Эмоции и эмоциональная система (К. Изард)

Теория дифференциальных эмоций (ТДЭ) исходит из того, что признает необходимость изучения отдельных эмоций. ТДЭ определяет эмоцию как сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно-мышечный и чувственно-переживатель-
ный аспекты.

Нейрофизиологический аспект эмоции определяется главным образом в терминах электрохимической активности центральной нервной системы. Лицевые нервы, мышечная ткань и проприорецепторы лицевой мускулатуры также задействованы в эмоциональном процессе. Предполагается, что эмоция – это функция соматической нервной системы (которая управляет произвольными движениями) и что соматически активированная эмоция мобилизует вегетативную нервную систему (которая регулирует деятельность внутренних органов и систем, состояние тканей организма), а та в свою очередь может подкрепить и усилить эмоцию.

На нервно-мышечном, или экспрессивном, уровне эмоция проявляется прежде всего в виде мимической активности, а также пантомимическими, висцерально-эндокринными и иногда голосовыми реакциями.

Нейрохимические процессы, следуя врожденным программам, вызывают комплексные мимические и соматические проявления, которые затем, посредством обратной связи, осознаются, в результате чего у человека возникает чувство/переживание эмоции. Это чувство/переживание одновременно и мотивирует человека, и оповещает его о ситуации. Всякая активированная эмоция – неважно, порождена она сенсорной информацией (например, болевым ощущением) или когнитивными процессами (оценкой, атрибуцией) или явилась ответом на некое событие, – сама оказывает побудительное, организующее влияние на наши мысли и поступки. В свою очередь и мышление, и поведение, равно как и информация, хранящаяся в памяти, оказывают на нее встречное влияние.

Системность эмоций. Эмоции динамически, но в то же время более-менее устойчиво связаны между собой, поэтому теория дифференциальных эмоций рассматривает их как систему (Cicchetti, 1990). Некоторые эмоции в силу природы лежащих в их основе врожденных механизмов организованы иерархически. Еще Дарвин (1872) отмечал, что внимание может перерасти в удивление, а удивление – в «изумленное оцепенение», напоминающее страх. Развивая это наблюдение, Томкинс (1962) доказывает, что стимулы, вызывающие эмоции интереса, страха и ужаса, представляют собой своего рода иерархию, в которой стимул умеренной интенсивности вызывает интерес, а стимул наибольшей силы – ужас.

В пользу системной организации эмоций свидетельствует и такая характеристика, как полярность. Феномен полярности наблюдался многими исследователями, начиная с Дарвина, и каждый из них приводил свои доказательства в пользу его существования (Plutchik, 1962). Радость и печаль, гнев и страх – это наиболее распространенные примеры полярности. В качестве противоположных рассматривают и такие эмоции, как интерес и отвращение, стыд и презрение. Другие эмоции, которые не составляют между собой полярных пар, при определенных обстоятельствах тоже могут быть взаимосвязаны друг с другом. Когда человек сталкивается с неизвестным (потенциально опасным) объектом или оказывается в новой ситуации, его интерес может трансформироваться в страх. Кроме этого, эмоции имеют некоторые общие характеристики. Так, в отличие от драйвов, эмоции не цикличны: пищеварительные или любые другие метаболические процессы, происходящие в организме, не могут заставить человека испытывать по два-три раза на дню эмоцию интереса, отвращения или стыда.

Эмоции как фактор мотивации обладают универсальностью и гибкостью. (Если для удовлетворения физиологического драйва, например голода или жажды, требуются вполне конкретные действия и вполне объектная еда или питье, то эмоции радости, презрения или страха могут быть вызваны самыми разными раздражителями.)

Эмоции оказывают регулирующее влияние на драйвы и другие системы личности. Эта способность к регуляции является одной из важнейших и наиболее распространенных функций эмоций: каждая из эмоций может усилить или ослабить действие другой эмоции, физиологического драйва или аффективно-когнитивной структуры.

Эмоциональная система редко функционирует независимо от других систем. Некоторые эмоции или комплексы эмоций практически всегда проявляются во взаимодействии с перцептивной, когнитивной и двигательной системами, и эффективное функционирование личности зависит от того, насколько сбалансирована и интегрирована деятельность различных систем.

Драйвы ? драйв – это мотивационное состояние, вызванное изменениями или нехваткой каких-то веществ в тканях организма. Наиболее распространенными примерами драйвов являются такие состояния, как голод, жажда, усталость. Мотивационная интенсивность всех драйвов, за исключением сексуального драйва и драйва к избеганию боли, по своей природе цикличны. Только два драйва – избегание боли и сексуальное влечение – обладают некоторыми характеристиками эмоций.

Четыре типа мотивационных феноменов.Согласно теории дифференциальных эмоций шесть систем личности создают четыре основных вида мотивации: побуждения, эмоции, аффективно-когнитивное взаимодействие и аффективно-когнитивные структуры. Побуждения являются результатом изменения в тканях, происходящего обычно циклично. Эмоции рассматриваются как переживательно-мотивационные феномены, имеющие адаптивные функции.

Аффективно-когнитивное взаимодействие – это мотивационное состояние, возникающее из-за взаимодействия между аффектом или комплексом аффектов и когнитивными процессами. Такие взаимодействия многочисленны и меняются в зависимости от конкретных отношений субъекта с окружающей средой. Аффективно-когнитивные структуры являются результатом повторяющегося взаимодействия отдельного аффекта или комплекса аффектов с некоторым набором или конфигурацией знаний. Сложная аффективно-когнитивная структура может образовывать аффективно-когнитивную ориентацию, более глобальную личностную черту, комплекс черт или диспозицию, например интроверсию. Любой из этих четырех основных типов мотивации может являться в течение некоторого времени основной детерминантой поведения.

Когда есть взаимодействие аффектов и добавляются аффективно-когнитивные структуры и ориентации, схема человеческой мотивации и переживаемых феноменов становится максимально сложной. Понятие аффективно-когнитивной структуры очень похоже на «идеоаффективную организацию» Томкинса (Tomkins, 1962). Оно подобно также установке в понимании Катц и Стотланда (Katz, Stotland, 1959), имеющей трехчленную структуру и содержащей аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты, причем аффективный компонент интерпретируется как «центральный аспект установки, так как он наиболее близок к оценке объекта» [80].

В теории дифференциальных эмоций, а также в эмпирических исследованиях, ведущихся с позиций той теории, считается необходимым концептуально разграничить эмоции, побуждения и феномены, описываемые как аффективно-когнитивные структуры. Эти аффективно-когнитивные структуры состоят из динамических и относительно стабильных отношений между аффектом (эмоцией, побуждением), с одной стороны, и определенными когнитивными процессами – с другой.

Глава 2 ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

Наши рекомендации