Волевые качества личности. Связь воли с процессами сознания. Волевое усилие
Речь и познавательные процесс (восприятие, память, мышление)
Речь тесно связана с познавательными процессами
1.с восприятием(чтобы оно было осмысленным необходимо участие речи, чем ярче и образнее речь, тем ярче представление)
2.с памятью (владение языками требует хорошо развитой памяти)
3.с мышлением (сильная связь при словесно-логическом мышлением и неочень сильное при образном)
4.с чувствами и эмоциями(на русском и англ. читать про опыт с лягушкой)
5.с вниманием(благодаря речи можно управлять вниманием)
Общая характеристика воображения и его роль в деятельности чел-ка
Воображение-процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.
Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с процессом памяти и мышления.
Воображение присутствует
1. В формировании образов, которые мы никогда не воспринимаем (представление лит.героя)
2. Связано с эмоциональными переживаниями(мечты о счастливом будущем)
3. Связано с реализацией наших действий(представление результата деятельности до её начала)
Создание образов воображения: анализ->синтез
*агглютинация-кентавр
Виды воображения
По степени волевых усилий
· Преднамеренные(воссоздающие, творческое, мечта)
· Непреднамеренное(сон, дремотное состояние)
По степени активности
1.активные(воссоздающие, творческое, мечта)
2.пассивные(сон, грезы)
Грезы-преднамеренное, пассивное воображение
воссоздающее-по описанию
творческое-самостоятельное создание образов
мечта-преднамеренное, активное воображение
Роль воображения в учебе, научн. и худ.творчестве
В школьном возрасте происходит важный сдвиг в воображении. В процессе обучения ребенок получает новые представления об окруж. мире и для того, чтобы их усвоить ребенок активно использует воображение.т.е. образы восприятия перерабатываются в образы воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.
Вообще воображение играет огромную роль в творческом процессе. Возможность творить обеспечивается имеющимися у чел-ка знаниями, способностями, целеустремленностью. Долгое время считалось невозможным научить творческому процессу. Однако Уолиссу удалось выделить 4 стадии творческого процесса:
1.подготовка
2.созревание
3.озарение
4.проверка
Анализ-синтез
Понятие об интеллекте. Виды интеллекта. Интеллект и креативность
Интеллект-способность научаться из опыта, используя возможности познавания, чтобы ускорить процесс научения, а также способность адаптироваться к окр.среде.
Гардмер-6 видов интеллекта
1.лингвистический
2.логико-математический
3.музыкальный
4.пространственный
5.телесно-кинестетический
6.личностный(внутриличностный-управление своими чувствами, межличностный-замечать чувства других)
Хеб:
1.интеллект А(потенциал в момент зачатия)
2.интеллект Б(потенциал + окр.среда)
Интеллект
1.учебный(решение учебных задач)
2.практический(решение каждодневных проблем)
3.творческий(в нестандартных ситуациях)
4.социальный(сопереживание, понимание других)
Терстоун(7 первичных умственных способностей)
1.счетная способность
2.вебральная гибкость
55 (продолжение)
3.вербальное восприятие
4.пространственная ориентация
5.память
6.способность к рассуждению
7.быстрота восприятия сходства или различия
Воля. Общаяхар-ка волевого процесса. Импульсивные волевые действия. Функции воли.
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, выражающееся в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия.
Функции:
1. Побудительная ( я должен)
2. Тормозная (я не буду)
Волевой процесс: побуждение к совершению действия – желание (влечение) – осмысление цели действия – принятие решения действовать – волевое усилие – исполнение волевого действия.
Поведение (действие) : непроизвольное( импульсивное и неосознанное); произвольное (сознательное)
Волевые: отличаются уровнем сложности – подъём на гору
Структура волевого процесса. Борьба мотивов и индивидуальные особенности принятия решения. Локус контроля
Волевой процесс:
Осознание цели и стремление её достичь
Осознание возможности достижения цели
Появление мотивов, утверждающих (отвергающих) эти возможности
Борьба и выбор мотивов
Осуществление принятого решения
Преодоление препятствий до достижения целей
Борьба мотивов – столкновение нескольких желаний
Типы решительности:
1. Разумная решительность
2. После затянувшейся нерешительности – выбор неверного
3. Автоматическое, лишь бы не останавливаться
4. Внутренний перелом – решительность
5. Волевое усиление одного из мотивов
Локус контроля – склонность человека приписывать результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или наоборот, собственным усилиям, способностям.
Волевые качества личности. Связь воли с процессами сознания. Волевое усилие
Волевые качества:
1. Целеустремлённость (сознательная активная направленность личности на достижение результата)
2. Настойчивость (стремление к достижению цели)
3. Инициативность (реализация возникших идей)
4. Самостоятельность (не поддаваться влиянию различных факторов)
5. Решительность (отсутствие излишних колебаний)
Сила воли – обобщённая способность преодолевать затруднения на пути к поставленной цели.
Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующие физические, интеллектуальные и моральные силы человека.
Волевое действие осознанно.
Проявления мышления требует постановки цели и выбор средств достижения.