III. Ориентирование по местным признакам

-Всем хорош компас. Но надо помнить главное правило: захо­дя в лес, нужно определить его положение по отношению к знакомому пункту (городу, шоссе, железной дороге), чтобы при выходе из леса пользоваться обратным направлением.

Если человек не знает направления к знакомому пункту, то и компас не поможет.

- Как быть, если вы заблудились в лесу и не можете воспользо­ваться компасом?

Надо уметь пользоваться природными «компасами».

V. Работа по учебнику (с. 76-77) и таблице «Ориентирование по местным признакам».

VI. Итог урока.

Чем вы можете воспользоваться, если потребуется опреде­лить стороны горизонта?

VII. Домашнее задание: учебник, с. 74-77; рабочая тетрадь, с. 31, задание 5.

Уроки 55-56. ФОРМЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Знать: изучить формы поверхности Земли и родного края; учить определять различные формы поверхности по карте.

Оборудование: физическая карта России и своей области, атласы, картины гор, холмов, равнин, оврагов.

Ход урока

I. Формы поверхности Земли.

Беседа.

—Кому из вас доводилось долго подниматься пешком по дороге на возвышенность?

- Как вы себя чувствовали?

- Чего вам хотелось больше всего?

- Вероятно, вы думали о том, что нет ничего лучше ровной по­верхности Земли, по которой очень удобно идти.

Но в таком случае мы не смогли бы жить на ?ajcoft ровной пла­нете, так как все воды растеклись бы по поверхности почвы и мы с вами оказались бы на дне океана глубиной более двух километров.

Поэтому лучше оставить её такой, какая она есть, с горами и равнинами, холмами и оврагами.

Рассмотрите изображение суши на карте полушарий.

Почему она пестрит разными цветами?

Суша на карте обозначается оттенками зелёного и коричневого цвета.

Подумайте, что обозначают эти цвета.

Земная поверхность бывает равнинной и гористой.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Равнина - это ровный участок земной поверхности, занимаю­щий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте. Различают плоские равнины и холмистые равнины. На карте они обозначены зелёным цветом (Западно-Сибирская равнина) и с вкраплением светло-коричневого цвета (Восточно-Европейская равнина). Найдите их на своей карте.

Равнины кажутся плоскими только на первый взгляд.

Например, на Валдайской возвышенности есть холмы, гряды. Как же получились эти неровности равнин?

Когда-то в доисторические времена на месте равнины могли возвышаться горы. Затем за долгие миллионы лет горы были раз­рушены под действием землетрясений, ветра, воды, остались толь­ко небольшие возвышения.

Нельзя не упомянуть и эпоху великого оледенения. В прошлом наша страна до Южного Урала была покрыта льдом. Затем ледники растаяли. Сползание огромных многокилометровых ледяных глыб влекло за собой изменение поверхности земли. Именно таким об­разом возникла Валдайская возвышенность.

- Каким вы представляете холм?

Холм - это небольшая возвышенность, имеющая округлую вершину и отлогие или крутые склоны.

- Рассмотрите карту нашей области.

- Теперь вы знаете обозначение равнин и возвышенностей.

- Определите форму поверхности нашей области.

- Вы обратили внимание на то, что вся территория области изрезана оврагами? v

- Что такое овраг?

Овраг - глубокая вытянутая промоина с крутыми склонами, размытая дождевыми и снеговыми водами. В лесостепных и степ­ных областях выпадает очень мало осадков, выпадают они очень неравномерно. Там, где вдоль рек естественная травянистая расти­тельность уничтожена во время редких, но сильных ливней или при весеннем бурном таянии снегов, струи воды, собирающиеся на склонах, разрезают их и образуют глубокие быстрорастущие овра­ги. Овраги выводят из строя большие участки полей, пастбищных угодий. От оврагов также страдают дороги, города, расположенные по высоким речным берегам.

Из старинных книг известно, что в городе Торжке в начале 14 века овраг, который образовался за один час в результате сильней­шего ливня, снёс с лица земли несколько строений.

- Найдите на карте России места с ярко выраженным коричне­вым цветом.

- Что обозначают таким цветом?

- Что такое горы?

Горы - это участки земной поверхности, сильно возвышаю­щиеся над окружающей местностью.

- В чём различие холмов и гор? Ж

- Рассмотрите территорию нашей области.

- Есть ли горы?

- О каких из них вы слышали, может быть, побывали там, рас­скажите.

- Покрыты ли снегом вершины гор? Почему?

- Какие горы со снежными вершинами можете назвать?

- Найдите их на карте России.

П. Работа по учебнику, с. 78-в1.

- Прочитайте текст (с. 78-79).

В чём сходство и в чём различие холма и горы?

- Помогите Серёже разобраться, под какими номерами изобра­жены овраг, холм, гора.

III. Итог урока.

- Какие формы поверхности Земли вы узнали?

Домашнее задание: учебник с. 78-81; рабочая тетрадь, с. 33, задания 2-4.

Урок 57. ВОДОЁМЫ

Знать: выявить признаки естественного и искусственного во­доёмов, реки и озера; учить отличать реку от ручья.

Оборудование: атласы, карточки с названиями признаков реки, карта Волгоградской области.

Ход урока

I. Введение в тему.

-Отрывок из стихотворения Г. Ладонщикова «Ручей-ручеёк».

Эй, ручей-ручеёк, Далеко ли ты потёк? Тороплюсь я в речку,

В речку-быстротечку. Вместе с речкою к реке Мы помчимся налегке И с рекою вскоре Добежим до моря...

-Куда бежал ручеёк?

- Кто помогал ему?

П.Изучение нового.

Беседа с использованием карты России.

-Рассмотрите карту России.

- Что обозначено на ней оттенками синего цвета?

- Назовите природные водоёмы. (Река, озеро, море.)

- Какой из этих водоёмов имеет быстрое течение?

- Знаете ли вы, как образуется река?

- Если сомневаетесь, вспомните стихотворение о ручейке.

Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река на­чинается с родничка, с ключа, который бьёт из-под земли. Малень­кие ручейки сливаются в речки. Из малых речек образуются реки. Они вбирают в себя подземные воды и осадки. Начало реки назы­вается истоком.

- Подумайте, почему его так назвали.

То место, где река впадает в море, озеро или другую реку, называют устьем.

- Объясните, чем ручей отличается от реки.

- Найдите на карте России крупные реки. Рассмотрите, куда они впадают.

- Как называется эта часть реки?

- Откуда они берут начало?

- Как называется эта часть реки?

- Найдите на карте Волгу.

- Найдите её исток и устье.

На доске заранее нарисована схема «Части реки» из учебника (с. 83), но без названий её признаков.

- Найдите на столе карточки «исток», «устье» и прикрепите в соответствующем месте схемы.

- Из чего пополняются воды реки?

- Что такое приток реки?

Приток - это река, впадающая в другую реку.

- Найдите на карте притоки Волги.

- Есть ли у Волги притоки на территории нашей области?

- Прикрепите карточку на схему.

- Чем река отличается от притока?

Чтобы определить, где находится левый или правый берег реки, надо встать по направлению её течения, то есть в сторону устья.

- На каком берегу Волги находится наш город? j . - Какие города на её левом берегу?

- Прикрепите соответствующие карточки на схему.

- Рассмотрите, что получилось.

- Чем озеро отличается от реки?

Озеро — это природный водоём, расположенный в углублениях суши; питается подземными и поверхностными водами.

- Как сохранить полноводность рек и озёр? П. Работа по учебнику, с. 82-85.

- Прочитайте материал на с. 82-83.

- Рассмотрите схемы.

- Ответьте на вопросы, с. 82.

- Выполните задание.

- Что означают слова «естественный»'и «искусственный»?

- Назовите искусственные водоёмы.

- Как их создают?

- Для чего человеку необходимы искусственные водоёмы? III. Итог урока.

Назовите признаки реки.

Домашнее задание: учебник, с. 82-85; рабочая тетрадь, с. 35, задание 4.

Наши рекомендации