Измерение физиологических реакций, связанных с эмоциями

Наиболее распространенным прибором для измерения физиологических реакций, вызванных эмоциями, является полиграф, который чаще называют «детектором лжи». Детектор лжи – это прибор, измеряющий частоту сердцебиения и дыхания, артериальное давление, активность органов пищеварения, кожно-гальваническую реакцию. К различным участкам тела испытуемого подсоединяются электроды. Затем эти электроды присоединяются к прибору, который регистрирует физиологические параметры и записывает их с помощью самописца.

Действие прибора основано на предположении, что ложь вызывает сильные эмоции. Поскольку интенсивные эмоции сопровождаются изменением физиологических параметров, прибор должен зарегистрировать заметные колебания всякий раз, когда испытуемый лжет. Если испытуемый говорит правду, то физиологические параметры должны оставаться почти постоянными. Достоверность данных, полученных при использовании полиграфа в качестве детектора лжи, подвергается сомнениям. Если человек подвергается допросу, да еще и будучи опутан всевозможными проводами, это само по себе уже может возбуждать у него эмоции. Кроме того, существуют значительные индивидуальные различия в степени эмоционального возбуждения, связанного с ложью. Некоторые лгут с легкостью, а другие ощущают сильные эмоции, даже если просто не уверены в ответе.

Психологи единодушно считают, что невозможно эффективно оценить эмоции с помощью одного метода. Даже при одновременном использовании показаний детектора, словесных описаний и наблюдений за мимикой и жестикуляцией не всегда можно получить достоверные результаты. Более новые методы, основанные на исследовании изменения электрических и химических показателей, обходятся очень дорого, но тоже не дают точных результатов. Тем не менее при параллельном применении нескольких способов вероятность ошибок уменьшается.

Глава 9. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Методики изучения эмоциональных состояний

Шкала стресса

Инструкция.Внимательно читая каждое утверждение, выберите тот вариант ответа, который больше всего соответствует Вашему нынешнему состоянию, мнению или настроению. Справа обведите только однуцифру, обозначающую Ваш ответ:

5 = "абсолютно верно";

4 = "скорее верно";

3 = "отчасти верно, отчасти неверно";

2 = "cкорее неверно";

1 = "абсолютно неверно".

Утверждения Ответы
1. По утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим
2. Я хорошо координирую свои движения
3. Я испытываю утомление
4. Мне необходимо усилие, чтобы вникнуть в то, что говорят окружающие
5. Внезапно у меня бывает сильное сердцебиение
6. Я принимаю пищу машинально, не испытывая при этом удовольствия
7. Окружающий меня мир кажется нереальным
8. Я вздрагиваю от внезапного шума
9. Я настолько живо вспоминаю отдельные события, что при этом как бы вновь переживаю их
10. Я абсолютно здоров физически
11. Мне доставляет удовольствие быть среди людей
12. Часто я действую так, будто мне угрожает опасность
13. Меня нельзя упрекнуть в рассеянности
14. Я часто вижу один и тот же страшный сон
15. Определенно, я виноват перед людьми
16. Пустяки раздражают меня
17. Я стараюсь не смотреть телевизор, если показывают хронику драматических событий
18. Мне нравится моя работа
19. Я пережил серьёзную утрату
20. Я хорошо высыпаюсь по ночам
21. Я никогда не вижу страшных снов
22. Иногда мне хочется напиться
23. Мои близкие сильно беспокоятся из-за моей работы
24. У меня бывает ощущение, что время течет как бы замедленно
25. Иногда я обращаюсь к врачу только потому, что хочу немного отдохнуть
26. Многие вещи потеряли для меня интерес
27. Без всякого повода я могу выйти из себя
28. Мне следовало бы соблюдать диету
29. Я стараюсь избегать разговоров на неприятные темы
30. Бывает, что я забываю вещи
31. Иногда мне кажется, что даже близкие люди не понимают меня
32. Мне необходимо лучше контролировать эмоции
33. Прошлые события подчас вспоминаются более ярко, чем то, что происходит сейчас
34. Мне иногда кажется, что мир вокруг меня теряет краски
35. Я просыпаюсь от внезапного страха
36. Мне стоит больших усилий работать в прежнем ритме
37. Временами я испытываю озноб
38. Мне хочется помогать людям, попавшим в беду
39. Недавно мне пришлось столкнуться с весьма опасными обстоятельствами
40. Я чувствую себя более опытным человеком, чем многие из моих сверстников
41. Я засыпаю с трудом
42. Я испытываю чувство одиночества
43. Мне бывает трудно вспоминать то, что происходило совсем недавно
44. Я чувствую, что становлюсь другим человеком
45. Меня радуют порой самые незначительные вещи
46. Я чувствую прилив сил
47. По утрам я просыпаюсь с большим трудом
48. Мои мысли постоянно возвращаются к тому, о чем не хочется думать
49. Я испытываю чувство стыда
50. Обычно я не обращаюсь к врачу, даже если чувствую, что не совсем здоров
51. Мой сон настолько крепок, что громкие звуки или яркий свет не могут мне помешать
52. Мне говорят, что я вскрикиваю во сне
53. Я часто думаю о будущем
54. Иногда я сержусь
55. Я боюсь, что могу натворить что-то вопреки своим намерениям
56. Бывает, что я забываю то, что хотел сказать или сделать
57. В последнее время мое настроение ухудшилось
58. Мне не на кого положиться
59. Хотелось бы, чтобы моя семья уделяла мне больше внимания
60. Определенно, я люблю рисковать
61. Мне нравится "черный юмор"
62. Я во всем полагаюсь на самого себя
63. Я постоянно чувствую потребность что-нибудь жевать, даже не испытывая голода
64. Иногда мне кажется, что я запутался в жизни
65. Мне кажется, что я не сумел сделать того, что от меня требовалось
66. Я испытываю интерес и вкус к жизни
67. Мне весело и легко в компании друзей
68. Я много и плодотворно работаю
69. Часто я забываю, куда положил ту или иную вещь
70. Я стараюсь ни с кем не обсуждать свои проблемы
71. Я никогда не испытывал страха
72. Мне было бы полезно побыть одному
73. Делая какое-либо дело, я часто думаю совсем о другом
74. Моя жизнь разнообразна и насыщена событиями
75. Я никогда не совершал поступков, за которые мне было бы стыдно
76. Чужие трудности мало кого волнуют
77. Я ощущаю себя гораздо старше своих лет
78. Мне кажется, что меня ожидает счастливое будущее
79. В жизни мне пришлось испытать такое, что лучше не вспоминать
80. Я остро воспринимаю чужую боль
81. Мне кажется, я потерял способность радоваться жизни
82. Меня беспокоят головные боли
83. Легкие заработки обычно связаны с нарушением закона
84. Я не прочь подзаработать лишнего
85. Посторонние звуки отвлекают меня
86. Я стараюсь не вступать в драку, если дело меня не касается
87. Я верю в торжество справедливости
88. Моё сердце работает как обычно
89. Иногда я принимаю таблетки
90. Есть вещи, которые я не могу себе простить
91. Определенно, мне нужно время, чтобы прийти в себя
92. Алкоголь хорошо снимает любой стресс
93. Я не склонен жаловаться на здоровье
94. Мне хочется всё крушить на своем пути
95. Большинство людей озабочено лишь собственным благополучием
96. Мне нелегко сдерживать свой гнев
97. Я не считаю, что прав тот, кто сильнее
98. У меня никогда не было обмороков
99. Мне следовало бы научиться избегать конфликтов
100. Я приобрел в жизни хороших друзей
101. Меня считают уравновешенным человеком
102. Нервное напряжение хорошо снимает сауна
103. Я чувствую растерянность
104. Часто мне кажется, что меня подстерегает опасность
105. Я работаю не чувствуя усталости
106. Я испытываю сильное внутреннее возбуждение
107. Часто я совершаю непроизвольные действия в ответ на неожиданный звук или движение
108. Мне трудно сосредоточиться одновременно на нескольких делах
109. Я чувствую себя вполне уверенным
110. Мне есть за что благодарить судьбу

Методика «Шкала дифференциальных эмоций».Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) – инструмент самоотчета, созданный для оценки выражения индивидом фундаментальных эмоций или комплексов эмоций.

Требуется определить по пятибалльной шкале интенсивности степень точности, с которой каждое слово описывает то, что чувствует испытуемый в настоящее время.

Перечень слов, отражающих различные эмоциональные переживания:

Измерение физиологических реакций, связанных с эмоциями - student2.ru

Методика когнитивной самооценки базальных эмоций Т. Дембо.Методика модифицирована Е.В. Трубановой (1988). Испытуемому предлагается список, состоящий из названий пяти наиболее часто встречающихся эмоций (радость, страх, удовольствие, гнев, печаль) и частотные шкалы для каждой эмоции (всегда, очень часто, иногда, редко, очень редко, никогда). Испытуемый должен отметить частоту появления у себя каждой из базальных эмоций.

Методика «Шкала вспыльчивости».Методика является фрагментом опросника «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева и показывает уровень самооценки эмоциональной возбудимости.

Инструкция. Прочтите предложенные вам утверждения и дайте ответ: «да» или «нет».

Текст опросника:

1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

2. Если кто-нибудь выводит меня из себя, я не обращаю на это внимание.

3. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

4. Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она мне кажется несправедливой.

5. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

6. У меня никогда не бывает вспышек гнева.

7. Меня возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.

8. В конфликтной ситуации я веду себя спокойно.

9. Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают.

10. Обычно меня трудно вывести из себя.

Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности».Тест разработан Е.П. Ильиным и предназначен для самооценки выраженности различных характеристик эмоций: эмоциональной возбудимости, интенсивности, устойчивости, влияния на эффективность деятельности.

Инструкция. На каждый из заданных вопросов отвечайте «да», если согласны с тем, о чем вас спрашивают, или «нет» при отсутствии согласия.

1. В разговоре вы легко обижаетесь по пустякам?

2. Сильно ли вы переживаете, когда сдаете экзамен (аттестацию, госпроверку) менее успешно, чем ожидали?

3. Часто ли вы не можете заснуть от того, что в голову лезут волнующие вас мысли?

4. Когда вы сильно волнуетесь, у вас все валится из рук?

5. Вспыльчивы и легко ли вы ранимы намеками и шутками над вами?

6. Выходите ли вы из себя, сердясь не на шутку?

7. Быстро ли вы отходите после того, как разозлитесь?

8. Вам помогает волнение собраться с мыслями на экзамене, при значимой для вас встрече и т.п.?

9. Вас можно быстро рассердить?

10. Охватывает ли вас ярость, когда с вами поступают несправедливо?

11. Долго ли вы не прощаете нанесенную вам обиду?

12. Вы от страха «теряли голову» когда-нибудь?

13. Легко ли вы можете заплакать при трогательных сценах в театре или кино?

14. Сильно ли вы волнуетесь перед ответственным делом или разговором?

15. Вы действительно долго переживаете из-за пустяков?

16. Можете ли вы от сильного волнения совершить какую-нибудь глупость?

17. Вы легко откликаетесь на горе других?

18. Вы способны восторгаться, восхищаться чем- или кем-нибудь?

19. Долго ли вы переживаете от того, что сказали такое, что не следовало бы говорить?

20. Вы не теряете контроль над собой, даже если очень волнуетесь?

21. Легко ли вы обижаетесь, если вас критикуют?

22. Вы впадаете в глубокое отчаяние при каких-либо
разочарованиях?

23. Правда ли, что вы недолго переживаете свои разочарования?

24. Бывает ли, что от возмущения вы не можете вымолвить и слова, как будто у вас язык к горлу прилип?

25. Вы быстро начинаете злиться или впадаете в гнев?

26. Вы сильно волнуетесь на экзаменах или перед значимой для вас встречей?

27. Вы долго дуетесь на обидчика?

28. Часто ли было так, что на зачетах и экзаменах вы из-за сильного волнения не могли показать все, на что способны?

29. Волнуетесь ли вы из-за пустяков?

30. Вы действительно принимаете все близко к сердцу?

31. Вам действительно свойственно быстро забывать свои неудачи?

32. Это правда, что во время ссоры вы «не лезете за словом в карман»?

Методика оценки «эмоционального интеллекта» (опросник ЕQ).Методика предложена Н. Холлом для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

Инструкция. Вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны Вашей жизни. Исходя из оценки ваших ответов, напишите цифру:

Полностью не согласен - 3

В основном не согласен - 2

Отчасти не согласен - 1

Отчасти согласен + 1

В основном согласен +2

Полностью согласен + 3

Текст опросника:

1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания, как поступать в жизни.

2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.

3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

4. Я способен наблюдать изменение своих чувств.

5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, таких как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.

7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.

8. После того, как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

9. Я способен выслушать проблемы других людей.

10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

12. Я могу действовать успокаивающе на других людей.

13. Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.

14. Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам.

15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.

16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

21. Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.

22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.

24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

26. Я способен улучшить настроение других людей.

27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера.Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным, поставьте букву «В», если неверным или преимущественно неверным – букву «Н».

1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Наши рекомендации