Патология надпочечников
Надпочечники состоят из наружного коркового и внутреннего мозгового вещества. В корковом слое надпочечников в настоящее время выделено 50 стероидных соединений. В основе их строения лежит пиррольное кольцо — циклопентанопергидрофенантрен, в связи с чем они и получили групповое название кортикостерои-дов. Выделяется 8 биологически активных кортикостероидов, однако истинными гормонами являются кортизол (гидрокортизол), кортикостерон, альдостерон и др., которые составляют около 80 % кортикостероидов. Альдостерон образуется в клубочковой зоне коры надпочечников; кортизол и кортикостерон — в основном в пучковой зоне, а половые гормоны (тестостерон, эстрадиол, некоторое количество прогестерона) — в сетчатой зоне. Кортикостерон (предшественник альдостерона) частично образуется также в клубочковой зоне. Кроме половых гормонов известны глюкокортикоиды и минералокортикоиды. К глюкокортикоидам относятся кортизол, кортизон, кортикостерон, 11-дезоксикортизол и 11-дезок-сикортикостерон.
Наиболее активным глюкокортикоидом является кортизол. Глюкокортикоиды участвуют в регуляции углеводного, белкового и липидного обмена, способствуют повышению глюкозы в крови, стимулируют синтез РНК и белка в печени, тормозят его распад в мышечной, жировой и лимфоидной тканях, коже, фибробластах (кроме сердца и мозга), стимулируют липолиз и липолитическое действие СТГ и катехоламинов, повышают устойчивость к стрессам (инфекциям, интоксикациям, травмам).
Под воздействием глюкокортикоидов тормозится освобождение цитокининов (интерлейкинов-1 и -2 и γ-интерферона) из лимфоцитов и макрофагов; снижается выделение эозинофилами медиаторов воспаления и ингибиция метаболизма арахидоновой кислоты; индуцируется образование особого класса белков — липокортинов, обладающих противоотечной активностью. Известна их иммунодепрессивная активность.
Глюкокортикоиды стимулируют клубочковую фильтрацию и уменьшают реабсорбцию воды, усиливая диурез вследствие угнетения образования антидиуретического гормона. Установлена их минералокортикоидная активность, причем активность кортизола в этом меньше, чем кортикостерона. При избытке глюкокортикоиды оказывают сильное антиаллергическое и противовоспалтельное действие; задерживаются натрий и вода; усиливается катаболизм белка; уменьшается абсорбция кальция из кишечника; усиливается его выделение с мочой, нарушается углеводный обмен (вплоть до образования сахарного диабета); угнетаются процессы регенерации; может возникнуть язвенная болезнь; снижается сопротивляемость к инфекциям; угнетается развитие лимфоидной и соединительной ткани, в том числе РЭС; появляется эозинопения, лимфоцитопения, эритроцитоз, тромбоцитоз, нейтрофилия; повыягается свертываемость крови; могут отмечаться эпилептиформные судороги.
Альдостерон является одним из основных регуляторов водно-электролитного обмена, способствуя реабсорбции натрия в канальцах и понижая выделение его, повышает выделение ионов калия. Все это увеличивает гидрофильность тканей, объем крови (плазмы), АКД. Под его влиянием сокращается баланс Na+ и К+. Андрогены регулируют формирование половой системы и становление вторичных половых признаков, являются анаболиками, стимулирующими интенсивность прироста живой массы (осторожно: при избытке андрогенов повышается риск канцерогенеза).
Кортикостероиды образуются из холестерина (возможно, и из ацетоуксусной кислоты). Изначально синтез кортикостероидов начинается в митохондриях. Под влиянием фермента десмолазы от холестерина отрывается боковая цепь холестерина — образуется прегненолон (предшественник большинства кортикостероидов, образующихся в надпочечниках). В эндоплазматической сети из прегненолона образуются глюкокортикостероиды. Регулятором продукции и секреции их является АКТГ, а его секрецию стимулирует кортикотропин-релизинг-фактор. В свою очередь, в порядке обратной связи Глюкокортикоиды (в основном кортизол) контролируют секрецию АКТГ и кортикотропин-релизинг-фактора. Секрецию альдостерона осуществляют ренин-ангиотензивная система, динамика Nа+ и К+ в крови, уровень АКТГ, колликреин-кининовая система и простагландин А. Секреция альдостерона повышается под влиянием юкстагломерулярного аппарата почек (повышением образования ренина), гипокалиемии, гипонатрие-ии, гиповолемии, а также АКТГ. Его секреция К+ стимулируется в клубочковой (корковой) зоне.
После попадания в кровь большая часть гормонов связывается с белками плазмы, особенно с транскортином (осрглобулином). Некоторая их часть (8—10 % по кортизолу) в крови содержится в свободном состоянии, метаболизм кортикостероидов осуществляется главным образом в печени. Период полураспада кортизола в крови около 1,5 ч, кортикостерона — около 45 мин, а альдостерона — 35 мин.
В печени основная часть кортизола, кортикостерона и альдостерона инактивируется, превращаясь в тетрагидросоединения.
В хромофильных клетках мозгового слоя надпочечников и ад-ренэргических симпатических волокнах постганглионарных нейронов образуются катехоламины (адреналин, норадреналин и дофамин—5-окситирамин). Этот процесс заканчивается образованием адреналина в мозговом слое надпочечников, норадренали-на —в окончаниях симпатических нервов, а дофамина — в некоторых нейронах ЦНС.
Биосинтез катехоламинов происходит в такой последовательности: тирозин -> диоксифенилаланин (ДОФА) —> дофамин —> норадреналин —> адреналин.
Секреция адреналина и норадреналина регулируется симпатической нервной системой и высшими центрами коры головного мозга, ретикулярной формацией и гипоталамусом.
Биологические эффекты катехоламинов опосредуются через α-, β-адренэргические и дофаминэргические рецепторы на наружной поверхности клетки. При активизации β-адренорецепторов повышается секреция инсулина, соматостатина, глюкагона, тироксина, кальцитонина, ренина, гастрина, ПТГ и снижается секреция АКТГ, СТГ.
Адреналин усиливает и ускоряет сокращения сердца, повышает АКД, расслабляет гладкие мышцы микробронхов, кишечника, расширяет сосуды сердца и мышц, сужает сосуды кожи, слизистых оболочек, способствует сокращению матки и селезенки, участвует в пигментном обмене, повышает чувствительность щитовидной железы к ТТГ, играет большую роль в реакции организма на стресс. Под его влиянием увеличивается секреция АКТГ и кортикостероидов, он усиливает распад гликогена в печени, липолиз. В отличие от адреналина норадреналин практически не влияет на обмен углеводов и гладкие мышцы; повышает артериальное кровяное давление.
Дофамин в гипоталамусе, гипофизе, кровеносных сосудах активирует рецепторы, взаимодействующие только с ним, а также α1 и β-адренорецепторы. Под воздействием адренорецепторов учащается сердечная деятельность, повышается потоотделение, снижается функция щитовидных желез под влиянием α-рецепторов и повышается под влиянием β-рецепторов, повышается секреция ПТГ, ренина, гастрина, гликогеколиз, липолиз.
Гипокортицизм — недостаточность коры надпочечников представляет собой синдром, возникающий вследствие снижения секреции глюко- и минералокортикоидов корой надпочечников (острой и хронической). Хроническая недостаточность может быть первичной, вторичной и третичной. Первичная возникает при первичном поражении коры надпочечников; вторичная — при снижении секреции АКТГ гипофизом, а третичная — при нарушении секреции кортикотропин-рилизинг-гормона при поражении гипоталамуса.
Первичная хроническая недостаточность надпочечников (болезнь Аддисона) возникает при туберкулезе и аутоиммунном поражении их. В аутоиммунном генезе значительная роль придается нарушению взаимодействия Т-хелперов, Т-супрессоров или недостаточности Т-супрессоров. Недостаток глюкокортикоидов (кортизола и кортикостерона) приводит к адинамии, сердечно-сосудистым и желудочно-кишечным расстройствам, снижению устойчивости к инфекциям, интоксикациям, гипогликемии, нейтропении, эозинофилии, лимфоцитозу, импотенции, гиперпигментации кожи и слизистых оболочек. Снижается аппетит, животные худеют, возникают диарея, рвота, гипотермия, гипотензия. На ЭКГ низкий вольтаж зубов, интервал S—Т ниже изопотенциаль-ной линии, уплощен отрицательный или двухфазный зубец Т, интервал Р— Q и комплекс QRS удлинены.
Болезнь аутоиммунного генеза часто сочетается с другими заболеваниями: аутоиммунным гипопаратиреозом, сахарным диабетом, гипотиреозом. Может возникнуть острая недостаточность (криз), индуцируемый острой инфекцией, интоксикацией, беременностью. Вследствие острого недостатка кортизола и альдостерона развивается эксикоз, коллапс, нарушение функции почек, тяжелая гипогликемия, которые обусловливают тяжелую клиническую картину и могут закончиться летально.