Динамическое наблюдение, проводимое ортодонтом

Динамическое наблюдение — система работы лечебно-профи­лактических учреждений, обеспечивающая предупреждение бо­лезней, раннее их выявление и лечение при систематическом наблюдении за больным.

Организация и проведение плановой стоматологической санации детей, включающей также предупреждение развития зубочелюстных аномалий, являются основой диспансеризации детского и подросткового населения. Здоровые зубы, здоровые ткани пародонта и нормальный прикус — необходимые усло­вия для правильного пищеварения и роста ребенка.

Для предупреждения нарушений в зубочелюстно-лицевой области важно проводить следующие мероприятия:

1) осуществлять медико-генетическое консультирование новобрачных;

2) организовывать рациональный режим труда, отдыха, питания беременной женщины, охранять ее здоровье;

3) организовывать гигиенический уход за ребенком, прово­дить гигиеническое воспитание, обучать регулярной чи­стке зубов и контролировать ее качество. Обеспечить плановую лечебно-профилактическую стоматологическую санацию детского населения для сохранения зубов, пре­дупреждения их кариозного разрушения, одонтогенных патологических процессов, болезней слизистой оболочки полости рта, пародонта, используя территориально-уча­стковый принцип обслуживания детского населения;

4) выявлять семейное предрасположение к развитию зубо­челюстных аномалий (частичная или полная адентия, сверхкомплектные зубы, рудиментарные зубы, индиви­дуальная микро- или макродентия, нарушения эмали зубов, микро- или макрогнатия, про- или ретрогнатия, врожденное несращение в челюстно-лицевой области, аномалия величины и прикрепления уздечек языка, губ, макроглоссия, отдельные виды опухолей и др.);

5) предупреждать развитие зубочелюстных аномалий (борьба с вредными привычками у детей, нормализация закры­вания рта, дыхания, глотания, речи, нормализация функ­ции мышц околоротовой области, пластика укороченной уздечки языка, аномальной уздечки губ, сошлифовывание буфов молочных зубов, восстановление коронок разрушенных молочных зубов и замещение дефектов зубных дуг путем протезирования, своевременное удаление сверх­комплектных и задержавшихся временных зубов, устра­нение привычного смещения нижней челюсти);

6) устранять имеющиеся зубочелюстные аномалии путем применения ортодонтических аппаратов и комплексных методов лечения (стоматологических — ортодонтическо-го, терапевтического, хирургического, а также оторино-ларингологического, эндокринологического, психоневро­логического, ортопедического, логопедического и др.);

7) предупреждать рецидивы зубочелюстных аномалий;

8) стремиться к достижению морфологического, функцио­нального и эстетического оптимума в зубочелюстно-ли-цевой области.

Для реализации задач организации ортодонтической помо­щи детям и подросткам, изложенных в приказах, инструкциях, резолюциях пленумов и съездов, запланировано:

1) обеспечить дальнейшее развитие сети стоматологических поликлиник, предусмотреть организацию детских отделе­ний в стоматологических поликлиниках, а при отсутствии их—в других амбулаторно-поликлинических учреждениях;

2) постепенно осуществить переход к участковому принци­пу обслуживания населения;

3) обеспечить профилактическую плановую санацию поло­сти рта у детского населения;

4) организовать своевременное выявление, взятие на учет и диспансерное наблюдение и лечение в стоматологических поликлиниках и стационарах детей с врожденной пато­логией челюстно-лицевой области;

5) увеличить число ортодонтических отделений и кабинетов;

6) при проведении профилактической плановой санации полости рта организовать выявление детей, нуждающихся в ортодонтическом лечении.

Гигиенические навыки и санация полости рта. Разрушение зубов вследствие кариеса и его осложнений, а также их ранняя потеря предрасполагает к деформации зубных рядов.

Гигиена полости рта ребенка, подростка и взрослого как профилактическое мероприятие — проблема здравоохранения.

В каждом детском учреждении (ясли, сады, комбинаты, школы, ПТУ), где планируется внедрение комплексной сис­темы стоматологической профилактики, необходимо организо­вать специальные кабинеты или уголки гигиены полости рта. В таких помещениях должны быть раковины, над которыми укрепляют зеркала, шкаф с ячейками для хранения индиви­дуальных средств гигиены.Сотрудники детской стоматологической поликлиники, ра­ботающие на дошкольно-школьном участке, должны составить план работы с родителями, воспитателями, медицинским персоналом, включив в него следующие вопросы:

1) средние сроки прорезывания и смены временных зубов;

2) особенности их формирования и функции;

3) влияние вредных привычек на развитие зубочелюстной системы;

4) несмыкание губ, ротовое дыхание, нарушение осанки и их неблагоприятные последствия;

5) кариес зубов у детей и его осложнения;

6) средние сроки формирования и прорезывания постоян­ных зубов;

7) влияние кариозного разрушения временных и постоян­ных зубов на формирование прикуса;

8) ортодонтическое лечение и зубочелюстное протезирова­ние у детей;

9) правильный подбор зубной щетки и зубной пасты;

10) когда и как правильно чистить зубы;

11) питание детей и его влияние на состояние зубов;

12) помощь при зубной боли;

13) болезни десен и слизистой оболочки полости рта у детей. Занятия необходимо проводить с воспитателями детских учреждений, медицинским персоналом и родителями, учиты­вая возраст детей. Родители, воспитатели должны ежедневно контролировать норму потребления углеводов ребенком, не допускать приема сахара и сахарсодержащих продуктов в пе­рерыве между основными приемами пищи, развивать навыки обязательного полоскания полости рта после приема пищи, чистки зубов утром и вечером. Детей обучают пользоваться зубной щеткой с 2-летнего возраста. Зубную щетку следует менять не реже 2 раз в год.

Обучение чистке зубов должно сопровождаться объяснением значения всех манипуляций и порядка их выполнения:

1) вымыть руки;

2) прополоскать рот водой;

3) тщательно промыть зубную щетки водой из-под крана;

4) выдавить зубную пасту на зубную щетку на длину ее головки;

5) почистить зубы каждой половины челюсти в течение 0,5 мин;

6) прополоскать рот водой;

7) промыть зубную щетку, намылить ее и оставить намы­ленной в стакане головкой кверху. Чистку зубов начинают с верхних правых коренных зубов. Рекомендуется делать по 10 движений щеткой на каждом сегменте зубной дуги, а именно в области моляров, премоляров и передних зубов с наружной и внутренней поверхности зубов, а также на жевательной, чередуя вертикальные, горизонталь­ные и вращательные движения. Чистка зубов должна длиться

3—5мин.

На состояние полости рта, как известно, оказывает влияние техника чистки зубов, регулярность чистки, умение подобрать необходимое гигиеническое средство для ухода за полостью рта — профилактическое, лечебное, лечебно-профилактичес­кое. Важно также осуществлять регулярный контроль за выпол­нением этой процедуры, особенно у детей и подростков, пользу­ющихся ортодонтическими аппаратами.

Перед чисткой зубов следует установить качество ухода ребенком за полостью рта с помощью гигиенического индекса по Федорову—Володкиной. Для этого используют окраску губ­ной поверхности шести нижних передних зубов йодсодержа-щим раствором. Количественную оценку проводят по пятибаль­ной системе:

Динамическое наблюдение, проводимое ортодонтом - student2.ru

где К — количественный гигиенический индекс оценки; k — сумма" значений индексов у всех зубов; п — число зубов (6). В норме гигиенический индекс не должен превышать 1. Качественную оценку интенсивности налета можно прово­дить по трехбальной системе: интенсивное окрашивание — 3, слабое окрашивание — 2, отсутствие окрашивания — 1. Расчет выполняют по формуле:

Динамическое наблюдение, проводимое ортодонтом - student2.ru

где .У — качественный гигиенический индекс окраски; S— сумма значений индексов у всех зубов; п — число зубов (6). В норме гигиенический индекс не должен превышать 1. Комплекс лечебно-профилактических мероприятий должен также включать местное применение кариес-профилактичес­ких средств (фторлак, препарат «Ремодент»), санацию поло­сти рта с учетом степени активности кариозного процесса. Возможна профилактика заболеваний зубочелюстной системы путем местного воздействия, а также воздействия на весь организм.

Необходимо выявлять детей с повышенным риском возник­новения и развития аномалий прикуса, кариеса зубов. Это в основном:

1) дети, у родителей которых или близких родственников имеются резко выраженные аномалии прикуса;

2) дети с нарушенным развитием височно-нижнечелюстных суставов, перенесшие травму во время родов;

3) дети, рожденные недоношенными, имеющие пороки развития, в том числе несращение в челюстно-лицевой области, перенесшие в период новорожденное™ и груд­ного вскармливания гемолитическую болезнь, пневмо­нию, гнойно-септические заболевания;

4) дети, рожденные от матерей с пороками сердечно-сосу­дистой системы, гипертонией, нефропатией, диабетом, туберкулезом, токсикозом беременных и др.

Если график работы по внедрению комплексной системы профилактики кариеса, предложенный Т. Ф. Виноградовой, не соблюдается в школе и школьный врач не проводит работу по графику-календарю, то эту работу должен осуществлять ортодонт, оказывающий помощь детям с зубочелюстными аномалиями.

При выборе съемных или несъемных конструкций ортодон-тических аппаратов с целью лечения аномалий прикуса следует обращать особое внимание на интенсивность кариозного про­цесса, особенно на постоянных зубах. У тех детей, у которых индекс КПУ меньше 3 (группа А), зубы обрабатывают фтор-лаком 2 раза в год и применяют полоскания реминерализую-щим раствором 2—3 раза в год. Если индекс КПУ больше 3 (группа Б), зубы обрабатывают фторлаком 4 раза в год и проводят аппликации реминерализирующим раствором 5 раз в год.

Перед наложением назубных дуг участки коронок зубов, к которым будет прилегать металлическая часть аппарата, следует обрабатывать фторсодержащим лаком, что предупреждает об­разование меловидных пятен.

Наносить фторлак удобнее сначала на коронки зубов ниж­ней челюсти, что предупреждает накопление слюны. Их про­тирают ватным тампоном. Тщательно высушивать коронки не требуется. Препарат наносят на зубы тонким слоем с помощью ватного шарика или кисточки. Избыток фторлака, попавший на слизистую оболочку полости рта, удаляют. Через 1—2 мин пациент может закрыть рот. Ему рекомендуют принимать жид­кую пищу в течение первых суток, мягкую полужидкую в течение вторых, слегка прополаскивать рот, но не чистить зубы для лредупреждения отторжения пленки фторлака. В дальнейшем пленка отторгается при чистке зубов щеткой. Для покрытия зубов используют не более 0,4 мл фторлака при массе тела ребенка до 40 кг, не более 0,6 мл — при массе 40—60 кг, не более 1 мл — при массе свыше 60 кг. Курс применения фтор-лака составляет 2—4 процедуры в год с перерывом между процедурами не более 6 мес. Стоматологические инструменты и посуду очищают от фторлака этиловым спиртом.

Для профилактики кариеса применяют также 3% водный раствор препарата «Ремодент» в виде аппликаций или полос­каний полости рта. Ватные тампоны, смоченные реминерали-зующим раствором, накладывают на зубы на 15—20 мин.

Для полоскания используют 15—20 мл раствора; рекомен­дуют полоскать рот 3—5 мин. Курс профилактики составляет 3—5 процедур в год. После каждой процедуры принимать пищу в течение 2 ч не рекомендуется.

Для профилактики кариеса зубов применяют таблетки фто-рида натрия и витафтора, начиная со школьного возраста.

Детям с повышенным риском возникновения кариеса по­стоянных зубов, начиная со школьного возраста, после согла­сования с педиатром следует назначать фторид натрия, вита-фтор, глицерофосфат кальция.

Такая необходимость возникает при семейной декомпенси-рованной форме кариеса, системной патологии, частых инфек­ционных заболеваниях и хронической интоксикации, особенно в случаях резко выраженных аномалий прикуса. Ортодонтичес-кое лечение таких детей обычно бывает длительным, пользо­вание ортодонтическими аппаратами затрудняет гигиеническое содержание полости рта. В связи с этим следует уделять большое внимание вопросам профилактики кариеса и его осложнений. Дети, проживающие в местностях с пониженным содержанием фтора в питьевой воде, должны получать таблетки фторида натрия, о чем заботятся школьные стоматологи.

Лечение всех детей, обращающихся за ортодонтической помощью, следует начинать после тщательной санации поло­сти рта, что является непременным условием подготовки па­циента к ортодонтическим мероприятиям.

У детей необходимо тщательно лечить не только постоян­ные, но и временные зубы. В случае ранней потери зубов хорошей профилактической мерой является зубочелюстное протезиро­вание.

Мероприятия по диспансеризации детей и подростков. Диспан­серизацию ортодонтических больных осуществляют республи­канские, краевые, областные, городские, межрайонные, рай­онные детские стоматологические поликлиники. Укрупненные поликлиники обслуживают до 150000 детского населения, приближая помощь детям и подросткам путем создания дош-кольно-школьных стоматологических участков.Для проведения ортодонтической диспансеризации необхо­димо 1,7 (по Р. М. Зволинской) или 3,6 (по Л. Б. Треймане) должности ортодонта на 10 000 детского населения.

Мероприятия по ортодонтической диспансеризации прово­дят поэтапно с учетом потребности в профилактической и лечебной помощи на участках. Детей группируют по нозоло­гическим формам зубочелюстных аномалий [Осадчий А. Д., 1961;

ВаресЭ.Я., 1961; Акодис 3. М., 1973;Ширака З.П., КресланяВ. Я., 1968; СнагинаН. Г., 1978;Саблина Г. И., 1988, и др.].

Первый этап—регистрация пациентов. Врач должен знать возраст, поли состояние здоровья больных.

Второй этап—специализированный осмотр каждогоребенка и санация полостирта. Полученная информация яв­ляется основой дляформироания диспансерных групп и пос­ледующего наблюдения.

Третий этап—группировка пациентов сцелью орто­донтической диспансеризациии составление планаработы врача на участке.

Четвертый этап— наблюдение запациентами, сана­ция полости рта, проведениеуроков гигиены и другихмассовыхпрофилактических мероприятий.

Пятый этап— изучение эффективности ортодонтичес­кой диспансеризации, определение форм и средств совершен­ствования этой работы.

Комплекс лечебно-профилактическихмероприятий, наме­ченный при осмотре ребенка, регистрируют в карте диспан­серизации, после чего распределяют детейпо диспансернымгруппам.

К I группе диспансерногонаблюдения причисляют детей с правильным смыканиемгуб, нормальными функциями зу-бочелюстной системы иправильным прикусом.Незначитель­ные отклонения в зубочелюстной области рассматриваюткакварианты нормы. Такие дети нуждаются ввоспитании у нихгигиенических навыков ухода за зубами и полостью рта.Сто­матолог осматривает их одинраз в год.

Ко II группе относят детей без выраженных морфологи­ческих отклонений от нормы в зубочелюстной системе, но с нарушениями дыхания, глотания, речи, жевания, мимики, вредными привычками, предрасполагающими к развитию зу­бочелюстных аномалий. У таких детей необходимо устранять причины возникновения отклонений в зубочелюстной системе и создавать благоприятные условия для нормального роста челюстей и формирования прикуса. По показаниям санируют полость рта, рекомендуют способы борьбы с вредными при-ычками, лечебную гимнастику, направляют на консультацию оториноларингологу, ортопеду и другим специалистам. Затакими детьми должны наблюдать родители, воспитатели, медицинский персонал детского сада, а также педиатр- Актив­ное наблюдение продолжают в течение б мес. Если причина развития зубочелюстных аномалий устранена, то следующий осмотр осуществляют через год.

К III группе относят детей с нерезко выраженными аномалиями положения отдельных зубов или их групп, изме­нениями формы зубных дуг, отклонениями в прикусе, функ­циональными нарушениями и другими причинами, вызываю­щими эти отклонения. Для оказания помощи таким детям проводят мероприятия, направленные на устранение причин развития нарушений, в том числе путем применения ортодон-тических аппаратов несложных конструкций. После нормали­зации прикуса наблюдение осуществляют один раз в год.

В IV группу входят дети с выраженными изменениями в зубочелюстной системе, нарушениями формы лица, функций дыхания, глотания, речи, откусывания и пережевывания пищи. Такие дети нуждаются в специализированном ортодонтическом лечении и комплексных лечебных мероприятиях, включающих устранение причин, вызвавших нарушения, применение орто-донтических аппаратов, нормализацию функций зубочелюст­ной системы и воздействие на организм ребенка в целом.

Сроки лечения в периоде ретенции достигнутых результатов определяет ортодонт.

При диспансеризации детей перечисленных групп исполь­зуют контрольную карту с учетом специфики ортодонтическо-го профиля.

Регистрация информации на перфокартах К-6 с двухрядной краевой перфорацией и закодированной на ней ортодонтичес-кой программой позволяет сохранять большой объем сведений об ортодонтическом больном. Перфокарты отражают динамику лечебного процесса.

Вылеченного ребенка переводят в I группу, т. е. считают практически здоровым. Возможность увеличения численности I группы за счет успешного лечения детей II, III и IV групп позволяет в периоде ретенции достигнутых результатов орто-донтического лечения наблюдать за ними, создав подгруппу детей, пользующихся ретенционными аппаратами. Это дает возможность увеличить приток детей во II—IV группы. Частоту наблюдений за детьми диспансерных групп регулирует орто­донт в зависимости от особенностей зубочелюстных аномалий и степени трудности их лечения.

При анализе эффективности ортодонтической диспансери­зации целесообразно раздельно оценивать результаты началь­ного и последующих периодов. К показателям начального периода диспансеризации относят:

1) выполнение плана стоматологических осмотров;

2) полноту охвата диспансерным учетом;

3) вьмвление детей с зубочелюстными аномалиями;

4) четкость ведения документации на каждого ребенка (ис­тория болезни, специальные формы учета и др.). Показателями конечного периода диспансеризации яв­ляются:

1) соблюдениесроков осмотров (плановостьнаблюдений);

2) активностьпатронажной работы ортодонтана участке;

3) полнота проведенияпрофилактических, лечебных и оз­доровительныхмероприятий;

4) активность в оказании комплексной лечебной помощи, применениесовременных конструкций ортодонтическихаппаратов,сокращение сроков лечения.

Расчет эффективности ортодонтической диспансеризации производят на 100 детей среднегодового контингента, прини­мая во внимание количественный сдвиг в диспансерных груп­пах за счет перевода детей в группу здоровых после проведения профилактических мероприятий или окончания активного аппаратурного лечения. В эту группу входят все дети, у которых в течение последних 2 лет не наблюдалось рецидивов зубоче­люстных аномалий и не выявлено морфологических и функ­циональных нарушений в зубочелюстной системе.

При диспансерномобслуживании детей сучетом состоянияздоровья их распределяют натри основные группы.

I группа— детидошкольного и школьного возраста, не имеющиехронических соматических заболеванийи пораженийцентральной нервной системы,без выраженных стоматологи­ческих заболеваний (синтактными зубами, правильным их расположением, интактнымпародонтом, физиологическимприкусом).

У детей этой группы (практически здоровых) при двукрат­ных плановых осмотрах в возрасте до 7 лет и однократных в возрасте от 7 до 15 лет следует обращать внимание на сроки прорезывания и смены временных зубов и прорезывания по­стоянных, а также своевременно выявлять сверхкомплектные зубы, врожденное отсутствие отдельных зубов, нарушение эмали постоянных зубов, начало кариозного процесса и его ослож­нений, снижение высоты прикуса в результате повышенной стираемости временных зубов или недостаточной стертости их бугров (особенно клыков), привычные смещения нижней че­люсти, вредные привычки, нарушения артикуляции языка с °кружающими органами и тканями (укорочение его уздечки), "арушения функций зубочелюстной системы, зрения, осанки. Перечисленные отклонения и нарушения нередко являются ричиной развития зубочелюстных аномалий, которые следуетсвоевременно обнаружить, после чего перевести ребенка из I во II группу диспансеризации.

II г р у п п а — дети с хроническими соматическими заболе­ваниями. В эту группу включают недоношенных детей, неправиль­но искусственно вскормленных, перенесших рахит на 1-м году жизни, перенесших инфекционные заболевания и имеющих различные расстройства органов пищеварения. Кроме того, сюда причисляют детей с хроническими заболеваниями уха, горла, носа, длительным ротовым или смешанным дыханием и не­смыканием губ, дети с нарушенной осанкой и патологией зрения, у которых обычно наблюдаются зубочелюстные ано­малии, ранние симптомы кариозного нарушения зубов и за­болеваний пародонта.

При зубочелюстных аномалиях ортодонт определяет объем профилактических и лечебных ортодонтических мероприятий и оказывает помощь до устранения нарушений.

III г р у п п а — дети со стоматологическими заболеваниями и показаниями к длительной диспансеризации. Их направляют к ортодонту. Ниже при описании последовательности диспан­серного наблюдения за детьми указаны особенности профилак­тической и лечебной ортодонтической помощи с учетом но­зологических форм нарушений.

Для устранения большей части зубочелюстных аномалий необходимо, чтобы профилактическая работа систематически осуществлялась стоматологом-педиатром в организованных детских коллективах при активной помощи родителей, род­ственников, педагогов, принимающих участие в воспитании ребенка.

Ортодонт должен руководить работой по предупреждению зубочелюстных аномалий, проводимой стоматологами детского возраста, осуществлять специализированное лечение аномалий прикуса, нарушений функций зубочелюстной системы и стре­миться к достижению эстетического оптимума.

Диспансерное наблюдение, проводимое ортодонтом. I груп­па— дети дошкольного и школьного возраста без соматичес­ких заболеваний, поражений центральной нервной системы, выраженных стоматологических заболеваний. Н а 1-м году жизни (период начала прорезывания временных зубов) ча­стота осмотра стоматологом один раз в месяц совместно с педиатром.

Особое внимание следует обращать на подвижность языка, макроглоссию, наличие укороченной уздечки языка, форму альвеолярных отростков, их соотношение в переднем участке при приведении нижней челюсти к верхней (наличие сагит­тальной, вертикальной щели), ошибки при искусственном вскармливании (расположение бутылочки, глубину введения соски в полость рта), наличие сверхкомплектных зубов, сроки прорезывания, качество и цвет временных зубов.

Основные пути оздоровления: рассечение или пластика укороченной уздечки языка. Массаж альвеолярного отростка в участках его недоразвития у детей в возрасте от 6 мес до 1 года. Обучение правильному искусственному вскармливанию ребен­ка — правильной его укладке при кормлении, предотвращению давления горлышком бутылочки на альвеолярный отросток. Регулирование усилий ребенка при сосании за счет сжатия пальцами материнской груди, правильного подбора отверстия в соске, длины соски и степени ее введения в полость рта, наблюдение за регулярностью глотания. Удаление сверхкомп­лектных зубов. Сбалансированное питание по возрастной схеме для ребенка 1-го года жизни, сбалансированное питание ма­тери, рациональный режим.

При наличии патологии ребенка переводят во II или III группу диспансерного наблюдения.

Н а 2-м и 3-м году жизни (период завершения форми­рования молочного прикуса) частота осмотра стоматологом совместно с педиатром один раз в месяц.

Особое внимание следует обращать на выявление врожден­ной патологии, исключая врожденную расщелину губы, аль­веолярного отростка, неба, нарушение сроков прорезывания временных зубов, вредные привычки сосания пальцев, различ­ных предметов, принужденную позу, нарушенную осанку, плоскостопие, выявление ранних стадий кариозного процесса, зубочелюстных аномалий.

Основные пути оздоровления: наблюдение за последователь­ностью прорезывания временных зубов и их установлением в прикусе. Применение глицерофосфата кальция после согласо­вания вопроса с педиатром. Массаж альвеолярного отростка при затрудненном прорезывании временных зубов. Раннее выявление адентии на основании оценки формы альвеолярных отростков и степени развития других производных эктодермы (кожа, волосы, ногти, хрусталик глаза, нервная система). Борьба с вредной привычкой сосания пальцев (применение налокте-вых повязок). Лечебная физкультура для нормализации осанки и устранения плоскостопия, кривошеи. Предупреждение и ликвидация причин, ведущих к развитию зубочелюстных ано­малий. Реминерализующая терапия кариеса в стадии пятна на открытых поверхностях зубов. Пломбирование кариозных поло­стей, восстановление контактных пунктов между зубами. Сана­ция полости рта. В 2,5—3 года покрытие зубов фторлаком 2 раза в год. Обучение ребенка правилам гигиены полости рта.

В возрасте 3—6 лет (период сформированного времен-яого прикуса) частота осмотра стоматологом совместно с педиатром один раз в месяц, оториноларингологом — один раз в 6 мес, ортопедом — один раз в год, ортодонтом — один раз в год.

Особое внимание следует обращать на выявление врожден­ной патологии. Подвижность языка, наличие укороченной или неправильно прикрепленной его уздечки, артикуляции языка с окружающими тканями в покое и во время речи, четкость произнесения звуковых фонем. Несмыкание губ, форму и раз­меры верхней губы, глубину супраментальной борозды. Вялое жевание, отказ от употребления жесткой пищи. Инфантильное глотание. Выявление привычной неправильной позы, наруше­ния осанки, плоскостопия. Наличие сверхкомплектных зубов, вредных привычек. Выявление кариозного процесса — разру­шения отдельных зубов, их ранней потери, снижения высоты прикуса, углубления резцового перекрытия, наличия нестер­шихся бугров молочных зубов (чаще нижних клыков). Появле­ние признаков нарушений прикуса, осанки.

Основные пути оздоровления: пластика укороченной уздеч­ки языка, нормализация речи (обучение у логопеда), дости­жение смыкания губ при вредной привычке ротового дыхания, употребление твердой пищи, обучение правильному глотанию. Удаление прорезавшихся ретинированных зубов. Борьба с вред­ными привычками (применение вестибулярных пластинок, активаторов). Лечебная гимнастика. Направление на консульта­цию к оториноларингологу при ЛОР-заболеваниях и к ортопеду при нарушениях осанки. Санация полости рта с применением описанных выше способов. Сошлифовывание бугров временных зубов, чаще нижних клыков. Изготовление и укрепление ко­ронок на отдельных временных зубах, чаще молярах. Замещение дефектов зубных дуг пластиночными съемными протезами, укрепленными с помощью кламмеров. Использование накусоч-ных площадок в переднем участке верхнего протеза для повы­шения прикуса. Гигиена полости рта.

В возрасте 6—9 лет (начальный период сменного прикуса) частота осмотра стоматологом один раз в 6 мес, оториноларингологом — один раз в б мес, логопедом — один раз в год, ортопедом — один раз в год.

Основное внимание следует обращать на то же, что в двух предыдущих периодах, а также задержку смены вторых времен­ных моляров и временных клыков.

Основные пути оздоровления те же, что и в предыдущем периоде: плановая санация полости рта и регулярная гигиена с использованием средств специального назначения. Удаление временных моляров и клыков при хроническом гранулирую­щем периодонтите, а также задержавшихся временных зубов после рентгенофафического контроля. Выявление мезиального сдвига зубов. Продолжение удаления зубов по Хотцу. Опреде­ление ортодонтических показаний к удалению отдельных зу­бов, в том числе разрушенных постоянных зубов путем про­тезирования. Удаление по показаниям ретенированных сверх­комплектных зубов. Наблюдение за прорезыванием клыков, премоляров и вторых постоянных моляров; массаж в их области. Удаление увеличенных аденоидов, небно-глоточных миндалин при аномалиях прикуса.

В возрасте 12—15 лет (период постоянного прику­са). Частота осмотра стоматологом — один раз в год, ортодон-jq^ — один раз в 6 мес, оториноларингологом — один раз

в год.

Основное внимание следует обращать на те же морфологи­ческие, функциональные и эстетические отклонения и нару­шения, которые описаны у детей 6—9 и 9—12 лет, а кроме того, на функциональную перегрузку отдельных зубов и их групп. Сроки формирования корней постоянных зубов, выявление преждевременного формирования моляров на более развитой челюсти, особенности формирования постоянного прикуса, появление симптомов его патологии, нарушение последова­тельности прорезывания вторых постоянных моляров. Наличие кариозного процесса и его интенсивность. Состояние перио-донта зубов, леченных по поводу пульпита и периодонтита. Ранние симптомы болезней пародонта. Состояние слизистой оболочки полости рта. Наличие или отсутствие зачатков третьих постоянных моляров и размеры их коронок.

Основные пути оздоровления те же, что и в предыдущих периодах (6—12 лет), а также сбалансированное питание с полноценной нагрузкой на жевательный аппарат. При низком содержании фтора в питьевой воде (до 0,3 мг/л) назначение 2,2 мг фторида натрия в день (250 дней в году). Местная об­работка зубов фторлаком 2 раза в год. Реминерализующая терапия кариеса в стадии пятна. Лечение кариеса и его осложнений, лечение болезней пародонта и слизистой оболочки полости рта. Избирательное пришлифовывание режущих краев передних зубов и бугров — боковых. Санитарно-просветительная работа среди школьников, педагогов, родителей. Предупреждение и лечение зубочелюстных аномалий и деформаций.

II группа — дети с хроническими стоматологическими заболеваниями, обусловливающими особенности диспансери­зации у ортодонта. Дети, рожденные недоношен­ными, искусственно вскармливаемые и боль­ные рахитом на 1-м году жизни, дети с раз-очными формами расстройства пищеваре­ния. Частота осмотра стоматологом совместно с педиатром °Дин раз в 3 мес. Основное внимание следует обращать на ранние симптомы недоразвития челюстей, зубочелюстных деформации (наруше­ния минерализации зубов и челюстных костей в первые месяцы и на 1-м году жизни обусловливают большую частоту и интен­сивность кариеса, гипоплазии эмали, зубочелюстных деформа­ций).

Основные пути оздоровления: правильное искусственное вскармливание, режим питания. Лечебная гимнастика для жевательных и мимических мышц с целью предупреждения развития челюстных деформаций. Реминерализующая терапия ранних форм кариеса. Лечение кариеса и его осложнений. Восстановление формы разрушенных кариесом зубов, а также зубов при гипоплазии эмали с помощью искусственных коро­нок. Предупреждение и лечение зубочелюстных деформаций.

Дети с хроническими заболеваниями уха, горлаи носа. Частота осмотра стоматологом один раз в 6 мес,оториноларингологом — по показаниям и не реже одного раза в 6 мес.

Основное внимание следует обращать на ранние симптомы кариеса, ранние симптомы зубочелюстных деформаций (суже­ние верхней челюсти, готическое небо, нарушение смыкания губ, ротовое дыхание, неправильное глотание).

Основные пути оздоровления: гимнастика для круговой мышцы рта. Санация носоглотки, обучение носовому дыханию, правильному глотанию. Ортодонтическое лечение.

Дети с заболеваниями сердечн о-с осудистой системы, эндокринными, хроническимиже-л у д о ч н о-к ишечными и почечными заболевания-м и. Частота осмотра стоматологом 3—4 раза в год, ортодон-том — 2 раза в год.

Основное внимание следует обращать на морфологические и функциональные нарушения в зубочелюстной области (не­доразвитие зубных дуг, челюстей, аномалии положения зубов, аномалии прикуса, нарушения формы лица, твердых тканей зубов, пародонта), а также осанки.

Основные пути оздоровления: санация полости рта, носо­глотки, нормализация осанки. Ортодонтическое лечение в пе­риодах активного роста челюстей с применением съемных двучелюстных ортодонтических аппаратов в сочетании по по­казаниям с внеротовой тягой. Расширение ортодонтических показаний к удалению отдельных зубов. Лечение у педиатра, кардиолога, эндокринолога, гастроэнтеролога. Наблюдение и лечение до передачи больного в поликлинику для взрослых.

Дети с нарушениями опорн о-д вигательного аппарата. Осмотр стоматологом (один раз в год) и орто-донтом.

Основное внимание следует обращать на расположение головы

покое, направление взора, сутулость спины, выступление лопаток,' выпуклость живота, полусогнутость колен, ротовое дыхание, неправильное глотание, смыкание зубных рядов (прикус в центральной окклюзии).

Основные пути оздоровления: лечение у ортопеда, отори-ноларинголога, при зубочелюстных аномалиях — у ортодонта. Занятия лечебной гимнастикой.

Шгруппа— дети со стоматологическими заболеваниями и показаниями к длительной диспансеризации. Дети с наследственными нарушениями структуры твердых тканей зубов. Осмотр стоматологом (один раз в 4—6 мес), ортодонтом, педиатром, генетиком.

Основное внимание при несовершенном амелогенезе следу­ет обращать на интенсивность разрушения эмали, при несовер­шенном развитии эмали и дентина (синдром Стейнтона—Кап-депона) — на интенсивность патологического стирания эмали и дентина, развитие глубокого прикуса или открытого в пе­реднем участке зубных дуг.

Основные пути оздоровления: лечение или удаление зубов с очагами хронического воспаления в периодонте. Изготовле­ние коронок и капп, предупреждающих стирание боковых зубов, отлом коронок передних зубов и прокладывание кончика языка между зубными рядами в области дефекта. Наблюдение и ле­чение следует проводить до передачи больного в поликлинику для взрослых.

Дети с врожденным отсутствиемзачатковотдельных зубов(до 10) без нарушения разви­тиядругих производных эктодермы.Частота осмотра ортодонтом один раз в годдо 6 лет, 2 раза в год до 12 лет,один раз в год до 15 лет.

Основное внимание следует обращать на наличие диастемы, трем, задержавшихся временных зубов, углубление резцового перекрытия, отклонение резцов в вестибулярном или оральном направлении, укорочение уздечки языка, низкое прикрепление уздечки верхней губы.

Наши рекомендации