Тройничный нерв, лемнисковая система и ретикулярная формация
Ретикулярная формация ствола получает волокна от различных ядер ствола, особенно сенсорных ядер и всех длинных проводящих путей. Многие авторы сообщают, что волокна, идущие от сенсорных ядер краниальных нервов или коллатерали, отходящие от начинающихся в этих ядрах вторичных сенсорных путей, оканчиваются в ретикулярной формации. Gajal (1909) первым показал, что коллатерали вторичных волокон солитарного ядра, ядер тройничного нерва, а также верхней оливы и ядер латеральной петли заканчиваются в близлежащих участках ретикулярной формации. Специальные исследования Torvik (1956, 1957) установили, что коллатеральные волокна первичных афферентных путей V, VII, IX и Х нервов также заканчиваются в соседних ретикулярных структурах (рис. 17). А это и есть афференты ушной раковины. Следовательно, уже первые классические нейроанатомические исследования показали, что ретикулярная формация ствола, окружающая сенсорные ядра, непосредственно получает афферентные сигналы от волокон краниальных нервов как через коллатерали первичных афферентов (до их переключения в сенсорном ядре), так и через коллатерали вторичных афферентов (после переключения в ядре). Таким образом, нейронные элементы близлежащей (у сенсорных ядер) ретикулярной формации имеют возможность активироваться дважды от одного и того же афферентного залпа: сначала по коллатерали первичных афферентов, а затем и вторичных (рис. 17). Согласно данным Nauta, Kuypers (1958), коллатерали тригеминальных афферентов активируют обширные области ретикулярной формации, в том числе центральное серое вещество (substantia grisea centralis). Это очень важно, так как здесь сосредоточены «болевые» центры (см. выше).
При одностороннем повреждении нисходящего — спи-нального ядра тригеминального нерва в ретикулярной формации билатерально наблюдается множественная дегенерация волокон. То же самое видно в составе медиальной петли (Brodal, Rossi, 1955). Хотя на контралатеральной стороне число дегенерированных волокон значительно больше, тем не менее их много и на ипсилатеральной стороне. Дегенерированные волокна тригеминальных афферентов в большом количестве встречаются в близлежащейретикулярной формации покрышки, в центральном сером веществе, в верхних бугорках четверохолмия, в области субталамуса и в интраламинарных ядрах таламуса (Nauta, Kuypers, 1958). Такая же картина дегенерации тригеминальных волокон в ретикулярной формации ствола, особенно среднего мозга, наблюдается при повреждении глав-
Рис. 17. Схема взаимоотношений афферентных путей с ретикулярной формацией мозга.
Условные обозначения:
FR — ретикулярная формация (Formatio leticularis)— заштрихована, LM—медиаль-яый лемниск (Lemniscus me-dialis). Spinal — спинальные афферентные волокна, Cranial — черепномозговые афферентные волокна V, VII, IX, Х нервов.
Цифрами обозначены ретикулярные нейроны (за исключением 9), активируемые коллатералями: 1—вторичных афферентов краниальных нервов, 2 — первичных и вторичных (одновременно) афферентов краниальных
нервов, 3 — первичных афферентов краниальных нервов, 4 — первичными афферентами (непосредственно) краниальных нервов, 5 — вторичных спинальных афферентов, 6 — первичных краниальных и вторичных спинальных афферентов, 7 — вторичных краниальных и спинальных афферентов, 8 — вторичными афферентами (непосредственно) краниальных нервов, 9 — релейные нейроны (белый кружок) сенсорного ядра (белое поле), активируемые коллатералями спинальных афферентов.
ного сенсорного ядра тройничного нерва. Наконец, компактный пучок волокон представлен в заднем вентромедиальном ядре таламуса (VPM).
Таким образом, на основании нейроанатомических исследований можно утверждать, что афферентные волокна тройничного нерва, а также их коллатерали (как и другихкраниальных нервов) не только входят в состав медиального лемниска и заканчиваются в таламическом ядре VPM,. но еще образуют обширные и даже двухсторонние связи, с различными структурами ретикулярной формации ствола мозга, особенно в мезенцефалической области (рис. 17).
Возможность активации ретикулярных нейронов ствола мозга афферентными сигналами сенсорных трактов (прямым или коллатеральным путем), в том числе и тригеминаль-ными была доказана не только в анатомических, но и в специальных нейрофизиологических исследованиях. Одним из первых это продемонстрировали Мэгун и его сотрудники (Starz, Taylor, Magoun, 1951; French, Verzeano, Magoun, 1953) методом вызванных потенциалов. Подробный аналиа этих работ приводит в известной монографии Magoun (1963). Затем появилась серия работ других авторов, которые также показали, что любой афферентный залп вызывает активацию ретикулярных нейронов, причем это касается не только соматических или висцеральных афферентных сигналов, то есть сигналов, идущих от поверхности тела или внутренних органов и глублежащих тканей, но также зрительных, слуховых и кортиксфугальных. Причем особенно эффективны интенсивные соматовисцераль-ные сигналы, близкие к ноцицептивным (болевым), которые. вызывают активацию обширных областей мезенцефаличе-ской ретикулярной формации (Collins, O'Leary, 1954„ Bremer, Terzuolo, 1953; Scheibel, Scheibel, Mollica.Moruzzi,. 1955). Еще более убедителен факт активации ретикулярных нейронов афферентными сомад-о-висцеральными сигналами доказали работы Amassian и его сотрудников (Amassian, Devitor, I954; Waller, Amassian, 1955; Amassun, Waller, 1958; Amassian, Macy, Waller, 1961), выполненные при помощи микроэлектродной техники изучения спайковой активности одиночных нейронов ретикулярной формации.
Активация ретикулярных нейронов происходила под влиянием сигналов как лемнисковой, так и спино-таламиче-ской системы, в том числе и соответствующих тригеминаль-ных путей (Magni, Willis, 1964; Willis, Magni, 1964; Naga-shy, 1964). Большинство ретикулярных нейронов имеют длинные, сильно разветвленные дендриты (Scheibel M.,Scheibel А., 1958), благодаря чему возбуждение, возникающее & одной клетке, может быстро и широко иррадиировать, захватывая не только пределы ретикулярной формации, но передаваясь в другие отделы мозга (гипоталамус, гиппо-камп, таламус, спинной мозг). В последнее время вопросывзаимодействия тригеминальных сигналов с различными структурами ствола мозга подробно исследовал Ю. П. Лиманский (1976).
Очень важно еще раз подчеркнуть, что множество тригеминальных волокон, как и других путей, заканчиваются в центральном сером веществе и в интраламинарных ядрах таламуса (срединный центр —СМ, парафасцикулярный комплекс — Pf). Необходимо также отметить, что часть тригеминальных афферентов (или их коллатерали) достигает мамиллярных тел, медиального ядра покрышки и затем выходит в преоптическую и латеральную область гипоталамуса (Сентаготаи Я., Флерко Б., Меш Б., Халас Б., 1965). Такие же проекции дают и волокна спинальных афферентов (медиальный лемниск).
Как полагают Nauta, Kiiypers (1958), медиальный отдел мезенцефалической ретикулярной формации может оказывать влияние на висцеральные и эндокринные функции как непосредственно через гипоталамус, так и косвенно через гиппокамп. Особенно важна здесь роль каудального отдела центрального серого вещества (substantia grisea centralis), который связан двухсторонними волокнами с гипоталамусом и гиппокампом и находится в реципрокных взаимоотношениях с ними (рис. 18). Именно этот отдел ретикулярной формации получает больше всего волокон от восходящих сензорных трактов спинальной системы {медиальный лемниск) и тригеминальной системы (триге-минальный лемниск).
Согласно мнению Nauta и Kiiypers, эти факты дают основание полагать участие нейронной системы центрального серого вещества в механизмах гомеостаза, связанного с деятельностью висцеральных и эндокринных систем, особенно в условиях стресс-реакции. Если вспомнить, что центральное серое вещество является одним из основных «болевых» центров мозга, наряду с интраламинарными ядрами таламуса, то нет ничего неожиданного в том, что эта ретикулярная система связей, активируемая срмато-висцеральными афферентными сигналами является важным компонентом запуска реципрокных гомеостатических реакций организма. Активация этих мультинейрональных связей восходящими афферентными сигналами, которые приходят от всей поверхности тела и всех глубоколежащих органов и тканей организма, включает в рефлекторные защитные, гомеостатические реакции целый ряд регулятор-ных механизмов: с участием гиппокампа и других струк-тур лимбического мозга; с непременным участием гипоталамуса и, следовательно, с возможным участием гипофиза и всей гормональной системы; с участием автоматических центров самой ретикулярной формации — дыхательный центр, сосудодвигательный центр и др.
Наконец, следует учитывать также роль таламических ядер и их корковых проекций, которые контролируют и модулируют работу ретикулярной формации (Р. А. Дури-нян, 1975), т. е. определяют характер и степень участия ретикулярной формации в различных рефлекторных реакциях, о чем будет сказано специально.
Таким образом, афферентные сигналы, приходящие в стволовой отдел мозга по длинным проводящим путям спи-нальной системы, активируют нейронные элементы ретикулярной формации, вовлекая в реакцию множество областей и структур мозга.
Еще более мощной и эффективной является тригеминаль-ная активация ретикулярной формации и других вышележащих структур мозга, так как первичные сенсорные ядра тройничного нерва, как и других краниальных аффе-рентов, расположены в окружении . ретикулярной формации почти на всем протяжении ствола мозга и отдают множество первичных и вторичных коллатералей (рис. 17).
Brodal (1957) в своей небольшой, но насыщенной фактами книге дал подробный анализ анатомо-физиологиче-ских особенностей ретикулярной формации и пришел к выводу, что наибольшее число коллатералей отходит в ретикулярную формацию от вторичных волокон тройничного нерва, солитарного ядра, вестибулярного ядра и от спи-нальных волокон. Эти коллатерали в большинстве своем заканчиваются в латеральных областях ретикулярной формации, которые относят к «сенсорной» части ретикулярной формации.
Первичные афферентные волокна, по-видимому, не заканчиваются в ретикулярной формации, за исключением первичных тригеминальных волокон (Torvik ,1956).
Среди афферентных волокон спинальной системы более всего связаны с ретикулярной формацией прямые спино-ретикулярные волокна; достаточное количество коллатералей в ростральный отдел ретикулярной формации дает спино-таламический тракт; имеется небольшое количество коллатералей от медиальной петли.
Таким образом, на основании многих анатомических данных можно заключить, что спинальное влияние на ре-тикулярную формацию осуществляется в первую очередь через прямые спино-ретикулярные волокна. Особая роль. тригеминальных афферентов в активации ретикулярной формации и других вышележащих структур объясняется следующими отличительными особенностями:
1) тригеминальный нерв является самым мощные афферентным нервом в организме и иннервирует самый важный ростральный (или краниальный) отдел тела, который расположен по ходу движения организма и первым сталкивается с внешней средой (Е. К. Сепп, 1959). На голове расположены все важнейшие органы чувств (зрение^ слух, обоняние, вкус);
2) тригеминальный нерв единственный из соматических сенсорных афферентов, который дает в ретикулярную формацию первичные волокна, т. е. является таким нервом, часть волокон которого принадлежит непосредственно ретикулярной формации. Ретикулярная формация развивалась вместе с развитием тройничного (и блуждающего) нерва и имеет с ним тесные функциональные связи (Е. К. Сепп, 1959);
3) спинальные афференты от всех уровней спинного-мозга отдают волокна в ядра тройничного нерва (нисходящее и главное) и солитарного тракта, благо 1аря чему эти два важнейших сенсорных ядра ствола мозга могут, как и ретикулярная формация, активироваться сигналами спи-нальных систем (Rossi, Brodal, 1956; Bowsher, 1957).
В связи с этим в сенсорных ядрах ствола мозга имеются реальные возможности для взаимодействия собственных афферентных сигналов с сигналами спинальных афферентов и более широкой активации ретикулярной формации ствола (рис. 17). Кроме того, в этих ядрах легко формируется отраженная чувствительность различных областей тела и органов, что лежит в основе аурикулодиагностики.
4) в общем активирующем эффекте ретикулярной формации на мозг важнейшее место занимает тригеминальная система. При е перерезке, несмотря на сохранение остальных афферентных систем, в том числе специализироранных органов чувств, активность мозга резко падает и животное пребывает в состоянии сна (Roger, Rossi, Zirondoli,. 1956). Наоборот, перерезка спинальных афферентов и других краниальных нервов, при сохранении тройничного нерва, не вызывает заметного изменения состояния бодрствования животного.
Итак, сигналы тройничного нерва оказывают самый мощный активирующий эффект на ретикулярную формацию; имеют возможность взаимодействовать с сигналами спинальных афферентов, особенно шейного сплетения, к-к на ретикулярных нейронах, так и на релейных нейронах собственных сенсорных ядер; широко взаимодействуют с афферентными сигналами черепномозговых нервов общей чувствительности (VII, IX, Х нервы). Следовательно, афферентная система ушной раковины, образованная чувствительными терминалями V, а также VII, IX, Х краниальных нервов и верхними корешками шейного сплетения, как раз и принадлежит к числу наиболее мощных активаторов ретикулярной формации (рис. 17). А через ретикулярную формацию эти эффекты передаются на высшие вегетативные и эндокринные центры в гипоталамусе, в •лимбической системе и на спинной мозг: на моторные, симпатические и парасимпатические выходы.
Мы не рассматривали еще прямые афферентные проекции на ядра таламуса и в кору (см. ниже). Тесная связь тригеминальных афферентов (первичных и вторичных) с центральным серым веществом среднего мозга (subst. grisea centralis), как и связь с этой важнейшей сердцевиной ствола мозга других афферентов (спинальных и краниальных), имеет принципиальное значение в механизмах боли и обезболивания; в механизмах стресса и антистрессовыхэффектов.
Двухсторонняя связь центрального серого вещества с гипоталамическими и лимбическими системами и ее теснейшая и прямая связь с неспецифическими интраламинар-ными ядрами таламуса указывает на участие этой структуры ствола в формировании целого комплекса вегетативно-эндокринных реакций организма в ответ на сильные и сверхсильные раздражения, вызывающие ощущения боли или создающие состояние стресса (рис. 18).
Не касаясь специально механизмов боли и рефлекторного обезболивания, отметим, что искусственно вызванный поток афферентных сигналов по тригеминальной системе, например, при стимуляции точек ушной раковины, вызывая торможение на нейронах центрального серого вещества, блокирует передачу ноцицептивных (болевых) сигналов в вышележащие структуры, благодаря чему обеспечивается не только обезболивание (что важно уже само по себе), но создаются благоприятные условия для нормализации нарушенных висцеральных и эндокринных функций; дляснятия избыточного напряжения в центрах, управляющих сосудистым тонусом, тонусом гладкой мускулатуры брон-хсв, кишечника и т. п.
Рис. 18. Схема взаимосвязей ретикулярной формации ствола с восходящими сенсорными трактами и вышележащими структурами мозга.
Условные обозначения: FR — ретикулярная формация ствола, SGC — центральное серое вещество; SR — спино-ретикулярные связи, LM — медиальный лемниск, n.S. — солитарное ядро, п. Тг — тригеминальное ядро, VII, IX, Х и V— афференты соответствующих нервов, Th — таламус, ThR — таламическая ретикулярная формация (неспецифические-интраламинарные ядра), VPM — вентральное заднемедиальное ядро (специфическое передаточное ядро для всех ау-рикулярных афферентов), Si и 8д — соматосенсорные проекционные области коры в I и II зоне, STh — субталамическая область, HTh — гипоталамическая область, Ls — лимбическая система.
Вот почему воздействие на точки ушной раковины (ау-рикулярная рефлексотерапия) является наиболее эффективным способом рефлекторного обезболивания, снятая напряжения со всеми его проявлениями (например — артериальная гипертония), нормализации висцеральных и эндокринных дисфункций. Участие ретикулярной формации и особенно центрального серого вещества совместно с неспецифическими ядрами таламуса в генерализованной и избирательной активации мозга создает необходимые предпосылки для рефлекторного воздействия на общий тонус мозга и н? отдельные психо-физиологические процессы (например, нормализация режима сна и бодрствования). Для того чтобы подробнее разобрать этот аспект, необходимо рассмотреть связь ретикулярных структур с та-ламо-кортикальным и спинальным отделом мозга.