формирование представлений о регуляторных системах организма, развитии
345 нервной системы и желез внутренней секреции, о возрастных аспектах ре
продуктивной функции человека;
■ изучение анатомо-физиологических особенностей мозга и психофизиологических аспектов поведения ребенка в разные возрастные периоды;
■ формирование представлений о типологических и индивидуальных особенностях соматической конституции и высшей нервной деятельности (ВНД) детей;
" освоение основных гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса.
По окончании изучения курсов «Возрастная анатомия и физиология», «Возрастная физиология и психофизиология» студенты должны:
■ владеть основными понятиями возрастной анатомии и физиологии;
■ знать основные закономерности онтогенеза;
■ иметь представление о сенситивных периодах в развитии детского организма и учитывать их при организации работы с детьми и подростками;
■ знать физиологические основы психической деятельности человека и иметь
представление об основных этапах формирования ВНД детей и подростков;
" учитывать при организации учебно-воспитательного процесса возрастные особенности нервной системы и желез внутренней секреции;
■ знать основные принципы гигиены всех функциональных систем организма.
Методология курса основывается на законах диалектики, естественнонаучных
принципах и системном подходе, что позволяет рассматривать организм как це
лостную, развивающуюся систему.
Все главы учебного пособия заканчиваются контрольными вопросами, ответы на которые заключаются в простом воспроизводстве прочитанного материала.
Книга содержит тестовые задания для проверки и самопроверки усвоенного материала. В конце книги приведен словарь терминов и определений.
Глава 1
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕЗА
Онтогенез (греч. ontos — сущее и genesis — происхождение) — процесс индивидуального развития организма.
Онтогенез человека осуществляется в :соответствии со следующими законо
мерностями. "^
Целостность и фазность (этапность) онтогенеза — объективное разделение онтогенеза на этапы, которые различаются задачами, решаемые организмом, и свойствами физиологических систем (возрастная периодизация).
Непрерывность и неравномерность роста и развития — рост и развитие организма человека протекает непрерывно с чередованием периодов ускоренного роста или интенсивного развития.
Гетерохронность роста и развития — разновременное созревание отдельных функциональных систем организма, т. е. в процессе онтогенеза в первую очередь созревают те системы, которые необходимы для решения задач очередного этапа развития организма (системогенез).
Гетеросенситивность — различная чувствительность (восприимчивость) развивающихся систем организма к внешним воздействиям на отдельных этапах онтогенеза.
Нарастающая гетерогенность — усложнение организации всех систем организма за счет специализации элементов, т. е. увеличение неоднородности клеток и повышение специфичности их функционирования.
Дифференциация — по мере созревания периферических структур организма происходит передача контроля функций от центра на периферию и местный уровень. С возрастом увеличивается роль и вклад местных (тканевых и клеточных) процессов в регуляции функционирования организма.
Экономизация функций — уменьшение функционального ответа биологической системы на внешние воздействия. С возрастом у человека понижается уровень функциональной активности организма в условиях покоя, за счет чего возрастает объем резервных его возможностей при напряжении функций.
Биологическая надежность организма — свойство организма, характеризующееся оптимальным запасом функциональных возможностей, способных обес-
печивать устойчивость и жизнеспособность при значительных внешних воздействиях.
Адаптивность — согласованность возрастных особенностей строения и функционирования организма с параметрами среды обитания. В адекватных условиях даже незрелый организм успешно справляется с задачей адаптации (приспособления) к внешним условиям.
Увеличение жесткости (стабильности) гомеостатических констант в онтогенезе — при действии внешних факторов показатели гомеостаза* изменяются в меньшей степени у взрослых, чем у детей. Поэтому при любых воздействиях на организм его жизнеспособность выше у взрослых, чем в раннем возрасте.