Тема «Овощи» (1-я неделя)
Е. Агранович
Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.
Санкт-Петербург
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»
ББК 74.3
А25
Агранович 3. Е.
А25 Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.—СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.- 128 с. 18ВМ 5-89814-112-Х
В сборник включены различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР, у детей дошкольного возраста. В соответствии с предложенным планированием занятий с сентября по май включительно специалисты совместно с родителями смогут эффективно корректировать речевые дефекты у детей.
Дидактический материал пособия ориентирован на «красные даты» календаря, на выполнение типовой Программы обучения и воспитания в детском саду, а также методические рекомендации, используемые в работе с дошкольниками с ОНР.
Для воспитателей логопедических групп ДОУ компенсирующего вида, воспитателей массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи, родителей.
ББК 74.3
© Агранович 3. Е., 2001
I5ВN 5-89814-112-Х |
© Оформление. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001
От автора
В данном пособии представлено примерное планирование коррекционной работы по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников по годам обучения с сентября по май включительно, а также — различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР в дошкольном возрасте.
Целью предложенного дидактического материала является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т.д., т.е. в повседневной жизни. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей-логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом «общее недоразвитие речи» может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
В основу данного пособия положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника — игры. Данный материал ориентирован на «красные даты» календаря, выполнение Программы обучения и воспитания в детском саду и методические рекомендации, которые используются в работе с дошкольниками с ОНР. Дидактический материал также может быть использован воспитателями логопедических групп ДОУ компенсирующего вида и воспитателями массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи.
Примерное тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе ДОУ (ОНР, ФФНР)
Сентябрь
1, 2, 3-я недели - обследование ребенка специалистом.
4-я неделя - «Осенняя ярмарка. Сад-огород» (овощи, фрукты, ягоды).
Октябрь
1-я неделя - «Откуда хлеб пришел?»
2-я неделя - «Осень. Человек, одежда, обувь, головные уборы»
3-я неделя - «Дом. Мебель»
4-я неделя - «Лиственные деревья. Грибы»
Ноябрь
1-я неделя - «Домашние животные»
2-я неделя - «Перелетные птицы»
3-я неделя - «Звери наших лесов»
4-я неделя - «Осень» (обобщение).
Декабрь
1-я неделя - «Библиотека»
2-я неделя - «Зимующие птицы»
3-я неделя - «Хвойные деревья»
4-я неделя - «Новый год»
Январь
1-я неделя - зимние каникулы.
2-я неделя - «Зимние забавы»
3-я неделя - «Наш город. Моя улица»
4-я неделя - «Как звери зимуют» (дикие животные зимой).
Февраль
1-я неделя - «Игрушки. Русская народная игрушка»
2-я неделя - «Транспорт. Правила дорожного движения»
3-я неделя - «День защитника Отечества. Военные профессии»
4-я неделя - «Зима» (обобщение).
Март
1-я неделя - «Почта. Профессии»
2-я неделя - «8 Марта. Женские профессии»
3-я неделя - «Животные холодных стран»
4-я неделя - «Животные жарких стран»
Апрель
1-я неделя - «Перелетные птицы»
2-я неделя - «День космонавтики»
3-я неделя - «Школа. Школьные принадлежности»
4-я неделя - «Орудия труда и инструменты. Профессии» (обобщение).
Май
1-я неделя – «День Победы»
2-я неделя – «Сад, парк, луг. Лес — наше богатство»
3-я неделя – « Насекомые»
4-я неделя – «Весна (обобщение). Времена года»
Примерное планирование работы в старшей логопедической группе ДОУ (ОНР)
Сентябрь
1, 2, 3-я недели - обследование ребенка специалистом
4-я неделя — «Детский сад»
Октябрь
1-я неделя - «Овощи»
2-я неделя - «Фрукты»
3-я неделя - «Сад-огород. Ягоды»
4-я неделя - «Осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы»
Ноябрь
1-я неделя - «Домашние птицы»
2-я неделя - «Перелетные птицы»
3-я неделя - «Игрушки»
4-я неделя - «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья»
Декабрь
1-я неделя - «Зимующие птицы»
2-я неделя - «Зимние забавы»
3-я неделя - «Хвойные деревья»
4-я неделя - «Новый год»
Январь
1-я неделя – зимние каникулы.
2-я неделя - «Зимняя одежда, обувь, головные уборы.
3-я неделя - «Домашние животные»
4-я неделя - «Дикие животные наших лесов»
Февраль
1-я неделя – «Наша пища. Труд повара. Посуда»
2-я неделя - «Транспорт»
3-я неделя - «День защитника Отечества»
4-я неделя - «Зима» (обобщение).
Март
1-я неделя – «Ранняя весна»
2-я неделя - «Мамин праздник. Женские профессии»
3-я неделя - «Моя семья»
4-я неделя – «Перелетные птицы»
Апрель
1-я неделя – «Наш город. Дом»
2-я неделя - «Мебель»
3-я неделя - «Рыбы»
4-я неделя - «Комнатные растения»
Май
1-я неделя – «День Победы»
2-я неделя - «Весна. Растения луга и сада»
3-я неделя - «Насекомые»
4-я неделя - «Весна. Изменения в природе. Труд людей весной
СТАРШАЯ ГРУППА
Сентябрь
Тема «Детский сад»
(4-я неделя)
Задание 1. Родителям рекомендуется:
объяснить ребенку, для чего он ходит в детский сад;
совместно с воспитателями ознакомить с детским садом — его помещениями, групповой комнатой, умывальной комнатой, спальней, раздевалкой, кабинетом логопеда, физкультурным и музыкальным залами, при этом объяснить назначение каждой комнаты, а также познакомить с сотрудниками детского сада: логопедом, воспитателями, няней, медицинской сестрой;
рассказать ребенку о правилах поведения в детском саду;
выучить имена и отчества сотрудников детского сада, учить вежливому обращению ко взрослым.
Задание 2.Рассмотреть, какие игры и игрушки есть в детском саду.
Задание 3. Выучить стихотворение:
Мы приходим в детский сад — там игрушки стоят.
Паровоз, пароход дожидаются ребят.
Задание 4. Построить детский сад из строительного материала (кубиков).
Октябрь
Тема «Овощи» (1-я неделя)
Задание 1.Родителям рекомендуется:
рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;
объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;
обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;
по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет...);
совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.
Задание 2.Рассмотреть картинки с изображением овощей.
Задание 3.Отгадать загадки, выучить по выбору:
· Красная девица сидит в темнице, а коса - на улице. (Морковь)
· Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это? (Репка)
· Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)
· Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, а рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис)
· Голова на ножке, в голове - горошки. (Горох)
· Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)
· Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи - меня ищи. (Капуста)
· Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Задание 4,Дидактическая игра «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): огурец - огурчик, помидор - помидорчик...
Задание 5. Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): огурец - огурцы, помидор - помидоры...
Задание 6.Дидактическая игра «Подскажи словечко».
· Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?
Я... (свекла).
· Летом в огороде - свежие, зеленые, А зимою в бочке - желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас?.. (Огурцы)
Задание 7. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по следующему плану:
Что это?
Где растет?
Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?
Какой на вкус?
Что из него готовят?
Задание 8.Дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму» (согласование существительных с прилагательными).
Морковь (какая?) - оранжевая, помидор (какой?) - ...
Огурец (какой?) - овальный, репка (какая?) - ...
Задание 9.Соединить линией овощи с соответствующей геометрической фигурой.
Задание 10.Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».
Мы капусту рубим, Мы морковку трем, Мы капусту солим, Мы капусту жмем. | Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз. Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя. Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки/ |
Задание 11.Прослушать стихотворение.
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат —
Наша грядка просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
То запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку:
Что растет на нашей грядке? (В. Коркин)
Задание 12.Прослушать стихотворение.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Ту в им)
Вопрос. Из чего хозяйка варила суп?
Задание 13.Вырезать картинки с изображением овощей и вклеить их в альбом.
Тема «Фрукты»
(2-я неделя)
Задание 1.Родителям рекомендуется:
рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;
обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;
по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);
рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.
Задание 2.Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах, журналах.
Задание3. Отгадать загадки.
· Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко)
· На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива)
Задание 4.Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа существительных): яблоко - яблоки, груша - ..., слива - ..., персик - ..., банан - ....
Задание5. Дидактическая игра «Большой - маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): яблоко - яблочко, лимон - ..., банан - ..., апельсин - ....
Задание 6.Подобрать родственные слова: яблоко - яблочко, яблоня, яблочный; вишня - вишенка, вишневый; смородина - смородинка, смородиновый; лимон - лимончик, лимонный.
Задание 7. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу: лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое; лимон желтый, а яблоко красное.
Задание 8.Составить описательные рассказы о фруктах, по следующему плану:
Что это?
Где растет?
Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?
Каков на вкус?
Что из него готовят?
Задание 9.Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один - одна - одно, два – две), одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; один лимон, два лимона ... пять лимонов; одна слива, две сливы ... пять слив.
Задание 10.Дидактическая игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных): сок из яблока - яблочный; варенье из яблок - яблочное; сок из груши - ...; варенье из груши - ...; сок из апельсина - ..., варенье из апельсина - ....
Задание 11.Дидактическая игра «Что где растет»: яблоко - на яблоне, слива - на ..., груша - на ....
Задание 12.Отгадать описательную загадку.
· Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный. (Яблоко)
Задание 13.Дидактическая игра «Узнай фрукт на вкус, по запаху» (используются натуральные фрукты).
Задание 14.Вырезать картинки с изображением фруктов и вклеить их в альбом.