Волевые качества личности. Связь воли с процессами сознания. Волевое усилие

Речь и познавательные процесс (восприятие, память, мышление)

Речь тесно связана с познавательными процессами

1.с восприятием(чтобы оно было осмысленным необходимо участие речи, чем ярче и образнее речь, тем ярче представление)

2.с памятью (владение языками требует хорошо развитой памяти)

3.с мышлением (сильная связь при словесно-логическом мышлением и неочень сильное при образном)

4.с чувствами и эмоциями(на русском и англ. читать про опыт с лягушкой)

5.с вниманием(благодаря речи можно управлять вниманием)

Общая характеристика воображения и его роль в деятельности чел-ка

Воображение-процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с процессом памяти и мышления.

Воображение присутствует

1. В формировании образов, которые мы никогда не воспринимаем (представление лит.героя)

2. Связано с эмоциональными переживаниями(мечты о счастливом будущем)

3. Связано с реализацией наших действий(представление результата деятельности до её начала)

Создание образов воображения: анализ->синтез

*агглютинация-кентавр

Виды воображения

По степени волевых усилий

· Преднамеренные(воссоздающие, творческое, мечта)

· Непреднамеренное(сон, дремотное состояние)

По степени активности

1.активные(воссоздающие, творческое, мечта)

2.пассивные(сон, грезы)

Грезы-преднамеренное, пассивное воображение

воссоздающее-по описанию

творческое-самостоятельное создание образов

мечта-преднамеренное, активное воображение

Роль воображения в учебе, научн. и худ.творчестве

В школьном возрасте происходит важный сдвиг в воображении. В процессе обучения ребенок получает новые представления об окруж. мире и для того, чтобы их усвоить ребенок активно использует воображение.т.е. образы восприятия перерабатываются в образы воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

Вообще воображение играет огромную роль в творческом процессе. Возможность творить обеспечивается имеющимися у чел-ка знаниями, способностями, целеустремленностью. Долгое время считалось невозможным научить творческому процессу. Однако Уолиссу удалось выделить 4 стадии творческого процесса:

1.подготовка

2.созревание

3.озарение

4.проверка

Анализ-синтез

Понятие об интеллекте. Виды интеллекта. Интеллект и креативность

Интеллект-способность научаться из опыта, используя возможности познавания, чтобы ускорить процесс научения, а также способность адаптироваться к окр.среде.

Гардмер-6 видов интеллекта

1.лингвистический

2.логико-математический

3.музыкальный

4.пространственный

5.телесно-кинестетический

6.личностный(внутриличностный-управление своими чувствами, межличностный-замечать чувства других)

Хеб:

1.интеллект А(потенциал в момент зачатия)

2.интеллект Б(потенциал + окр.среда)

Интеллект

1.учебный(решение учебных задач)

2.практический(решение каждодневных проблем)

3.творческий(в нестандартных ситуациях)

4.социальный(сопереживание, понимание других)

Терстоун(7 первичных умственных способностей)

1.счетная способность

2.вебральная гибкость

55 (продолжение)

3.вербальное восприятие

4.пространственная ориентация

5.память

6.способность к рассуждению

7.быстрота восприятия сходства или различия

Воля. Общаяхар-ка волевого процесса. Импульсивные волевые действия. Функции воли.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, выражающееся в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия.

Функции:

1. Побудительная ( я должен)

2. Тормозная (я не буду)

Волевой процесс: побуждение к совершению действия – желание (влечение) – осмысление цели действия – принятие решения действовать – волевое усилие – исполнение волевого действия.

Поведение (действие) : непроизвольное( импульсивное и неосознанное); произвольное (сознательное)

Волевые: отличаются уровнем сложности – подъём на гору

Структура волевого процесса. Борьба мотивов и индивидуальные особенности принятия решения. Локус контроля

Волевой процесс:

Осознание цели и стремление её достичь

Осознание возможности достижения цели

Появление мотивов, утверждающих (отвергающих) эти возможности

Борьба и выбор мотивов

Осуществление принятого решения

Преодоление препятствий до достижения целей

Борьба мотивов – столкновение нескольких желаний

Типы решительности:

1. Разумная решительность

2. После затянувшейся нерешительности – выбор неверного

3. Автоматическое, лишь бы не останавливаться

4. Внутренний перелом – решительность

5. Волевое усиление одного из мотивов

Локус контроля – склонность человека приписывать результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или наоборот, собственным усилиям, способностям.

Волевые качества личности. Связь воли с процессами сознания. Волевое усилие

Волевые качества:

1. Целеустремлённость (сознательная активная направленность личности на достижение результата)

2. Настойчивость (стремление к достижению цели)

3. Инициативность (реализация возникших идей)

4. Самостоятельность (не поддаваться влиянию различных факторов)

5. Решительность (отсутствие излишних колебаний)

Сила воли – обобщённая способность преодолевать затруднения на пути к поставленной цели.

Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующие физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Волевое действие осознанно.

Проявления мышления требует постановки цели и выбор средств достижения.

Наши рекомендации