Смерть как финальная стадия человеческого развития
У людей, которым не грозит немедленная смерть, больше времени привыкнуть к мысли, что они умрут. Согласно Батлеру, обозрение жизни является важной ступенью, на которую индивидуум поднимается в конце жизненного пути. В старости человек сильнее тяготеет к самосознанию. Этот процесс часто ведет к настоящему росту личности; люди разрешают старые конфликты, переосмысливают жизнь и даже открывают для себя что-то новое.
В любом возрасте смерть близкого человека является сильным стрессовым фактором. Умение перенести смерть поддерживается соблюдением правил и ритуалов построения отношений с окружающими. Именно они, другие люди по всем правилам социальной жизни должны помочь человеку пережить горе потери. Открытость другим, соблюдение ритуалов и обрядов, делает горе – снижает его остроту. Если же человек замыкается в своих переживаниях, это приводит к тому, что он заболевает сам, поддерживая в себе состояние стресса. В любом обществе существует традиционные способы поддержания памяти о близких и способы проявления для окружающих своего горя. Такое поведение человека, переживающего горе, выполняет важнейшую психотерапевтическую задачу – задачу связи его с окружающими людьми, возвращает к переживанию чувства «мы», объединяет с историей своего народа, сопереживать другим людям. К этим задачам в старческом возрасте добавляется ещё одна задача – ожидание собственной смерти. Старость может продлиться от 1 года до 50 лет. ПРИМЕР варианты ожидания смерти. Первый длился примерно 30 лет и приобрел форму семейного ритуала, когда старушка с точностью до жеста и слова демонстрировала ежесубботне (перед баней) всем присутствующим домашним свой погребальный наряд, который с годами пришлось обновить. Делалось это без надрыва спокойно и обстоятельно, домашними воспринималось как естественное и привычное дело – «бабушкины причуды». Другой вариант. Бабуля уже в пожилом возрасте устраивала домашним истерические сцены на тему «вы все смерти моей желаете…» Сюжет без развития повторялся уже несколько лет, в итоге все перестали реагировать на ее слезы и другие сильные средства эмоционального воздействия. Выросший за десятилетие истерик внук попытался однажды возразить, что все умрут и даже он, но, естественно не был услышан.
Люди умирают по-разному… Сенека говорил о том, что срах смерти преодолевается благом нравственного достоинства. Это одна из самых трудных жизненных задач – сказать жизни «прощай». Человеку обычно трудно сформулировать чего он так боится в умирании? Умирание – это не болезнь, оно даже неощутимо. Телесные страдания присуще болезни, а не смерти. Если были боли, то при умирании они исчезают. Человека страшит неизвестное, может быть он боится пустоты, небытия. Теперь известно, часто при переходе в загробный мир, сознание чаще всего не теряется, а если теряется то на мгновение. Умерший продолжает чувствовать и мыслить. Установить момент смерти тела бывает очень трудно, т.к. оно состоит из разных клеток и тканей, имеющих разную степень прочности. Если отмирает целый орган, но это не означает смерть организма в целом. Умирание –это протяженный во времени процесс и его тоже надо пройти. Во все времена, кроме конца нашего века, люди чувствовали и знали, что они в окружении любящих людей, прощание и прощение облегчит им этот путь. 20 век внес много корректив даже в этот период человека, сделав смерть от старости постыдной и неприличной и для самого старика и для окружающих.
Г.С.Абрамова выделяет несколько важных моментов:
· Сознание умирающего постепенно отрывается от нашего мира. Слабеют все органы чувств, связывающие его с внешним миром, но в тоже время становиться доступным для восприятия что-то нездешнее – новые образы и видения (недаром наши предки не плакали над умирающим, ему надо освоится в новом мире, для этого ему не должны мешать);
· Переход сознания из одного мира в другой может быть незаметен;
· Одиночества в смерти нет;
· После перехода души в мир иной она теряет не всё, известно, что пропадает интерес к материальному;
· Возникает особая ясность восприятия жизни в другом мире;
· Непосредственно после перехода душа имеет тот же уровень знания, как при умирании тела, но рост ее в другом мире будет идти с большей силой в том направлении, которое она начала на земле. Об этом можно прочитать у Д.Андреева «Роза мира».
Хосписы
Назначение их в том, чтобы помочь смертельно больным пациентам прожить последние дни как можно более полно и независимо, обеспечивая необходимую поддержку самим пациентам и их семьям. Первый хоспис был организован в 1967 г. в Англии в рамках программы для лечения больных. В США в 1974г. в Нью-Хэвене, штат Коннектикут началась разработка программы хосписа. По всей Америке работают хосписы, в которых не только лечение, но и широкий спектр бытовых услуг: психолог.консультирование, медпомощь. Сама идея хосписа предполагает отношение к смерти как к нормальной и естественной стадии жизни, приближение которой нужно встречать с достоинством. Смерть т.ж. естественна как и рождение и является тяжелым трудом, требующим помощи. Назначение хосписа в том, чтобы оказывать эту помощь и давать утешение, помочь справиться со всеми видами страдания: физического, морального, социального, духовного. Родным и близким умирающего приходится приспосабливатся к процессу умирания и смерти. Краткосрочные приспособления включают в себя первичные эмоциональные реакции на утрату, горевание и заботу о практических сторонах подготовки к похоронам . Долгосрочные – заключаются в изменении образа жизни, ролей, занятий.
После смерти близкого человека необходимо отгоревать, т.е. должны быть выполнены определенные психологические задачи. Хотя многие специалисты сомневаются в возможности определения универсальной последовательности фаз горевания.
1. Фаза – шок
2. Фаза – более активное переживание горя.
3. Фаза – человек оправляется от своей утраты.
Все больше данных свидетельствуют о том, что характер горевания в случае смерти близкого человека и время необходимое для того, чтобы оправится от тяжелой утраты, обусловлены культурными традициями.