ФАКТОР ОПЕРЕЖЕНИЯ — ОСНОВА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Если бы деятельность организмов от самых простейших до человека протекала только в форме реакции на сиюминутные раздражения — по принципу безусловных рефлексов — животный мир не развивался бы, т. к. такая форма взаимосвязи с внешней средой не несет в себе приспособления. Только реакции на сигналы, т. е. условнорефлекторная деятельность обеспечивает более высокую форму приспособления. Когда мы реагируем на сигналы, пред­шествующие отрицательным раздражителям, мы, тем самым, учимся бороться или избе­гать их. В эксперименте, например, зажигание лампочки предшествует раздражению ко­нечности животного током, дающему оборонительную реакцию сгибания. Когда условный рефлекс выработан — животное сгибает лапу на сигнал зажигания лампочки и тем самым избавляется от неприятного раздражения током.

Реакции на сигналы, предшествующие положительным раздражителям, дают нам воз­можность приблизить этот раздражитель, ускорить овладение им (примером может слу­жить нахождение пищи диким животным по сигналу, которым является запах).

Так, в ходе эволюции любые живые организмы научились проявлять активность, направ­ленную на будущее время.

Рассмотрим ситуацию. Человек (назовем его А.) находится в комнате и слышит телефонный звонок. Этот раздражитель тотчас вызывает в мозге А. афферентный синтез: звонок дифферен­цируется, сопоставляется с данным временем и обстановкой, с помощью памяти воспроизво­дится: «Мне должен позвонить Б.!». Формируется акцептор действия: А. представляет себе, что взяв трубку, он услышит голос Б. — это акцептор действия (предполагаемый результат собст­венного ответного акта). А. реагирует на звонок: берет трубку, подносит ее к уху. Если это действительно звонит Б., то обратная афферентация (обратная связь) устанавливает совпадение результата действия с акцептором действия. Достигнут ожидаемый результат. Формируется следующая функциональная система. Но возьмем второй вариант. А. слышит в трубке про­должительные гудки. Обратная афферентация убеждает его в несовпадении акцептора дей­ствия с реальным результатом. А. пожимает плечами и после ориентировочной реакции «что такое?» А. приступает к другой акции, порожденной новым афферентным синтезом.

Длинное рассуждение, приведенное нами, имеет одну цель — доказать, что каждый наш поступок включает в себя фактор будущего времени, т. е., по определению Н.А. Бернштей-на, «образ потребного будущего». Если бы модель будущего не являлась направляющей в нашей деятельности — поведение складывалось бы лишь из сиюминутных актов и не могло бы быть ни целенаправленным, ни приспособительным. Таким образом, условно-рефлек­торная деятельность, как бы включает в себя будущее время. Таково свойство биологичес­ких систем в отличие от неживой материи.

Наиболее исчерпывающе описал связь деятельности живых организмов с будущим П. К. Анохин, создавший теорию функциональных систем. Всякая поведенческая реакция, по П.К. Анохину, это, прежде всего, действие в соответствии с заранее сформулированной моделью ожидаемого результата действия (так называемый акцептор действия).

Время в биологических системах выступает как сложная категория, причем, живые ор­ганизмы, существуя в настоящем, в своей деятельности опираются на прошлое, а сама дея­тельность управляется и регулируется будущим.

Так многообразна роль времени в живой материи.

Глава 31 ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Трудовая деятельность человека является основой его существования. Поэтому физио­логи, гигиенисты, психологи, специалисты в области эргономики труда детально изучают все стороны трудового процесса.

Любой труд протекает в конкретной реальной среде. Поэтому широкое распростране­ние получило представление об условиях труда. Существуют разные определения этого понятия, но чаще всего под условиями труда понимаются все факторы, от которых зависит работоспособность человека и его здоровье. Этих факторов много. Для удобства их делят на четыре основные группы.

1. Санитарно-гигиенические факторы:микроклимат (температура, влажность воздуха,
скорость движения воздушного потока), освещенность рабочего места, уровень шума, ин­
тенсивность загрязнения воздуха пылевыми частицами (запыленность), химическими ком­
понентами (загазованность), наличие в зоне выполнения работы ультразвука, УВЧ, радиа­
ционных источников и т. п. Гигиена труда подробно рассматривает эту группу факторов и
разрабатывает нормативы предельно допустимых уровней соответствующих показателей, а
также разрабатывает комплекс мероприятий, направленных на профилактику и борьбу с
существующим неблагоприятным фактором внешней среды.

2. Психофизиологические факторы — это большая группа факторов, включающая харак­
тер режима труда и отдыха, тяжесть и напряженность труда, рабочие позы, величину на­
грузки на скелетную мускулатуру, на ЦНС, на высшие отделы мозга, интенсивность загруз­
ки мозга поступающей информацией, характер принятия решений, степень риска и т. д.

3. Социально-экономические факторы — это группа факторов, включающая социальную
защищенность работающего, его заработную плату, покупательские способности, обеспе­
ченность домами отдыха, детскими садами, школами, длительность отпуска и т. д.

4. Эстетические факторы— интерьер рабочего помещения, форма, цвет изделия, с кото­
рым приходится работать, форма, цвет, фасон рабочей одежды и т. п.

Наши рекомендации