Некоторые дискуссионные проблемы, относящиеся к лидерству

Обсуждение проблемы лидерства было бы не полным без обсуждения следующих дискуссионных вопросов:

национальные аспекты;

социально-демографические особенности;

этические аспекты работы руководителя.

Национальные аспекты. В главе I отмечалось, что национальная культура той или иной страны определяет многие аспекты поведения людей в организации, и в частности поведение руководителей и их подчиненных. При этом наибольшее влияние оказывает такой важ­ный аспект национальной культуры каждой страны и менталитета ее граждан, как «дистанция власти». В тех странах, в которых она вели­ка, автократические формы управления используются гораздо чаще, причем от подчиненных можно ожидать достаточно терпимого к ним отношения. Демократические формы управления наиболее широкое распространение получили в тех странах, в которых «дистанция вла­сти» невелика: в Норвегии, Финляндии, Дании, Швеции. Невелика она и в США, поэтому неслучайно, что именно там зародились мно­гие теории управления, основанные на участии работников в управ­лении, групповом принятии решений и делегировании полномочий.

Социально-демографические особенности (пол, возраст, образо­вание и опыт работы) также оказывают определенное влияние на специфику и эффективность работы руководителя. Например, уста­новлено, что стиль управления у мужчин и у женщин может замет­но отличаться. Женщины, как правило, предпочитают более демок­ратические формы управления. Они чаще, чем руководители-мужчины, привлекают подчиненных к принятию решений, делятся с ними властью и информацией. Мужчины же чаще склонны к командно-директивному стилю управления.

В будущем все большее значение в работе организации будет придаваться коллективной работе, гибкости и способности быстро перестраиваться в ситуациях постоянно меняющихся условий производства, делегированию полномочий, умению мотивировать подчиненных, заботиться об их поддержке и развитии. В силу своих природных особенностей женщины могут решать эти задачи не хуже, а в ряде случаев даже лучше, чем мужчины. К тому же считается, что сегодня успех руководителя во многом зависит от его умения договариваться с вышестоящим руководством, поставщиками про­дукции, партнерами, представителями общественности, т.е. от уме­ния вести переговоры. Женщины же обладают в этой области хоро­шими способностями. Они в меньшей степени, чем мужчины, склонны конкурировать, не боятся в чем-то уступить и даже поте­рять, если речь идет о налаживании длительных отношений, обе­щающих долговременный стабильный результат.

Этические аспекты работы руководителя. Известно, что этика от­ношений в организации во многом определяется этикой поведения ее руководителей: важно то, что они говорят, но еще важнее то, что они делают. Так, например, если руководители используют, напри­мер, средства организации в своих личных целях, то это может стать неписаной нормой поведения и для других членов организации. То же самое касается и продвижения сотрудников. Если при поощрении сотрудников и их продвижении предпочтение отдается тем, кто дости­гает желаемых результатов весьма сомнительными способами, то эти­ми способами охотно будут пользоваться и остальные сотрудники.

ВЛАСТЬ

Власть — это способность одного человека влиять на пове­дение другого.

Основу власти составляет зависимость. Например, В зависит от А, когда А обладает чем-то, что необходимо В.

Понятия «лидерство» и «власть» тесно взаимосвязаны между со­бой. Лидеры пользуются властью, чтобы достичь своих целей. Вместе с тем между этими двумя понятиями имеются и существенные раз­личия. Лидерство предполагает необходимость достижения целей, в то время как проявление власти не всегда будет основано на этом предположении. Лидерство, как правило, обращено к более низкому уровню — подчиненным. Власть же может распространяться во всех направлениях.

ОСНОВЫ И ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ

Какими преимуществами располагают те, кто имеет власть? Что позволяет им манипулировать поведением людей?

Могут быть выделены четыре основных инструмента (мы рассмат­риваем их как основы власти), позволяющих влиять на поведение людей в нужном держателю власти направлении:

власть, основанная на страхе (например, боязнь увольнения, раз­глашения личной тайны);

власть, основанная на убеждении (например, успешная презента­ция нового товара может повлиять на заключение договоров на про­изводство этого товара);

власть, основанная на вознаграждениях (повышение заработной платы, распределение премий и вознаграждений по итогам года, присвоение титулов, званий);

власть, основанная на владении важной информацией (особенно если эта информация необходима для принятия решений).

Наряду с понятием «основы власти» существует понятие «источ­ники власти». В первом случае речь идет о том, что дает власть, во втором — как прийти к ней.

К числу основных источников власти могут быть отнесены:

получение формальной власти, предусмотренной структурой орга­низации (начальник отдела, руководитель проекта);

власть, которую дают определенные личностные качества (напри­мер, харизматические качества, позволяющие подчинять себе людей и вести их за собой);

власть, которую дают знания (например, овладение искусством презентаций позволяет значительно усилить позитивное влияние ора­тора на аудиторию).

ЗАВИСИМОСТЬ И ВЛАСТЬ

Основной постулат власти — зависимость. Чем сильнее за­висимость В от А, тем сильнее может быть власть А над В. Зависимость увеличивается, когда ресурсы, которые вы контролируете, являются важными, ограниченными и незаменимыми.

Важность ресурсов. Для того чтобы другие зависели от вас, вы должны располагать ресурсам и и возможностями, которые представ­ляют для них интерес. Так, например, проведенное за рубежом об­следование многих промышленных организаций показало, что при­оритетными в этих организациях принято считать службы маркетинга, поскольку определяющим условием эффективности работы этих орга­низаций является сбыт произведенной продукции. В организациях же с высокой ориентацией на внедрение новых технологий, постоянное обновление и высокое качество продукции и услуг (например, «Арр1е СотрШег») одной из приоритетных групп являются инженеры и разработчики новой продукции.

Ограниченность ресурсов. Обладание теми ресурсами, которые име­ются в изобилии, не усилит вашу власть. Зависимость создает облада­ние только теми ресурсами и возможностями, которые другими вос­принимаются как дефицитные. Примером тому является дефицит или избыток тех или иных специалистов на рынке труда. Так, увеличива­ющаяся потребность в специалистах для развивающейся рыночной экономики (например, в аудиторах, специалистах в области налого­вой системы, страхового дела, юристах, менеджерах) в России при одновременно сохраняющемся дефиците хорошо подготовленных специалистов в этих областях нередко позволяет последним претен­довать на более высокую заработную плату по сравнению с другими категориями работников, которые не пользуются повышенным спро­сом на рынке труда.

Незаменимость ресурсов. Чем меньше возможность найти замену имеющимся у вас ресурсам и ценностям, тем большую власть над другими людьми дает обладание ими. Эта закономерность нашла от­ражение в концепции эластичности власти. В экономике, например, существенное внимание концентрируется на проблеме эластичности спроса, который характеризуется относительным изменением спро­са на те или иные виды продукции в зависимости от изменения цен на эту продукцию. Если вы обеспечили себе монопольное положение на рынке товаров, ценных бумаг либо доступ к исключительно важ­ной информации, то у вас может появиться возможность диктовать свои условия другим, ставя их в зависимое от себя положение. Имен­но поэтому многие организации предпочитают иметь не одного, а несколько поставщиков продукции, сырья, материалов и полуфаб­рикатов. По этой же причине многие люди стремятся к финансовой независимости, так как она позволяет им уменьшить над собой власть со стороны других людей.

ТАКТИКА ВЛАСТИ

Итак, мы определили основы и источники власти. Теперь мы покажем, как можно манипулировать властью.

В ходе одного обследования группу менеджеров (165 человек) по­просили описать, какими средствами они пользовались, когда было необходимо повлиять на своего начальника, коллег по работе или подчиненных. Позже было проведено дополнительное обследование с целью определить возможные средства манипуляции властью среди работников: 750 работникам было предложено ответить на 58 вопро­сов относительно того, к каким средствам они прибегают, чтобы влиять на других, и в каких случаях они чаще всего пользуются эти­ми средствами. На основе результатов проведенных обследований были сделаны обобщающие выводы, которые позволили определить семь основных тактических способов власти:

убеждение (использование цифр, фактов, тщательно продуман­ная презентация идей и материалов);

дружелюбие (создание благоприятной атмосферы, проявление дружеского расположения до того, как предстоит обратиться к чело­веку с просьбой);

коалиции (объединение усилий, получение поддержки со сторо­ны других людей);

соглашение (использование переговоров для достижения согла­сия и получения желаемых результатов),

требование считаться с установленными правилами (напомина­ние об инструкциях, приказах, ранее сделанных распоряжениях и принятых решениях);

обращение к авторитетам (получение поддержки на более высо­ком уровне управления, обращение к примерам из практики извест­ных преуспевающих компаний),

применение санкций (использование системы поощрений и мер дисциплинарного воздействия).

Власть в организации и результаты ее работы. Долгое время тер­мин «власть» имел негативную окраску. В настоящее время отноше­ние к нему изменилось. Менеджеры должны знать и понимать меха­низм власти, чтобы умело руководить людьми для успешной работы организации и достижения ее целей.

С точки зрения результатов работы организации наибольшее зна­чение имеет власть, обеспечиваемая знаниями и опытом работы. К тому же люди, обладающие такой властью, как правило, испыты­вают наибольшую удовлетворенность от выполняемой работы и за­нимаемого в организации положения. Вместе с тем менеджеры долж­ны быть особенно внимательны к таким работникам, чтобы по возможности не допустить их ухода на другое предприятие (особенно конкурирующее), на котором им могут быть предложены лучшие ус­ловия труда, оплаты и продвижения.

РЕЗЮМЕ

Лидерство — это способность вести за собой людей для до­стижения конкретных целей.

Лидер может быть либо формальным (назначенным для осуществ­ления руководства конкретным участком работы, подразделением), либо неформальным. Неформальный лидер — человек, который в силу своих способностей и личностных качеств способен увлечь и повести за собой людей. Влияние неформального лидера на результа­ты работы организации может быть более значимым, чем влияние формального лидера, не располагающего качествами, необходимы­ми для успешного управления людьми Существуют различные теории лидерства. Наиболее известные — теории личностных качеств лидера; поведенческие теории лидерства;

теории лидерства, основанные на ситуационном подходе; теории ха-ризматических качеств лидера.

Понятия «лидерство» и «власть» тесно взаимосвязаны между со­бой. Существуют четыре основных инструмента (мы рассматриваем их как основы власти), позволяющих влиять на поведение людей в нужном держателю власти направлении: страх, убеждение, вознаг­раждения, владение важной информацией. Наряду с понятием «ос­новы власти» существует понятие «источники власти». В первом слу­чае речь идет о том, что дает власть, во втором — как прийти к ней. К числу основных источников власти могут быть отнесены: получе­ние формальной власти, предусмотренной структурой организации, определенные личностные качества, позволяющие подчинять себе людей и вести их за собой, дефицитные знания.

Основной постулат власти — зависимость. Зависимость увеличи­вается, когда ресурсы, которые вы контролируете, являются важны­ми, ограниченными и незаменимыми. Долгое время термин «власть» имел негативную окраску. В настоящее время отношение к нему из­менилось. Менеджеры должны понимать механизмы власти, чтобы умело руководить людьми для достижения целей организации и обес­печения ее эффективной работы.

Наши рекомендации