Физиологические потребности. КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ЦМК зам. директора по УР
__________________ Корнева Н. М.
протокол № _______ ________________
Вишневская Л.П.___ «___»____________
«___»_____________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ (ЛЕКЦИИ)
Специальность 060501 Сестринское дело
Акушерское дело
ПМ № 4 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская
Сестра по уходу за больными»
МДК 04. Теория и практика сестринского дела
Раздел 2. Осуществление ухода за пациентами различных возрастных групп. Сестринский процесс.
Тема 2.1. Иерархия потребностей человека по А. Маслоу. Модели сестринского дела.
Составила преподаватель:
Толстихина
Екатерина
Владимировна
г. Красноярск 2012г.
ТЕМА: Иерархия потребностей человека по А. Маслоу. Модели сестринского дела.
Продолжительность занятия – 90 минут.
Место проведения занятия: лекционный кабинет.
Формируемые компетенции:
Общие:
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
Профессиональные:
ПК 4.1. | Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности |
ПК 4.2. | Соблюдать принципы профессиональной этики |
ПК 4.4. | Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода |
С целью овладения ПК в ходе освоения данной темы студент должен:
Знать: | Уметь: |
- понятие потребность - основные теории и классификации потребностей - сущность теории потребностей А.Маслоу - характеристики основных потребностей человека - условия и факторы, влияющие на способ и эффективность удовлетворения потребностей - роль медсестры в восстановлении и поддержании независимости пациента в удовлетворении его основных потребностей - роль медсестры в оздоровлении образа жизни пациента и его семьи - содержание термина - значение моделей сестринского дела для развития сестринской специальности - основные положения модели сестринского дела - разнообразие моделей (например, В.Хендерсон, Д.Орем, Н.Роупер, К.Рой, М.Аллен) | -объяснить значение учения о потребностях для сестринской практики |
Развивающая цель: развить познавательную деятельность и интерес к будущей профессии.
Воспитательная цель: вызвать интерес к проблеме потребности человека в здоровье и болезни, вызвать чувство ответственности при разрешении проблем человека.
Методическая цель: организовать лекцию с элементами беседы и мультимедийного сопровождения.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративная.
Форма организации учебного процесса: лекция.
Межпредметные связи :
№ | циклов, дисциплин, ПМ, МДК, практик |
ОГСЭ. 02 История | |
ОГСЭ. 01 Основы философии | |
ОПД. 09 Психология | |
ОПД.13 Биоэтика | |
ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе. МДК.02.01-МДК.02.17 |
Внутрипредметные связи:Разделы II-V
Оснащение занятия: методическая разработка лекции для преподавателя;
Список литературы (основная и дополнительная):
1.С.А. Мухина, И.И Тарновская Теоретические основы сестринского дела2010г, стр.84-115; 149-152.
2.И.В. Островская, И.В. Широкова, «Основы сестринского дела», Москва, 2008 г. Стр. 142-149.
3.В.В. Скворцов «Основы сестринского дела», Ростов на Дону, 2008 г. Стр. 68-91.
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЯ
Организация группы | - 3 мин. | |
Мотивация учебной деятельности | - 2 мин. | |
Формирование новых знаний | - 80 мин. | |
Обобщение и систематизация изученного материала | - 2 мин. | |
Подведение итога занятия. Задание на дом | - 3 мин. |
Описание хода занятия
Название этапа | Описание этапа | Цель | |
Организация группы | Проверить готовность аудитории, студентов, отметить отсутствующих сообщить тему и план занятия. | Подготовка студентов к работе | |
Мотивация учебной деятельности | Обосновать актуальность темы в профессиональной деятельности среднего медработника. | Мобилизация внимания студентов, создание мотивации к изучению вопросов темы | |
Формирование новых знаний | Преподаватель раскрывает содержание каждого вопроса по плану лекции. Студенты слушают, осмысливают, конспектируют. | Формирование знаний по вопросам темы, умений анализировать, конспектировать | |
Валеологическая пауза | Снятие напряжения во время работы. Результативность: формирование компетентного отношения к своему здоровью | Используется элемент здоровьесберегающей технологии. Упражнения студенты выполняют сидя, стоя (см. рекомендации) | |
Обобщение и систематизация изученного материала | Преподаватель делает выводы по ходу изложения вопросов лекции | Систематизация и конкретизация изученного материала. Формирование умений обобщать, систематизировать полученную информацию | |
Подведение итога занятия. Задание на дом | Преподаватель подводит итог, ещё раз подчёркивает необходимость знаний будущим медработником изученных вопросов. Сообщает задание на дом: Изучить конспект лекций и предлагаемую преподавателем дополнительную литературу | Создание мотивации на самостоятельную работу при подготовке к семинарскому занятию. |
План лекции № 3
1. Потребности человека.
1.1.Физиологические потребности.
1.2.Потребности в безопасности.
1.3.Социальные потребности.
1.4.Потребности в самоуважении и уважении.
1.5.Потребности в самовыражении.
1.6.Применение теории А. Маслоу в сестринском деле.
1.7.Условия и факторы, влияющие на способ и эффективность удовлетворения потребностей.
1.8.Роль медицинской сестры в восстановлении и поддержании независимости пациента в удовлетворении потребностей.
2. Концептуальные модели сестринского дела.
2.1.Основные положения и эволюция моделей сестринского дела.
2.2.Модель В. Хендерсон.
2.3.Модель М. Роупер.
2.4.Модель Д. Орэм.
2.5.Модель Д. Джонсон.
2.6.Модель К. Рой.
2.7.Модель М. Аллен.
Потребности человека.
Чтобы жить, быть здоровыми и счастливыми, люди нуждаются в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей своей жизни. Они во многом зависят от поведения или образа жизни человека. Болезнь также мешает удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.
В 1943 г. американский психолог А. Маслоу разработал теорию иерархии потребностей, определяющих (направляющих) поведение человека. По его теории, одни потребности для человека важнее, чем другие. Это положение позволило классифицировать их по иерархической системе: от физиологических (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший уровень).
А. Маслоу расположил 14 жизненно важных потребностей человека в порядке первоочередности их удовлетворения: от низших физиологических, врожденных до высших психосоциальных, приобретенных в процессе роста и развития, в виде пирамиды. При этом в основании пирамиды находятся низшие физиологические потребности, так как они являются основой жизни человека, без них невозможна жизнь в биологическом смысле слова. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрет, как любое живое существо на Земле.
Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от нескольких факторов: возраста, окружающей среды, знаний, умений, желаний и способностей самого человека. Прежде всего, удовлетворяют потребности низшего порядка, т.е. физиологические.
Физиологические потребности
Чтобы жить, человеку необходимо удовлетворять физиологические потребности в воздухе, пище, воде. Кроме того, каждый из нас нуждается в движении, сне, отправлении физиологических потребностей, а также в общении с людьми, удовлетворении своих сексуальных интересов.
Следует помнить, что физиологические потребности одинаковы у всех людей, но удовлетворяются в разной степени.
Потребность в кислороде(нормальном дыхании) — основная физиологическая потребность человека. Дыхание и жизнь — неразделимые понятия. Человек усвоил давно: dum spiro spero (лат.) — пока дышу, надеюсь. Многие слова в русском языке имеют «дыхательный» смысл: отдых, вдохновение, дух и т.д. Поддержание этой потребности должно стать для медицинской сестры приоритетной задачей. Кора головного мозга очень чувствительна к недостатку кислорода. При недостатке кислорода дыхание становится частым и поверхностным (тахипноэ), появляется одышка. Например, длительное уменьшение концентрации кислорода в тканях приводит к цианозу: кожа и видимые слизистые оболочки приобретают синюшный оттенок.
Человек, удовлетворяя потребность в кислороде, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.
Потребность в пище.Питание имеет значение для поддержания здоровья и хорошего самочувствия. Родители, удовлетворяя потребность младенца в рациональном питании, проявляют не только родительскую заботу, но и обеспечивают ребёнку возможность нормального роста и развития. Рациональное питание взрослого помогает исключить факторы риска многих заболеваний. Например, ишемическая болезнь сердца обусловлена употреблением пищи, богатой насыщенными животными жирами и холестерином.
Рацион, содержащий большое количество круп и растительных волокон, снижает риск развития рака толстой кишки. Адекватное питание при болезнях способствует выздоровлению. Так, высокое содержание белка в пище содействует заживлению ран, в том числе |и пролежней.
Отметим, что неудовлетворённая потребность человека в питании часто приводит к ухудшению самочувствия и здоровья.
Потребность в жидкости.Здоровый человек должен выпивать 12,5—3 л жидкости ежедневно. Такое количество жидкости восполняет физиологические потери в виде мочи, пота, кала и испарений •при дыхании. Для сохранения водного баланса человек должен употреблять жидкости больше, чем выделять, в противном случае появляются признаки обезвоживания. От знаний и умений медицинской сестры предвидеть обезвоживание зависит возможность пациента избежать многих осложнений.
Потребность в физиологических отправлениях.Непереваренная часть пищи выводится из организма в виде кала. Акт дефекации и мочеиспускания у каждого индивидуальны, и их удовлетворение нельзя отложить на долгое время. Большинство людей считают эти процессы личными, интимными и предпочитают не обсуждать их. В связи с этим медицинская сестра, оказывая помощь пациенту,
имеющему проблемы с отправлением физиологических потребностей, должна быть особенно деликатна и, уважая право человека на конфиденциальность, обеспечить ему возможность уединения.