Xv. дискуссионные проблемы психофизиологии
Как было отмечено выше, душа, психическая деятельность является объектом исследования наук, весьма отличных по своей методологии, методическим приемам, теоретическим концепциям, тесноте связи с практической деятельностью человека. И это, естественно, неизбежно, потому что психика представляет собой столь сложный многогранный объект, который может быть понят только при рассмотрении с разных позиций. Но это обстоятельство порождает и значительные трудности в создании единой концепции о сущности души, является поводом многочисленных дискуссий по частным и общим вопросам, дискуссий, нередко не дающих позитивных результатов.
Среди причин, порождающих такую ситуацию, прежде всего можно выделить следующие.
Во-первых, в самой психологии и особенно при сопоставлении с другими дисциплинами, к сожалению, имеет место значительная неоднозначность используемых терминов и понятий. Нормативная психологическая терминология, особенно на международном уровне, только на самом начальном этапе своего формирования. Это приводит к бесплодности многих дискуссий, поскольку такой «языковой барьер» не позволяет обсуждать существо проблемы. Положение дел усугубляется еще и тем, что в психологии используются нередко понятия очень высокой степени абстрагирования, которые с позиций естествознания толкуются весьма неоднозначно. Эта сложность трудно преодолима, слишком велик груз традиций, слишком велики междисциплинарные дистанции. Способ, который может облегчить ситуацию, — весьма желательное использование и в
119научной, и особенно в учебной литературе ссылок на соответствующие толковые словари или раскрытие конкретного содержания того или иного термина.
Во-вторых, естественные науки, и прежде всего физиология, по уровню своего развития, накопленной фактологии и теоретических концепций далеко не всегда способны дифференцировать то многообразие оттенков и частностей, которыми характеризуют психические феномены. Например, механизмы эмоций — далеко не простая проблема, хотя физиология и располагает определенными позитивными знаниями. Но если речь заходит о таких частных проявлениях эмоций, как радость, горе, чувства, настроения, переживания и т. д., то объективных физиологических данных катастрофически недостаточно для расшифровки механизмов этих состояний. Однако интенсивная работа в этой области, постепенное накопление материала дают основания для определенного оптимизма и в этом отношении.
В-третьих, не нашла своего окончательного решения и психофизическая (психофизиологическая) проблема — проблема о соотношении психических и физиологических (в частности, нервных) процессов. Диапазон мнений, точек зрения в рамках данной проблемы очень широк — от полного отрицания причинно-следственной органической связи между идеальным и материальным, психическим и физическим до рассмотрения психики как ординарной физиологической функции определенных морфологических структур. Представляется, что продуктивное продвижение в направлении сближения таких противоречивых точек зрения возможно с учетом следующих обстоятельств. Жизнедеятельность человеческого организма должна рассматриваться только во взаимодействии его с внешней средой (непременно включая и социальную среду). На современном этапе развития человеческих знаний просто невозможно представить существование психики вне всякой связи и независимо от живого человеческого организма.
Не вызывает особых возражений, что психические и соматические процессы находятся в неоднозначном вза-
имоотношении. Можно говорить по крайней мере о трех вариантах таких взаимоотношений. Действительно, порой психическое и физическое обнаруживается лишь только как случайно синхронно протекающие процессы, и иного рода взаимосвязь представляется маловероятной. Например, состояние легкой грусти и перистальтика кишечника. Достаточно много примеров, когда соматические процессы запускаются или модулируются психическими процессами и состояниями, как это рассматривалось выше при разборе психомоторики и психовеге-татики. И, конечно же, бесспорным является множество факторов, свидетельствующих о влиянии соматики на психику. С позиций естествознания нет альтернативы концепции (хотя следует признать, что не всегда для этого имеются непосредственные факты), что психические феномены развиваются на основе соматических функций, включая сюда и деятельность нервной системы в условиях взаимодействия организма с внешней средой. В-четвертых, в физиологии принято решать задачи о механизмах функционирования человеческого организма не только при помощи исследований на людях (с неизбежными ограничениями), но и в экспериментах на животных, используя их как адекватные биологические модели. Относительно соматических функций такая адекватность легко демонстрируется и проверяется, она доказана теоретически и экспериментально. Применительно же к психическим функциям это далеко не всегда является достаточно очевидным. Безусловно, при интерпретации экспериментальных данных, полученных на животных, применительно к человеческой психике по вполне понятным причинам возникают очень большие трудности, но они не представляются безнадежно непреодолимыми. Успехи сравнительной и эволюционной физиологии, зоопсихологии, сравнительной психологии, разработка уникальных методических приемов дают основания для оптимистического отношения и к этой проблеме.
И в-пятых, в настоящее время большинством психологов, нейропсихологов и нейрофизиологов считается общепринятым, что непосредственным предшественником всех
121психических феноменов является мозговая активность, в частности, возбудительные процессы и тормозные состояния нейронов. Вместе с тем имеются пока непреодолимые трудности в представлении относительно трансформации этих в сущности физических, химических процессов в психические явления. Достаточно трудно допустить в этом случае аналогию, сравнимую с переходом, например, тепла в свет или электричества в тепло и т. п.
Такая аналогия исключается, прежде всего, потому, что она входит в противоречие с законами сохранения массы и энергии. Сколько-нибудь конструктивных, не противоречащих современному естествознанию концепций по этой проблеме нет. Это приводит к устойчивости позиций об отсутствии взаимосвязи материального и идеального. Имеющие место попытки объяснения происхождения психики на основе информационно-энергетической концепции (Л. М. Чайлахян и др.) носят, в лучшем случае, абстрактно-гипотетический характер. Таким образом, эту проблему можно считать открытой. Но не закрытой! Прорыв в этой области еще впереди.
Завершая эту главу и учебное пособие в целом, трудно избежать риска упомянуть явления, которые в настоящее время обозначают как парапсихические феномены (пси-явления, экстрасенсорика). Сразу же следует оговориться, что ныне действующий Устав Международной ассоциации научной психологии устанавливает, что занятия парапсихологией не могут быть совмещены с пребыванием в этой ассоциации, а доклады, посвященные проблеме парапсихологии, не могут быть включены в программу съездов научных психологов. Но ... в свое время великий А. Лавуазье по поводу метеоритов утверждал, что «камни с неба падать не могут, потому что их там нет».
Серьезного анализа парапсихологических феноменов, практически, никто не проводил. Поражает их разнообразие, экстраординарность, слабая воспроизводимость, невозможность объяснения с позиций современного естествознания. Представляется, что в эту большую неоднородную группу явлений входят и такие, истинность
которых когда-то будет подтверждена, и такие, которые являются следствием просто заблуждений некоторых исследователей, и такие, которые обусловлены психопатологическими особенностями отдельных личностей, но и такие, которые умышленно с определенной целью создаются профессиональными аферистами. В будущем каждое из парапсихических феноменов займет соответствующее из числа этих четырех место.
Чисто терминологически В. Т. Кондрашенко и Д. И. Донской (1993) среди них различают следующие:
1) проскопия — предвидение;
2) реинкарнация — повторное рождение, воплощение в другом человеке;
3) ретроспекция — способность воспроизводить информацию о прошлых событиях;
4) интроспекция — видение внутренних органов;
5) дермовидение — кожное зрение;
6) мысленные фотографии — изображение на фотоматериале, производимое волевым усилием;
7) психометрия — получение информации о человеке при исследовании какого-либо предмета;
8) лозоискательство — нахождение подземных предметов по движениям веточки лозы или иных приспособлений;
9) психокинез (телекинез) — передвижение предметов волевым усилием;
10) левитация — способность преодолевать силу земного притяжения;
11) полтергейст — самопроизвольное, но часто осмысленное передвижение предметов, производство звуков, запахов и т. д.;
12) телепатия — мысленное общение между индуктором и реципиентом;
13) ясновидение — получение знаний об объективных событиях внешнего мира, не основанное на работе известных органов чувств и рациональных рассуждений.
Таким образом, не априорное отрицание или бездоказательное утверждение, а серьезный естественнонаучный анализ позволит определить рациональные положения и тем самым вывести их за рамки парапсихологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психофизиология, являясь естественнонаучной базой психологии в целом, представляет собой таковую и для ее практических ветвей, то есть областей применения психологических знаний в различных сферах практической деятельности: социальная работа, юриспруденция, педагогика, медицина, спорт, эргономика и др.
В первую очередь следует обратить внимание на следующие аспекты:
1. Учет психологических возможностей и особенностей человека при организации его бытия и деятельности во всем их разнообразии. Можно было бы привести множество примеров, когда забвение этого положения или некомпетентность в практической психологии приводит к многократному снижению эффективности деятельности человека и наносит вред его здоровью.
2. Разработка принципов, методов, способов психотропных воздействий, то есть таких воздействий, которые оказывают достаточно выраженное влияние на психические состояния, процессы и свойства. Это направление характеризуется также весьма широким разнообразием. Психотропное воздействие могут оказывать и информационные (слово, семантика какого-либо сигнала), и физические (механические, световые, тепловые, электромагнитные и многие другие), и химические (лекарственные средства, токсические вещества), и биологические (различные представители растительного и животного мира) факторы. При этом следует иметь в виду, что такие воздействия могут быть не только четко осознаваемы, но реализовываться на подсознательном и бессознательном уровнях. Следовательно, с технической точки зрения ими можно воспользоваться без
учета желания человека, то есть они могут быть применены не только во благо, но и во зло.
3. Разработка методов самоконтроля и саморегуляции физического и психического состояния, адеквати-зируя его к конкретной ситуации. Это, безусловно, возможно и целесообразно в обычных, повседневных условиях, но особенно важно при экстремальных ситуациях — при наличии угрозы для жизни или когда неправильная деятельность человека может привести к катастрофическим последствиям.
4. Данные психофизиологии уже достаточно давно и с высокой социальной и экономической эффективностью используются при профессиональном отборе, профессиональной ориентации и рациональном распределении по специальностям.
5. Имеются достаточные основания, чтобы отдельно указать на использование психологии для понимания генеза психической и психосоматической, патологии, а также для разработки методов рациональной терапии, в том числе и психотерапии.
Это только основные, принципиальные аспекты, которые дают большое разнообразие конкретных направлений в различных областях практической психологии.
Психофизиология — бурно развивающаяся область человеческих знаний, она энергично разрабатывается и психологами и физиологами. Это именно тот туннель, по которому психология и физиология идут навстречу друг другу.
124Содержание
Ведение......................................................................3
I. Психология естествознания......................................5
II. Методы изучения физиологии психических
функций человека................................................18
III. Восприятие...........................................................35
IV. Уровни бодрствования...........................................49
V. Внимание...............................................................57
VI. Научение...............................................................60
VII. Память.................................................................70
VIII. Эмоции................................................................76
IX. Речь......................................................................81
Х. Мышление. Разум. Интеллект.................................88
XI. Типы высшей нервной деятельности.
Темперамент.......................................................94
XII. Поведение............................................................99
XIII. Проблема сознания в практической
психологии........................................................106
XIV. Психосоматическое взаимодействие..................111
XV. Дискуссионные проблемы психофизиологии......119
Заключение..............................................................124