Характеристика эпохи Нового времени
РАЗВИТИЕ ТЕРАПИИИ В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Рекомендации к семинарским занятиям по истории медицины для
студентов 3 курса лечебного факультета высших медицинских учебных заведений
Гомель 2010
Составитель: Петрова, Н.П.
Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины. В рекомендациях раскрыты основные вопросы развития физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени. Рекомендации соответствуют учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Утверждено на заседании кафедры
протокол №_______
от «___»____________2010 года
для внутрикафедрального пользования
ТЕМА: РАЗВИТИЕ ТЕРАПИИИ В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ОБЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей.
В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй — обсуждение студенческих работ по изучаемой теме (УИРС). Третья часть предусматривает тестовый контроль знаний, подведение итогов занятия.
3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ:знание истории медицины Нового времени позволяет осмыслить значение открытий этого периода.
Знания и умения, полученные при изучении данной темы, будут необходимы студентам при изучении развития медицинских знаний в последующие периоды.
4. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить историю развития физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени (конец XVII―начало XX вв.).
5. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
1. Определить и проанализировать важнейшие открытия и достижения физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени (конец XVII―начало XX вв.).
2. Ознакомиться с работами крупнейших зарубежных и отечественных учёных в области физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени.
ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ
Студент должен знать:
― источники изучения медицины периода Нового времени;
― особенности развития физиологии данного периода;
― развитие внутренней медицины эпохи Нового времени;
Студент должен уметь:
― работать с письменными историческими источниками (трудами ученых данного периода).
― использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах для совершенствования своей профессиональной деятельности;
― определять основные черты развития физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени;
― анализировать важнейшие открытия и достижения медицины в эпоху Нового времени.
Студент должен иметь навыки:
― ведения первичного поиска тематических исторических источников.
Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН
1. Естественнонаучные открытия конца XVII―начала XX вв., тесно связанные с развитием медицины.
а) создание клеточной теории (М. Шлейден и Т. Шванн, 1838―1839 гг.);
б) открытие законов наследственности (Г. Мендель, 1866 г.).
в) закон сохранения массы вещества (труды М.В. Ломоносова, 1756 г.);
г) открытие рентгеновского излучения (труды В.К. Рентгена, 1895 г.);
д) открытие периодического закона химических элементов и создание периодической системы элементов (Д.И. Менделеев, 1869 г.).
2. Социальный прогресс эпохи Нового времени и его влияние на развитие медицины.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
1. Характеристика эпохи Нового времени.
2. Разработка вопросов физиологии дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, нервной деятельности в трудах A.M. Филомафитского, Е.О. Мухина, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского.
3. Клиническое направление в медицине: внедрение новых методов диагностики (термометрия, аускультация, перкуссия).
4. Научная и практическая деятельность С.Г. Зыбелина, М.Я. Мудрова.
5. Клинические школы Г.А. Захарьина и С.П. Боткина: направления исследований, достижения.
Характеристика эпохи Нового времени.
Термин «новая история» (или «новое время») впервые введен гуманистами XVI в. В современной исторической науке новое время отождествляется с периодом утверждения и развития капиталистических отношений и ограничивается условными хронологическими рамками 1640—1918 гг.
Капиталистический способ производства, более передовой по сравнению с феодальным, ранее всего развился в странах Западной Европы, где и совершились первые буржуазные революции: в Нидерландах (1566—1609), Англии (1640—1649) и Франции (1789—1794).
Английская буржуазная революция оказала глубокое по существу и длительное по времени влияние на процесс ломки феодальных отношений во всей Европе. Вот почему в современной исторической науке 1640 г.— год начала английской буржуазной революции —условно определяет рубеж между средневековьем и новым временем.
Характерные черты новой истории:
— развитие колониальной экспансии;
— создание колониальной системы капитализма;
— борьба колониальных держав за передел колоний и сфер влияния.
Борьба колониальных держав за передел колоний и сфер влияния имела первостепенное значение в развязывании первой мировой войны 1914—1918 гг. Год ее окончания (1918) принят в мировой исторической науке в качестве условного рубежа между новой и новейшей историей.
Царская Россия позже других стран вступила на путь капиталистического развития. Сравнительно короткий отрезок времени (50-е и начало 60-х годов), насыщенный крупными историческими событиями, был переломным периодом в жизни России (в 1861 год было отменено крепостное право). Помещики-крепостники не могли сдержать рост товарного обмена между Россией и Европой, не могли удержать старых, рушившихся форм хозяйствования.
После крестьянской реформы 1861 года начался промышленный переворот, который сопровождался механизацией транспорта, развитием топливной и металлургической промышленности, возникновением новых промышленных районов.
В этот период быстро развиваются новые для того времени науки: термодинамика, химическая атомистика, электрофизика, термохимия, фотохимия, коллоидная химия, электрохимия, палеонтология. Создаются измерительные приборы для определения температуры, давления и т.д., в химии разрабатываются методы количественного и качественного анализа реакций, синтез органических веществ (Ф.Велер, 1828, синтез мочевины), разрабатывается теория электролитической диссоциации. Возникает и быстро развивается микробиология, эмбриология и многие другие науки и методы. Естествознание стало превращаться в науку, объединявшую учение о происхождении и развитии явлений, об их связях.
Особенно большое влияние на развитие естественных наук имело учение о клетке и клеточном строении организма (Т.Шванн), закон сохранения и превращения энергии (М.В.Ломоносов) эволюционное учение (Ч.Дарвин). Эти три великих открытия стали естественнонаучной основой медицины.
Огромный вклад в развитие естествознания внесли русские ученые: К.А.Тимирязев, М.В.Остроградский, П.Н.Лебедев, М.П.Чебышев, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, С.П.Боткин, И.И.Мечников и многие другие.
Разработка вопросов физиологии дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, нервной деятельности в трудах A.M. Филомафитского, Е.О. Мухина, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского.
Физиология (греч. physiologia; от physis — природа и logos — учение) — одна из древнейших естественных наук. Она изучает жизнедеятельность целого организма, его частей, систем, органов и клеток в тесной взаимосвязи с окружающей природой.
Материалистическая отечественная физиология была тесно связана в своем развитии с философскими взглядами революционных демократов, которые в своих философских взглядах, диалектике и материализме вплотную подошли к диалектическому материализму и остановились перед историческим материализмом. Русская материалистическая философия XIX века оказала огромное влияние на формирование материалистического мировоззрения и направление работы создателей отечественной физиологии. На формирование мировоззрения И. М. Сеченова, И. П. Павлова и Н. Е. Введенского оказали влияние философские труды А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева, а в дальнейшем в идейном оформлении основных физиологических школ И. П. Павлова, Н. Е. Введенского.
Передовые врачи России продолжали успешно развивать материалистическое направление основных проблем медицины: взаимоотношения между организмом и средой, целостности организма, единства физического и психического.
Русские физиологи перенимая лучшие традиции классических представителей экспериментальной физиологии 40—60-х годов в Европе, сумели критически оценить содержание науки своего времени, освоить и новаторски обогатить методы и содержание современной им физиологии и повести отечественную физиологию по самостоятельному пути.
В этот период в России начали формироваться научные медицинские школы, которые возглавили крупные исследователи – преподаватели университетов и академий, развивавшие различные научные направления, совершенствовавшие методы преподавания, написавшие учебники и воспитавшие учеников, которые пропагандировали и развивали идеи учителей. Такие школы образовались вокруг М.Я Мудрова, Е.О.Мухина, Е.И.Дядьковского.
В развитии физиологии в России в первой половине XIX века крупную роль сыграл А. М. Филомафитский (1807—1849), который явился основоположником экспериментальной физиологии в России и основоположник Московской физиологической школы. После окончания медицинского факультета Харьковского университета, профессорского института в Дерпте (Тарту) (1828—1832) и заграничной поездки А. М. Филомафитский с 1836 г. преподавал физиологию в Московском университете. Он высоко ценил экспериментальный метод и писал: «Если мы хотим получить понятие о жизни, то пред нами только один путь — путь опыта и наблюдения. Есть два пути познания — путь умозрения и путь опыта. По первому идут натурфилософы, которые увлекаются игрой воображения, выдумывают объяснение явлений. Этот путь притупляет здоровую критику, которая требует проверки опытом». Основным способом исследования жизненных явлений А. М. Филомафитский считал опытный.
У А. М. Филомафитского мы встречаем глубокий оптимизм и веру в будущее подлинной экспериментальной науки. Он указывал: «Может быть живущим еще не суждено достигнуть последней цели на этом поприще, но мы не знаем, где находится предел нашего знания и далеко ли может вести нас наше стремление при исследовании таинства жизни, и потому никогда не должны останавливаться на пути опыта и наблюдений, но идти всегда вперед».
А. М. Филомафитский проводил эксперименты на животных при преподавании физиологии, применял их в своих научных исследованиях. Он подчеркивал руководящее для врача значение физиологии: «Долго бы еще медицина покрыта была мраком невежества, если бы физиология... не пролила своего света на различные области врачебной науки».
А. М. Филомафитский напечатал учебник «Физиология для руководства своих слушателей» в трех томах (1836). Книга была написана живым языком без применения иностранных или латинизированных русских слов. В своем учебнике А. М. Филомафитский критически оценил различные теории авторитетов и свои положения обосновал собственными наблюдениями и экспериментами. В 1848 г. А. М. Филомафитский опубликовал «Трактат о переливании крови (как единственном средстве во многих случаях спасти угасающую жизнь)».
А. М. Филомафитский провел на собаках много опытов переливания крови, построил собственный аппарат и решал вопросы: от какого животного можно брать кровь для спасения другого, какую кровь переливать должно (артериальную или венозную), какие предосторожности нужны при переливании крови. А. М. Филомафитскому принадлежит приоритет в вопросе о физиолого-химических превращениях в тканях организма, как источнике животной теплоты, им проведены оригинальные работы по изучению физиологии дыхания и нервной системы. Вместе с хирургами Ф. И. Иноземцевым и Н. И. Пироговым А. М. Филомафитский сыграл большую роль в изучении и обосновании физиологического действия наркоза, еще только входившего в хирургическую практику.
Разносторонним по своим научным интересам, преподавательской и практической врачебной деятельности был Ефрем Осипович Мухин (1766—1850). После окончания Харьковского коллегиума, находясь в войсках Потемкина, Е. О. Мухин в 1789 г. окончил организованную для пополнения врачебных кадров воинских частей школу при госпитале, после чего там же преподавал анатомию и хирургию и читал курс «О костях, вывихах, переломах и лекарственных перевязках». Преподавал в Московской медико-хирургической академии анатомию и физиологию. Одновременно с этим читал анатомию, физиологию и судебную медицину на медицинском факультете Московского университета. Кроме преподавания, Е. О. Мухин занимался практической врачебной работой. Много внимания уделял медицинской администрации и участвовал в борьбе с заразными болезнями.
Многолетнее преподавание медицинских дисциплин, большой клинический опыт работы в военных и гражданских лечебных учреждениях по внутренним болезням и хирургии, длительная работа Е. О. Мухина в высшей медицинской школе на административной работе показали крайнюю нужду в учебниках для студентов. Он сам составил и напечатал в 1806 г. «Первые начала костоправной науки», посвященные лечению вывихов и переломов, в 1818 г. напечатал «Руководство по анатомии». Будучи деканом медицинского факультета Московского университета, Е. О. Мухин отобрал лучшие иностранные учебники, которые по его указанию были для нужд студентов переведены на русский и латинский языки и напечатаны Московским университетом.
Большое значение он придавал нервной системе. В этом отношении особый интерес представляет сочинение Е.О.Мухина «О стимулах, влияющих на человеческий организм», где он пытался научно понять и изучить влияние внешнего мира на человека. Что касается стимулов нервной системы, то Е.О.Мухин различал стимулы центральные, которые рождаются в мозгу, и внецентральные, которые возникают в нервах или узлах. Разделяя стимулы на центробежные и центростремительные, он выделял стимулы, идущие по нервам к мозгу от внутренних органов. «Нервная система, считал он, есть связь, соединяющая неделимое с общим организмом и со всеми предметами, его окружающими». «Нервы служат отражением целости нашей жизни». «Мозг есть материальное условие умственных способностей, т. е. отправлений ума».
И. М. Сеченов (1829—1905). По окончании медицинского факультета Московского университета Иван Михайлович Сеченов посвятил себя преподавательской и исследовательской деятельности в области физиологии в Петербурге, Одессе, Москве. Мировоззрение его формировалось под непосредственным влиянием революционно-освободительного движения и острой идейной, философской борьбы, которая происходила в России в 40—60-х годах XIX века.
Исследования и сочинения И. М. Сеченова были посвящены в основном трем проблемам: физиологии нервной системы, химизму дыхания и физиологическим основам психической деятельности. Своими работами И. М. Сеченов положил начало отечественной физиологии и создал материалистическую школу русских физиологов, которая сыграла важную роль в развитии физиологии, психологии и медицины не только в России, но и во всем мире. К. А. Тимирязев и И. П. Павлов называли И. М. Сеченова «гордостью русской мысли» и «отцом русской физиологии».
В отличие от ряда стихийных материалистов — естествоиспытателей И. М. Сеченов был сознательным поборником материалистической философии. Своими материалистическими воззрениями И. М. Сеченов существенно отличался от зарубежных современников — И. Мюллера, Клода Бернара, Г. Гельм-гольца, Э. Дюбуа-Реймона, становившихся на позиции идеализма.
И. М. Сеченов выдвинул ряд философских положений: о материальном единстве мира, о единстве сил, действующем в органической и неорганической природе, о единстве организма и условий существования, о возможности объективными методами естественных наук, в частности физиологии, раскрыть тайну сознания. В них И. М. Сеченов наметил программу дальнейшей работы в области физиологии нервной системы. И. М. Сеченов писал: «В основе всех наших рассуждений положено присущее всякому человеку непреложное убеждение в существовании внешнего мира, непреложное в той же или даже значительно большей мере, чем уверенность всякого в том, что завтра, после сегодняшней ночи, будет день».
Большое значение для естественнонаучного обоснования материалистической теории познания имело открытие И. М. Сеченовым отражательной, рефлекторной природы высшей нервной (психической) деятельности животных и человека. И. М. Сеченов произвел физиологические опыты, связанные с анализом деятельности головного мозга, и преодолел, таким образом, существовавшие до него сомнения о возможности экспериментального изучения деятельности головного мозга и ее продуктов — явлений сознания, чувств и воли. Эти опыты заинтересовали его потому, что они имели прямое отношение к явлениям сознания и воли, которых до И. М. Сеченова не осмеливались касаться даже самые выдающиеся физиологи мира. До исследований И. М. Сеченова наука не располагала знанием тех процессов, которые протекают в головном мозгу и являются основой психической деятельности. И. М. Сеченов впервые в истории физиологической науки стал рассматривать деятельность человеческого мозга как рефлекторную, в то время как до него рефлекторными считали только те виды жизнедеятельности организма, которые связаны со спинным мозгом.
Его труд: «Рефлексы головного мозга» были опубликованы в журнале «Медицинский вестник».
И. М. Сеченов опытным путем выяснил естественные причины, физиологические механизмы, благодаря которым воля человека способна как вызывать, так и подавлять, удерживать (угнетать) невольные позывы к Движениям (например, позыв к кашлю, к движениям, вызываемым болью и т. п.). И. М. Сеченов установил, что в головном мозгу животных и человека существуют особые нервные механизмы, которые оказывают тормозящее влияние на непроизвольные движения. Эти механизмы И. М. Сеченов называл «задерживающими центрами». Это явилось замечательным ударом по идеалистическому учению о психике. И. М. Сеченов оказался неизмеримо выше современных ему вульгарных материалистов, пытавшихся свести психические процессы целиком к физико-химическим закономерностям. Открытия И. М. Сеченова неопровержимо доказали, что психическая деятельность, как и телесная, подчинена вполне определенным объективным законам, обусловлена естественными материальными причинами, а не представляет собой проявления какой-то особой, независимой от тела и от окружающих условий «души». И. М. Сеченов доказал, что первая причина всякого человеческого действия, поступка, коренится не во внутреннем мире человека, а вне его, в конкретных условиях его жизни и деятельности и что без внешнего чувственного возбуждения никакая мысль невозможна.
И. М. Сеченов изучал организм в единстве с условиями его существования. Он утверждал: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него, так как без последней существование организма невозможно».
И. М. Сеченов впервые показал экспериментально, что психическую деятельность можно и должно изучать такими же научными, строго объективными способами, какими изучается телесная деятельность животных и человека, без всяких ссылок на нематериальные, сверхъестественные причины. Это, по словам И. П. Павлова, «целиком наша русская неоспоримая заслуга в мировой науке, в общей человеческой мысли».
И. М. Сеченов первый в истории науки поставил перед собой задачу разработать и объяснить законы внешних проявлений психической деятельности. Он показал, что все акты и явления сознательной и бессознательной психической жизни человека управляются определенными физиологическими механизмами и по способу происхождения суть рефлексы, которые начинаются возбуждением органов чувств предметами внешнего мира, продолжаются определенным психическим актом и кончаются мышечным движением. «Предметный мир существовал и будет существовать, по отношению к каждому человеку, раньше его мысли».
Идеи И. М. Сеченова определили материалистическое направление отечественной медицины второй половины XIX века. Они привлекли внимание передовых русских врачей к изучению роли внешней среды для организма и роли нервной системы в появлении и развитии патологических процессов в организме. Учение о рефлексе как основном анатомо-физиологическом механизме всех деятельностей животного организма явилось научным обоснованием неврогенного патогенеза болезней.
Влияние И. М. Сеченова не ограничилось только областью физиологии: eго идеи сказались в деятельности морфологов при изучении строения нервной системы и клиницистов в приложении рефлекторной теории к анализу патологических явлений.
Иван Петрович Павлов (1849―1936 гг.)— великий русский ученый, создатель учения о высшей нервной деятельности, новатор экспериментальных методов исследования поведения животных (физиологии больших полушарий головного мозга), основатель крупнейшей физиологической школы. В 1870 г. окончил Рязанское духовное училище и Рязанскую духовную семинарию. В 1870 г. он поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет — сначала на юридический факультет, потом перешел на физико-математический.
Павлов изучал нервы, регулирующие работу сердца. Затем, сделав заключение о возможности подобных механизмов регуляции и для других внутренних органов, заинтересовался нервной регуляцией пищеварения, и в частности, поджелудочной железы. В 1876 г. он поступил на третий курс Медико-хирургической академии (МХА). Выполнил свою диссертацию «Центробежные нервы сердца» на степень доктора медицины (1883 г.) и начал исследования по физиологии пищеварения.
В 1890 г. И. П. Павлов был избран профессором кафедры фармакологии, а с 1895 г. ― кафедры физиологии Военно-медицинской академии.
Господствующее направление зарубежной физиологии в XIX веке не знало методов изучения целостного организма в его неразрывном взаимодействии со средой. И. П. Павлов разработал метод изучения частных физиологических отправлений на целостном организме в естественных условиях взаимодействия со средой.
И. П. Павлов писал: «Острый опыт при тех или других предосторожностях большею частью удобно может служить для целей физиологического анализа, т. е. уяснения вообще функций данной части организма и ее условий. Но когда, как и в какой мере сцепляются деятельности отдельных частей при нормальном ходе живой машины, что составляет содержание физиологического синтеза, часто уже трудно или совсем невозможно вывести из данных острого опыта, так как постановка его (наркоз, кураризация и всяческое оперирование) неизбежно связана с известным нарушением нормального течения дел в организме... Таким образом, для получения безупречных аналитических данных во многих случаях, а синтетических — почти всегда необходимо исходить из возможно нормального в данный момент организма. А это достижимо в том случае, если предварительными операциями животное делается годным для известных наблюдений и опытов»
Павлов ввел в практику физиологических исследований метод хронического эксперимента, благодаря которому стало возможным изучение процессов пищеварения на целостном, практически здоровом животном (совершенно оправившемся от оперативного вмешательства животном).
В работах И. П. Павлова и созданной им школы физиологов методика физиологического эксперимента перешла на новую, более высокую ступень.
Более того, он разработал несколько оригинальных хирургических операций для подготовки животных к хроническому эксперименту — эзофаготомии с выведением пищевода на поверхность кожи (метод мнимого кормления), операцию изолированного «малого желудочка», разного рода фистул (желудка, пищевода и слюнного протока). В результате в хроническом эксперименте Павлов изучал функции целостного организма и здорового животного, находящегося в естественных условиях.
Изучая пищеварительную секрецию и поведение животных в хроническом эксперименте, Павлов выявил рефлексы нового типа, которые формируются и закрепляются при определенных условиях окружающей среды. Он назвал их условными (1901) в отличие от уже известных прирожденных рефлексов, которые имеются от рождения у всех животных данного вида (их Павлов назвал безусловными).
В 1897 г. вышла в свет монография Павлова «Лекции о работе главных пищеварительных желез», в которой он обобщил свои исследования и работы своих сотрудников по физиологии пищеварения.
И.П. Павлов был удостоен Нобелевской премии в 1904 г. «за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса».
Исследования Павлова в области физиологии пищеварения, сердечно-сосудистой системы и высших отделов центральной нервной системы являются классическими.
Ученик Сеченова Николай Евгеньевич Введенский (1856—1922) изучал основные жизненные процессы: возбуждение торможение и сокращение. Его исследования хронологически распадаются на три этапа: изучения физиологии периферического нерва (1884—1901); изучения патологии периферического нерва (1901—1905) и опыты на целом животном (1905—1920). Н. Е. Введенский в 1883—1884 гг. применил телефоническое выслушивание возбужденного нерва. Развивая учение И. М. Сеченова о значении торможения в процессах, протекающих в нервной системе, Н. Е. Введенский своими исследованиями показал, что возбуждение и торможение в периферическом нерве не два различных процесса, как утверждал тогда видный английский физиолог Фервор, а две фазы одного и того же процесса. Торможение в своем возникновении связано с возбуждением, является особой формой возбуждения и зависит от функционального состояния возбудимой ткани и частоты действующих в данный момент раздражителей. Далее Н. Е. Введенский изучал изменение проводимости нерва при воздействии на него наркоза высокой температуры, сильного постоянного и перерываемого тока, механического сдавливания, анемии и ряда других раздражений. Н. Е. Введенский создал учение о парабиозе, особом состоянии протоплазмы нервной ткани. В своих исследованиях на целом животном Н. Е. Введенский пришел к выводам, подтверждающим закономерности в работе головного мозга.
В отличие от Клода Бернара, Дюбуа-Реймона, Гельмгольца и других представителей западноевропейской физиологии передовые отечественные физиологи И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский и др. считали, что нет границ для человеческого познания.
Развитие внутренней медицины (терапии) в Западной Европе: термометрия (Д.Г. Фаренгейт, Р.А.Ф. Реомюр, А. Цельсий, Г. Бургав), применение перкуссии (Л. Ауэнбруггер) и аускультации (Р.Т.Г Лаэннек).
В начале XVIII в. в клиниках Европы не применялось ни одного диагностического прибора или инструментального метода обследования больного.
При постановки диагноза врач исходил из результатов опроса больного — анамнеза (лат. anantnesis — воспоминание), прощупывания пульса, осмотра больного и его выделений. Теплоту тела определяли эмпирически (приложением руки) вплоть до второй половины XIX в. (тогда как первый термометрический прибор уже был изобретен Г. Галилеем в конце XVI в., а затем модифицирован Санторио в начале XVII в.).
Термометрия. Первый надежный спиртовой (1709 г.), а позднее и ртутный (1714 г.) термометр со шкалой от 0 до 600° предложил один из выдающихся ученых своего времени — Даниэль Габриэль Фаренгейт (1686―1736 гг.), работавший в Голландии. В качестве исходных он использовал точки отсчета. Первая — 0 F определяется в сосуде со смесью льда, воды, солей аммония и морской соли. Вторая — 32 F соответствует точке таяния льда. Третья — 96 F — нормальная температура полости рта. Температура кипения по Фаренгейту 212 F — на 180° выше точки таяния льда.
Г. Бурхааве был первым врачом, применившим собственную модификацию термометра Фаренгейта для определения темперами тела больного. Термометр Фаренгейта первым вошел в клиническую практику, но большие размеры значительно затрудняли его применение.
В 1730 г.французский естествоиспытательРене Антуан Фершо Реомюр (1683―1757 гг.) изобрел спиртовой термометр со шкалой от 0° до 80° (0° R соответствовал температуре замерзания воды). Приняв объем спирта при 0° за 1000 условных единиц, Реомюр нагрел его до температуры кипения воды, что по его шкале соответствовало 1080 единицам объема, т.е. на 80 единиц больше первоначального объема. Вот почему температура кипения воды по Реомюру соответствует 80°.
Термометр Реомюра оказался весьма удобным, однако последнее слово в вопросе градуирования шкалы принадлежит шведскому астроному и физику Андерсу Цельсию (1701―1744). В 1742 г. он предложил стоградусную шкалу, в которой 0° С соответствовал температуре кипения воды, а 100° ― точке таяния льда. Впоследствии М. Штрёмер (Швейцария) перевернул шкалу Цельсия, сделав 0 точкой таяния льда и началом отсчета. В таком виде термометр приобрел мировую известность.
В клиническую практику термометрия входила с трудом.
Перкуссия (лат. percussio; от percutere — постукивать), так хорошо известная сегодня и с таким трудом входившая в медицинскую практику.
Как метод обследования больного перкуссия в Европе не применялась до середины XVIII в., когда венский врачЛеопольд Ауэнбруггер (1722―1809 гг.) впервые предложил этот метод физического обивания больного.
Будучи сыном трактирщика, Л. Ауэнбруггер часто наблюдал, как отец определял количество вина в бочках, простукивая их стенки. Возможно, эти наблюдения навели его на мысль об использовании выстукивания для определения наличия жидкости в грудной полости. Он изучал звуки, издаваемые при простукивании грудной клетки в здоровом и больном организме. Свои клинические наблюдения он сопоставлял с данными патологоанатомических вскрытий. В 1761 году выходит его труд «Новое открытие, позволяющее на основании данных выстукивания грудной клетки человека, как принака, обнаружить скрытые в глубине грудные болезни».
При какой бы болезни ни был обнаружен неестественный звук, получаемый при выстукивании груди, он всегда будет указывать на наличие большой опасности, считал Ауэнбруггер.
Василий Парменович Образцов (1851 — 1920 гг.) — выпускник МХА (1875), профессор (с 1902 г.).
— один из основоположников гематологии и кардиологии в России;
— внес значительный вклад в развитие методов клинических исследований и изучение болезней сердечно-сосудистой и пищеварительной системы;
— в 1886 г. он разработал метод глубокой скользящей топографической (методической) пальпации органов брюшной полости, получивший мировое признание.
По своему значению для прижизненной диагностики заболеваний органов брюшной полости она сравнима с методом перкуссии грудной клетки, предложенным Л. Ауэнбруггером. Ее высокая точность была подтверждена после введения метода рентгенодиагностики с применением контрастных веществ (1905 г.).
В.П.Образцов предложил также оригинальный метод непосредственной перкуссии органов грудной и брюшной полостей одним пальцем (1910), что позволило более точно определять границы органов.