III. Ориентирование по местным признакам
-Всем хорош компас. Но надо помнить главное правило: заходя в лес, нужно определить его положение по отношению к знакомому пункту (городу, шоссе, железной дороге), чтобы при выходе из леса пользоваться обратным направлением.
Если человек не знает направления к знакомому пункту, то и компас не поможет.
- Как быть, если вы заблудились в лесу и не можете воспользоваться компасом?
Надо уметь пользоваться природными «компасами».
V. Работа по учебнику (с. 76-77) и таблице «Ориентирование по местным признакам».
VI. Итог урока.
Чем вы можете воспользоваться, если потребуется определить стороны горизонта?
VII. Домашнее задание: учебник, с. 74-77; рабочая тетрадь, с. 31, задание 5.
Уроки 55-56. ФОРМЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ
Знать: изучить формы поверхности Земли и родного края; учить определять различные формы поверхности по карте.
Оборудование: физическая карта России и своей области, атласы, картины гор, холмов, равнин, оврагов.
Ход урока
I. Формы поверхности Земли.
Беседа.
—Кому из вас доводилось долго подниматься пешком по дороге на возвышенность?
- Как вы себя чувствовали?
- Чего вам хотелось больше всего?
- Вероятно, вы думали о том, что нет ничего лучше ровной поверхности Земли, по которой очень удобно идти.
Но в таком случае мы не смогли бы жить на ?ajcoft ровной планете, так как все воды растеклись бы по поверхности почвы и мы с вами оказались бы на дне океана глубиной более двух километров.
Поэтому лучше оставить её такой, какая она есть, с горами и равнинами, холмами и оврагами.
Рассмотрите изображение суши на карте полушарий.
Почему она пестрит разными цветами?
Суша на карте обозначается оттенками зелёного и коричневого цвета.
Подумайте, что обозначают эти цвета.
Земная поверхность бывает равнинной и гористой.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Равнина - это ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте. Различают плоские равнины и холмистые равнины. На карте они обозначены зелёным цветом (Западно-Сибирская равнина) и с вкраплением светло-коричневого цвета (Восточно-Европейская равнина). Найдите их на своей карте.
Равнины кажутся плоскими только на первый взгляд.
Например, на Валдайской возвышенности есть холмы, гряды. Как же получились эти неровности равнин?
Когда-то в доисторические времена на месте равнины могли возвышаться горы. Затем за долгие миллионы лет горы были разрушены под действием землетрясений, ветра, воды, остались только небольшие возвышения.
Нельзя не упомянуть и эпоху великого оледенения. В прошлом наша страна до Южного Урала была покрыта льдом. Затем ледники растаяли. Сползание огромных многокилометровых ледяных глыб влекло за собой изменение поверхности земли. Именно таким образом возникла Валдайская возвышенность.
- Каким вы представляете холм?
Холм - это небольшая возвышенность, имеющая округлую вершину и отлогие или крутые склоны.
- Рассмотрите карту нашей области.
- Теперь вы знаете обозначение равнин и возвышенностей.
- Определите форму поверхности нашей области.
- Вы обратили внимание на то, что вся территория области изрезана оврагами? v
- Что такое овраг?
Овраг - глубокая вытянутая промоина с крутыми склонами, размытая дождевыми и снеговыми водами. В лесостепных и степных областях выпадает очень мало осадков, выпадают они очень неравномерно. Там, где вдоль рек естественная травянистая растительность уничтожена во время редких, но сильных ливней или при весеннем бурном таянии снегов, струи воды, собирающиеся на склонах, разрезают их и образуют глубокие быстрорастущие овраги. Овраги выводят из строя большие участки полей, пастбищных угодий. От оврагов также страдают дороги, города, расположенные по высоким речным берегам.
Из старинных книг известно, что в городе Торжке в начале 14 века овраг, который образовался за один час в результате сильнейшего ливня, снёс с лица земли несколько строений.
- Найдите на карте России места с ярко выраженным коричневым цветом.
- Что обозначают таким цветом?
- Что такое горы?
Горы - это участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающей местностью.
- В чём различие холмов и гор? Ж
- Рассмотрите территорию нашей области.
- Есть ли горы?
- О каких из них вы слышали, может быть, побывали там, расскажите.
- Покрыты ли снегом вершины гор? Почему?
- Какие горы со снежными вершинами можете назвать?
- Найдите их на карте России.
П. Работа по учебнику, с. 78-в1.
- Прочитайте текст (с. 78-79).
В чём сходство и в чём различие холма и горы?
- Помогите Серёже разобраться, под какими номерами изображены овраг, холм, гора.
III. Итог урока.
- Какие формы поверхности Земли вы узнали?
Домашнее задание: учебник с. 78-81; рабочая тетрадь, с. 33, задания 2-4.
Урок 57. ВОДОЁМЫ
Знать: выявить признаки естественного и искусственного водоёмов, реки и озера; учить отличать реку от ручья.
Оборудование: атласы, карточки с названиями признаков реки, карта Волгоградской области.
Ход урока
I. Введение в тему.
-Отрывок из стихотворения Г. Ладонщикова «Ручей-ручеёк».
Эй, ручей-ручеёк, Далеко ли ты потёк? Тороплюсь я в речку,
В речку-быстротечку. Вместе с речкою к реке Мы помчимся налегке И с рекою вскоре Добежим до моря...
-Куда бежал ручеёк?
- Кто помогал ему?
П.Изучение нового.
Беседа с использованием карты России.
-Рассмотрите карту России.
- Что обозначено на ней оттенками синего цвета?
- Назовите природные водоёмы. (Река, озеро, море.)
- Какой из этих водоёмов имеет быстрое течение?
- Знаете ли вы, как образуется река?
- Если сомневаетесь, вспомните стихотворение о ручейке.
Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река начинается с родничка, с ключа, который бьёт из-под земли. Маленькие ручейки сливаются в речки. Из малых речек образуются реки. Они вбирают в себя подземные воды и осадки. Начало реки называется истоком.
- Подумайте, почему его так назвали.
То место, где река впадает в море, озеро или другую реку, называют устьем.
- Объясните, чем ручей отличается от реки.
- Найдите на карте России крупные реки. Рассмотрите, куда они впадают.
- Как называется эта часть реки?
- Откуда они берут начало?
- Как называется эта часть реки?
- Найдите на карте Волгу.
- Найдите её исток и устье.
На доске заранее нарисована схема «Части реки» из учебника (с. 83), но без названий её признаков.
- Найдите на столе карточки «исток», «устье» и прикрепите в соответствующем месте схемы.
- Из чего пополняются воды реки?
- Что такое приток реки?
Приток - это река, впадающая в другую реку.
- Найдите на карте притоки Волги.
- Есть ли у Волги притоки на территории нашей области?
- Прикрепите карточку на схему.
- Чем река отличается от притока?
Чтобы определить, где находится левый или правый берег реки, надо встать по направлению её течения, то есть в сторону устья.
- На каком берегу Волги находится наш город? j . - Какие города на её левом берегу?
- Прикрепите соответствующие карточки на схему.
- Рассмотрите, что получилось.
- Чем озеро отличается от реки?
Озеро — это природный водоём, расположенный в углублениях суши; питается подземными и поверхностными водами.
- Как сохранить полноводность рек и озёр? П. Работа по учебнику, с. 82-85.
- Прочитайте материал на с. 82-83.
- Рассмотрите схемы.
- Ответьте на вопросы, с. 82.
- Выполните задание.
- Что означают слова «естественный»'и «искусственный»?
- Назовите искусственные водоёмы.
- Как их создают?
- Для чего человеку необходимы искусственные водоёмы? III. Итог урока.
Назовите признаки реки.
Домашнее задание: учебник, с. 82-85; рабочая тетрадь, с. 35, задание 4.