Алгоритм действий преподавателя при проектировании содержания курса
1. | Определение диагностических целей обучения – описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата | Работа с ФГОС ВПО Формулировка целей и задач курса |
2. | Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности бакалавра | Работа с ФГОС ВПО |
3. | Выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами | Отбор дидактических единиц, определение межпредметных связей |
4. | Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности слушателей | Формулировка требований к входным знаниям и освоению дисциплины |
5. | Поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности | Образовательные технологии |
6. | Выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности | Виды, содержание, формы и средства контроля |
При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Психофизиология».
В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса федерального государственного образовательного стандарта. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом.
Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУЭ, в том числе её электронными ресурсами.
Выбор методов и форм обучения может определяться:
· общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки студентов;
· особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;
· целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;
· временем, отведенным на изучение того или иного материала;
· уровнем подготовленности слушателей;
· уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;
· уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя.
Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Психофизилогия» остается лекция. Наряду с традиционной лекцией рекомендуется использовать такую форму как проблемная лекция (как по содержанию, так и по способу организации). Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели.
К проблемным формам относится лекция - пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.
Действенным средством, которое позволяет проблематизировать содержание лекции, является предварительная проработка студентами материала лекции с помощью ЭУП «Психофизиология». Целесообразно дополнить материал лекции вопросами и заданиями, организующими осмысление (рефлексию) прочитанного. Использование представленного подхода к предъявлению учебного материала позволяет перестроить познавательную деятельность студентов на лекции: от пассивно восприятия - к активному осмыслению. Такой прием особенно оправдан ограниченным временем аудиторной учебной работы.
Примерные темы для проблемных лекций:
№ темы | Тема | Аудиторные часы |
Функционирование сенсорной системы человека как фактор его адаптации | ||
Специфика сна человека в состоянии стресса |
Одним из самых эффективных видов занятий по дисциплине являются лекция-визуализация. Актуальность применения принципа наглядности в учебном процессе по дисциплине «Психофизиология» связана, кроме дидактических преимуществ, с низким уровнем общекультурной эрудиции обучающихся, с недостаточностью подготовки и базовых гуманитарных знаний, с особенностями восприятия информации (незрелость ассоциативного мышления, клиповое сознание и т.п.). К наиболее эффективным средствам визуализации лекции относятся мультимедийные презентации по теме, подготовленные как преподавателем, так и студентами.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Виды семинаров, востребованных в процессе изучения психологии социальной работы:
· семинар;
· проблемный семинар.
В семинарской группе осуществляются такие формы индивидуальной и коллективной творческой работы обучающихся, как: диспут по проблемным темам, например:
1. Противоречия сложившейся практики и принципов изучения соотношения психики и мозга человека.
2. Методологические подходы (стратегии исследования) в психофизиологии.
Выполнение творческой работы, например:
· подготовка мультимедийных материалов по теме семинарского занятия;
· психологическое исследование по теме семинара.
· сбор, обработка и оформление собранного материала по индивидуальному заданию в области психофизологии как в виде мультимедийной презентации, так и доклада;
· интервью с практикующим психологом на темы психофизиологии, сбор, обработка и оформление материала как в виде мультимедийной презентации, так и доклада (реферата);
Примерный план проблемного семинарского занятия
№ 2. Психофизиология эмоций, стресса и мотиваций
Время – 4 часа
ЦЕЛЬ: рассмотреть особенности психофизиологии эмоций, стресса и мотиваций человека (на выбор).
Основные вопросы к семинару:
1. Какова специфика эмоциональных состояний человека с позиций психофизиологии?
2. Осуществите сравнительный анализ представлений о физиологических основах стресса, эмоций и потребностно-мотивационной сферы
3. Какова роль баланса вегетативных нервных процессов при адаптации к разным видам стресса.