Эмоции как производные биологических процессов и сочетание эмоций как личностные черты
После Куттета и Шейера, после исследований Спилберга (1966) многие ученые рассматривают эмоции как двойственный феномен: одновременно и как состояние, и как черту. «Состояние» и «черта» различаются длительностью переживания и степенью выраженности эмоций. Термином «эмоциональная черта» (например, «вспыльчивость») обозначается склонность индивида к переживанию того или иного эмоционального состояния.
Плутчик рассмотрел эмоции как приспособительные средства, которые играли роль в выживании индивидов на всех эволюционных уровнях.
Таблица 3
Основные прототипы адаптивного поведения и эмоций,
отнесенных к ним
Адаптивный комплекс | Первичная эмоция |
1. Объединение – погашение пищи и воды | Принятие |
2. Непринятие – реакция устранения, выделения рвоты | Отвращение |
3. Разрушение – устранение препятствия на пути удовлетворения потребности | Гнев |
4. Защита – ответ на боль или угрозу боли | Страх |
5. Воспроизведение – ответы, связанны с сексуальным поведением | Радость |
6. Лишение – потеря объекта, приносящего удовольствие | Горе |
7. Ориентировка – ответ на контакт с новым незнакомым объектом | Испуг |
Исследование – более или менее случайные действия в изучаемой окружающей среде | Ожидание или любопытство |
Плутчик определяет эмоцию как комплексный ответ, соответствующий одному из адаптивных биологических процессов, общих для всех живых организмов. Он рассматривает первичную эмоцию как переходящую и обычно запускаемую внешним стимулом. Существуют физиологические и поведенческие выразительные комплексы деятельности, связанные с каждой эмоцией и с каждой комбинацией эмоций (или вторичной эмоцией). Комплексы для каждой из первичных эмоций на физиологическом и поведенческом уровне определяются как конструкторы, истинная природа которых может быть выделена лишь приблизительно. Интересно отметить, что теоретические взгляды Плутчика близки к взглядам Венгера (Wenger, 1950), который, подобно Ланге, придавал большее значение состоянию организма, чем восприятию изменений в организме и последовательности чувств в сознании, как это делал Джемс.
Плутчик утверждает, что его теория может быть использована при изучении личности в психотерапии. Он предположил, что личностные черты могут рассматриваться как вторичные эмоции, представляющие две или несколько первичных. Плутчик указывал, что восемь первичных эмоций дают 28 парных комбинаций и 56 тройных комбинаций, т.е. всего 84 различные эмоции одного уровня интенсивности. Предположив существование хотя бы четырех различимых уровней интенсивности, мы увеличим это число эмоций до 336. Плутчик думает, что понимание способа смешения эмоций поможет анализу многих важных эмоциональных феноменов. Например, он предлагает следующие формулы: гордость = гнев + радость; любовь = радость+ + принятие; любопытство = удивление + принятие; скромность = = страх + принятие; ненависть = гнев + удивление; вина = страх + + радость или удивление; сентиментальность = принятие + горе. Социальные регуляторы (феномены суперэго) могут быть поняты в системе Плутчика как сочетание страха и других эмоций, а тревожность – как сочетание страха и ожидания.
Плутчик сделал вывод что обучение и опыт влияют на эмоции лишь в очень специфическом отношении:
«(1) Индивид может научиться изменять или подавлять некоторые внешние выразительные признаки эмоций…; и (2) индивидуальный опыт повлияет на то, какие прототипические комплексы будут более вероятно преобладать в его поведении, а какие – маскироваться или взаимодействовать» (Plutchik, 1962).
Глава 3. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ
Понятие о настроении
Под настроением понимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение очень разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.п.
Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Отмечая особенности настроения, С.Л. Рубинштейн указывал, во-первых, что оно не предметно, а личностно, и, во-вторых, это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а размытое, общее состояние.
Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему их человеку, а тем более окружающим его людям. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости; настроение – это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. Но причина всегда есть и может быть определена. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди. Все это позволяет отметить различную степень осознанности настроения.
Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характер и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель.
Настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают некоторые люди, деля окружающих на оптимистов и пессимистов. В то же время настроение может носить кратковременный, переходящий характер, что особенно ярко выражено в детском возрасте. Не имея сложившейся организации и иерархии мотивов, дети легко поддаются смене настроения: любое эмоциональное впечатление беспрепятственно распространяется, порождая неустойчивые, переменные, капризные настроения. С возрастом сфера распространения настроения ограничивается – воздействие должно быть значимым для личностной сферы. Настроение становится более устойчивым.
Настроение накладывает существенный оттенок на поведение, стимулирует или подавляет деятельность человека. Одна и та же работа при разных настроениях может казаться то легкой и приятной, то тяжелой и удручающей. Хорошо работает человек, когда он бодр, спокоен, весел, и гораздо хуже, когда он встревожен, раздражен, недоволен. Плохое настроение сказывается на работе окружающих. Человек не должен быть рабом своего настроения, как заметил один известный герой: «Хорошее настроение никто не поднесет на блюдечке, о нем следует самому позаботиться». Поэтому человек должен управлять своим настроением. Для этого можно использовать образы и ситуации, приятные человеку. При господстве положительного, жизнерадостного настроения человек легко переживает временные неудачи и огорчения.
Настроение – это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе.
Порождаясь как бы диффузной иррадиацией или «обобщением» какого-нибудь эмоционального проявления, настроение часто характеризуется как радостное или грустное, унылое или бодрое, смешливое или ироническое – по тому эмоциональному состоянию, которое является в нем господствующим. Но настроение отчасти более сложно, и, главное, более переливчато-многообразно и по большей части расплывчато, более богато малоуловимыми оттенками, чем более четко очерченное чувство. Поэтому оно иногда характеризуется, например, как праздничное или будничное – своим соответствием определенной ситуации, или как поэтическое – своим соответствием определенной области творчества. В настроении отражаются также интеллектуальные, волевые проявления: мы говорим, например, о задумчивом или решительном настроении. Вследствие своей «беспредметности» настроение возникает часто вне сознательного контроля: мы далеко не всегда в состоянии сказать, отчего у нас то или иное настроение.
В возникновении настроения участвует обычно множество факторов. Чувственную основу часто составляют органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и те разлитые, слаболокализованные органические ощущения, которые исходят от внутренних органов. Однако это лишь чувственный фон, который у человека редко имеет самодовлеющее значение. Скорее даже и само органическое, физическое самочувствие человека зависит, за исключением резко выраженных патологических случаев, в значительной мере от того, как складываются взаимоотношения человека с окружающим, как он осознает и расценивает происходящее в его собственной жизни. Поэтому то положение, что настроение часто возникает вне контроля сознания – бессознательно, не означает, что настроение человека не зависит от его сознательной деятельности, от того, что и как он осознает; оно лишь означает, что он часто не осознает этой зависимости, она как раз не попадает в поле его сознания. Настроение в этом смысле – бессознательная, эмоциональная «оценка» личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства.
То или иное настроение может возникнуть у человека под влиянием отдельного впечатления (от яркого солнечного дня, унылого пейзажа и т.д.); его может вызвать неожиданно всплывшее воспоминание, внезапно мелькнувшая мысль. Однако для того, чтобы это единичное впечатление, воспоминание, мысль определили настроение, нужно, чтобы их эмоциональный эффект нашел подготовленную почву и созвучные мотивы, чтобы он «обобщился».
Мотивация настроения, ее характер и глубина у разных людей бывает весьма различной. «Обобщение» эмоционального впечатления в настроении приобретает различный и даже противоположный характер в зависимости от общего строения личности. У маленьких детей и взрослых – больших детей – чуть ли не каждое эмоциональное впечатление, не встречая собственно никакой устойчивой организации и иерархии мотивов, никаких барьеров, беспрепятственно иррадиирует и диффузно распространяется, порождая чрезвычайно неустойчивые, переменчивые, капризные настроения, которые быстро сменяют друг друга; и каждый раз субъект, не способный совладать с первым падающим на него впечатлением и как бы локализовать его эмоциональный эффект, легко поддается этой смене настроения.
По мере того, как складываются взаимоотношения личности с окружающими, в самой личности выделяются определенные сферы особой значимости и устойчивости. Уже не всякое впечатление оказывается способным изменить общее настроение личности; оно должно для этого иметь отношение к особо значимой для личности сфере. Проникая в личность, впечатление подвергается как бы определенной фильтровке; область, в которой происходит формирование настроения, таким образом ограничивается; человек становится менее зависимым от случайных впечатлений. Вследствие этого его настроение становится значительно более устойчивым.
Настроение в конечном счете оказывается связанным с тем, как складываются для личности жизненно важные отношения с окружающими и ходом собственной деятельности. Проявляясь в «строе» деятельности, вплетенной в действительные отношения с окружающими, настроение в ней же и формируется. При этом существенным для настроения является, конечно же, не сам по себе объективный ход событий, независимо от отношения к нему личности, а то, как человек расценивает происходящее и относится к нему. Поэтому настроение человека существенно зависит от его индивидуальных характерологических особенностей, в частности от того, как он относится к трудностям – склонен ли он их переоценивать и падать духом, легко демобилизуясь, либо перед лицом трудностей он, не предаваясь беспечности, сможет сохранить уверенность в том, что с ними справится.
Глава 3. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ