Что означает словосочетание «измерить ощущение»
Это значит, во-первых, связать между собой те физические воздействия на органы чувств, которые вызывают ощущения и которые физики умеют измерять, с самими ощущениями. В этом случае сила ощущения будет оцениваться в зависимости от величины того физического стимула, который это ощущение вызывает.
Во-вторых, измерить ощущение — значит поставить ему в соответствие количественную меру, то есть некоторое число, с помощью которого можно выразить в цифрах силу соответствующего ощущения. Для этого должна существовать своеобразная шкала для измерения ощущений — такая, какие существуют, например, в физике и технике.
Идея измерения давно принята на вооружение и существует во всех развитых науках. Более того, уже более ста лет та или иная область знаний считается современной и научной лишь тогда, когда изучаемые в ней явления поддаются измерению, когда кроме описания этих явлений их можно представлять в числах и применять для их обработки математику.
По мере того как в разных областях знаний использовали математические методы, соответствующие области знаний получали право называться настоящими науками и принимались в сообщество высокоразвитых, современных наук. В истории человеческого научного знания такими сначала стали все естественные науки, а затем к ним (уже в XVIII — XIX вв.) постепенно присоединились некоторые гуманитарные и общественные науки. С психологией это произошло во второй половине XIX столетия, и данному факту исторически предшествовали следующие события.
Два немецких ученых, первыми обратившие внимание на зависимость возникающих у человека ощущений от силы тех физических стимулов, которые эти ощущения порождают, Эрнст Вебер и Густав Фехнер, вывели математический закон, связывающий силу возникающего ощущения с величиной стимула, который его вызывает. Этот закон (о нем мы уже упоминали выше) получил название закон Вебера—Фехнера или основной психофизический закон. Математическая формула, выражающая этот закон, выглядит следующим образом:
S = К х Lgl+ С,
где S — сила оцениваемого ощущения, I — величина физического стимула, вызывающего это ощущение, выраженная в физических единицах, К и С — константы, значение которых зависит от органа чувств.
Согласно этому закону, сила ощущения, возникающего в любом анализаторе, то есть сила любого из ощущений (зрительного, слухового и т.д.), определяется логарифмом величины стимула, который это ощущение вызывает. Поскольку стимул всегда можно измерить и для его измерения существует определенная шкала, то, согласно данному закону, можно измерить и предложить соответствующую шкалу измерения для ощущений, то есть каждому отдельному по величине стимулу поставить в соответствие одно и только одно по силе ощущение.
Для чего необходимо измерять ощущения человека.Один из возможных ответов на данный вопрос уже был дан: для того, чтобы сделать психологию современной, точной наукой, опирающейся на математические расчеты. Другие возможные ответы могут быть следующими.
Научившись измерять ощущения, мы сможем на основе знания величины стимула предсказывать силу ощущения, которое он может вызвать. Это необходимо, например, при конструировании различных контрольных приборов, показания которых человек воспринимает с помощью органов чувств. Зрительные, слуховые и другие ощущения, порождаемые соответствующими приборами, должны быть достаточно сильными, чтобы хорошо восприниматься человеком, и, вместе с тем, не слишком сильными, чтобы не вызывать перенапряжения органов чувств человека.
Умея измерять ощущения, мы сможем отделять реальные образы, соответствующие воспринимаемому человеком миру, от иллюзий. Если, например, мы знаем, что некоторый стимул, порождающий соответствующие ощущения или образ, действительно существует и является таким, который способен вызвать ощущение определенной силы; если при этом сила возникшего ощущения соответствует величине воздействующего стимула, то это убедит нас в том, что мы действительно имеем дело не с иллюзией, а с реальным восприятием существующего.
Какие существуют меры ощущений. Что такое абсолютный и относительный пороги ощущений.Установлено, что далеко не всякий физический стимул способен вызвать ощущение, осознаваемое человеком. Например, электромагнитные волны с длиной волны меньше 200 нм и больше 800 нм не вызывают зрительных ощущений. То же самое можно было бы сказать о колебаниях давления воздуха, частота которых меньше 15 Гц или больше 25 000 Гц: они не порождают слуховых, сенсорных ощущений.
Следовательно, необходимо, чтобы воздействующие на органы чувств человека физические стимулы находились в пределах определенного, ограниченного диапазона величин. Только в этом случае они могут вызывать у человека осознаваемые, то есть сенсорные, ощущения. Поэтому, величину ощущения можно оценивать по минимальному стимулу, который его вызывает, а также по максимальному стимулу, который это ощущение сохраняет в том виде, в котором оно обычно возникает и существует в сознании человека.
Кроме того, мы замечаем, что если величина стимула меняется, то меняется и сила соответствующего ощущения. При этом ощущение начинает меняться далеко не сразу после того, как начнет по своей величине изменяться стимул, воздействующий на орган чувств. Иными словами, необходимо, чтобы стимул в своем изменении по отношению к его первоначальному значению достиг определенной величины, прежде чем мы заметим, что наше ощущение также изменилось. Следовательно, в качестве меры ощущений можно использовать и минимальную разницу между величинами двух стимулов, порождающих едва заметные различия в силе ощущений.
Определимся теперь более точно в описанных выше мерах ощущений. Они в науке имеют следующие названия: абсолютный нижний порог ощущений, абсолютный верхний порог ощущений, относительный порог ощущений.
Абсолютный нижний порог ощущений — это минимальный по величине стимул, способный вызвать едва заметное сенсорное ощущение. Если уменьшить величину раздражителя и сделать ее меньше нижней пороговой величины, то ощущение как субъективное явление исчезнет (быть может, некоторое время еще под его воздействием сохранится субсенсорное или неосознаваемое ощущение).
Приведем величины нижних абсолютных порогов для некоторых видов ощущений. Для зрения такая величина выражается в способности человека воспринимать ясной темной ночью пламя свечи в безвоздушном пространстве на расстоянии 48 м. Для слуха абсолютным нижним порогом будет восприятие тиканья ручных механических часов в полной тишине на расстоянии 6 м от органа слуха. Для вкуса абсолютная нижняя пороговая величина выражается способностью ощущать присутствие одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 л воды.
Абсолютным верхним порогом называется максимальная величина раздражителя, который еще продолжает восприниматься человеком как раздражитель соответствующей модальности1.
1 Модальностью называется переживаемое человеком качество ощущения. Например, считается, что зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, обонятельные и вкусовые ощущения — это ощущения различных модальностей.
Если же увеличить силу такого раздражителя, то он уже будет порождать не специфическое, характерное для данного органа чувств, ощущение, а неспецифическое ощущение боли.
Относительным порогом ощущений называется величина, на которую необходимо изменить уже действующий и воспринимаемый как сенсорный раздражитель для того, чтобы изменилось вызываемое им ощущение. Относительный порог ощущений выражается, например, десятичной дробью, значение которой указывает, насколько необходимо изменить, уменьшить или увеличить действующий раздражитель для того, чтобы соответственно усилилось или ослабло вызываемое им ощущение. Приведем примеры относительных порогов ощущений различных модальностей: яркость света — 0,017; высота звука — 0,003; изменение вкуса соляного раствора — 0,200; изменение ощущения веса предмета — 0,020.
Заметим, что как сами ощущения, так и их пороговые величины не остаются постоянными и могут меняться в зависимости от самых разных условий. На величины реально существующих порогов оказывают влияние разнообразные факторы: состояние организма и самих органов чувств, воспринимаемые раздражители, условия, в которых происходит их восприятие. Эти процессы происходят непрерывно, периодически изменяя и сами ощущения человека. В связи с этим есть основание поставить и обсудить следующий вопрос:
Каковы основные причины и законы изменения ощущений человека?Есть два типа процессов, вследствие которых могут изменяться ощущения человека: нормальные и аномальные. Нормальные процессы изменения ощущений характеризуются тем, что они происходят во вполне здоровом организме и преследуют цель его лучшей адаптации(приспособления) к складывающимся условиям жизни. Аномальные процессы изменения ощущений свойственны не вполне здоровому организму и не являются в полном смысле слова приспособительными (иногда вследствие этих процессов организм, напротив, хуже приспосабливается к условиях жизни, чем было раньше, то есть до начала изменения ощущений).
Аномальные изменения в ощущениях обычно возникают при разного рода заболеваниях, поэтому их изучением и объяснением занимается медицина. Нормальные же изменения ощущений человека происходят в здоровом организме и интересуют психологов. Этим, в частности, занимаются представители психофизики.
Сенсибилизация органов чувств, то есть повышение их чувствительности под влиянием специфических или неспецифических раздражителей, может происходить не только при увеличении значимости раздражителей и уменьшении их силы, но и тогда, когда достаточно сильный раздражитель воздействует на любой из органов чувств. В этом случае изменяется (повышается) чувствительность и других органов чувств. Например, если человек внезапно услышит сильный звук, то у него временно может обостриться зрение. Этот факт связан с взаимодействием органов чувств через ассоциативные зоны коры головного мозга.
В некоторых редко встречающихся случаях такое взаимодействие является настолько сильным, что воздействие раздражителя на один орган чувств вызывает ощущение совсем другой модальности. К примеру, некоторые люди обладают уникальной способностью воспринимать звуки в цвете (такой способностью обладал русский композитор Скрябин), другие, напротив, могут цвета воспринимать таким образом, что одновременно со зрительным восприятием картины в их голове будет звучать музыка (говорят, что такой способностью обладал известный литовский художник Чюрленис). Описанные явления в психофизике называются синестезиями.
Широко распространенным, нормальным явлением, связанным с изменением чувствительности, является ее постепенное увеличение или снижение в зависимости от времени действия постоянного по величине раздражителя. Если на орган чувств долгое время воздействует слабый раздражитель, то его чувствительность повышается. Следствием этого является постепенное снижение нижнего порога ощущений. Если на данный орган чувств длительное время воздействует достаточно сильный раздражитель, то чувствительность этого органа, напротив, уменьшается.
Все органы чувств человека способны адаптироваться к окружающей среде, то есть наилучшим образом приспосабливаться к восприятию действующих на них в данных условиях раздражителей. Если раздражитель слишком слабый и одновременно с этим является очень значимым для человека, то чувствительность к нему повышается. Так, например, сигнал об опасности в полной темноте будет лучше восприниматься человеком, чем тот же самый сигнал на свету.
Явление изменения чувствительности органа чувств и, соответственно, возникающих в этом органе чувств ощущений, их пороговых величин называется адаптацией органа чувств. Так, например, орган зрения может адаптироваться к темноте, повышая свою чувствительность, и к яркому свету, соответственно понижая свою чувствительность. При этом чувствительность изменяется в десятки раз. Адаптация происходит и в органах слуха, и в кожном анализаторе, и во всех других органах чувств. Человек довольно быстро привыкает к сильному шуму, к теплу, к холоду и со временем перестает их ощущать так же остро, как воспринимал вначале. Единственный вид чувствительности, который не поддается адаптации, — это боль. Все эти явления ведут к закономерным изменениям их чувствительности, в результате чего изменяются и соответствующие этим органам чувств ощущения.
Восприятие
Что такое восприятие.Познавательный психологический процесс, который называется восприятием, намного сложнее, чем процесс формирования ощущений. Его можно кратко определить следующим образом.
Восприятие — это процесс познания целостных, сложных вещей и явлений, существующих в мире и представленных в сознании человека в виде образов. Результатом восприятия как процесса является образ, то есть целостная, устойчивая система ощущений, связываемых с определенным предметом или явлением.
Существование образов представляется очевидным в отношении зрительного восприятия и менее очевидным по отношению к другим видам восприятия, например, слуховому, осязательному, обонятельному и вкусовому. Тем не менее это справедливо и в данных случаях.
Например, образом, порождаемым слуховым восприятием речи, является набор взаимосвязанных звуков человеческой речи, представляющих букву, слово, предложение или целое высказывание. Слуховым образом может стать фрагмент какого-либо музыкального произведения или все произведение в. целом. Когда мы ощупываем какой-либо предмет (осязательное восприятие), мы получаем от него гамму взаимосвязанных ощущений, складывающихся в тактильный образ соответствующего предмета1.
1 Название «тактильный» часто употребляется как синоним к слову «осязательный». В более узком, уточненном смысле «тактильный» означает: получаемый при помощи прикосновения.
Обонятельным образом предмета может служить специфический набор запахов, связанный с ним. Так, например, животные могут по запахам определять присутствие или отсутствие поблизости другого, вполне конкретного животного, не видя его и не слыша производимых им звуков. Здесь ориентация производится по так называемому обонятельному образу.
Что представляет собой образ восприятия и чем он отличается от отдельных ощущений.Чаще всего, однако, когда психологи обсуждают восприятие, они имеют в виду зрительное восприятие. Это связано с тем, что зрение является основным органом чувств человека и его изучению в психологии было уделено больше всего внимания. Поэтому далее, рассматривая восприятие, мы чаще всего будем иметь в виду зрение и, соответственно, зрительные образы.
Образ восприятия представляет собой совокупность разнообразных ощущений, которые получает человек при восприятии тoгo или иного предмета или явления. Однако отдельные ощущения, составляющие образ восприятия, не существуют в нем независимо друг от друга. В целостном образе восприятия они закономерным образом связаны друг с другом, причем таким способом, что изменение одного из ощущений в образе обычно влияет на изменение других ощущений, входящих в состав данного образа; замена или устранение из образа отдельных ощущений изменяет образ предмета или явления в целом.
Ощущения, входящие в состав образа, обычно воспринимаются не как отдельные ощущения, не связанные с окружающим предметно оформленным миром, а как свойства, присущие предметам или явлениям, находящимся в окружающем мире, — тем, к которым данный образ относится.
Если отдельные ощущения, не связанные в целостный образ, мы как бы помещаем внутри нас и не относим к каким-либо реально существующим предметам или явлениям, то ощущения, входящие в состав образа, всегда локализуются1 вне нас, в окружающем нас пространстве, и имеют, как говорят психологи, предметную отнесенность.
1Локализация означает место расположения чего-либо в пространстве.
Кроме того, образ восприятия как целое обладает набором характерных для него и для восприятия в целом специфических свойств. Рассмотрим эти свойства подробнее, ответив на следующий вопрос.
Каковы основные свойства образа восприятия. Как формируется и изменяется образ восприятия.К основным свойствам образа восприятия относятся предметность, константность, целостность и категориальностъ. Всеми этими свойствами образ восприятия изначально, с момента рождения человека2, не обладает, они появляются в процессе жизни по мере накопления опыта восприятия и проверки соответствия образа реально существующим в мире предметам и явлениям.
2Установлено, что существуют врожденные механизмы формирования простейших образов, автоматически начинающие действовать по мере созревания мозга.
Предметностью образа восприятия называется его отнесенность как внутреннего, субъективного, психологического явления к реально существующим в мире предметам и явлениям. Предметность образа проявляется в том, что набор входящих в его состав разнообразных ощущений мы связываем вместе, в единый, целостный образ и относим этот образ к вполне определенному, конкретному предмету. Иными словами, образ без предмета, к которому он относится, за исключением случаев некоторых иллюзий, не существует.
Константность образа восприятия можно определить как его постоянство при изменениях условий восприятия. Точнее, речь в данном случае идет об относительном постоянстве отдельных, существенных свойств образа, например его формы, величины, цвета.
Известно, что характер ощущений человека непосредственно зависит от условий, в которых эти ощущения формируются. Например, ощущение цвета зависит от освещенности; восприятие величины зависит от расстояния до предмета; восприятие формы зависит от того, в какой плоскости по отношению к органу зрения располагается воспринимаемый предмет.
Константность образа проявляется в том, что даже при значительных изменениях подобного рода условий в сознании человека образ остается более или менее постоянным по таким его характеристикам, которые позволяют всегда узнавать соответствующий ему объект. Если бы образы не обладали свойством константности, они бы постоянно менялись при малейших изменениях условий восприятия — так, как обычно меняются отдельные ощущения. Благодаря константности восприятия человек способен сохранять свои образы и хорошо ориентироваться в тех предметах и явлениях, к которым эти образы относятся.
Целостность восприятия можно определить так: это способность восприятия к созданию целостного образа воспринимаемого предмета или явления на основе неполной, ограниченной информации о нем. К примеру, мы можем узнать буквы родного для нас алфавита, ознакомившись только с некоторыми, наиболее информативными фрагментами этих букв, которых достаточно для того, чтобы определить, какая буква находится перед нами, и далее в нашей голове автоматически складывается полный, целостный образ соответствующей буквы. По нескольким буквам мы можем догадаться, что за слово перед нами. По фрагментам геометрической фигуры мы можем точно определить и восстановить в памяти соответствующую фигуру.
Категориальностъ образа проявляется в том, что он почти всегда нами обозначается определенным словом и относится к той категории, которая соответствует данному слову как понятию. Если, например, мы обозначили образ фигуры как треугольник, это значит, что мы включили предмет, соответствующий данному образу, во множество других, называемых треугольниками, предметов и наделили воспринятый объект всеми признаками, которые присущи всем объектам данной категории.
Благодаря приобретению образом восприятия указанных выше свойств восприятие человека становится связанным с человеческой культурой, оно присуще именно человеку и отсутствует у животных. У животных, по крайней мере у высших, также есть восприятие, но его образы не обладают теми свойствами, которые присущи восприятию человека. Поэтому, говоря о развитии человеческого восприятия, мы также имеем в виду процесс приобретения им тех специфических свойств, которые были перечислены и определены выше.