ФАКТОР ОПЕРЕЖЕНИЯ — ОСНОВА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ
Если бы деятельность организмов от самых простейших до человека протекала только в форме реакции на сиюминутные раздражения — по принципу безусловных рефлексов — животный мир не развивался бы, т. к. такая форма взаимосвязи с внешней средой не несет в себе приспособления. Только реакции на сигналы, т. е. условнорефлекторная деятельность обеспечивает более высокую форму приспособления. Когда мы реагируем на сигналы, предшествующие отрицательным раздражителям, мы, тем самым, учимся бороться или избегать их. В эксперименте, например, зажигание лампочки предшествует раздражению конечности животного током, дающему оборонительную реакцию сгибания. Когда условный рефлекс выработан — животное сгибает лапу на сигнал зажигания лампочки и тем самым избавляется от неприятного раздражения током.
Реакции на сигналы, предшествующие положительным раздражителям, дают нам возможность приблизить этот раздражитель, ускорить овладение им (примером может служить нахождение пищи диким животным по сигналу, которым является запах).
Так, в ходе эволюции любые живые организмы научились проявлять активность, направленную на будущее время.
Рассмотрим ситуацию. Человек (назовем его А.) находится в комнате и слышит телефонный звонок. Этот раздражитель тотчас вызывает в мозге А. афферентный синтез: звонок дифференцируется, сопоставляется с данным временем и обстановкой, с помощью памяти воспроизводится: «Мне должен позвонить Б.!». Формируется акцептор действия: А. представляет себе, что взяв трубку, он услышит голос Б. — это акцептор действия (предполагаемый результат собственного ответного акта). А. реагирует на звонок: берет трубку, подносит ее к уху. Если это действительно звонит Б., то обратная афферентация (обратная связь) устанавливает совпадение результата действия с акцептором действия. Достигнут ожидаемый результат. Формируется следующая функциональная система. Но возьмем второй вариант. А. слышит в трубке продолжительные гудки. Обратная афферентация убеждает его в несовпадении акцептора действия с реальным результатом. А. пожимает плечами и после ориентировочной реакции «что такое?» А. приступает к другой акции, порожденной новым афферентным синтезом.
Длинное рассуждение, приведенное нами, имеет одну цель — доказать, что каждый наш поступок включает в себя фактор будущего времени, т. е., по определению Н.А. Бернштей-на, «образ потребного будущего». Если бы модель будущего не являлась направляющей в нашей деятельности — поведение складывалось бы лишь из сиюминутных актов и не могло бы быть ни целенаправленным, ни приспособительным. Таким образом, условно-рефлекторная деятельность, как бы включает в себя будущее время. Таково свойство биологических систем в отличие от неживой материи.
Наиболее исчерпывающе описал связь деятельности живых организмов с будущим П. К. Анохин, создавший теорию функциональных систем. Всякая поведенческая реакция, по П.К. Анохину, это, прежде всего, действие в соответствии с заранее сформулированной моделью ожидаемого результата действия (так называемый акцептор действия).
Время в биологических системах выступает как сложная категория, причем, живые организмы, существуя в настоящем, в своей деятельности опираются на прошлое, а сама деятельность управляется и регулируется будущим.
Так многообразна роль времени в живой материи.
Глава 31 ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Трудовая деятельность человека является основой его существования. Поэтому физиологи, гигиенисты, психологи, специалисты в области эргономики труда детально изучают все стороны трудового процесса.
Любой труд протекает в конкретной реальной среде. Поэтому широкое распространение получило представление об условиях труда. Существуют разные определения этого понятия, но чаще всего под условиями труда понимаются все факторы, от которых зависит работоспособность человека и его здоровье. Этих факторов много. Для удобства их делят на четыре основные группы.
1. Санитарно-гигиенические факторы:микроклимат (температура, влажность воздуха,
скорость движения воздушного потока), освещенность рабочего места, уровень шума, ин
тенсивность загрязнения воздуха пылевыми частицами (запыленность), химическими ком
понентами (загазованность), наличие в зоне выполнения работы ультразвука, УВЧ, радиа
ционных источников и т. п. Гигиена труда подробно рассматривает эту группу факторов и
разрабатывает нормативы предельно допустимых уровней соответствующих показателей, а
также разрабатывает комплекс мероприятий, направленных на профилактику и борьбу с
существующим неблагоприятным фактором внешней среды.
2. Психофизиологические факторы — это большая группа факторов, включающая харак
тер режима труда и отдыха, тяжесть и напряженность труда, рабочие позы, величину на
грузки на скелетную мускулатуру, на ЦНС, на высшие отделы мозга, интенсивность загруз
ки мозга поступающей информацией, характер принятия решений, степень риска и т. д.
3. Социально-экономические факторы — это группа факторов, включающая социальную
защищенность работающего, его заработную плату, покупательские способности, обеспе
ченность домами отдыха, детскими садами, школами, длительность отпуска и т. д.
4. Эстетические факторы— интерьер рабочего помещения, форма, цвет изделия, с кото
рым приходится работать, форма, цвет, фасон рабочей одежды и т. п.