Использованной при составлении кейса

1. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа,1985.

2. Анатомия человека / Под ред. Сапина М.Р. В 2 томах. – М.: Медицина, 1993. – Т.2. – С. 268-478.

3. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. – М: Просвещение, 1975.

4. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. – М.: Просвещение, 1978.

5. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990.

6. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков, 5-ое изд. – М.:, Медицина, 1977.

7. Гуминский А.А., Леонтьев Н.Н., Тупицына Л.П. Руководство к выполнению лабораторных занятий по возрастной физиологии. – М.: Изд. МГПИ им. В.И.Ленина, 1984.

8. Матюшонок М.Г. и др. Физиология и гигиена детей и подростков. – Минск,1980.

9. Санюкевич Л.И. Лабораторные занятия по анатомии и физиологии ребенка с основами школьной гигиены. – Минск, 1985.

10. Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.И. Школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1983.

11. Избранные главы по возрастной физиологии / Под ред. Ситдикова Ф.Г. – Казань, 1992.

12. Физиология человека / Под ред. Косицкого Г.И. – М.: Медицина, 1985.

13. Моренков Е.Д. Морфология мозга человека. – М.: Изд. МГУ, 1978. – 194 с.

14. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. В 4 томах. – М.: Медицина, 1994. – С. 10-254.

15. Общий курс физиологии человека и животных / Под ред. Ноздрачева А.Д. В 2 томах. – М., Высшая школа, 1991. – Т.1. – С. 32-370.

16. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма (1 и 2 части). М.: Просвещение, 1986.

17. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма дошкольного возраста / Под ред. Антроповой М.В. и Кольцовой М.М. – М.: Педагогика, 1983.

18. Физиология развития ребенка / Под ред. В.И.Козлова, Д.А.Фарбер. – М., Педагогика, 1983.

19. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка – подросток – девушка / Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1981.

20. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик – подросток – юноша. – М.: Просвещение, 1982.

21. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. – М.: Мир, 1988. – 248 с.

22. Морфология человека / Под ред. Никитюка Б.А., Чтецова В.П. – М.: Изд. МГУ, 1990. – С. 252-298.

23. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Агаджанян Н.А. – М.: Высшая школа, 1986. – 351 с.

24. Ашмарин И.П. Загадки и откровения памяти. – Л.: Изд. ЛГУ, 1975. – 160 с.

25. Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Дж. П. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения / Под ред. Батуева А.С. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 12-95, 303-327.

26. Мозг / Под ред. Симонова П.В. – М.: Мир, 1985. – 287 с.

27. Шеперд Г. Нейробиология. В 2 т. – М.: Мир, 1987. – Т.1. – С. 78-264; Т.2. – С. 19-43, 65-147, 158-176, 257-266.

28. Экерт Р., Рэндел Д., Огастни Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. В 2 томах. – М.: Мир, 1991-1992. – Т.1. – С. 186-375, Т.2. – С. 261-273.

29. Гистология / Под ред. Елисеева В.Г. – М.: Медицина, 1983. – 611 с.

30. Медицинский вестник. – № 10. – 1998 (65).

31. Медицинский вестник. – № 18. – 1998 (73).

32. СанПиН 2.4.2.1178-02.

Тестовые задания и вопросы для контроля знаний по разделам

Вопросы по теме: “ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ”

1. Перечислите биологические законы, отражающие процессы роста и развития.

2. В чем проявляется неравномерность течения процессов роста и развития организма?

3. В чем проявляется гетерохронность (неодновременность) роста и развития?

4. Назовите половые различия в протекании процессов роста и развития организма.

5. Обоснуйте закон биологической надежности индивидуального развития организма.

6. Что понимается под физическим развитием детей и подростков?

7. От чего зависит интенсивность изменения показателей физического развития?

8. С какой целью проводится изучение физического развития детей?

9. Динамика исследований по изучению физического развития в СССР.

10. Что понимается под акселерацией роста и развития?

11. Какие показатели характеризуют акселерацию?

12. В чем проявляется акселерация?

13. Что такое секулярный тренд?

14. Перечислите теорию акселерации.

15. Генетическая гипотеза акселерации (гетерозис).

16. Чем объясняется завершение роста и достижение дефенитичных его показателей?

17. Задачи ГДиП, выдвинутые акселерацией роста и развития.

18. Основные морфологические и функциональные признаки, используемые для изучения физического развития.

19. Морфологические (соматометрические) признаки физического развития.

20. Какие инструменты используются для определения длины тела обследуемого?

21. Методы определения длины тела с помощью деревянного ростомера.

22. Методика определения роста детей до 2-х лет.

23. Какие точки соприкосновения с вертикальной шкалой ростомера при измерении роста?

24. Как и чем определяется рост сидя у детей?

25. Какие точки соприкосновения с вертикальной школой ростомера при измерении роста сидя?

26. Как определяется масса тела ребенка с помощью чашечных весов, точность измерения?

27. Как определяется масса тела ребенка с помощью медицинских весов?

28. Как измеряется окружность головы?

29. Как измеряется окружность груди?

30. Какие антропометрические показатели относятся к функциональным, физиометрическим?

31. Как и чем определяется жизненная емкость легких, единицы измерения?

32. Как и чем определяется мышечная сила кисти, единица измерения?

33. Перечислите описанные признаки (соматоскопические) физического развития.

34. Методы определения боковых искривлений позвоночника.

35. Какие наблюдаются деформации позвоночника?

36. Какие нарушения осанки встречаются?

37. Чем характеризуется лордотическая осанка?

38. Чем характеризуется кифотическая осанка?

39. Какие искривления называются сколиозом?

40. Величина изгибов позвоночника при нормальной осанке.

41. Нормальные и патологические формы грудной клетки.

42. Какие формы ног вы знаете и чем они характеризуются?

43. Как определяется форма ног при обследовании?

44. Методы определения плоскостопия.

45. Чем характеризуется уплощение стопы? Формы стопы.

46. Степень оценки развития мускулатуры, их характеристика.

47. Методика оценки степени жироооотложения.

48. Показатели, характеризующие развитие вторичных половых признаков у девочек и мальчиков.

49. От каких показателей здоровья зависит физическое развитие?

50. Особенности углубленных медицинских осмотров при изучении физического развития.

51. Индивидуализирующий метод изучения физического развития.

52. Генерализирующий метод изучения физического развития.

53. Вопросы для контроля по теме: “Методы оценки физического развития индивидуума и коллектива”

54. Что понимается под физическим развитием детей и подростков?

55. С какой целью проводится изучение физического развития?

56. Что такое возрастные стандарты физического развития?

57. Для чего необходимы стандарты?

58. Региональные стандарты физического развития, требования к их разработке.

59. Зональные стандарты физического развития.

60. Как часто проводится исследование физического развития детей с целью обновления стандартов?

61. Какое минимальное количество детей каждой возрастной группы должно быть обследовано с целью разработки стандартов.

62. Возрастная группировка детей первого года жизни.

63. Возрастная группировка детей с 1 года до 3-х лет.

64. Возрастная группировка детей с 3-х до 7 лет.

65. Возрастная группировка детей от 7 до 18 лет.

66. Методы оценки физического развития индивидуума.

67. Метод оценки физического развития по оценочным таблицам – шкалам регрессии.

68. Достоинства и недостатки метода оценки физического развития по шкалам регрессии.

69. Что включает в себя комплексная оценка физического развития?

70. Показатели, характеризующие биологический уровень развития организма.

71. Метод оценки морфо-функционального состояния организма.

72. Схема комплексной оценки физического развития.

73. Методы оценки физического развития коллектива.

74. Что такое гармоничное физическое развитие?

75. Что такое дисгармоничное физическое развитие?

76. Что такое резко дисгармоничное физическое развитие?

Наши рекомендации