Индивидуальные особенности мышления
Имеются различные взгляды на типы мышления. Первой теорией, достойной рассмотрения и уважения можно считать теорию К.Г. Юнга. Юнг считал, что существует четыре типа мышления, отсюда и четыре типа людей.
1. Сенсорно – мыслящий. Этот тип людей в принятии решений опирается на логику и объективные данные. Для таких людей важно структурировать получаемую информацию, концентрироваться на поставленных задачах. Они рискуют меньше других. Когда с ними проводится работа по принятию решений, ее необходимо выстраивать за счет уточняющих и направляющих вопросов, а так же концентрации внимания на поставленных целях.
2. Интуитивно – мыслящий. Этот тип людей склонен игнорировать конкретную детальную информацию. Они предпочитают делать далеко идущие планы, нацеленные на новые возможности. Акцент в работе с такими людьми необходимо делать на позитивном восприятии и использовании метафор, которые для них являются источником активизации мыслительных процессов. В последующем необходимо конкретизировать поставленные цели и удерживать в этих рамках.
3. Сенсорно – чувствительный тип людей. Для них в принятии решений важна целостность всех составляющих этого решения и одобрение других людей. Эта категория людей сосредотачивает свое внимание на ближайших целях и ориентируется на факты. Отсюда изменение их убеждений должны носить четкий и конкретный характер, а решения должны быть привязаны к конкретным людям.
4. Интуитивно – чувствительный тип людей. Эта категория людей в большей степени полагается на собственные суждения и опыт. Часто выдают собственное мнение за факты. Они делают акцент на своей интуиции и полностью доверяются ей, поэтому в принятии решений необходимо делать акцент на их личных возможностях, в которые они верят. В тоже время для них необходимо разрабатывать четкие и конкретные планы, согласуя с объективной реальностью.
В своей практике мы обычно не встречаем представителей чистых стилей мышления. Обычно мы имеем дело с сочетанием двух стилей мышления и соответствующим им психоформам поведения. Один из них может быть выражен намного ярче, что больше приближает его к описаниям американской исследовательницы, но бывает и почти равное сочетание двух стилей мышления, тогда бывает трудно выявить преобладающий.
Психологическая характеристика
эмоциональной сферы психики
В психологии эмоциями называются процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.
Эмоции в узком понимании имеют отчетливо выраженный ситуативный характер. С одной стороны они обусловлены потребностями (мотивацией), личностными особенностями, с другой – особенностями воздействий (ситуацией).
Эмоции человека выражаются в:
· субъективных специфических переживаниях;
· поведении;
· физиологических изменениях в организме.
В структуре эмоционального явления можно выделить три компонента: предмет, эмоциональное переживание и потребность (мотив).
1. Предмет эмоции представляет любое значимое для человека, событие (явление), в связи с которым и по поводу которого возникает эмоциональное переживание. Это может быть оценка на экзамене, опоздание на работу, природное явление, чей-то поступок, собственная мысль и т. п. Такие значимые события и ситуации называются эмоциогенными. Они могут возникать стихийно или создаваться кем-то преднамеренно. Предмет определяет содержание эмоциональных переживаний. Однако человек далеко не всегда осознает предметное содержание своих эмоций.
2. Центральный компонент эмоционального явления представлен эмоциональным переживанием, то есть той субъективной реакцией, которая возникает при столкновении человека с эмоциогенной ситуацией: радость, недоумение, удивление, испуг и т. п. Эмоциональное переживание возникает непроизвольно и всегда осознается человеком. Оно в той или иной степени изменяет сознание и весь внутренний душевный мир человека (внимание, мышление, память, воображение, восприятие), а также его физиологические процессы (сердечно-сосудистые, дыхательные, пищеварительные и т. д.).
3. Потребность (мотив) составляет третий структурный компонент эмоционального явления. Она выступает как внутреннее психологическое основание (критерий) для эмоциональной оценки значимости чего-либо для человека. Значимость той или иной ситуации определяется тем, в какой мере связана она с актуальной в данный момент потребностью (потребностями), препятствует или способствует ее удовлетворению. Значимость всегда задана потребностями. Поэтому при их отсутствии эмоции невозможны. Например, у голодного человека возникает множество связанных с этим эмоциональных переживаний, порождаемых соответствующими ситуациями. Однако те же самые ситуации сразу же перестают быть значимыми, как только пищевая потребность будет удовлетворена. Таким образом, эмоциональные переживания можно рассматривать как субъективные реакции на значимые для удовлетворения потребностей и мотивов человека жизненные ситуации.
Эмоция – это форма переживания актуальной потребности. Однако, она не определяется изолированно взятой потребностью, а возникает и протекает на любом этапе деятельности по ее удовлетворению, поэтому может протекать как:
· отражение реальной потребности
· предвосхищение результата
· отражение хода деятельности
· отражение результата.
ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ
И.П. Павлов отмечал, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых образований: «Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы».
Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий.
Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Исследователи мозга обнаружили в области подкорки (в гипоталамусе) особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания и удовольствия, агрессии и успокоения.
Физиологические исследования выявили значение некоторых узкоспециализированных структур головного мозга для возникновения эмоциональных состояний:
- гипоталамо-гипофизарная область;
- лимбическая система;
- ретикулярная формация;
- лобные доли, височные доли, задние (теменно-височно-затылочные) отделы коры полушарий.
Изменения в нервной системе порождают эмоциональный процесс, сопровождающийся в своей кульминации субъективным переживанием специфической эмоции. Эти изменения отличаются от тех внутренних и внешних феноменов, которые их обусловливают и которые рассматриваются обычно как “причины” или “детерминанты” эмоции.
Томкинс доказал, что нервная активация всех эмоций может быть описана с помощью принципа плотности нервного возбуждения. Он показал, что некоторые эмоции постоянно проявляются при повышении нейронной стимуляции, некоторые – при ее уменьшении, а некоторые – при достижении, ею устойчивого уровня.
Кроме того, нейронные механизмы, относящиеся к специфическим эмоциям, могут быть генетически запрограммированы к избирательному восприятию определенных воздействий. Предполагается, что избирательное восприятие действует по-разному в различном возрасте и на различных стадиях развития, зависит от зрелости эмоциональных механизмов индивида и способности субъекта преобразовывать условия, вызывающие эмоцию.
Отмечено, что за отрицательные эмоции «отвечает» правое полушарие, а за положительные – левое.
Имеется связь эмоций с раздражением разных отделов вегетативной нервной системы: приятных – с раздражением парасимпатической НС, неприятных – с симпатической. Но есть и исключение – при состоянии ужаса преобладает парасимпатическая НС.
Переживание состояния радости, наслаждения сопровождается появлением в крови холинэргических веществ; страха, тревоги, тоски – адреналина; гнев – норадреналина.
ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ
1. Контрольная или оценочная – если деятельность успешна, то возникают положительные эмоции; если неуспешна – отрицательные. Эмоциональная оценка отличается от осознанных когнитивных оценочных операций ума, она выполняется на чувственном уровне.
2. Направляющая – все, что раньше вызывало положительные эмоции, вызывает поведение в направлении этих объектов. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.
3. Побудительная. Активизация и мобилизация-демобилизация (положительные эмоции мобилизуют, активизируют поведение, а отрицательные дезорганизуют).
4. Предвосхищение. Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована.
5. Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения. Переключательная функция эмоций наиболее ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Конфликт потребностей переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок субъекта.
6. Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д.
7. Защитная (сигнальная) функция. Возникновение некоторых отрицательных эмоций (таких как страх, тревога и др.) предупреждает человека о реальной или мнимой опасности и защищает от неприятных последствий, а, возможно, от гибели.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ЭМОЦИЙ
1. По физиологической локализации выделяют эпикритические (корковые) – присущи только человеку (эстетические, этические, нравственные) и протопатические (подкорковые, таламические) – присущи и человеку и животным (удовлетворение чувства голода, жажды, полового чувства);
2. По знаку эмоциональной реакции эмоции могут быть положительными (переживания радости, воодушевления, возникают при удовлетворении потребности) и отрицательными (огорчение, тревога, раздражение, гнев, возникают при затруднении в достижении цели);
3. По интенсивности и продолжительности эмоции делятся на: аффект, собственно эмоции, чувства, настроение;
4. По качеству описано разыми авторами от 6 до 20 «основных, или фундаментальных, эмоций»: радость, удивление, интерес, возбуждение, страдание, гнев, отвращение, презрение, разочарование, страх, стыд, вина и т.д.;
5. По воздействию на организм выделяют стенические – эмоции повышающие жизненный тонус организма (побуждают на активную деятельность, борьбу для достижения цели) и астенические – угнетающие, тормозящие эмоции (подавляют активность, снижают потребность в социальных контактах).
6. По объекту направленности (на себя, других, в прошлое – будущее)
Аффект
Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными поведенческими (двигательными) и физиологическими проявлениями. Иначе, аффект – взрывная аварийная реакция на экстремальную ситуацию. Аффект полностью захватывает психику человека. Тем самым образуется обобщенный аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом, включая сопутствующие ассоциации и движения. В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности – избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление.
Это "сужение сознания" при аффекте, с нейрофизиологической точки зрения, связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и торможения. В состоянии аффекта страдает, прежде всего, тормозной процесс, возбуждение начинает беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания.
Подкорковые образования при аффектах приобретают определенную автономию, что выражается в бурных примитивных реакциях. Они проявляются в виде стереотипных действий (агрессия, бегство, оцепенение), и при этом теряется чувство реальности. Действия в состоянии аффекта отличаются отсутствием осознанных конкретных целей. Используемые при этом средства ограничиваются объектами, случайно попавшими в поле крайне суженного сознания. Общее направление хаотичных действий при аффекте – стремление устранить травмирующий раздражитель.
Волевая регуляция поведения человека может проявиться лишь в стадии возникновения аффекта. В дальнейшем человек утрачивает волевой контроль.
К аффектам относятся: ярость, ужас, отчаяние, экстаз. Выделяют:
1. Физиологический аффект, возникающий в ответ на интенсивную психическую травму, и проявляющийся в виде, например, гнева, радости, не сопровождающийся помрачением сознания, автоматизмами, амнезией. Человек с достаточно развитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями.
Стадии аффекта:
1) Кумуляция или накопление.
2) Собственно аффект или разрядка.
3) Астенизация.
2. Патологический аффект – кратковременное психическое расстройство, возникающее в ответ на интенсивную психическую травму, выражающееся в концентрации внимания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, помрачением сознания по типу сумеречного состояния, двигательными автоматизмами, за которым следует общая расслабленность, часто глубокий сон, частичная или полная амнезия. Патологический аффект может возникнуть у лиц с органическим поражением головного мозга, в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, а также у психопатических личностей.
Отличия физиологического и патологического аффектов представлены в таблице.
№ | Физиологический аффект | Патологический аффект |
1. | Высшая интенсивность возбуждения | Сверхинтенсивность перевозбуждения |
2. | Соответствие вызвавшей причине | Несоответствие вызвавшей причине |
3. | Значительная дезорганизация сознания ("сужение" сознания") | Полная дезорганизация сознания, умопомрачение |
4. | Несдержанность в действиях | Полная потеря способности отдавать отчет в своих действиях |
5. | Несвязанность ассоциативных идей, доминирование одного представления | Бессвязное хаотическое сочетание идей |
6. | Сохранение отдельных воспоминаний | Амнезия |
Собственно эмоции
Собственно эмоции – выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в ней. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Особенности эмоций:
· имеют ситуационный характер;
· способны предвосхищать ситуации и события благодаря представлениям о пережитых или воображаемых ситуациях;
· обладают способностью к обобщению и коммуникации (индивидуальный опыт переживаний формируется и в результате эмоциональных сопереживаний);
· воспринимаются как состояния, происходящие «во мне»;
· участвуют в развитии смысловой сферы личности (эту функцию выполняют, например, эстетические эмоции).
Факторы, определяющие эмоции: 1) характер получаемой извне информации, 2) неожиданность информации, 3) степень достаточности информации, 4) вероятность удовлетворения актуализированной потребности, 5) уровень активации (если он слишком высок, то остаток активации переносится на последующую эмоцию, которая усиливается), 6) уровень умственного развития, 7) предшествующий опыт.
Эмоциональный контроль зависит:
· от нейротипа, биологической (генетической) конституции и темперамента;
· от степени зрелости личности, самоконтроля и волевой регуляции эмоционального поведения;
· социальной культуры и субкультуры, семейного воспитания.