ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (КОЛЛОКВИУМ № 3)

«Анатомия и физиология нервной системы человека»

Контрольные вопросы:

1) Морфология физиология нейрона. Интегративная функция нейрона: механизмы и свойства ВПСП и ТПСП. Последовательность и локализация возникновения возбуждения в нервной клетке.

2) Основные виды распространения возбуждения в нейрональной сети, их схематическое представление.

3) Дайте определение понятиям рефлекс, рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, рефлексогенная зона. Нарисуйте общую схему строения рефлекторной дуги, обозначьте и поясните элементы.

4) Нарисуйте схему коленного рефлекса, обозначьте основные элементы, охарактеризуйте коленный рефлекс по всем классификациям.

5) Классификация рефлексов по различным признакам.

6) Определение понятия нервного центра, характеристика свойств нервного центра.

7) Общая характеристика процесса торможения и его значение в функционировании нервной системы. Какие изменения мембранного потенциала возбудимой структуры могут приводить к развитию процесса торможения?

8) Общая характеристика процесса торможения и его значение в функционировании нервной системы. Классификация процесса торможения по отношению к межнейрональному синапсу: пресинаптической и постсинаптическое торможение.

9) Общая характеристика процесса торможения и его значение в функционировании нервной системы. Возможные варианты развития процесса торможения в малых нейрональных сетях.

10) Механизм центрального (ретикулярного) торможения рефлексов. Дайте развернутое пояснение опыта Сеченова, зарисуйте схему опыта, обозначьте элементы схемы.

11) Механизм реципрокного торможения и его роль в координации рефлекторных процессов.

12) Понятие парабиотического торможения Н.Е. Введенского, механизм развития парабиотического торможения и его фазы.

13) Строение и функции спинного мозга, отделы спинного мозга Принцип сегментарности спинного мозга и метамерное строение тела человека.

14) Спинальные механизмы регуляции тонуса скелетной мускулатуры. Функциональная и структурная характеристика рецепторного аппарата мышц. Рефлексы, реализуемые с интрафузальных мышечных рецепторов, рецепторов Гольджи.

15) Основные виды спинальных рефлексов. Защитные спинальные рефлексы. Нарисуйте схему защитного рефлекса с пояснениями и обозначениями элементов схемы.

16) Физиологическая характеристика проводниковой функции спинного мозга. Восходящие тракты спинного мозга.

17) Физиологическая характеристика проводниковой функции спинного мозга. Нисходящие тракты спинного мозга.

18) Спинальный шок. Причины развития, длительность у разных биологических видов.

19) Основные анатомические отделы головного мозга; их расположение, общие черты анатомического строения.

20) Морфология и функции продолговатого мозга.

21) Морфология и функции среднего мозга.

22) Физиологическая роль ретикулярной формации. Нисходящие и восходящие влияния ретикулярной формации.

23) Назовите черепномозговые нервы, укажите их основные функции.

24) Роль структур ствола мозга в организации моторики: вестибулярного ядра продолговатого мозга, красного ядра среднего мозга, ретикулярной формации.

25) Охарактеризуйте основные статические и статокинетические рефлексы, проанализируйте их роль в организации моторики.

26) Конечный мозг: общий план строения, цито- и миелоархитектоника коры больших полушарий (КБП). Динамическая локализация функций в КБП. Понятие о сенсорных, моторных и ассоциативных зонах коры больших полушарий.

27) Анатомия базальных ядер. Роль базальных ядер в формировании мышечного тонуса и сложных двигательных актов.

28) Морфофункциональная характеристика мозжечка. Признаки его повреждения.

29) Методы исследования ЦНС: нейронография, электроэнцефалография. Методика регистрации и основные ритмы ЭЭГ.

30) Структурно-функциональные особенности вегетативной нервной системы (ВНС). Сравнительная характеристика вегетативной нервной системы по сравнению с соматической нервной системой.

31) Характеристика нервных центров симпатической нервной системы (СНС), схема строения симпатической рефлекторной дуги. Нейрохимия СНС и ее основные эффекты.

32) Характеристика нервных центров парасимпатической нервной системы (ПСНС), схема строения парасимпатической рефлекторной дуги. Нейрохимия ПСНС и ее основные эффекты.

33) Понятие метасимпатической нервной системы; особенности структуры и функции вегетативных ганглиев как периферических нервных центров регуляции вегетативных функций;

Занятие № 23

Тема занятия: Анатомия и гистология сердца. Круги кровообращения. Физиологические свойства сердечной мышцы. Фазовый анализ одиночного цикла сердечной деятельности

Цель занятия: Получить общее представление о функциях и строении сердечно­-сосудистой системы, кругах кровообращения; исследовать физиологические свойства миокарда, динамику движения крови в сердце; провести фазовый анализ сердечного цикла, научиться определять длительность сердечного цикла по пульсу.

Знать Уметь
1) Строение кругов кровообращения. Анатомию сердца человека. 2) Физиологические механизмы автоматии сердца. 3) Последовательность сокращения камер сердца и работы клапанов сердца на протяжении сердечного цикла.   1) Рисовать схему проводящей системы сердца. 2) Определять продолжительность сердечного цикла по частоте пульса.  

Рекомендуемая литература:

1. Лекционный материал.

2. Алипов, Н.Н. Основы медицинской физиологии [Текст] / Н.Н.Алипов // М.: Гэотар-медиа, 2008. – 423 с.

3. Физиология человека: Учебник [Текст] / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько // М.:Медицина, 2007. – 656 с.

Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:

1. Анатомо-функциональная характеристика кругов кровообращения: физиологическая роль большого и малого круга, начало и окончание кругов кровообращения по отношению к сердцу.

2. Общая анатомическая характеристика сердца: расположение и границы сердца, характеристика камер сердца и клапанного аппарата, особенности коронарных сосудов, строение стенки сердца.

3. Гистология сердечной мышцы: сравнительная характеристика по отношению к скелетной и гладкой мышечной ткани, виды кардиомиоцитов, особенности межклеточных контактов в сердечной мышце.

4. Характеристика физиологических свойств миокарда.

4.1. Понятие об основных физиологических свойствах миокарда: возбудимости, проводимости, сократимости, автоматии.

4.2. Проводящая система сердца: функциональная характеристика водителей ритма (пейсмекеров) сердца, их расположение; понятие о градиенте автоматии, особенности и ионные механизмы потенциала действия пейсмекерных кардиомиоцитов.

4.3. Сократительный миокард: особенности и ионные механизмы развития фаз потенциала действия рабочих кардиомиоцитов.

4.4. Представление об экстрасистоле.

5. Фазовый анализ одиночного цикла деятельности сердца. Характеристика состояния клапанного аппарата в разные периоды сердечного цикла.

6. В тетради для самоподготовки выполните следующие задания:

1) в виде схемы отобразите строение малого и большого кругов кровообращения;

2) в виде схемы зарисуйте строение сердца человека с обозначением камер и клапанного аппарата;

2) зарисуйте схему проводящей системы сердца и подпишите ее основные элементы.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа 1.

Опыт Станниуса

Работа выполняется на основании материалов видеофильма: «Автоматия сердца»

Рекомендуемый план протокола:

1. Схематично нарисуйте места последовательного наложения лигатур и образцы механокардиограмм

2. При обсуждении результатов ответьте на вопросы: В каком ритме продолжают сокращаться кардиомиоциты, прилежащих к венозному синусу? Чем вызвана остановка сердца при наложении 1 лигатуры? Почему миокард предсердий после наложения лигатур Станниуса не сокращается? Причина возобновления и измене­ния сокращения желудочков после наложения 2 лигатуры? Почему не сокращается изолированная 3 лигатурой верхушка сердца?

3. В выводе оцените значение опыта Станниуса в анализе проводящей системы сердца; сформулируйте понятие градиента автоматии; ответьте на вопрос – обладают ли в норме свойством автоматии рабочие кардиомиоциты.

Работа 2.

Наши рекомендации