Команды инструктора и счёт
чает, что внутри такта (восьмёрки) производятся различные вариации движений, и в этом случае движения основные (целевые) могут уже приходиться и на неударные (неудобные) счёты. К примеру, при занятиях степ-аэробикой "акцентированное" движение в этом случае будет приходиться не только на "неударный" счёт, но к тому же и не под "ведущую" ногу (то есть, не на движении вверх).
Таким образом, преподавателю аэробики необходимо в первую очередь набраться достаточно опыта в прослушивании музык&чьного произведения, определения на слух начала музыкальной фразы и её отдельных частей, подсчёте, вариативном подсчёте (через раз, по разному в отдельных тактах, ударные и неударные счёты), а затем уже практиковаться в выполнении упражнений с подсчётом и соответствующими командами.
Ещё один важный момент занятий, связанный с музыкальным сопровождением состоит в том, что с музыкой в аэробике связано правильное дыхание при физической нагрузке. В аэробике не обучают механизму дыхания и движения, во всяком случае в аэробной части занятия. Считается, что дыхание должно быть естественным. Однако музыка заставляет дышать в соответствии с фразами и тактами (к тому же, необходимо учесть эмоциональный настрой). Это важно для занимающихся, но ещё более важно для самого преподавателя, так как правильное дыхание — это правильные команды и правильное управление группой при проведении занятия.
Команды инструктора по аэробике делятся на вербальные и визуальные. Все они произносятся в определённое время и под определённый счёт. Ниже приведены некоторые из команд преподавателя, подача которых должна как можно точнее совпадать с определённым счётом, что обеспечивает их эффективность и чёткость проведения занятия.
1. Команда к началу выполнения определённого шага (а также к началу выполнения соединения или комбинации) - подаётся к началу музыкальной фразы, состоит из:
- просчёта последнего такта музыкальной фразы — "4-3-2-1" (с одновременной визуальной демонстрацией подсчёта)
- названия шага - показа (и/или названия) направления движения.
К примеру, раскладка по счёту команды для выполнения комбинации, первым элементом которой является приставной шаг ("степ-тач") с правой ноги, выглядит следующим образом:
2. Команда к началу выполнения всей комбинации с правой (левой) ноги — подаётся к началу музыкальной фразы, состоит из:
- просчёта последнего такта музыкальной фразы — "4-3-2-1-" (с одновременной визуальной демонстрацией подсчёта)
- команды — "С правой (с левой), с начала!"
3. Команда к выполнению повторений движений в одном такте — подаётся одновременно с выполнением повторений, состоит из:
- команды "Один-один-два!" - визуальной демонстрации количества повторений
Подбор
Музыкальной
Фонограммы
J J J J J J J J
12 3 4 5 6 7 8
"Один" "Один" "Два"
Другие команды преподавателя можно подавать в более свободной манере и независимо от счёта. Обратный счёт не является обязательным атрибутом, можно вести счёт и в стандартном виде: "5-6-7-8!" Подача команды-подсчёта "через раз" может со временем (приобретение опыта, обучение группы) меняться на подсчёт на каждый счёт в конце последнего такта, то есть |
Другие команды преподавателя можно подавать в более свободной манере и независимо от счёта.
Обратный счёт не является обязательным атрибутом, можно вести счёт и в стандартном виде: "5-6-7-8!"
Подача команды-подсчёта "через раз" может со временем (приобретение опыта, обучение группы) меняться на подсчёт на каждый счёт в конце последнего такта, то есть
J J J J J J J J
12 3 4 5 6 7 8
"4!" "3!" "2!" "1!"
В настоящее время нет проблем с поиском музыкальной профессиональной фонограммы для занятий оздоровительной аэробикой. Производится и продаётся достаточное количество аудиокассет и СД не только просто для занятий аэробикой, но и конкретно для занятий определённым видом аэробики, а также для разминки, заминки и силовой части занятия. На упаковках и кассетах указаны названия используемых произведений и темп фонограммы и её отдельных частей.
Тем не менее, инструктору аэробики следует подбирать фонограммы для занятий или выбирать из имеющихся с учётом конкретных параметров группы занимающихся, а именно: возраста, пола, уровня подготовленности и, желательно, как уже отмечалось, музыкальных вкусов. Так как для создания музыкальных фонограмм для аэробики используются самые различные музыкальные произ-
ведения: от классических до эстрадных, то выбор, как правило имеется, то есть можно при желании найти и адаптированный вальс-бостон, и "хард-рок*. Можно создавать фонограммы для занятий и самостоятельно, записывая методом "нон-стоп" понравившиеся произведения. Это занимает достаточно времени и сил, но результатом является "авторская" фонограмма, подобранная конкретно для определённой группы или групп определённого возраста и уровня подготовленности, а также с учётом их музыкальных вкусов или музыкальных вкусов самого инструктора.
Что касается темпа музыкальных фонограмм, то в оздоровительной аэробике приняты следующие параметры темпа (основная часть занятия после разминки):
— классическая (базовая) аэробика: до 160 музыкальных акцентов в минуту, "нижний предел" может составлять 140 музыкальных акцентов в минуту (молодой возраст); что касается клиентов старшего возраста, неподготовленных и имеющих отклонения в состоянии здоровья, то здесь вряд ли можно работать при темпе выше 130-140 муз. акп. в мин, а "нижний предел" определяет сам инструктор, исходя из конкретных параметров, и он может оказаться не более и 110;
— степ-аэробика: 120-130 муз. акц. в мин; возможна работа и при темпе до 140, но при условии, что в этом случае не страдает техника движений, последнее возможно только при работе с контингентом молодого возраста;
— силовая аэробика, возможен различный темп в пределах указанного выше в зависимости от вида используемого оборудования, уровня подготовленности контингента и других уже указанных параметров;
— танцевальная аэробика и другие "профильные"
виды: темп также различен в зависимости от танце
вального направления или другого направления;
В разминке темп музыкальной фонограммы как правило, ниже и составляет 120-130 муз. акц. в мин. В заключительной части занятия темп-свободный.
Преподаватель может варьировать темпом музыкальной фонограммы даже не меняя её. Можно работать в темпе, в 2 раза превышающем имеющийся и можно аналогично при необходимости снижать темп.