Метафоры для звуковедения
1. «Представьте, что ваше дыхание это смычок скрипача». Это помогает понять, что каждая нота начинается, поддерживается и соединяется с другими только с помощью дыхания и ничто иное не поможет добиться качественного звука и звуковедения.
2.«Постоянно поддерживайте колонну воздуха в инструменте». Влияет на гладкость звуковедения (соединение звуков).
3. «Играйте не отдельными нотами, а фразами». В каждой фразе есть важные и кульминационные ноты, к которым нужно «придти», «привести» звук.
4. «Представьте, что ваш инструмент это баллон, наполненный легким газом, и что он все время норовит взлететь вверх, а вы своим дыханием не даете ему этого сделать, «заземляете» его».
Ещё один способ ощутить опору при диафрагменно-брюшном дыхании!
1) встаньте прямо.
2) сделайте мощный вдох, не поднимая плечи, без участия груди, должно быть ощущение, что вас надули компрессором, воздух должен идти от солнечного сплетения, от диафрагмы, как бы по нижним рёбрам, вперёд, и в бока, и где-то даже в спину и до копчика.
3) зафиксируйте напряжёнными мышцами живота, это положение после вдоха, и начинайте выдувать в мундштук, или даже без него! Просто поставьте в рот большой палец ногтём вниз, как мундштук - так можно заниматься бесшумно в любом месте, даже при отсутствии мундштука и саксофона! Амбушюром охватывайте палец точно так же, как мундштук, такой же направленный посыл воздуха в нёбо, как и при игре на саксофоне, только воздух будет уходить из под верхней губы по бокам пальца.
4) выдувая воздух, старайтесь, чтобы мышцы живота к концу выдоха сократились как можно меньше, или почти не сократились. Старайтесь удерживать мышцами пресса раздутое состояние, даже когда выдули весь воздух.
5) Мышцы пресса, должны напрягаться тем больше, чем больше вы расходуете воздух, и если правильно всё поняли, то к концу выдоха, должны почувствовать, как воздух, выдавливается передними мышцами живота, стремящимися принять естественное свое положение, но вы им не даёте это сделать, и этот антагонизм, между вашим удержанием и напряжением мышц живота, и стремлением мышц живота при выдохе вернуться назад, и есть где-то МОМЕНТ ИСТИНЫ, и когда вы почувствуете этот мощный столб и воздуха и мышц, от копчика до амбушюра, вы начнёте понимать суть ОПОРЫ.
Как бы ощущение, что у вас все части тела, от копчика до губ, стали единым столбом, напряженных мышц – такое состояние кажется противоестественно для организма, особенно поначалу, но потом появляется автоматизм в мышцах. Т.е вдохнули, зафиксировали ваш раздутый живот и бока, и когда всё выдохнули на длинном выдохе, вот почти такое же положение мышц пресса и должно остаться, грудь здесь никакого участия не должна принимать! Плечи не поднимать только диафрагменно-брюшное дыхание! A НЕ женское, грудное дыхание! на время игры, забудьте, что у вас есть лёгкие в груди.
В дальнейшем, мощность вдоха, вы будете определять интуитивно, в зависимости, от стоящих музыкальных задач - для короткой фразы не нужно брать столько воздуха, как для длинной кантилены, ни и при небольшом вдохе, принцип, должен остаться тем же.
Этот метод, может и немного утрированный, но на первых порах обучения, быстрее даёт возможность для понимания. По достижении опыта, так раздувать живот не нужно, но на первых порах придётся напрячься.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой - лечебное дыхание, не относящееся к чисто духовому дыханию. По этой системе учатся дышать наоборот - на вдохе втягивают живот, а на выдохе надувают его. Общее с духовым дыханием - на выдохе мышцы живота держатся напряжёнными. У духовика же несколько другое дыхание.
Начинающим, чтобы понять ощущение нижнерёберного дыхания, нужно выполнять такое упражнение:
1) Из положения стоя нагнуться вперёд с расслабленными руками, чтобы они свободно болтались. Выдохнуть весь воздух.
2) Резко выпрямиться, поднимая руки перед собой к верху с открытым ртом, воздух попадёт сам куда нужно и сколько нужно,
3) Очень медленно опускать руки в стороны, медленно выдыхая воздух. Губы сделайте трубочкой, и когда уже воздуха совсем нет - резко согнитесь опять вперёд с расслабленными руками. Можно немножко подышать, и продолжаем со второго абзаца дальше.
Вариант упражнения № 3 - можно выпускать воздух рывками, довольно резкими и маленькими порциями, помогая руками движениями вниз при самом выдохе. Во время маленькой паузы слегка руки приподнять и так стоять до тех пор, пока воздуха не останется. Дальше всё начинается сначала. Не забывайте, что саксофонист, как и любой духовик, никогда не делает вдох открытым ртом, а только сквозь уголки губ. Выпрямление будет не такое резкое, как вдох духовика, а воздух при открытом рте попадёт в лёгкие в груди. Поднимая руки, вы нарушаете физиологию своего пресса, как бы растягиваете его, и этот метод может для вокалистов и подойдёт, все эти упражнения, хороши для общего развития, ну как физзарядка.
А для духовика это не совсем то, что нужно, и выработать правильное, дыхание на опоре, вряд ли поможет, скорее наоборот навредит. При кажущейся похожести дыхания духовика и певца, есть кардинальные различия, певец выдыхает совсем по-другому, у него задействованы другие мышцы, гортань, связки, и он свободно артикулирует ртом, губами, ему не нужно как духовику поддерживать амбушюром, напряжённо-сосредоточенный поток воздуха. У певца опора заканчивается после гортани и связок, дальше свободный вылет звука и рот в качестве резонатора. Т. е. амбушюра, в духовом понимании у певца нет!
Итого, учась дышать по певческим методикам, вы выключаете из неделимой цепочки, второй по важности для духовика момент - АМБЮШУР! - разрываете эту часть опоры, цельное ощущение столба, потока воздуха, от живота до амбушюра. А ведь духовое дыхание нужно рассматривать только в связке с амбушюром.
Самый лучший комплекс для саксофониста - Смотри в приложении
«Синди Кроуфорд - идеальное тело за 10 минут»
Анатомия и физиология органов дыхания Что нужно знать об анатомии и физиологии органов дыхания? Газообмен Задача органов дыхания - обеспечение органов жизненно необходимым кислородом и выделение в окружающую среду углекислого газа как конечного продукта обмена веществ. В результате той роли, которую играют лёгкие в процессе газообмена, лёгкие становятся важным регулирующим органом и в кислотно-щелочном балансе. Так при кислородной недостаточности наступает переокисление крови и тем самым нарушается обмен веществ в клетках - процесс, который наблюдается в продвинутой стадии в лёгких при данной патологии. Дыхательные пути, прежде всего нос, служат и для обогрева, увлажнения и очищения вдыхаемого воздуха. | ||
Дыхательные пути Дыхательные пути - это путь воздуха от ротового и носового отверстий до лёгочных пузырьков (альвеол). Воздухоносные пути расположены вне грудной полости (внеторакально) и в грудной полости (внутриторакально). К дыхательным путям, расположенным вне грудной полости, относятся рот, носо - и ротоглотка, гортань, трахея. Трахея делится на два ствола бронхов, ведущих к левому и правому лёгкому. Отсюда бронхи разветвляются справа на три, слева - на два долевых бронха, ибо правое лёгкое состоит из трёх, а левое - из двух долей. От них отходят сегментарные бронхи, снабжающие более мелкие участки лёгких (сегменты). | ||
После последующего 22-разового деления (разветвления бронхиального дерева) терминальный бронх впадает в лёгочные пузырьки (альвеолы). Они состоят из тонкого клеточного слоя, под которым находятся кровеносные сосуды (капилляры), с помощью которых происходит газообмен. Большие и мелкие бронхи выстланы слизистой оболочкой, покрытой ресничками (цилии), которые отсутствуют в концевых бронхах и в альвеолах. | ||
Рис. 1-3. Строение стенки: бронх, бронхиола, альвеола (бронхиальные клетки с ресничками, мускулатура, бронхиальный лимфоузел, хрящ). Бронхи окружены слоем мышц и стабилизированы хрящевыми кольцами, препятствующими спаданию бронхов при выдохе. И только после 12-го деления (это уже бронхиолы) - без хрящей. С помощью мускулатуры бронхи могут сужаться (например, при астме) или расширяться (лекарства, стимулирующие дыхание, воздействие адреналина при чувстве радости). | ||
Нормальный бронх Спазматически суженный бронх | ||
Мелкие дыхательные пути заканчиваются в лёгочных пузырьках. Мелкие пустые мешочки, имеющие форму сот или шариков диаметром от 0,1 до 0,3 мм, покрыты поверхностно-активным веществом (сурфактант). Вместе с эластичными волокнами, окружающими альвеолы, оно предотвращает спадание ткани. | Рис. 1-5 От бронха к лёгочным пузырькам | |
Примерно через два месяца после рождения ребёнка альвеолы в функциональном отношении достаточно развиты. Новые альвеолы лёгких наиболее интенсивно образуются примерно до трёх лет. После этого прекращается образование новых альвеол, увеличивается только их размер пока грудная клетка не достигнет окончательного объёма. | ||
| ||
Альвеолы лёгких покрыты тончайшими кровеносными сосудами (капиллярами). Кислород, вдыхаемый с воздухом, в альвеолах поглощается эритроцитами, углекислый газ попадает из крови в альвеолы. |
| |
ЛЁГКИЕ И ГРУДНАЯ КЛЕТКА Грудная или торакальная полость состоит из костного каркаса, рёбер и позвоночного столба. Рёбра подвижно соединены с позвоночным столбом. Внизу грудная полость заканчивается куполообразной мышечной перегородкой - диафрагмой. Рёбра связаны между собой мышцами и активно участвуют в процессе дыхания. Лёгкие покрыты висцеральной плеврой (Pleura pulmonalis или visceralis), и с внутренней стороны плотно прилегают к грудной полости. Грудная полость то же покрыта тонкой слизистой плёнкой - (Pleura parietalis) - пристеночной или париетальной плеврой. Слой жидкости, находящийся в узкой щели между двумя слизистыми оболочками, препятствует образованию трения при движении лёгких, и способствует прочному сцеплению висцеральной плевры с рёберной плеврой. Таким образом, лёгкие подвешены в грудной полости и следуют движениям грудной клетки, и наоборот, грудная клетка следует эластичной тяге лёгких при выдохе. | ||
Как мы дышим? Вдох и выдох воздуха происходят благодаря ритмичным движениям органов дыхания. Это лёгкие, грудная клетка с относящейся к ней мускулатурой, диафрагма и брюшная стенка. Грудная полость при вдохе Эластичная ткань лёгких обладает свойством сокращаться, в то время как грудная клетка скорее тяготеет к тому, чтобы оставаться в положении вдоха. Вдох происходит благодаря тому, что дыхательная мускулатура поднимает и расширяет грудную клетку, диафрагма опускается; при этом должно быть преодолено эластичное сопротивление грудной клетки и лёгких. При потоке воздуха во время вдоха и выдоха через систему труб дыхательных путей различного диаметра возникает сопротивление, так называемое противодействие току воздуха. Итак, вдох - это активный процесс. При вдохе в дыхательных путях возникает более низкое давление по сравнению с атмосферным давлением. Благодаря этому воздух может пройти в дыхательные пути. Выдох происходит потому, что лёгкое, расширенное во время вдоха, сжимается. Следовательно, при дыхании в покое вдох активный, выдох - пассивный процесс. Во время выдоха в результате сжатия лёгких поднимается давление в бронхах и альвеолах по сравнению с атмосферным давлением, и воздух устремляется наружу. Самая главная дыхательная мышца - диафрагма. Она движется вниз в направлении живота, как поршень с возвратно-поступательным движением в автомашине, и расширяет при этом лёгкие. Движение диафрагмы изображено на рисунке, данном выше. При выдохе диафрагма движется вверх. При напряжённом дыхании или сильном выдохе, выдох поддерживается мышцами живота. При дыхании в покое у взрослых 2/3 воздуха перекачивается в лёгкие диафрагмой и только 1/3 - грудной клеткой. | ||
простые упражнения от Э. Мариенталя - из его второй части самоучителя:
1) Возьмите ноту, скажем, соль. Играйте ее, постепенно расслабляя нижнюю губу. Вы заметите, что тон ноты понизится, а потом звук исчезнет. Перед исчезновением звука - изменится тембр ноты. Потому что трость перестанет быть зажата и начнет вибрировать сравнительно свободно. Этот момент надо уловить. А уловив сделать вот что: не напрягая нижнюю губу, вернуть тон ноты в прежнее высотное положение, (в тот момент, когда исчезает звук, нужно «поддать» воздуха - таким образом, опора звука переместится с губы на диафрагму).
2) Упражнение «собачка» - быстро делать вдох и выдох работая мышцами живота.
3) «Когда идешь вверх - думай что идешь вниз, а когда идешь вниз - думай что идешь вверх» (Абсолютно правильно - чисто психологически верхние ноты брать легче, да и звук получается не зажатый и тусклый, а более насыщенный).
4) Дыхание на опоре создает как бы упругий воздушный столб где-то над пупком, и такой столб поддерживается во время игры. Это не значит набрать полный живот воздуха! Вот если вас бьют в солнечное сплетение или поддых, а вы опытный боец, то вы создаете в месте удара встречную волну из упругих мышц, бросив туда направленный импульс из центра над пупком. А в случае игры на опоре, импульс посылается вверх в амбушюр и мундштук, и удерживается, создавая опору.
КАК БРАТЬ ДЫХАНИЕ.
1. "Вдыхайте так, как вдыхает тонущий человек, идущий в третий раз на дно» - говорил Луис Маджио. Луис имел в виду то, что надо набирать, возможно, большее количество воздуха в лёгкие в кратчайшее время.
2. Задержите воздух и расслабьтесь «Сядьте на воздух плечами так, чтобы он переместился на самый низ лёгких» - говорил Маджио.
3. Подача воздуха, как:
- будто Вы выдавливаете зубную пасту со дна тюбика;
- поднимаете вилами;
- боксёр, получающий удар в живот;
- внутрь и вверх.
Если играющий чувствует краткость вдоха или недостаток воздуха, это значит, что он неправильно дышит или теряет много воздуха, неправильно его распределяя (губы расставлены широко).
Для решения этой проблемы сделайте серию коротких вдохов в таком порядке:
1. вдох;
2. расслабьтесь (задержав воздух);
3. сделайте второй вдох;
4. расслабьтесь (задержав воздух);
5. сделайте третий вдох;
6. расслабьтесь («Сядьте на воздух плечами»);
7. подавайте воздух (выдох).
Будьте уверены в том, что губы слегка сжаты, предупреждая ненужную потерю воздуха.
РАССЛАБЛЕНИЕ.
По возможности, основная часть мышц постоянно должна быть расслаблена, естественно, что в некоторых частях тела будет напряженность (диафрагма, мышцы брюшного пресса, мышцы амбушюра), но только лишь в той мере, какой необходимо исполнять свои функции. «Если играющий играет расслабленно, свободно Вы узнаете по его звуку» - говорил Маджио.
Чтобы почувствовать расслабленный пресс, сделайте следующее: сядьте на самый краешек стула, вы должны почувствовать жёсткость и упор на костях под ягодичными мышцами, ноги расставьте под углом в сорок градусов, чтобы живот легко под своей тяжестью немного провис, спина идеально прямая, общий наклон тела вперёд не более 5 градусов.
Далее берём дыхание, как будто «в третий раз идём ко дну» - Луи Маджио, сначала заполняем низ лёгких, среднюю часть и верхнюю, при этом естественно плечи приподымаются. Не торопитесь выдувать, посадите плечи на воздух - ощущение именно такое, этого времени достаточно, чтобы накормить мозг кислородом, далее дуйте, причём обращайте внимание, что пресс расслаблен, напрягается диафрагма, а живот наоборот стремится расшириться вниз.
Суть в том, что при сидячей (вышеописанной) позиции живот изначально в верном, расслабленном положении, обращаю ваше внимание, что опора идёт полностью на стул, ноги выставлены вперёд - нагрузка на них минимальна, а в положении стоя пресс изначально напряжён в нижней части за счёт передачи напряжения с ног, когда поймаете ощущение сидя, сможете изменить положение стоя так, чтобы минимально напрягать пресс.
После задержки дыхания с опусканием плеч и последующего за этим выдоха может закружиться голова. Так и должно быть вначале. Мозг обогащается кислородом, а далее вы можете легко играть (только понадобиться неделька на привыкание, зато потом дыхание "попрёт"). Все ваши лиги окажутся сущим пустяком, атака облегчится за счёт воздуха, мышцы щёк расслабятся, и вам останется немного опирать амбушюр на воздух (здесь же можно поймать лёгкое касание трости, мундштука, у кого как). Вообще, мозг просто не привык кушать так много кислорода, поэтому происходит головокружение.
Между прочим, при таком дыхании нагрузка на сердце существенно снижается, так как не наблюдается недостатка кислорода в организме в целом (от недостатка кислорода происходят зажимы и покраснения, голова туго соображает). Сердце путём учащения пульса нагоняет недостаток артериальной крови к требующему органу и откачивает избыток венозной крови. Сосуды участвуют в перегонке крови, поэтому необходимо поддерживать их тонус - здоровое питание, бег, плавание, аэробика, шейпинг, йога.