И общих нарушений состояния организма при зубочелюстных аномалиях

Целостность организма человека, взаимообусловленность фор­мы и функций его органов и систем с наглядностью подтвер­ждаются при изучении взаимосвязи местных и общих наруше­ний организма, возникающих при аномалиях зубочелюстной системы. Аномалии прикуса характеризуются неправильным расположением зубов, отсутствием множественных контактов между зубными рядами, изменением формы альвеолярного отростка, нарушением размеров челюстей и их расположения


И общих нарушений состояния организма при зубочелюстных аномалиях - student2.ru

Рис 3 1 Правильная (а) и нарушен­ная (б) осанка.

в черепе. Наблюдающиеся при этом нарушения функ­ции зубочелюстной системы усугубляют изменения и от­ражаются на развитии смеж­ныхорганов и всего организ­ма в целом.

Нарушения функ­ций опорно-двига­тельной системы. От функционального состояния опорно-двигательной систе­мы зависит осанка человека. Зафиксированные позотони-ческие рефлексы, обуслов­ленные вредными привычка­ми, приводят к неправиль­ной позе тела, что в свою очередь способствует разви­тию зубочелюстных анома­лий. При пониженной мине­рализации костной ткани форма костей изменяется даже при незначительном, но длительном воздействии неправильно функциониру­ющих мышц. В связи с этим привычное неправильное по­ложение тела и особенно головы во время сна (сон на одном боку, с подложен­ной под щеку рукой или кистью руки, сжатой в ку­лак) способствует несиммет­ричному развитию челюстей, чаще одностороннему суже­нию зубных дуг, смещению нижней челюсти (А. И. Бе-тельман, В. П. Окушко, 3. Н. Штробиндер, G. Kork-haus, А. М. Schwarz, Н. Taatz и др.). Привычка спать на спине, запрокидывая голову назад, или со склоненной на грудь головой приводит к на­рушению роста челюстей

И общих нарушений состояния организма при зубочелюстных аномалиях - student2.ru

Рис 3 2. Больной А., 15 лет. Прикус ди стал ьны и. Морфологические и Функциональные нарушения зубочелюстной системы (а, б, д) соче­таются с нарушением осанки (в, г).

(Н. И. Агапов, М. М. Ванкевич, В. Ю. Курляндский, V. Andersen, J- A. Dujzings, R. Frankel и др.). Развитию аномалий прикуса способствует неправильная посадка за столом, партой, при­вычка поддерживать голову ладонями или опираться одновре­менно на локоть и подбородком на руки.

Если смотреть в профиль на стоящего человека, то центры ^жести его головы, лопаточно-плечевой артикуляции, бедер, ^олен и стоп находятся, как правило, на одной вертикальнойоси, что характерно для гармонично развитой, статной фигуры. При аномалиях прикуса центр тяжести головы нередко распо­лагается впереди этой вертикальной оси, что влечет за собой изменение осанки (рис. 3.1). Нагрузка, приходящаяся на мышцы шеи, увеличивается; при этом сохранение правильного поло­жения головы и горизонтального направления взора возможно лишь при дальнейшем усилении действия мышц шеи. В резуль­тате функциональной перегрузки у большинства больных с аномалиями прикуса наблюдаются наклон головы вперед, западение грудной клетки, уменьшение ее переднезаднего размера, изменение угла наклона ребер, выступание лопаток, выпячивание живота, искривление голеней, плоскостопие. Такие отклонения в ранних стадиях их развития можно охарактери­зовать как слабость осанки. Нарастание отклонений, а также их усугубление с возрастом характеризуется как нарушение осан­ки. Нередко оно обусловлено лордозом, кифозом, сколиозом (рис. 3.2).

В зависимости от степени выраженности изгибов позвоноч­ника различают следующие виды осанок: нормальную, вып­рямленную, сутуловатую, лордотическую, кифотическую, ско-лиотическую (О. И. Аксенова, С. Ф. Мамойко, 3. П. Повильнова и др.). У больных с зубочелюстными аномалиями функциональ­ные изменения нередко сочетаются с морфологическими, в том числе с нарушением осанки, которая самопроизвольно не исправляется.

Нарушения функций дыхательной и сердеч­но-сосудистой систем. Некоторые зубочелюстные ано­малии отражаются на функции дыхания. Деформация верхней челюсти при сагиттальных аномалиях прикуса сопровождается уменьшением объема носовых полостей и нарушением пнев-матизации воздухоносных пазух черепа. Затруднение носового дыхания приводит к недостаточному увлажнению и обогреву воздушной струи, ослаблению бактериостатического и бакте­рицидного действия слизистой оболочки полости носа. Такие больные чаще страдают трахеитом и хроническим бронхитом. Нарушенная осанка создает условия для затрудненного разви­тия грудной клетки и функции легких. Для оценки дыхательной недостаточности целесообразно применять клинические пробы Штанге и Генча, спирометрию, рентгенографию и другие ме­тоды лабораторной диагностики (см. главы 6 и 7). У больных с резко выраженными зубочелюстными аномалиями наруше­ние функции дыхания нередко сочетается с сердечно-сосуди­стой недостаточностью.

Нарушения функций системы пищеварения. Нарушения пережевывания пищи наблюдаются после множе­ственной потери зубов в результате кариозного их разрушения,травмы, воспалительных процессов, оперативных вмешательств по поводу новообразований и др. Этому способствуют также множественная ретенция зубов, адентия, резко выраженные сагиттальные, вертикальные и трансверсальные аномалии прикуса, сочетающиеся со значительным уменьшением коли­чества артикулирующих зубов. Нарушения приема пищи наблю­даются также при врожденных уродствах в челюстно-лицевой области — врожденной расщелине губы, альвеолярного отро­стка и неба. Дефект верхней челюсти, врожденное отсутствие бокового резца, расположенного в области расщелины, мно­жественная потеря зубов и нарушения прикуса затрудняют пережевывание пищи, что нередко приводит к хроническому гастриту, колиту и другим желудочно-кишечным расстройствам. Пища, попадающая в полость носа, вызывает воспаление слизистой оболочки. Проглатывание таких остатков пищи, разложившихся в полости носа, может привести к развитию кишечных расстройств.

Значительно нарушается пищеварение при ангидротической эктодермальной дисплазии — врожденном заболевании с сим-птомокомплексом гипоплазии или аплазии кожных желез, волосяных фолликулов, желез слизистых оболочек и большин­ства зачатков зубов (см. главу 7). Перечисленные нарушения значительно затрудняют жевание. Гипоплазия желез слизистых оболочек приводит к:

1) сухости в полости рта, малому количеству слюны, 'по­требности запивать пищу водой;

2) хриплому, грубому голосу с детства, тембр которого смягчается к препубертатному периоду;

3) склонности к респираторным заболеваниям, хроническо­му риниту, озене;

4) сухости глаз, снижению слезоотделения, склонности к воспалениям конъюнктивы;

5) гастриту, язве желудка или двенадцатиперстной кишки.

В связи с поражением различных органов и систем такие больные нуждаются в лечебной помощи и диспансерном на­блюдении у многих специалистов: дерматологов, педиатров, терапевтов, ортодонтов, оториноларингологов, окулистов и др.

Особенности формирования психик и. Лицо от­ражает душевное состояние человека. Различные эмоции изме­няют выражение лица благодаря функции мимических мышц и мышц, перемещающих нижнюю челюсть. Характер и темпе­рамент отражаются на формировании зубочелюстной системы, психическое состояние — на осанке.

Деформация лицевого скелета и обезображивание лица отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка. Такие дети выглядят робкими, безвольными, иногда становятся замкнутыми, озлобленными. Чувство неполноценности уг­нетает их и нарушает взаимоотношения с окружающими, особенно со сверстниками. Поступив в школу, они оказываются среди не всегда тактичных одноклассников, которые замечают характерные для зубочелюстных аномалии нарушения формы и выражения лица, что нередко приводит к психической трав­ме. Взаимодействие между функцией мимических мышц и психикой проявляется особенно ярко при аномалиях прикуса, сочетающихся с несмыканием губ. Открытый рот и отвисаю­щую нижнюю челюсть рассматривают как ослабление защит­ной функции организма, как потенциальный недостаток готов­ности к волевым поступкам [Frankel R., 1967]. При таком на­рушении ребенок нередко пассивен, глаза выражают усталость, вялость.

Считают, что больные с дистальным, блокирующим при­кусом впечатлительны, а с мезиальным прикусом, как прави­ло, волевые, но несдержанные. Изучая выражение лица и поведение ребенка, можно судить о его характере, темперамен­те и психическом развитии. Это важно для установления кон­такта с больным, взаимопонимания, выбора способа и метода лечения, а также конструкции ортодонтических аппаратов.

Глава 4

Наши рекомендации