Идеальные потребности (не обязательные)
1. Познание и творчество
2. Потребность информационного заполнения нервной системы
3. Наука (неопровегнутая теория имеет право на существование)
4. Искусство
· Как сопереживание
· Способ объективизации внутренних переживаний
· Философия, религия
Социальные потребности:
1. Для себя (эгоист)
2. Для других (альтруизм)
Эгоист – человек с чувством собственного достоинства, самостоятельная личность, независимость суждений
Альтруизм – сочувствие, умение сотрудничать, принимает все без критики
Стремление к общению с представителями своего вида:
· Потребность принадлежать к определенной группе: К определенной экономической группе / социальной группе (мы не можем не принадлежать к определенной группе)
· Потребность занимать в группе определенное место: в социуме все места жестко распределены (самая строгая иерархия среди животного мира). Для определения места, человек должен обладать определенными компетентностями
· Потребность следовать нормам группы (подчиняться неписанным законам)
Фильм «Ген всевластия»
Законы общения
1. Закон двойника – при общении мы навязываем другому свое мнение (вне зависимости от его доминанты – навязываем свою доминанту) (пр. Марксистко-Ленинистская философия)
Плюсы – воспитание детей идет по закону двойника, обучение в вузе, школе (умеешь заинтересовать своим мировоззрением)
«Рассказы о пилоте Пирсе»
2. Закон заслуженного собеседника - собеседника надо заслужить (пытаемся понять доминанту другого человека): надо дать человеку право быть другим
Функциональная асиметрия
Учебник: Брагина, Доброходова «Функциональная асиметрия мозга человека»
Люди – билатеральные симметричные животные.
Выделяют:
Моторную асиметрию
Сенсорную асиметрию
Психическую асиметрию
Амбидекстр – человек, который обладает и левшевством, и правшеством
Моторная ассиметрия – совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища лица в формировании поведения и его выразительности.
Среди женщин больший процент правшей, среди мужчин – больший процент левшей, силометр, точность движений
В случае стресса усиливается функция правой руки (при стрессе больше активируется левое полушарие) – положительные эмоции вырабатываются в левом полушарии мозга, чтобы перебороть стресс
Ведущая рука – рука активного исполнителя, неведущая – выступает опорной
У 60% людей – левая ступня больше правой
Ведущая нога – опорная
У правшей обычно кончик носа немного вправо
У правшей правая половина лица более широкая, левая более узкая, но более длинная. На доминантной половине – улыбка более широкая, бровь можно поднять с доминантной стороне
Правая сторона лица – более выразительна, более контролируется сознанием
Левая сторона лица – более настоящая
Д/з Взять фотку, разрезать пополам и совместить
Движение глаз – для вопросов, требующих размышлений, глаза вправо
Для решения зрительно-пространственных задач – глаза идут влево
Когда положительные эмоции – вниз и направо
Ведущим глазом – пристрельность, ………., но для глубины надо оба глаза
Уши: в среднем у абидекстром более одинаковые, правое ухо лучше локализует, лучше речи различимые. Левое ухо лучше определяет неречевые звуки, музыкальные ритмы, эмоциональные
Тест: покапаться в мешке
Обоняние – асматики, микросматики, макросматики
Сенсорная
Левая половина носа в 70% случаев более чувствительна
Вкус – у мужчин пороги более высокие (нужно более сильный вкус, чтобы почуствовать), левая сторона языка более чувствительна
Психическая Неравенство функций полушарий мозга в формировании целостной нервнопсихической деятельности
Левое полушарие – полушарие формально-логического мышления, обрабатывает информацию, которая поступает в мозг последовательно (речь). При решении задач используется подход – анализ и принцип индукции (от частного к общему)
Правое полушарие (художественное – чаще активируется у левшей) – полушарие с ассоциативно-эмпирическим мышлением. Обрабатывает сигналы одновременно и целостно. При решении задачек – подход синтез, используется принцип дедукции (от общего к частному)
Чем меньше степень правшевства, левшества, тем хуже память.
При нарушениях полушарий:
Нарушение левого полушария (для правшей) нарушается произвольная память
При нарушении правого полушария нарушается непроизвольная память, сложность ориентации в пространстве, плохо узнают лица знакомых, музыканты теряют музыкальные способности
Половой деморфизм мальчиков и девочек
Девочки лучше:
· Выполняют тесты на быстроту восприятия
· Лучше поменять изменения в местоположении предметов
· Быстрее соображают (быстрее перечисляют предметы одного цвета, и пр.)
· Лучше обучаются заданиям с точными движениями руки
· Лучше арифметический счет
Мальчики лучше:
· Решают задачи на пространственные тесты
· Лучше навыки прицеливания
· Успешнее могут вычислить простую фигуру в сложной
· Лучше выполняют тесты на сложные математические задачи, не просто арифметические
Хуже всего обучаются девочки-левши!)
Интенет-журнал - Психология