Основные закономерности роста и развития
ТЕМА. Закономерности роста и развития детского организма
1. Основные закономерности роста и развития.
2. Возрастная периодизация.
3. Акселерация роста и развития
4. Возрастные анотома-физиологические особенности
5. Гигиенна учебного-воспитательного процесса в школе
6. Гигиенические основы режима для учащихся
7. Наследствинность и ее роль в процессах роста и развития
8. Гигиенна одежды и обуви
Основные закономерности роста и развития.
· Рост – это увеличение размеров и объема развивающегося организма за счет размножения клеток тела и возрастания массы живого вещества.
· В одних органах (кости, легкие) рост осуществляется в основном за счет увеличения числа клеток, в других (мышцах, нервной ткани) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток.
· Абсолютными показателями роста организма являются повышение в нем общего количества белка и увеличение размеров костей. Общий рост характеризуется увеличением длины тела, зависящим от роста и развития скелета, что, в свою очередь, является одним из основных показателей здоровья и физического развития ребенка.
· Рост и физическое развитие происходят одновременно. При этом имеет место усложнение строения, которое называется морфологической дифференцировкой тканей, органов и их систем; изменяется форма органов и всего организма; совершенствуются и усложняются функции и поведение. Между ростом и развитием имеется взаимная закономерная зависимость. В ходе этого процесса накапливаются количественные изменения, что приводит к появлению новых качеств.
· ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. Физическое развитие обусловливает психическое. Это особенно отчетливо обнаруживается при врожденном недоразвитии больших полушарий головного мозга, которое проявляется олигофренией.
· 7. ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. Детей, с рождения имеющих такой дефект, невозможно обучить речи и ходьбе, у них отсутствуют нормальные ощущения и мышление. Или другой пример: после удаления половых желез и при недостаточной функции щитовидной железы наблюдается умственная отсталость.
· 8. РЕЧЬ И ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ Речевая функция оказывает ведущее влияние на эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие. При этом роль речи в формировании личности школьника и его сознания, а также в его обучении труду и физическим упражнениям возрастает.
· 9. РЕЧЬ И ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С помощью речи формируется и выражается мысль, посредством речи производится обучение и воспитание детей. По мере роста и развития у детей увеличивается способность отражения объективной действительности в понятиях, отвлечениях и обобщениях, в законах природы и общества.
· 10. Первоначально в младшем школьном возрасте преобладает конкретное, наглядно- образное и практически-действенное мышление. Конкретные образы и действия развивают у младших школьников конкретную память, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на их мышление. Для среднего школьного возраста характерно преобладание словесного отвлеченного мышления, которое становится ведущим у старших школьников. В этом возрасте преобладает словесная, смысловая память.
· 11. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА Рост и развитие отдельных органов, их систем и всего организма происходят неравномерно и неодновременно – гетерохронно. С.И. Гальперин
· 12. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ Паспортный возраст – период, где межвозрастной интервал равен одному году. Биологический (анатомо- физиологический) возраст - период, охватывающий несколько лет жизни человека, в течение которых происходят определенные биологические изменения.
· 13. КЛАССИФИКАЦИЯ Н.П. ГУНДОБИНА период внутриутробного развития;Ò период новорожденности (2–3 недели);Ò период грудного возраста (до 1 года);Ò преддошкольный (с 1 года до 3 лет);Ò дошкольный возраст (с 3 до 7 лет, период молочныхÒ зубов); младший школьный возраст (с 7 до 12 лет);Ò средний, или подростковый, возраст (с 12 до 15Ò лет); старший школьный, или юношеский, возраст (с 14Ò до 18 лет у девочек, с 15–16 лет до 19–20 лет у мальчиков).
· 14. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ Периоды дошкольного возраста подразделяются соответственно группам детского сада, а в школьном возрасте выделяют три этапа: младший (I–IV классы), средний (IV–IX классы), старший (X–XI классы).
· 15. ПЕРИОДЫ РОСТА И РАЗВИТИЯ 1) новорожденный (1-10 дней); 2) грудной возраст (10 дней – 1 год); 3) раннее детство (1–3 года); 4) первое детство (4–7 лет); 5) второе детство (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек); 6) подростковый возраст (13–16 лет для мальчиков, 12–15 лет для девочек); 7) юношеский возраст (17–21 год для юношей, 16–20 лет для девушек); 8) зрелый возраст: I период (22–35 лет для мужчин, 22–35 лет для женщин); II период (36–60 лет для мужчин, 36–55 лет для женщин); 9) пожилой возраст (61–74 года для мужчин, 56–74 года для женщин); 10) старческий возраст (75–90 лет); 11) долгожители (90 лет и выше).
· 16. Для каждого возрастного периода характерны специфические особенности. Переход от одного возрастного периода к другому называют переломным этапом индивидуального развития, или критическим периодом. Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени изменчива. Хронологические рамки возраста и его характеристики определяются в первую очередь социальными факторами.
· 17. Акселерация роста и развития
· 18. Акселерация, или акцелерация (от лат. acceleratio – ускорение), – это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Явление акселерации наблюдается прежде всего в экономически развитых странах.
· 19. Акселерация предполагает увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние сроки.
· 20. Наиболее заметно акселерация проявилась у детей во второй половине ХХ в. Так, масса тела стала удваиваться в более раннем возрасте (в 1965–1973 гг. – в 4–5 месяцев, в 1940–1941 гг. – в 5–6 месяцев). Происходила более ранняя смена молочных зубов на постоянные (в 1984 г. – с 5–6 лет, в 1953 г. – с 6–7 лет). Сдвинулись сроки полового созревания. Так, возраст наступления менструаций в ХХ в. уменьшался каждые 10 лет примерно на четыре месяца и в 1974 г. составил в среднем 12,7 лет.
· 21. Происходило ускорение развития вторичных половых признаков. У детей и подростков наблюдалась более ранняя морфологическая стабилизация. Весь процесс окостенения заканчивался у мальчиков на два, a y девочек на три года раньше, чем в 1930-е гг.
· 22. В связи с акселерацией раньше происходит и завершение роста. В 16–17 лет у девушек и в 18–19 лет у юношей завершается окостенение длинных трубчатых костей и прекращается рост в длину. Московские мальчики возраста 13 лет за последние 80 лет стали выше на 1 см, а девочки – на 14,8 см. Таким образом, в результате ускоренного развития детей и подростков наблюдается достижение ими более высоких показателей физического развития.
· 23. Имеются сведения и об удлинении детородного периода: за последние 60 лет он увеличился на восемь лет. У женщин в Центральной Европе за последние 100 лет менопауза сдвинулась с 45 до 48 лет. В России это время приходится в среднем на 50 лет, а в начале века приходилось на 43,7 года.
· 24. ПРИЧИНЫ АКСЕЛЕРАЦИИ изменения в питанииÒ гелиогенная теорияÒ изменение климатаÒ достижения медициныÒ урбанизацияÒ миграция населенияÒ