Фрагмент профессиограммы начальника отдела кадров (аналитический подход)
Операционно-технологическая структура труда | Психологическая структура деятельности субъекта труда | ||||
Техноло- гические действия | Технологические операции (этапы выполнения действий) | Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных действий (что должен знать для выполнения операций и действий) | Цели действий | Психологи- ческая характерис-тика действий | Психические и психофизиологические процессы; ПВК, обеспечивающие их протекание (какие качества необходимы для выполнения операций и действий) |
Прием на работу | Изучить документы поступающего на работу | Нормативы: юридические, медицинские, квалификационные | Оценить | Когнитив- ные (сопостав-ление) | Мышление репродуктивное, словесно-логическое, невербальное; зрительное восприятие, оперативная и долговременная память, устойчивое внимание |
Выяснить причины поступления и пожелания поступающего на работу | Интересы, личные профессиональные планы, общая и специальная подготовка, информированность о профессиях или профессии, социальное или семейное положение | Познать | Коммуника-тивные (побуждение к общению) | Общение: речь, словесно-логическое мышление, социальное восприятие, устойчивое, избирательное внимание, эмпатия, эмоционально-волевая устойчивость | |
Когнитив-ные (обобщение) | Мышление продуктивное, словесно-логическое, невербальное; оперативная, образная память | ||||
Выделить конкретный трудовой пост для поступающего на работу | Нормативы: социально-экономические, соц.-правовые, социально-психологические и микроклиматические условия труда, планы комплектования предприятия кадрами; данные поступающего: возраст, пол, здоровье, профессиональная подготовка | Спрогно-зировать | Когнитив-ные (обобщение) | Мышление продуктивное, словесно-логическое, образное; внимание избирательное; память долговременная, образная, оперативная; эмоционально-волевая устойчивость | |
Познакомить поступающего на работу с функциями, правилами, правами и перспективами профессии | Должностные инструкции, условия оплаты труда, перспективные планы развития данной профессии, специальности | Инфор-мировать | Коммуника-тивные (побуждение к действию) | Общение: речь, социальное восприятие; устойчивое, избирательное внимание; мышление продуктивное, словесно-логическое, наглядно-действенное; эмпатия | |
Операционно-технологическая структура труда | Психологическая структура деятельности субъекта труда | ||||
Техноло- гические действия | Технологические операции | Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных действий | Цели действий | Психологи- ческая характерис-тика действий | Психические и психофизиологические процессы; ПВК, обеспечивающие их протекание |
Организация обучения персонала на предприятии | |||||
Проведение аттестации персонала организации | |||||
Принятие решения о поощрении /наказании работника |
Задание 9: Сравните профили успешных профессионалов. Какие качества являются профессионально важными для профессий типа «человек-человек? Сопоставьте свои результаты по тесту Кеттелла с требованиям должности к ПВК работника. Какие ваши личностные качества способствуют эффективному выполнению профессиональной деятельности? Какие качества могут провоцировать возникновение затруднений при решении профессиональных задач?
Фактор | Название фактора | Профили успешных профессионалов | Личный результат | Качества, соответствующие высокой оценке (8-10 стенов) | Качества, соответствующие низкой оценке (1-3 стена) | ||||
Ч-Т | Ч-З | Ч-П | Ч-ХО | Ч-Ч | |||||
A | Отзывчивость/ отчужденность | 6,2 | 5,4 | 5,7 | 6,4 | Общительный, добродушный, сердечный, гибкий | Замкнутый, отчужденный, безразличный, ригидный | ||
B | Интеллект | 6,0 | 8,8 | 5,8 | 7, 5 | Сообразительный, абстрактно мыслящий | Глупый, конкретно мыслящий, малообразованный | ||
C | Эмоциональная устойчивость | 5,8 | 4,9 | 5,5 | 4,6 | Зрелый, реалистичный, спокойный, устойчивый | Неустойчивый, нереалистичный, тревожный | ||
E | Доминантность/ подчиненность | 5,7 | 3,5 | 6,0 | 6,1 | Независимый, уверенный, конкурирующий, упрямый | Покорный, робкий, застенчивый, осторожный | ||
F | Беспечность/ рассудительность | 3,9 | 2,8 | 3,5 | 3,8 | Беззаботность, живость, доверчивость | Серьезность, молчаливость, озабоченность | ||
G | Сознательность/ безответственность | 6,4 | 7,7 | 6,2 | 6,1 | Обязательный, совестливый, ответственный | Нерадивый, непостоянный, небрежный, аморальный | ||
H | Смелость/ робость | 5,8 | 5,0 | 6,4 | 5,9 | Предприимчивый, раскованный, общительный | Неуверенный, замкнутый, испытывающий страхи | ||
I | Мягкосердечность/ жесткость | 5,7 | 5,0 | 5,6 | 7,6 | Сентиментальный, эмоциональный, чувствительный | Рациональный, суровый, действует по логике | ||
L | Подозрительность/ доверчивость | 4,2 | 5,8 | 5,5 | 7,4 | Недоверчивый, ревнивый, раздражительный | Доверчивый, уступчивый, покладистый, терпимый | ||
M | Мечтательность/ практичность | 4,3 | 5,1 | 4,3 | 5,8 | Творческий, артистичный, погруженный в себя | Здравомыслящий, приземленный, без воображения | ||
N | Дипломатичность/ прямолинейность | 5,3 | 5,5 | 4,8 | 4,7 | Проницательность, точный ум, социально опытный | Наивный, социально неуклюжий | ||
O | Ранимость/ самоуверенность | 6,1 | 6,5 | 6,3 | 7,4 | Чувствительный к замечаниям и порицаниям | Самодовольный, безмятежный, самонадеянный | ||
Q1 | Радикализм/ консерватизм | 6,3 | 6,5 | 6,3 | 7,3 | Вольнодумный, либеральный, широта взглядов | Уважающий традиции, жесткость установок | ||
Q2 | Самодостаточность/ конформизм | 6,5 | 6,8 | 5,6 | 7,2 | Самостоятельность, независимость решений и поведения | Зависимость от группы, следование за другими | ||
Q3 | Контроль желаний/ импульсивность | 7,3 | 8,3 | 5,0 | 7,5 | Высокий самоконтроль поведения и эмоций | Низкий самоконтроль, потворствование побуждениям | ||
Q4 | Напряженность/ расслабленность | 5,3 | 5,8 | 7,0 | Возбужденность, утомленность, фрустрированность | Расслабленность, слабость побуждений и желаний |
ВЫВОД: _______________________
Задание 10:Опишите основные задачи, которые приходится решать представителям Вашей будущей профессии. Определите, какие способности и качества Вам нужно развивать для того, чтобы достичь вершин профессионального мастерства. Какие упражнения и тренировки необходимы для этого?