Тема «Перелетные птицы»
(2-я неделя)
Задание 1.Родителям рекомендуется:
познакомить ребенка с перелетными птицами: журавлем, гусем, лебедем, уткой;
рассмотреть на иллюстрациях их внешний вид, указав отличительные признаки;
объяснить, почему они называются перелетными, рассказать, куда и когда они улетают;
по возможности во время прогулки показать детям перелетных птиц — стаю улетающих уток, гусей и т.д.;
обратить внимание на тех птиц, которые остаются зимовать, на погоду, на ее изменения.
Задание 2.Прочитать ребенку стихотворение и обсудить его.
Осень
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят...
Видно, тоже в Африку улететь хотят. (И. Токмакова)
Задание 3.Выучить считалку:
Начинается считалка: на дубу — скворец и галка. Улетел домой скворец, и считалочке конец.
Задание 4. Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию». (Взрослый описывает внешние признаки перелетной птицы, а ребенок называет ее.)
Задание 5. Дидактическая игра «Улетает - не улетает». (Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает - улетает она на зиму или нет.)
Задание 6.Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).
Лебедь, дикая утка, журавль, голубь.
Задание7. Упражнения для пальчиков (при назывании птицы — загибать пальчики на руке).
Птичек стайка
Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек - стайка.
- Эта птичка - соловей, эта птичка - воробей.
Эта птичка - совушка, сонная головушка.
Эта птичка - свиристель, эта птичка - коростель.
Эта птичка - скворушка, серенькое перышко.
Эта - зяблик, это - стриж, это - развеселый чиж.
Ну, а это - злой орлан. Птички, птички, по
домам! (Сжать пальчики в кулачки). (И. Токмакова)
Задание 8. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением перелетных птиц.
Тема «Игрушки»
(3-я неделя)
Задание 1.Родителям рекомендуется:
рассмотреть с ребенком несколько игрушек;
определить материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая);
отметить внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая);
провести с ребенком беседу о бережном отношении к игрушкам;
в качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают игрушки.
Задание 2.Прочитать ребенку стихотворения А. Барто «Игрушки». Заучивание стихотворений по выбору.
Задание3. Отгадать загадку.
· Его бьют, а он не плачет, упадет — поскачет. (Мяч)
· Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла)
Задание 4. Дидактическая игра «Узнай игрушку по описанию». (Взрослый рассказывает об игрушке, а ребенок ее называет.)
Задание 5. Дидактическая игра «Узнай свои игрушки на ощупь». (Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать любую игрушку и назвать ее.)
Задание 6. Составить описательный рассказ об игрушке по следующему плану:
Что это?
Каков ее внешний вид (величина, цвет, форма)?
Из какого материала сделана?
Как с ней можно играть?
Задание 7. Подобрать действия к предмету: мяч - летит, прыгает, катится, скачет, падает... ; кукла - ... ; матрешка - … .
Задание 8. Дидактическая игра «Подбери признак»: кукла (какая?) - ... , мяч (какой?) - ....
Задание 9. Образовать признак от предмета: игрушка - игрушечный, кукла - кукольный, стол - настольный, зеркало — ... .
Задание 10. Дидактическая игра «Назови ласково» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): мяч - мячик, кукла - ... ; мишка - ... ; матрешка - ... ; Петрушка - ... .
Задание 11. Упражнение в согласовании существительных с числительными два, две: два мяча, две куклы... (счет вести до пяти).
Задание 12. Вырезать картинки с изображением игрушек и вклеить их в альбом.
Тема «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья»
(4-я неделя)
Задание 1. Родителям рекомендуется: рассказать ребенку о поздней осени, о том, какие изменения происходят в природе;
рассмотреть картинки с изображением ранней и поздней осени, при этом обратить особое внимание на внешний вид и состояние деревьев: ранней осенью они покрыты разноцветной листвой, а поздней осенью стоят голые;
вместе с ребенком сравнить одежду людей ранней и поздней осенью;
обратить его внимание на то, как изменилась погода: дни стали длиннее или короче, стало теплее или холоднее на улице? Рассказать, куда и почему улетели птицы.
Задание 2. Прочитать ребенку стихотворения и обсудить их. (Заучивание стихотворения по выбору.)
Осень
Падают, падают листья — в нашем саду листопад.
Желтые, красные листья по ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают — гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая крыльями машет вдали.
Осень
Осень с листьями играет, листья с веток обрывает.
Листья желтые летят прямо на руки ребят.
Подарки осени
Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки:
Бусы красные - рябине, фартук розовый - осине,
Зонтик желтый - тополям, фрукты осень дарит нам.
Вопрос. Кому что дарит осень?
Задание 3. Выучить загадку.
· Его весной и летом мы видели одетым, А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)
Задание 4. Дидактическая игра «Какие деревья ты знаешь? Назови их». (Во время прогулки рассмотреть листья различных деревьев и засушить их для гербария.)
Задание 5. Пересчет деревьев (согласование существительных с числительными): один дуб, два дуба, три дуба, четыре дуба, пять дубов; одна липа, две липы, три липы, четыре липы, пять лип; одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев.
Задание 6. Нарисовать дерево ранней осенью и поздней осенью. (Чем они отличаются?)
Задание 7. «Расскажи, что ты наденешь осенью на прогулку, что возьмешь с собой для того, чтобы не промокнуть».
Задание 8. Вспомнить, какие птицы называются перелетными и почему. (Ребенок перечисляет известные ему названия перелетных птиц и рассказывает, почему они так называются.)
Задание 9.Вырезать картинки с изображением лиственных деревьев в осеннем уборе листвы и вклеить их в альбом.
Декабрь
Тема «Зимующие птицы»
(1-я неделя)
Задание 1. Родителям рекомендуется:
пойти вместе с ребенком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребенку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать;
рассказать, где они живут и чем питаются;
обратить внимание ребенка на то, какие птицы часто прилетают во двор. Желательно покормить птиц вместе с ребенком.
Задание 2. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Задание 3. Отгадать загадки. (Выучить загадки и стихи по выбору.)
Хоть я не молоток - по дереву стучу:
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (Дятел)
Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока, а зовут ее ... (сорока).
Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)
Зимой на ветках яблоки! Скорей же собери!
И вдруг вспорхнули яблоки — ведь это ... (снегири).
- Синица, синица, веселая птица! Где ты была?
Где ты жила? - Я сидела по кустам, я летала по садам: «ццц».
Задание 4. Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа существительных): ворона - вороны, снегирь - ..., галка - ..., воробей - ....
Задание 5. Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании):
воробей - воробушек, воробьишко; галка - ..., снегирь - ..., синица - ... .
Задание 6.Дидактическая игра «Счет птиц» (закрепление согласования числительных с существительными).
Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.
Первая ворона, вторая ворона, ... пятая ворона; первый голубь, второй голубь, ..., пятый голубь.
Задание 7. Дидактическая игра «Кто как голос подает?» Ворона - «как-кар» - она каркает, воробей - ... .
Задание 8. Дидактическая игра «Подбери признак»: ворона (какая?) - ..., голубь (какой?) - ..., снегирь (какой?) - ..., синица (какая?) - ....
Задание 9. Дидактическая игра «Угадай птицу по описанию». Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)
Задание 10. Вырезать картинки с изображением зимующих птиц и вклеить их в альбом.
Тема «Зимние забавы»
(2-я неделя)
Задание 1. Родителям рекомендуется:
спросить у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой, что им нужно для зимних игр;
в качестве экскурсии сходить с ребенком на зимний стадион, где следует обратить его внимание на то, какими видами спорта занимаются дети.
Задание 2. Отгадать загадки.
· Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник)
· Мчусь как пуля я вперед, лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки)
· Все лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры - помчались с горы. (Санки)
· Меня не растили - из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку,
Глаза - угольки, губы - сучки.
Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба)
· По снегу покатите - я подрасту, На костре согреете - я пропаду. (Снежный ком)
Задание 3. «Какие зимние виды спорта ты знаешь? Что нужно этим спортсменам?»
Задание 4. Дидактическая игра «Кому что нужно?» (употребление винительного падежа существительных): лыжнику нужны лыжи, хоккеисту - ..., фигуристу - ..., саночнику - ....
Задание 5. Дидактическая игра «Исправь ошибку» (на логическое мышление).
Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки.
Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.
Задание 6. Выучить стихотворение.
Я катаюсь на коньках, разгорелись ушки!
Рукавички на руках, шапка на макушке!
Раз, два - чуть не поскользнулся, раз, два- чуть не кувыркнулся.
Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали и по снегу побежали.
Покатились санки вниз - крепче, куколка, держись!
Ты сиди, не упади - там канавка впереди.
Надо ездить осторожно, а не то разбиться можно!
Задание 7. Упражнение на координацию речи с движением.
Мы слепили снежный ком, ушки сделали потом. Вместо глаз — угольки нашлись у нас. Кролик вышел как живой: и с хвостом, и с головой. За усы не тяни — из соломинки они! Длинные, блестящие, точно настоящие! | Ребенок имитирует лепку зайчика из снега. |
Задание 8. Вырезать картинки с изображением зимних забав и вклеить в альбом.