Изменчивость перцептивной организации
Упорядоченность и стабильность, накладываемые перцептивными процессами на сенсорные данные, в лучшем случае являются делом времени. Любое сенсорное поле, если оно пристально рассматривается достаточно длительное время, начинает изменяться на наших глазах, обнаруживая свой действительно неоднозначный характер. Когда сенсорная информация нарочито делается двусмысленной, как, например, в случае обращающихся фигур, эта тенденция становится просто -более отчетливой. Можно рассматривать любой сенсорный объект как потенциально способный вызывать множественную перцептивную организацию. В большинстве «нормальных» случаев восприятия один из способов организации безраздельно доминирует над остальными, благодаря либо врожденным, либо приобретенным механизмам, либо и тому и другому вместе. Когда я смотрю на портрет деда, висящий на стене, имеется крайне высокая вероятность того, что произойдет специфическая организация восприятия и в силу ее высокой вероятности она останется неизменной продолжительное время. Однако даже лицо деда через несколько минут начинает испытывать неожиданные трансформации.
Посмотрите пристально некоторое время на рис. 42, А: в отличие от лица деда этот объект с самого начала
Рис. 42. Изменение отношений фигура—фон.
А — поле без дополнительных влияний:
появление «вазы» и «лица» почти равновероятно.
Б — «ваза» как фигура сделана более вероятной,
б — более вероятной фигурой сделано «лицо»
двусмыслен; первое, что вы видите, — это фигуру, напоминающую вазу, затем что-то, похожее скорее на двух полных дам, поглощенных светским разговором, затем снова вазу и т. д. Как сенсорная информация этот зрительный объект почти в одинаковой степени ассоциируется с этими двумя альтернативными организациями. Мы можем специально изменить вероятностные отношения в этой ситуации. Если, как показано на рис. 42,Б, мы придадим вазоподобной области различительные метки, что, кроме всего прочего, увеличит ее «вещный характер», то переход ко второму способу организации затруднитея. Если же, как это показано на рис. 42, В, мы сделаем осмысленные лица из двух внешних областей, то близнецы возьмут верх над вазой. Эти манипуляции мы производили с самой сенсорной информацией. Но мы можем также изменить перцептивные вероятности, меняя значения, отношения, смысл для наблюдателя. Шафер и Мэрфи (1943), например, показали, что поощрение и наказание могут надежно определить, какая из двух обращающихся фигур будет восприниматься. Неоднозначность не ограничивается только альтернативой между двумя конкурирующими организациями. Могут быть, созданы такие зрительные ситуации, которые будут вызывать большое число различных перцептивных организаций примерно с одинаковой вероятностью. Майлс (1931) предложил установку, названную им кинефантоскопом: отчетливая тень вращающейся горизонтальной металлической полосы проецируется на экран, и зрительная последовательность, изображенная на рис. 43 повторяется неограниченное время.
Рис. 43. Кинефантоскоп Майлса.
Вращение металлического флюгера
позади освещенного экрана создает
непрерывно изменяющуюся теневую форму,
которая повторно проходит показанный
выше цикл изменений.
При этом возможны меняющиеся
способы восприятия (Вальтер Майлс, 1931)
Наблюдатель может видеть «две руки, протягивающиеся к нему», затем вдруг «две руки, машущие от него», затем «нечто, вращающееся по часовой стрелке», после чего «брусок, растягиваемый и сжимающийся», потом опять «машущие к нему руки», затем «дыру в белой простыне, открывающуюся и вновь закрывающуюся» и т. д. Эти многочисленные возможности легко подвергаются влиянию подсказки: если наблюдатель монотонно повторяет: «машут к...к...к..., машут от...от...от... и т. п.», то характер воспринимаемого движения обычно подстраивается к такому самовнушению. Харроувер (1939) показала, что люди с мозговыми поражениями обычно менее гибки и в меньшей степени подвержены влиянию осмысленной оценки стимульных вероятностей. Она использовала плоские обращающиеся фигуры, подобные тем, которые приведены на рис. 42. Выводы, полученные при этом для стойкости социального восприятия, заслуживают детального экспериментального исследования.