Местоположение тридоша в здоровом теле
Вата, Питта и Капха доша локализуются и циркулируют по всему телу (Ч.С.1.20.9.) но их основные позиции – нижняя, средняя и верхняя части тела соответственно. Об этом пишут все авторы, а Чарака и Сушрута конкретно указывают, какую область в теле занимает та или иная доша. Кашьяпа пишет (Каш.С.1.27.10-12.): «Доша находятся во всем теле, однако, можно описать места их основной локализации: Вата доша находится в пупочной области, в костях и мозге. Желудок, пот и кровь – места локализации Питта доша. Жир, голова, шея, грудь, суставы и руки – места локализации Капхи. Среди этих мест сердце является основным местом локализации Капха доша, двенадцатиперстная кишка – Питты, а толстая кишка – Ваты».
Чарака утверждает, что основных мест локализации Вата доша семь:
1. Кишечник[49].
2. Мочевой пузырь.
3. Таз.
4. Нижняя часть тела и бедра
5. Ноги.
6. Кости.
7. Уши.
Не смотря на то, что основных мест локализации этой доша семь, все же наиболее важное из них - кишечник. Вагбхата пишет в Аштанга Самграха (А.С.20.3.) о местах локализации Вата доша, таких как кишечник, мочевой пузырь, уши, легкие, кости, голова и кожа, а в конце добавляет, что среди всех этих мест самое основное - кишечник. В своих комментариях на шлоку "паквашайа кати сактьйи шротрасти спаршанэндрийам стханам ватасья татрани пакваданам вишешатаха", Чакрапани пишет, что Чарака выделяет кишечник как основное место локализации Вата доша по той причине, что это место "служит корнем всех заболеваний и дисбалансов Вата доша”. Низ живота и кишечник являются основными местами локализации Вата, т.к. он в большей степени находится там, и если его ненормальность (дисбаланс) проявляется в этих местах, то Вата доша становится абнормальным во всем теле; и с другой стороны, при нормализации баланса Вата доша в кишечнике, нормализация произойдет и во всем теле.
Основные места локализации Питта доша следующие:
1. Потовые железы, пот.
2. Хилус, желчь.
3. Вода тела[50] - лимфа, жидкая часть мышц и т.д.
4. Кровь.
5. Эпигастральная зона.
6. Пупочная зона.
7. Глаза.
Среди этих семи главных мест локализации Питта доша основное - эпигастрий. Это подтверждает и Вагбхата (А.Х.1.12.2.): "Двенадцатиперстная кишка, первая треть пупочной зоны, потовые железы, лимфа, кровь, хилус, глаза и кожа - места локализации Питта доша, но основное среди них - двенадцатиперстная кишка".
Основные места нахождения Капха доша:
1. Грудная клетка.
2. Голова.
3. Шея (горло).
4. Жир.
5. Эпигастральная зона.
6. Суставы.
7. Язык (ротовая полость и носоглотка).
Среди этих семи главных мест локализации Капха доша основное - грудь. Вагбхата пишет (А.Х.1.12.3.): "Грудь, гортань, голова, поджелудочная железа, суставы, желудок, хилус, жир, нос и язык являются местами локализации Капха доша, причем основное среди них - грудная клетка."
Сушрута очень кратко описывает основные места локализации Тридоша (С.С.1.21.6.). Он говорит: "Вата доша находится между лобком и пупком. Позиция Питта доша – эпигастральная область. Капха располагается в эпигастрии и выше". Можно заметить, что эпигастрий упоминается Чаракой как позиция и Питта и Капха доша, а Сушрута утверждает, что там находится исключительно Капха доша. Чарака и Сушрута по-разному описывают положение эпигастральной зоны.
Чарака описывает эпигастрий как место между пупком и сосками (Ч.С.3.2.17.). С его точки зрения, данная зона - это та часть желудочно-кишечного тракта, где идут наиболее интенсивные процессы пищеварения. Таким образом, с точки зрения современной анатомо-физиологической науки, эпигастрий - это желудок с двенадцатиперстной кишкой, в норме находящийся чуть выше пупка. И когда Чарака говорит, что положение Питта доша – эпигастральная зона, то он подразумевает нижнюю часть желудка и двенадцатиперстную кишку. Положение же Капха доша - верхняя часть этой области, т.е. - желудок. Чакрапани в своих комментариях на Чарака Самхиту говорит, что Питта доша располагается в нижней части эпигастрия, а Капха - в верхней[51]. С позиции Сушруты, эпигастрий - это зона желудка, а Питта доша располагается как раз в центре эпигастрия, то есть в зоне двенадцатиперстной кишки. Поэтому, между утверждениями Сушруты и Чараки относительно положения Питта и Капха доша нет никаких противоречий[52].
Кстати говоря, на первый взгляд существуют достаточно крупные разногласия между Чаракой и Сушрутой по поводу местоположения Питта доша в целом. Чарака говорит, что местоположением Питта доша являются:
1. Потовые железы.
2. Хилус.
3. Лимфа.
4. Кровь.
5. Желудок и двенадцатиперстная кишка.
Сушрута говорит вроде бы о других местах:
1. Глаза.
2. Сердце.
3. Печень и селезенка.
4. Кожа.
5. Желудок и двенадцатиперстная кишка.
С положением эпигастрия мы уже разобрались и выяснили, что данный термин в общем соответствует той области пищеварительного тракта, которую современная анатомия называет двенадцатиперстной кишкой. Давайте рассмотрим и сопоставим остальные места локализации Питта доша.
В качестве одного из основных мест локализации этой доша Чарака выделяет хилус (Раса дхату), а Сушрута говорит о сердце. В некоторых наиболее древних аюрведических текстах сердце называют Раса, ведь оно является вместилищем Раса дхату, хилуса. Таким образом, если одним из основных мест локализации Питта доша является хилус, безусловно, его основным местом локализации будет и сердце, и наоборот. Аналогичным образом, печень и селезенка, являясь с точки зрения Аюрведы в очень большой степени функционально близкими органами, описываются Сушрутой как места локализации Питта доша, что абсолютно совпадает с утверждением Чараки, говорящего, что основным местом его локализации является кровь, ведь печень и селезенка являются вместилищем крови.
В Аюрведе принято, что чаще всего термин "сведа" обозначает пот или потовые железы, но иногда оно переводится как "жидкость, в которой растворен Агни". Место, в котором присутствует сведа в организме только одно, и именно его и упоминает Сушрута, когда описывает основные местоположения Питта доша. Он описывает глаза как одно из основных мест локализации Огня, или Питта доша в теле человека. В широком смысле слово "Дришти" переводится как "глаз", но в Шарирастхане, аюрведической анатомии и физиологии этот термин обозначает только зрачок. В глазу находятся четыре оболочки, защищающих зрачок. Сушрута пишет в Сушрута Самхите (С.С.4.1.18.): "Одна из оболочек глаза, Теджолакшитам - состоит из воды, в которой растворен Агни (Сведа), вторая - мышечная, третья - жировая, а четвертая по своему строению близка к костной ткани". Из этой шлоки видно, что одной из оболочек глаза является вода, в которой растворен Питта доша.
Таким образом, можно смело утверждать, что между описанием местоположения Тридоша Чаракой и Сушрутой противоречий и разногласий не существует, как и говорят все комментаторы на эти выдающиеся аюрведические тексты. Помимо всего вышесказанного, можно добавить, что в результате процесса пищеварения, в тонком кишечнике идет образование Вата доша, в двенадцатиперстной кишке - Питта доша, в желудке - Капха доша. Это еще одна причина, по которой эти места являются местом основной локализации Тридоша (см. рисунок 1.).
Рисунок 1. Локализация Тридоша в брюшной полости.
А - пищевод; В - дно желудка; С - пилорический
отдел желудка; С-D - двенадцатиперстная кишка;
U - пупок[53].
Локализация Тридоша.
А-В - Капха доша.
C-D - Питта доша.
Тазовая полость - Вата доша.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТРИДОША
В аюрведических текстах мы находим описание пяти видов Вата, Питта и Капха доша. Сразу же возникает вопрос - являются ли различные Ваю разными субстанциями, имеющими различное строение, или это одна и та же Вата доша? Известно, что Вата доша имеет природу газа. Являются ли пять различных Ваю разными газами, обладающими различными физическими и физиологическими характеристиками? Ответить на этот вопрос достаточно сложно, ибо в сохранившихся аюрведических текстах настолько подробной информации не содержится. Можно только сказать, что существует Ваю тела, Вата доша, которая называется разными именами в зависимости от функции и места основной локализации в теле человека. Точно так же, как кто-то может служить царским наместником, генерал-губернатором и тайным агентом одновременно, в соответствии с исполняемыми обязанностями, и хотя он имеет постоянный офис в столице, но ездит по всей стране, исполняя свои обязанности, которые достаточно обширны, но он - один и тот же человек, так и Ваю тела имеет свое специальное, самое главное положение в теле, из которого он распространяет себя по всему организму, и в зависимости от того, где он в данный момент находится и какие функции выполняет, он называется разными именами.
Исходя из этого, выделяют пять типов, или субдоша, каждой доша. Субдоша Вата доша называют ветрами, Питта доша – огнями, а субдоша Капха доша носят собирательное название по имени Капха доша.
Описание субдоша каждой из Тридоша Сушрута начинает сразу же после определения места основной локализации каждой из трех доша таким образом[54]: "После возникновения из пищи в месте своей основной локализации, т.е. в желудке, двенадцатиперстной кишке и в кишечнике, каждая из Тридоша начинает двигаться пятью путями, одновременно разделяясь на пять субдоша".
Описывая местоположение субдоша Вата доша, Шарангадхара приводит следующую шлоку:
хриди прано гудэ-панаха самано набхи самстхитаха
уданах кантха дешастхо Вьянах сарвашарирагаха
"Прана Ваю находится в грудной зоне (в сердце), Апана в прямой кишке, Самана в пупочной области, Удана в горле, а Вьяна Ваю движется по всему телу".
Шива Самхита (3.7.) следующим обрахом описывает места основной локализации субдоша Вата доша: «Прана Ваю находится в грудной зоне (в сердце), Апана в прямой кишке, Самана в пупочной области, Удана в горле, а Вьяна Ваю движется по всему телу[55]».
Давайте теперь рассмотрим местоположение Питта и Капха доша исходя из положения их субдоша, описанных Сушрутой. Позиция Питта доша такова:
1. Печень и селезенка.
2. Сердце.
3. Кожа.
4. Глаза.
5. Двенадцатиперстная кишка.
Позицией Капха доша являются:
1. Грудь.
2. Голова.
3. Горло.
4. Суставы.
5. Желудок.
Необходимо отметить, что вышеперечисленные позиции доша занимают только в состоянии баланса и равновесия (С.С.1.21.7.).
Чарака никогда не описывал субдоша Питта доша (Пачака Агни, Ранджака Агни, Садхака Агни, Алочака Агни и Бхраджака Агни) и субдоша Капха доша (Кледака Капха, Слешака Капха, Аваламбака Капха, Тарпака Капха и Бодхака Капха, которую называют иногда Бходжака Капха), он повествует только о субдоша Вата доша (Прана Ваю, Самана Ваю, Удана Ваю, Вьяна Ваю и Апана Ваю). Чакрапани объясняет такое невнимание Чараки к субдоша Питта и Капха доша тем, что Вата доша наиболее важная и активная из всех, а так же тем, что для лечения любого болезненного процесса в организме в первую очередь необходимо нормализовать баланс Вата доша (Чакрапани Самхита 6.28.). По этой причине Чарака досконально и наиподробнейшим образом останавливается исключительно на описании субдоша Вата доша. Субдоша же Питта и Капха доша не в такой степени значимы для лечения заболеваний, и поэтому Чарака просто опустил их.
Сушрута более подробно остановился на субдоша Вата и Питта доша (С.С.1.21.), считая их обоих очень важными, но что касается субдоша Капха доша, он даже не называет их принятыми в аюрведических текстах именами, которые мы находим у чуть более поздних авторов (например, у Вагбхаты).