II. Практическая работа № 2
Цель: усвоение знаний об экваторе, полюсах, полушариях.
Вопросы и задания учащимся. г>
-Приглядитесь внимательно к карте. Обратите внимание на чёткую синюю полосу, которая пересекает изображение планеты ровно посередине.
- Есть ли такая полоса на глобусе?
- Что это? (Экватор.)
Экватор - это воображаемая линия, которая находится на одинаковом расстоянии от полюсов и делит Землю на два полушария -северное и южное.
Длина экватора 40 тыс. км.
Давайте представим, что мы решили отправиться в путешествие вдоль экватора. Отметим точку отправления на глобусе (крепится пластилином фишка, флажок или любое другое обозначение). Двигаясь вдоль экватора, мы обогнули весь земной шар и вернулись в пункт отправления (учитель вращает глобус, показывая указкой движение вдоль экватора).
Какие материки и океаны мы пересекаем?
Если бы было возможно совершить путешествие вокруг Земли пешком, делая по 25 км в сутки, нам потребовалось бы 1600 суток или 4 года и 140 суток.
На самолёте можно облететь Землю за 40 часов непрерывного полёта (почти двое суток), если самолёт летит со скоростью 1000 км в час.
Определите местоположения Северного и Южного полюсов. Почему верхнее от экватора полушарие называется северным, а нижнее — южным?
III. Итог урока.
- Что особенно запомнилось из этого урока?
- Что знали раньше?
Домашнее задание: учебник, с. 120-123; рабочая тетрадь, с. 53-58.
Урок 66. СТРАНЫ МИРА
Цена: ознакомить с названиями крупных стран мира; формировать умение находить и показывать по карте страны, океаны и материки.
Оборудование: иллюстрации, фотографии наиболее известных мест на разных материках, карта полушарий, атласы.
Ход урока
I. Актуализация знаний. Океаны.
Работа по карте.
-Рассмотрите карту полушарий.
- Вспомните о соотношении воды и суши на Земле.
- Какие океаны знаете?
- Покажите их на карте.
- Почему Северный Ледовитый океан так называется?
- Берега каких материков омывает Северный Ледовитый океан? (Аналогично о других океанах.)
П.Изучение нового. Материки.
Беседа.
-Назовите самый большой материк.
—Почему он имеет такое название?
—Что вы о нём уже знаете?
• Для учителя.
Греческое слово «европа» означает «запад». Большим разнообразием отличается климат Европы: от сурового на севере, особенно за Полярным кругом, до тёплого и мягкого на юге.
Человек в процессе хозяйственной деятельности сильно изменил природную растительность Европы. Люди истребили многих диких животных.
С древних времён в Европе развивались различные ремёсла, а затем промышленность, сельское хозяйство. Высокого уровня достигли науки, искусство. Знаменитые художники, композиторы, великие писатели прославили на весь мир многие европейские страны.
(Аналогичная работа проводится по с. 124—129.)
• Для учителя.
Азия — так называют часть света, входящую в состав материка Евразия. Азия занимает третью часть всей суши. В целом Азия очень высокая часть света - 3/4 площади занято горами и плоскогорьями, но есть и равнины.
К югу от Гималаев есть самое дождливое место на Земле - Че-рапунджи. Если бы там оставалась вся выпавшая за год влага, она образовала бы слой высотой с четырёхэтажный дом. Щ
На востоке всё азиатское побережье омывает самый большой и самый глубокий Тихий океан. Около берегов много вулканических островов, часто бывают извержения вулканов, землетрясения, а» рядом с высокими вулканами расположено несколько глубоких океанических впадин. В одной из них - Марианской - отмечена наибольшая глубина Мирового океана: 11022 м.
В недрах Азии открыты огромные запасы самых разнообразных полезных ископаемых, особенно нефти, газа, каменного угля, цветных металлов, драгоценных камней.
В Азии живут свыше 2 млрд человек. Они делятся на множество разных народов.
Африка — второй по величине континент земного шара. Экватор делит её почти посередине, поэтому здесь круглый год тепло, а лето и зима различаются лишь по тому, что один сезон бывает влажным, а другой - засушливым. Деревья здесь круглый год покрыты листвой. Их ветки так переплетены, что образуют крышу. Высота деревьев 40-80 м.
Огромные пространства пустыни покрывают пески и каменистые россыпи, здесь нет рек, растения попадаются редко.
В результате хозяйственной деятельности человека, особенно за последние 100 лет, природа Африки сильно изменилась. Для того чтобы сохранить ещё нетронутые уголки природы и обитающих там животных и птиц, в Африке созданы заповедники.
Америка - в неё входят два материка - Северная Америка и Южная Америка. Коренные жители обоих материков - индейцы, но их в Америке осталось немного. Сегодняшние американцы -потомки завоевателей, переселенцев из Европы.
Одна из достопримечательностей природы Северной Америки -цепь Великих озёр. Пять гигантских чаш, соединённых друг с другом, образуют пресноводное море. Озеро Верхнее - самое большое на Земле. На реке Ниагаре находится самый большой в мире водопад - Ниагарский.
Не менее интересна и разнообразна природа Южной Америки. Через весь материк с запада на восток тянется величайшая в мире река Амазонка, принимающая в себя более 500 притоков. Пожалуй, нигде в мире не найти сразу столько видов жуков и бабочек, сколько обитает их в бассейне реки Амазонки. Здесь водится также гигантская змея анаконда, достигающая 9 метров длины.
В Южной Америке много необжитых районов, потому что непроходимые чащи тропических лесов преграждают путь человеку.
Австралия — самый маленький и самый засушливый континент планеты, около половины территории страны занимают пустыни и полупустыни.
Своеобразен животный мир пятого континента. Только в Австралии водятся сумчатые млекопитающие: кенгуру, сумчатый медведь - коала, сумчатые белки, крысы. В Австралии много птиц. Самая большая из них - страус эму, самые красивые - нарядные, как радуга, райские птицы, самые забавные - пересмешники. Огромными стаями летают волнистые попугайчики.
Антарктида — в ней нет ни лесов, ни рек. Весь материк покрыт ледниковым щитом, в котором «заморожено» 24 млн куб. км воды, почти 90 % объёма пресных вод на поверхности Земли.
Жизнь в Антарктиде существует в очень суровых условиях. На свободных ото льда участках суши встречаются лишь лишайники и мхи, микроводоросли и бактерии. Однако у берега в некоторых местах располагаются колонии пингвинов, удивительных антарктических птиц. Они не умеют летать, неуклюже переваливаясь, передвигаются по берегу, плавают же очень ловко.
III. Закрепление.
Задания учащимся.
-Рассмотрите фотографии на с. 125-129.
- На каких материках всё это можно увидеть?
- Покажите эти материки на карте.
- Рассмотрите политическую карту мира, с. 130-131.
- Подумайте, почему она Так называется?
- Найдите страну, в которой вы живёте.
- Найдите и назовите самые крупные страны.
- О каких странах вы слышали раньше?
IV. Итог урока.
- Какой из материков больше всего вас заинтересовал?
- Почему?
Домашнее задание: учебник с. 125-133; рабочая тетрадь, с. 59-60.