Фрагмент профессиограммы начальника отдела кадров (аналитический подход)

Операционно-технологическая структура труда Психологическая структура деятельности субъекта труда
Техноло- гические действия Технологические операции (этапы выполнения действий) Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных действий (что должен знать для выполнения операций и действий) Цели действий Психологи- ческая характерис-тика действий Психические и психофизиологические процессы; ПВК, обеспечивающие их протекание (какие качества необходимы для выполнения операций и действий)
  Прием на работу   Изучить документы поступающего на работу   Нормативы: юридические, медицинские, квалификационные     Оценить Когнитив- ные (сопостав-ление) Мышление репродуктивное, словесно-логическое, невербальное; зрительное восприятие, оперативная и долговременная память, устойчивое внимание
    Выяснить причины поступления и пожелания поступающего на работу     Интересы, личные профессиональные планы, общая и специальная подготовка, информированность о профессиях или профессии, социальное или семейное положение   Познать Коммуника-тивные (побуждение к общению) Общение: речь, словесно-логическое мышление, социальное восприятие, устойчивое, избирательное внимание, эмпатия, эмоционально-волевая устойчивость
Когнитив-ные (обобщение) Мышление продуктивное, словесно-логическое, невербальное; оперативная, образная память
    Выделить конкретный трудовой пост для поступающего на работу Нормативы: социально-экономические, соц.-правовые, социально-психологические и микроклиматические условия труда, планы комплектования предприятия кадрами; данные поступающего: возраст, пол, здоровье, профессиональная подготовка   Спрогно-зировать     Когнитив-ные (обобщение) Мышление продуктивное, словесно-логическое, образное; внимание избирательное; память долговременная, образная, оперативная; эмоционально-волевая устойчивость
Познакомить поступающего на работу с функциями, правилами, правами и перспективами профессии Должностные инструкции, условия оплаты труда, перспективные планы развития данной профессии, специальности   Инфор-мировать Коммуника-тивные (побуждение к действию) Общение: речь, социальное восприятие; устойчивое, избирательное внимание; мышление продуктивное, словесно-логическое, наглядно-действенное; эмпатия
Операционно-технологическая структура труда Психологическая структура деятельности субъекта труда
Техноло- гические действия Технологические операции Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных действий Цели действий Психологи- ческая характерис-тика действий Психические и психофизиологические процессы; ПВК, обеспечивающие их протекание
Организация обучения персонала на предприятии            
Проведение аттестации персонала организации              
Принятие решения о поощрении /наказании работника            

Задание 9: Сравните профили успешных профессионалов. Какие качества являются профессионально важными для профессий типа «человек-человек? Сопоставьте свои результаты по тесту Кеттелла с требованиям должности к ПВК работника. Какие ваши личностные качества способствуют эффективному выполнению профессиональной деятельности? Какие качества могут провоцировать возникновение затруднений при решении профессиональных задач?



Фактор Название фактора Профили успешных профессионалов Личный результат Качества, соответствующие высокой оценке (8-10 стенов) Качества, соответствующие низкой оценке (1-3 стена)
Ч-Т Ч-З Ч-П Ч-ХО Ч-Ч
A Отзывчивость/ отчужденность 6,2 5,4 5,7 6,4     Общительный, добродушный, сердечный, гибкий Замкнутый, отчужденный, безразличный, ригидный
B Интеллект 6,0 8,8 5,8 7, 5     Сообразительный, абстрактно мыслящий Глупый, конкретно мыслящий, малообразованный
C Эмоциональная устойчивость 5,8 4,9 5,5 4,6     Зрелый, реалистичный, спокойный, устойчивый Неустойчивый, нереалистичный, тревожный
E Доминантность/ подчиненность 5,7 3,5 6,0 6,1     Независимый, уверенный, конкурирующий, упрямый Покорный, робкий, застенчивый, осторожный
F Беспечность/ рассудительность 3,9 2,8 3,5 3,8     Беззаботность, живость, доверчивость Серьезность, молчаливость, озабоченность
G Сознательность/ безответственность 6,4 7,7 6,2 6,1     Обязательный, совестливый, ответственный Нерадивый, непостоянный, небрежный, аморальный
H Смелость/ робость 5,8 5,0 6,4 5,9     Предприимчивый, раскованный, общительный Неуверенный, замкнутый, испытывающий страхи
I Мягкосердечность/ жесткость 5,7 5,0 5,6 7,6     Сентиментальный, эмоциональный, чувствительный Рациональный, суровый, действует по логике
L Подозрительность/ доверчивость 4,2 5,8 5,5 7,4     Недоверчивый, ревнивый, раздражительный Доверчивый, уступчивый, покладистый, терпимый
M Мечтательность/ практичность 4,3 5,1 4,3 5,8     Творческий, артистичный, погруженный в себя Здравомыслящий, приземленный, без воображения
N Дипломатичность/ прямолинейность 5,3 5,5 4,8 4,7     Проницательность, точный ум, социально опытный Наивный, социально неуклюжий
O Ранимость/ самоуверенность 6,1 6,5 6,3 7,4     Чувствительный к замечаниям и порицаниям Самодовольный, безмятежный, самонадеянный
Q1 Радикализм/ консерватизм 6,3 6,5 6,3 7,3     Вольнодумный, либеральный, широта взглядов Уважающий традиции, жесткость установок
Q2 Самодостаточность/ конформизм 6,5 6,8 5,6 7,2     Самостоятельность, независимость решений и поведения Зависимость от группы, следование за другими
Q3 Контроль желаний/ импульсивность 7,3 8,3 5,0 7,5     Высокий самоконтроль поведения и эмоций Низкий самоконтроль, потворствование побуждениям
Q4 Напряженность/ расслабленность 5,3 5,8   7,0     Возбужденность, утомленность, фрустрированность Расслабленность, слабость побуждений и желаний

ВЫВОД: _______________________

Задание 10:Опишите основные задачи, которые приходится решать представителям Вашей будущей профессии. Определите, какие способности и качества Вам нужно развивать для того, чтобы достичь вершин профессионального мастерства. Какие упражнения и тренировки необходимы для этого?

Наши рекомендации