Что означает словосочетание «измерить ощущение»

Это значит, во-первых, связать между собой те физические воздействия на органы чувств, которые вызывают ощущения и которые физики умеют измерять, с самими ощущени­ями. В этом случае сила ощущения будет оцениваться в за­висимости от величины того физического стимула, который это ощущение вызывает.

Во-вторых, измерить ощущение — значит поставить ему в соответствие количественную меру, то есть некоторое чис­ло, с помощью которого можно выразить в цифрах силу со­ответствующего ощущения. Для этого должна существовать своеобразная шкала для измерения ощущений — такая, ка­кие существуют, например, в физике и технике.

Идея измерения давно принята на вооружение и сущест­вует во всех развитых науках. Более того, уже более ста лет та или иная область знаний считается современной и науч­ной лишь тогда, когда изучаемые в ней явления поддаются измерению, когда кроме описания этих явлений их можно представлять в числах и применять для их обработки мате­матику.

По мере того как в разных областях знаний использовали математические методы, соответствующие области знаний получали право называться настоящими науками и прини­мались в сообщество высокоразвитых, современных наук. В истории человеческого научного знания такими сначала стали все естественные науки, а затем к ним (уже в XVIII — XIX вв.) постепенно присоединились некоторые гуманитар­ные и общественные науки. С психологией это произошло во второй половине XIX столетия, и данному факту историче­ски предшествовали следующие события.

Два немецких ученых, первыми обратившие внимание на зависимость возникающих у человека ощущений от силы тех физических стимулов, которые эти ощущения порожда­ют, Эрнст Вебер и Густав Фехнер, вывели математический закон, связывающий силу возникающего ощущения с вели­чиной стимула, который его вызывает. Этот закон (о нем мы уже упоминали выше) получил название закон Вебера—Фехнера или основной психофизический закон. Математиче­ская формула, выражающая этот закон, выглядит следую­щим образом:

S = К х Lgl+ С,

где S — сила оцениваемого ощущения, I — величина физи­ческого стимула, вызывающего это ощущение, выраженная в физических единицах, К и С — константы, значение кото­рых зависит от органа чувств.

Согласно этому закону, сила ощущения, возникающего в любом анализаторе, то есть сила любого из ощущений (зри­тельного, слухового и т.д.), определяется логарифмом вели­чины стимула, который это ощущение вызывает. Поскольку стимул всегда можно измерить и для его измерения сущест­вует определенная шкала, то, согласно данному закону, мож­но измерить и предложить соответствующую шкалу измере­ния для ощущений, то есть каждому отдельному по величи­не стимулу поставить в соответствие одно и только одно по силе ощущение.

Для чего необходимо измерять ощущения человека.Один из возможных ответов на данный вопрос уже был дан: для того, чтобы сделать психологию современной, точной наукой, опирающейся на математические расчеты. Другие возможные ответы могут быть следующими.

Научившись измерять ощущения, мы сможем на основе знания величины стимула предсказывать силу ощущения, которое он может вызвать. Это необходимо, например, при конструировании различных контрольных приборов, пока­зания которых человек воспринимает с помощью органов чувств. Зрительные, слуховые и другие ощущения, порож­даемые соответствующими приборами, должны быть доста­точно сильными, чтобы хорошо восприниматься человеком, и, вместе с тем, не слишком сильными, чтобы не вызывать перенапряжения органов чувств человека.

Умея измерять ощущения, мы сможем отделять реальные образы, соответствующие воспринимаемому человеком ми­ру, от иллюзий. Если, например, мы знаем, что некоторый стимул, порождающий соответствующие ощущения или об­раз, действительно существует и является таким, который способен вызвать ощущение определенной силы; если при этом сила возникшего ощущения соответствует величине воздействующего стимула, то это убедит нас в том, что мы действительно имеем дело не с иллюзией, а с реальным вос­приятием существующего.

Какие существуют меры ощущений. Что такое абсо­лютный и относительный пороги ощущений.Установле­но, что далеко не всякий физический стимул способен вы­звать ощущение, осознаваемое человеком. Например, электромагнитные волны с длиной волны меньше 200 нм и больше 800 нм не вызывают зрительных ощущений. То же самое можно было бы сказать о колебаниях давления возду­ха, частота которых меньше 15 Гц или больше 25 000 Гц: они не порождают слуховых, сенсорных ощущений.

Следовательно, необходимо, чтобы воздействующие на ор­ганы чувств человека физические стимулы находились в пределах определенного, ограниченного диапазона величин. Только в этом случае они могут вызывать у человека осозна­ваемые, то есть сенсорные, ощущения. Поэтому, величину ощущения можно оценивать по минимальному стимулу, ко­торый его вызывает, а также по максимальному стимулу, который это ощущение сохраняет в том виде, в котором оно обычно возникает и существует в сознании человека.

Кроме того, мы замечаем, что если величина стимула ме­няется, то меняется и сила соответствующего ощущения. При этом ощущение начинает меняться далеко не сразу по­сле того, как начнет по своей величине изменяться стимул, воздействующий на орган чувств. Иными словами, необхо­димо, чтобы стимул в своем изменении по отношению к его первоначальному значению достиг определенной величины, прежде чем мы заметим, что наше ощущение также измени­лось. Следовательно, в качестве меры ощущений можно ис­пользовать и минимальную разницу между величинами двух стимулов, порождающих едва заметные различия в си­ле ощущений.

Определимся теперь более точно в описанных выше мерах ощущений. Они в науке имеют следующие названия: абсо­лютный нижний порог ощущений, абсолютный верхний порог ощущений, относительный порог ощущений.

Абсолютный нижний порог ощущений — это минималь­ный по величине стимул, способный вызвать едва заметное сенсорное ощущение. Если уменьшить величину раздражи­теля и сделать ее меньше нижней пороговой величины, то ощущение как субъективное явление исчезнет (быть может, некоторое время еще под его воздействием сохранится субсенсорное или неосознаваемое ощущение).

Приведем величины нижних абсолютных порогов для не­которых видов ощущений. Для зрения такая величина вы­ражается в способности человека воспринимать ясной тем­ной ночью пламя свечи в безвоздушном пространстве на расстоянии 48 м. Для слуха абсолютным нижним порогом бу­дет восприятие тиканья ручных механических часов в пол­ной тишине на расстоянии 6 м от органа слуха. Для вкуса абсолютная нижняя пороговая величина выражается способ­ностью ощущать присутствие одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 л воды.

Абсолютным верхним порогом называется максимальная величина раздражителя, который еще продолжает воспри­ниматься человеком как раздражитель соответствующей мо­дальности1.

1 Модальностью называется переживаемое человеком качество ощущения. Например, считается, что зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, обонятельные и вкусовые ощущения — это ощущения различных модально­стей.

Если же увеличить силу такого раздражителя, то он уже будет порождать не специфическое, характерное для данного органа чувств, ощущение, а неспецифическое ощущение боли.

Относительным порогом ощущений называется величина, на которую необходимо изменить уже действующий и вос­принимаемый как сенсорный раздражитель для того, чтобы изменилось вызываемое им ощущение. Относительный по­рог ощущений выражается, например, десятичной дробью, значение которой указывает, насколько необходимо изме­нить, уменьшить или увеличить действующий раздражитель для того, чтобы соответственно усилилось или ослабло вызы­ваемое им ощущение. Приведем примеры относительных по­рогов ощущений различных модальностей: яркость света — 0,017; высота звука — 0,003; изменение вкуса соляного рас­твора — 0,200; изменение ощущения веса предмета — 0,020.

Заметим, что как сами ощущения, так и их пороговые ве­личины не остаются постоянными и могут меняться в зависи­мости от самых разных условий. На величины реально суще­ствующих порогов оказывают влияние разнообразные факто­ры: состояние организма и самих органов чувств, восприни­маемые раздражители, условия, в которых происходит их восприятие. Эти процессы происходят непрерывно, периоди­чески изменяя и сами ощущения человека. В связи с этим есть основание поставить и обсудить следующий вопрос:

Каковы основные причины и законы изменения ощу­щений человека?Есть два типа процессов, вследствие которых могут изменяться ощущения человека: нормальные и аномальные. Нормальные процессы изменения ощущений характеризуются тем, что они происходят во вполне здоро­вом организме и преследуют цель его лучшей адаптации(приспособления) к складывающимся условиям жизни. Ано­мальные процессы изменения ощущений свойственны не вполне здоровому организму и не являются в полном смыс­ле слова приспособительными (иногда вследствие этих про­цессов организм, напротив, хуже приспосабливается к усло­виях жизни, чем было раньше, то есть до начала изменения ощущений).

Аномальные изменения в ощущениях обычно возникают при разного рода заболеваниях, поэтому их изучением и объ­яснением занимается медицина. Нормальные же изменения ощущений человека происходят в здоровом организме и ин­тересуют психологов. Этим, в частности, занимаются пред­ставители психофизики.

Сенсибилизация органов чувств, то есть повышение их чувствительности под влиянием специфических или неспе­цифических раздражителей, может происходить не только при увеличении значимости раздражителей и уменьшении их силы, но и тогда, когда достаточно сильный раздражи­тель воздействует на любой из органов чувств. В этом случае изменяется (повышается) чувствительность и других орга­нов чувств. Например, если человек внезапно услышит силь­ный звук, то у него временно может обостриться зрение. Этот факт связан с взаимодействием органов чувств через ас­социативные зоны коры головного мозга.

В некоторых редко встречающихся случаях такое взаимо­действие является настолько сильным, что воздействие раз­дражителя на один орган чувств вызывает ощущение совсем другой модальности. К примеру, некоторые люди обладают уникальной способностью воспринимать звуки в цвете (такой способностью обладал русский композитор Скрябин), другие, напротив, могут цвета воспринимать таким образом, что од­новременно со зрительным восприятием картины в их голо­ве будет звучать музыка (говорят, что такой способностью об­ладал известный литовский художник Чюрленис). Описан­ные явления в психофизике называются синестезиями.

Широко распространенным, нормальным явлением, свя­занным с изменением чувствительности, является ее постепенное увеличение или снижение в зависимости от времени действия постоянного по величине раздражителя. Если на орган чувств долгое время воздействует слабый раздражи­тель, то его чувствительность повышается. Следствием этого является постепенное снижение нижнего порога ощущений. Если на данный орган чувств длительное время воздейству­ет достаточно сильный раздражитель, то чувствительность этого органа, напротив, уменьшается.

Все органы чувств человека способны адаптироваться к окружающей среде, то есть наилучшим образом приспосаб­ливаться к восприятию действующих на них в данных усло­виях раздражителей. Если раздражитель слишком слабый и одновременно с этим является очень значимым для челове­ка, то чувствительность к нему повышается. Так, например, сигнал об опасности в полной темноте будет лучше воспри­ниматься человеком, чем тот же самый сигнал на свету.

Явление изменения чувствительности органа чувств и, со­ответственно, возникающих в этом органе чувств ощуще­ний, их пороговых величин называется адаптацией органа чувств. Так, например, орган зрения может адаптироваться к темноте, повышая свою чувствительность, и к яркому све­ту, соответственно понижая свою чувствительность. При этом чувствительность изменяется в десятки раз. Адаптация происходит и в органах слуха, и в кожном анализаторе, и во всех других органах чувств. Человек довольно быстро при­выкает к сильному шуму, к теплу, к холоду и со временем перестает их ощущать так же остро, как воспринимал вна­чале. Единственный вид чувствительности, который не под­дается адаптации, — это боль. Все эти явления ведут к за­кономерным изменениям их чувствительности, в результате чего изменяются и соответствующие этим органам чувств ощущения.

Восприятие

Что такое восприятие.Познавательный психологиче­ский процесс, который называется восприятием, намного сложнее, чем процесс формирования ощущений. Его можно кратко определить следующим образом.

Восприятие — это процесс познания целостных, сложных вещей и явлений, существующих в мире и представленных в сознании человека в виде образов. Результатом восприятия как процесса является образ, то есть целостная, устойчивая система ощущений, связываемых с определенным предме­том или явлением.

Существование образов представляется очевидным в отно­шении зрительного восприятия и менее очевидным по отно­шению к другим видам восприятия, например, слуховому, осязательному, обонятельному и вкусовому. Тем не менее это справедливо и в данных случаях.

Например, образом, порождаемым слуховым восприятием речи, является набор взаимосвязанных звуков человеческой речи, представляющих букву, слово, предложение или целое высказывание. Слуховым образом может стать фрагмент ка­кого-либо музыкального произведения или все произведение в. целом. Когда мы ощупываем какой-либо предмет (осяза­тельное восприятие), мы получаем от него гамму взаимосвя­занных ощущений, складывающихся в тактильный образ соответствующего предмета1.

1 Название «тактильный» часто употребляется как синоним к слову «осяза­тельный». В более узком, уточненном смысле «тактильный» означает: получа­емый при помощи прикосновения.

Обонятельным образом предме­та может служить специфический набор запахов, связанный с ним. Так, например, животные могут по запахам опреде­лять присутствие или отсутствие поблизости другого, впол­не конкретного животного, не видя его и не слыша произво­димых им звуков. Здесь ориентация производится по так на­зываемому обонятельному образу.

Что представляет собой образ восприятия и чем он от­личается от отдельных ощущений.Чаще всего, однако, ко­гда психологи обсуждают восприятие, они имеют в виду зри­тельное восприятие. Это связано с тем, что зрение является основным органом чувств человека и его изучению в психо­логии было уделено больше всего внимания. Поэтому далее, рассматривая восприятие, мы чаще всего будем иметь в ви­ду зрение и, соответственно, зрительные образы.

Что означает словосочетание «измерить ощущение» - student2.ru Образ восприятия представляет собой совокупность разно­образных ощущений, которые получает человек при воспри­ятии тoгo или иного предмета или явления. Однако отдель­ные ощущения, составляющие образ восприятия, не сущест­вуют в нем независимо друг от друга. В целостном образе восприятия они закономерным образом связаны друг с дру­гом, причем таким способом, что изменение одного из ощущений в образе обычно влияет на изменение других ощуще­ний, входящих в состав данного образа; замена или устране­ние из образа отдельных ощущений изменяет образ предме­та или явления в целом.

Ощущения, входящие в состав образа, обычно восприни­маются не как отдельные ощущения, не связанные с окру­жающим предметно оформленным миром, а как свойства, присущие предметам или явлениям, находящимся в окру­жающем мире, — тем, к которым данный образ относится.

Если отдельные ощущения, не связанные в целостный образ, мы как бы помещаем внутри нас и не относим к каким-либо реально существующим предметам или явлениям, то ощущения, входящие в состав образа, всегда локализуются1 вне нас, в окружающем нас пространстве, и имеют, как гово­рят психологи, предметную отнесенность.

1Локализация означает место расположения чего-либо в пространстве.

Кроме того, образ восприятия как целое обладает набором характерных для не­го и для восприятия в целом специфических свойств. Рассмо­трим эти свойства подробнее, ответив на следующий вопрос.

Каковы основные свойства образа восприятия. Как формируется и изменяется образ восприятия.К основным свойствам образа восприятия относятся предметность, кон­стантность, целостность и категориальностъ. Всеми эти­ми свойствами образ восприятия изначально, с момента ро­ждения человека2, не обладает, они появляются в процессе жизни по мере накопления опыта восприятия и проверки со­ответствия образа реально существующим в мире предметам и явлениям.

2Установлено, что существуют врожденные механизмы формирования про­стейших образов, автоматически начинающие действовать по мере созревания мозга.

Предметностью образа восприятия называется его отнесен­ность как внутреннего, субъективного, психологического яв­ления к реально существующим в мире предметам и явлени­ям. Предметность образа проявляется в том, что набор вхо­дящих в его состав разнообразных ощущений мы связываем вместе, в единый, целостный образ и относим этот образ к вполне определенному, конкретному предмету. Иными слова­ми, образ без предмета, к которому он относится, за исклю­чением случаев некоторых иллюзий, не существует.

Константность образа восприятия можно определить как его постоянство при изменениях условий восприятия. Точ­нее, речь в данном случае идет об относительном постоянст­ве отдельных, существенных свойств образа, например его формы, величины, цвета.

Известно, что характер ощущений человека непосредст­венно зависит от условий, в которых эти ощущения форми­руются. Например, ощущение цвета зависит от освещенно­сти; восприятие величины зависит от расстояния до предме­та; восприятие формы зависит от того, в какой плоскости по отношению к органу зрения располагается воспринимаемый предмет.

Константность образа проявляется в том, что даже при значительных изменениях подобного рода условий в созна­нии человека образ остается более или менее постоянным по таким его характеристикам, которые позволяют всегда узна­вать соответствующий ему объект. Если бы образы не обла­дали свойством константности, они бы постоянно менялись при малейших изменениях условий восприятия — так, как обычно меняются отдельные ощущения. Благодаря кон­стантности восприятия человек способен сохранять свои об­разы и хорошо ориентироваться в тех предметах и явлени­ях, к которым эти образы относятся.

Целостность восприятия можно определить так: это спо­собность восприятия к созданию целостного образа воспри­нимаемого предмета или явления на основе неполной, огра­ниченной информации о нем. К примеру, мы можем узнать буквы родного для нас алфавита, ознакомившись только с некоторыми, наиболее информативными фрагментами этих букв, которых достаточно для того, чтобы определить, какая буква находится перед нами, и далее в нашей голове автома­тически складывается полный, целостный образ соответст­вующей буквы. По нескольким буквам мы можем догадать­ся, что за слово перед нами. По фрагментам геометрической фигуры мы можем точно определить и восстановить в памя­ти соответствующую фигуру.

Категориальностъ образа проявляется в том, что он почти всегда нами обозначается определенным словом и относится к той категории, которая соответствует данному слову как понятию. Если, например, мы обозначили образ фигуры как треугольник, это значит, что мы включили предмет, соответ­ствующий данному образу, во множество других, называемых треугольниками, предметов и наделили воспринятый объект всеми признаками, которые присущи всем объектам данной категории.

Благодаря приобретению образом восприятия указанных выше свойств восприятие человека становится связанным с человеческой культурой, оно присуще именно человеку и от­сутствует у животных. У животных, по крайней мере у выс­ших, также есть восприятие, но его образы не обладают теми свойствами, которые присущи восприятию человека. Поэто­му, говоря о развитии человеческого восприятия, мы также имеем в виду процесс приобретения им тех специфических свойств, которые были перечислены и определены выше.

Наши рекомендации