Tема 2. Методы психофизиологии
Кафедра психологии и психофизиологии
Учебно-методический комплекс
По курсу «Основы Психофизиологии»
Специальность «Педагогика и психология»
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «ОСНОВЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ»
Составлена в соответствии с ГОС 2000 г., на основе учебника Т. М. Марютиной, О.Ю. Ермолаева «Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу: “Общая и возрастная психофизиология”. — М.: Московский психолого-социальный институт, 1997, для студентов, обучающихся на факультетах педагогики и психологии специальной, педагогики и психологии дошкольной
Объяснительная записка
Современные социально-экономические преобразования, развитие науки, внедрение новых технологий повышают уровень требований к профессиональной компетентности будущих специалистов. Перед высшим образованием стоит задача готовить не только грамотного исполнителя, но и формировать личность, стремящуюся к профессиональному росту и развитию. В связи с этим особую актуальность приобретает освоение психофизиологии как одного из этапов изучения психологии. Знакомство с основами психофизиологических знаний на лекционных и практических занятиях будут способствовать формированию профессиональной направленности личности.
Целью изучения дисциплины «Основы психофизиологии» является создание условий для формирования у студентов теоретических знаний в области психофизиологии, выступающей как естественнонаучная база современной психологии в различных ее аспектах и направлениях.
Задачами дисциплины выступают:
1. Формирование научных представлений о предмете психофизиологии, ее задачах и методах, структуре и месте в системе других наук.
2. Ознакомление студентов с принципами переработки информации в центральной нервной системе.
3. Обеспечение усвоения содержания психофизиологических основ сенсорных, перцептивных, мнемических, интеллектуальных процессов, психомоторики.
4. Овладение навыками теоретического анализа психофизиологических источников.
Специфика содержания дисциплины «Основы психофизиологии» заключается в том, что она связана с дисциплиной «Анатомия и физиология человека», которая является базовым для изучения психофизиологии, а также с психологическими дисциплинами: «Общая психология», «Психология развития», «Диагностика и коррекция психического развития».
В результате изучения дисциплины будущий специалист должен:
-знать основы психофизиологии движений, познавательных процессов и индивидуальных различий;
-уметь анализировать психофизиологические феномены с позиций системного подхода;
-иметь представление о методах психофизиологического исследования, областях применения прикладной психофизиологии.
Формами организации обучения в рамках учебной дисциплины служат лекции, семинары, самостоятельная работа.
Итоговой формой контроля над результатами освоения дисциплины являются контрольная работа и экзамен.
Тематический план курса «Основы психофизиологии»
№ пп. | ТЕМА | УЧЕБНЫЕ ЧАСЫ | |||
Аудиторные | СР | ||||
Лек. | Сем. | Лаб. | |||
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ | |||||
Предмет и задачи психофизиологии. | |||||
Методы психофизиологии | |||||
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ЭМОЦИЙ | |||||
Психофизиология функциональных состояний | |||||
Психофизиология эмоционально-потребностной сферы | |||||
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ | |||||
Психофизиология восприятия | |||||
Психофизиология внимания | |||||
Психофизиология памяти | |||||
Психофизиология речевых процессов | |||||
Психофизиология мыслительной деятельности | |||||
Психофизиология двигательной активности | |||||
Сознание как психофизиологический феномен | |||||
ВСЕГО | |||||
ИТОГО |
Содержание дисциплины «Основы психофизиологии»
РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
Tема 1. Предмет и задачи психофизиологии.
Проблема соотношения психического и физиологического и варианты ее решения. Дуалистическая концепция Р. Декарта. Психофизиологический параллелизм. Рефлекторная концепция и ее роль в решении проблемы мозг-психика. Проблема соотношения реактивности и активности в поведении человека. Системный подход в решении проблемы мозг - психика. Психическое как эмерджентное свойство целостного мозга. Эмерджентная причинность. Информационный подход и его возможности в решении психо-физиологической проблемы. Системная психофизиология.
Tема 2. Методы психофизиологии
Способы регистрации и сфера применения объективных физиологических показателей, закономерно связанных с психической деятельностью человека. Методы исследования функциональной активности головного мозга: электроэнцефалограмма (ЭЭГ), ее фоновые и реактивные показатели; ответы электроэнцефалограммы на стимулы (вызванные и событийно-связанные потенциалы). Картирование мозга. Магнитоэнцефалография. Компьютерная томография. Индикаторы активности различных физиологических систем организма (сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной, выделительной) и их использование в психофизиологии.