Просодическая сторона речи

Анамнез

______________

Жалобы

______________

Особенности голоса, его силы и тембра:

нормальный, высокий, низкий, глухой, дрожащий, сиплый, хриплый, слабомодулированный, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком, скандированный, дискоординация процессов дыхания и голосообразования, дисфония

Изменения тембра голоса: ______________________________

______________

Характер голосообразования и атаки голоса:

твердая, мягкая, придыхательная

______________

Ощущения в гортани:

сухость, першение, желание откашляться, чувство инородного тела, затруднения при глотании, поперхивание жидкой/твердой пищей

Особенности дыхания:

без особенностей, выдох укорочен, смешанное, ключичное, брюшное, диафрагмальное, грудное, недостаточность дыхания при ходьбе.

______________

Фонационный выдох:

достаточный, укороченный, резко укороченный, речь на вдох.

______________

Темп, ритм речи:

норма, замедленный, ускоренный, дизритмия, тахилалия, брадилалия, заикание.

______________

Время максимальной фонации:

максимально длительное произнесение гласного звука после предварительного вдоха. (Измерение проводится три раза и высчитывается средний показатель)

______________

Интонационные особенности речи:

Исследования проводят с использованием различного речевого материала: изолированных звуков, слогов, слов, предложений; вопросно-ответной формы речи, чтения стихотворных и прозаических текстов

Заключение__________

____

Рекомендации________

________

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ РИНОЛАЛИИ

Состояние артикуляционного аппарата

(строение и функция):

Губы

— наличие послеоперационных рубцов, толстые, тонкие, без патологии

Верхняя губа

Норма _______________

Укорочена ____________

Подвижность — достаточна, ограничена

Переключаемость движений — достаточна, недостаточна

Преддверие полости рта — глубокое, неглубокое, не сформировано, сформировано

Зубы— крупные, мелкие, редкие

Зубной ряд — сформирован, не сформирован

Прикус — нормальный, прогения, прогнатия, открытый (боковой, передний). Сужение верхней челюсти, протрузия (выступание межчелюстной кости)

Язык — форма и размер — обычные; массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий

Корень языка — норма, гипертрофия

Кончик языка — истонченный, широкий

Подъязычная связка — норма, короткая, спайка с тканями подъязычной области

Позиция в полости рта — правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта

Подвижность языка достаточная, недостаточная

Переключаемость движений — достаточная, недостаточная

Проверка производится с помощью традиционных артикуляционных проб: «иголочка», «лопаточка», «чашечка», «часики», «маляр», «почисти зубки», «лошадки» и т. д.

Тонус мышц языка — норма, повышен, понижен

Наличие тремора (мелкого дрожания языка), девиации (отклонения языка в сторону), гиперсаливации (повышенного слюнотечения)

Твердое нёбо — неоперированная расщелина, сформированное твердое нёбо — широкое, узкое, плоское, высокое, готическое (разновидность высокого), наличие дефектов переднего или среднего отделов твердого нёба

Мягкое нёбо — неоперированная расщелина, сформированное мягкое нёбо — короткое, длинное, подвижное, малоподвижное

Состояние мимической мускулатуры в покое и динамике — наблюдается ли патологическая активность лицевых мышц, компенсаторные гримасы при фонации

Детям предлагают сделать веселое лицо (засмеяться), сердитое лицо (нахмурить брови), поднять брови, прищурить поочередно правый и левый глаз, надуть щеки, втянуть щеки и т. д.

2. Состояние дыхательной функции:

• физиологическое дыхание;

• фонационное дыхание.

Оценка физиологического дыхания — определение типа: ключичный, грудной, нижнереберный-диафрагмальный.

Оценка фонационного (речевого) дыхания — длительность и направленность ротового выдоха при фонации (в момент речи) и наличие носовой эмиссии.

3. Состояние голосовой функции:

• тембр голоса;

• высота голоса;

• сила голоса.

Предложить ребенку произносить слова или фразы шепотом, тихим, громким голосом, меняя громкость произнесения отраженно за логопедом.

Высота голоса определяется с помощью пения гамм в различных диапазонах или произнесения слов и фраз с повышением или понижением голоса.

Состояние звукопронзношения

• изолированное произнесение звуков

__________________________

• повторение слов и фраз отраженно

__________________________

• произнесение звуков в спонтанной речи

__________________________

Примерный перечень слов для отраженного произнесения: пони, пена, баба, белый, Вова, Витя, Фома, Филя, Таня, тетя, дом, дядя, сова, сено, зайка, Зина, шапка, жук, цапля, щетка, чай, лапа, Ляля, рыба, река. При составлении проверочных фраз рекомендуется использовать слова простой слоговой структуры, например: На Тане пальто.

Просодическая сторона речи

• мелодико-интонационная выразительность речи

____________________

• темпо-ритмическая организации речи

____________________

Исследование проводится на материале стихотворений, сказок, поговорок.

6. Состояние фонематического восприятия и способности к фонематическому анализу:

• дифференциация изолированных звуков

• на уровне слогов

• на уровне слова

Задания

• Ребенка просят определить пары звуков, используя игровые моменты: «Кто как жужжит?» — «з-з-з»: комар, «ж-ж-ж»: жук (дифференциация [з]-[ж]); «с-с-с»: вода течет, «ш-ш-ш»: змея шипит (дифференциация [с]-[ш]); «д-д-д»: играем на барабане, «т-т-т»: стучат колеса поезда (дифференциация д-т); «р-р-р»: собака рычит, «л-л-л»: самолет гудит — где собака, а где самолет.

• Для дифференциации слогов предлагаются слоговые ряды, в которых нужный слог выделяется поднятием руки.

• Для проверки фонематического восприятия на уровне слова ребенку предлагают картинки, названия которых отличаются одним звуком: «мишка»-«миска», «козы»-«кожи», «коза»-«коса», «зуб»-«суп», «том»-«дом», «удочка»-«уточка», «вата»-«фата», «башня»-«пашня», «лак»-«рак». Требуется определить, разные это слова или одни и те же. Дети показывают картинки, объясняя значение слов и повторяют их за логопедом.

• Для того чтобы трудности проговаривания не влияли на качество дифференциации, необходимо предлагать задания, исключающие артикулирование.

7. Состояние активного и пассивного словарного запаса(существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, наречий).

______________

Наши рекомендации